Щетки генератора г 108
Форумы на www.gaz21.ru: Генератор родной (альтернатор). — Форумы на www.gaz21.ru
- Все о ГАЗ-21 Волга
- Обсуждения
- Пользователи
- Календарь
- Форумы на www.gaz21.ru
- Этот сайт предназначен для аудитории 18+
- >Технические вопросы
- >Электрооборудование
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
Генератор родной (альтернатор). Какие у него щетки и где бы их найти. Оценка:
#1 Dark Yak
- Участник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 27
- Регистрация: 27 Апрель 16
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: Газ-24, 1978
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#2 Tesla
- радиолюбитель
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 394
- Регистрация: 25 Ноябрь 10
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: павловский-посад
- Настоящее имя: Олег
- Автомобиль: ГАЗ — 21Р
- Телефон: просто спросите
- Возраст: 25
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
Сообщение отредактировал Tesla: 10 Июль 2016 — 21:08
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#3 Mayor
- Верховный шаман
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8 964
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Баку Азербайджан
- Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
- Возраст: 57
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
Tesla (10 Июль 2016 — 22:07) писал:
Это вполне можно провернуть и вручную прямо на собранном генераторе. припоминаю что рисунок этого действа в мануале от 1960 года был. Да и САМО притрется вполне себе. А так «Пилите Шура» вполне себе выход. проверено. и не только применительно к генератору ГАЗ-21
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#4 Dark Yak
- Участник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 27
- Регистрация: 27 Апрель 16
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: Газ-24, 1978
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#5 Siber
- Верховный шаман
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 047
- Регистрация: 12 Декабрь 12
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Отношение к аутентичности: Не выбрано
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#6 Indigo
- Верховный шаман
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 608
- Регистрация: 19 Июнь 06
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Северодвинск
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1965/2001
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
- Наверх
- Наверх
- Цитата
- Ответить
#7 Tesla
- радиолюбитель
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 394
- Регистрация: 25 Ноябрь 10
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: павловский-посад
- Настоящее имя: Олег
- Автомобиль: ГАЗ — 21Р
- Телефон: просто спросите
- Возраст: 25
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
Приветствую всех, ну так потому и малы’ Вам сейчас по незнанию напишут еще кучу авто и не указав что Г-108 это только первое обозначение именно СЕРИИ ,но не принадлежности к конкретному авто т.к. у этой серии имеется совсем неприметный индекс буквенный относящий нас именно к принадлежности к тому или другому авто. Именно внутренняя составляющая разнится в виду этого.Просто сейчас под рукой литературы нет-она за тысячи км от меня и потому для простоты пониманя сказал «москвичевский» 407 скажем в данном случае и именно из него щетки полностью идентичны генератору г-12 и по длинне проводников и тд.Они даже по параметрам практически идентичны электрическим,но это уже не о том.
БОЛЬШЕ ни от чего не подходят на раз,только покупать с схожими параметрами в электроотделе и подгонять по месту.
—> Сайт Георгия Таненгольца —> Главная | —> Мой профиль | —> Регистрация | —> Выход | —> Вход | RSS
—> —>Категории раздела —>
—> —>Статистика —>
Каталог статей
Самоделки на самоизоляции
Отличный электромотор из генератора постоянного тока.
Худшие прогнозы сегодняшнего дня намекают на возможное возвращение цивилизации в пещеры.
Значит надо учиться разводить огонь и выживать на подножном корму.
Начнем с опыта, приобретенного при социализме. Ничего не купишь, а инструменты нужны.
Отличный электромотор из генератора постоянного тока.
Генератор постоянного тока, что это такое?
Генератор постоянного тока, применялся на автомобилях до середины 60х годов.
Это была самая классическая динамомашина, которая широко применялась еще в 19 веке для генерации постоянного тока.
До сих под можно услышать слово «динамо», когда говорят о генераторе автомобиля.
Генераторы переменного тока (в других сферах) тоже имели широкое применение, но это в том случае, если надо было запитывать цепи переменного тока. Сети электроснабжения были переменного тока, благодаря изобретениям и авторитету Н. Тесла. Одно из преимуществ переменного тока было то, что генераторы, для получения переменного тока были проще, надежнее и при одинаковом весе были значительно мощнее.
Это было ясно и для автомобильных генераторов, однако, в автомобиле был важнейший второй источник – аккумулятор, который давал энергию, пока двигатель не работает и главное, он давал возможность заводить двигатель стартером.
Аккумулятор – источник постоянного тока, поэтому все электрооборудование было рассчитано именно на постоянный ток, напряжением 12 Вольт.
А что если все-таки использовать генератор переменного тока, а затем полученный переменный ток выпрямлять? Тема была убедительной, но генератор постоянного тока с выпрямителем, становился больше и тяжелее, чем просто генератор постоянного тока.
Однако к середине 60 годов 20 века, было налажено производство недорогих кремниевых диодов, и диодный мост из таких диодов практически не увеличивал массу генератора переменного тока. Настало время автомобильных генераторов переменного тока, в течении всего нескольких лет, они вытеснили генераторы постоянного тока.
Например, генератор Г108, который применялся на советских легковых автомобилях, был способен отдать максимальный ток 20 ампер. Только фары потребляют около 10 Ампер, а печка, а габариты, а стеклоочистители. Короче, ночью, зимой, или в дождь, аккумулятор практически нечем было заряжать, весь ток разбирали другие потребители.
На смену этим генераторам пришел генератор переменного тока Г250, он способен был отдать ток уже 40 Ампер, а по размерам был даже меньше, чем Г108. Фары стали светить ярче, щетки работать стали быстро, и аккумулятор продолжал заряжаться даже ночью и в дождь.
Кроме того, генератор переменного тока не надо было обслуживать, там нечего менять, настраивать, регулировать и чистить. В генераторе постоянного тока есть щетки и коллектор. Щетки периодически требуют замены, а коллектор нужно очищать.
К началу семидесятых годов появилось множество уже никому не нужных генераторов постоянного тока. купленные в запчасти они стали просто хламом, который некуда было девать. Это было время, когда еще ничего не выбрасывали, «А вдруг пригодится».
Электромотор всегда полезная вещь, но купить в советское время электромотор для каких-то поделок, было невозможно.
Из школьной физики было известно, что машина постоянного тока обратима. Крутишь ее внешним моментом – она генератор, подаешь в нее ток, она начинает крутиться и, значит, она электромотор.
Если генератор не нужен, то можно использовать его как электромотор.
Устанавливаем на вал наждачный круг, подключаем к источнику и порядок, можно точить.
На вал мотора можно поставить множество различных инструментов, пожалуйста – точите, пилите, шлифуйте.
Вопрос — От какого источника его нужно запитывать?
Да, источник питания проблема, к счастью единственная серьезная проблема.
Аккумулятор? Аккумулятор действительно заряжается от этого генератора, но если аккумулятором пробовать крутить такой двигатель, то он крутиться будет, но вяло и слабо, так что использовать его не захочется. Почему так, могу объяснить, но думаю, что это не важно.
Для того, чтобы автомобильный генератор постоянного тока работал нормально как хороший электромотор, нужно питать его постоянным напряжением 36 – 40 Вольт. Тогда он потребляет ток порядка 8 Ампер и значит, электрическая мощность его составит около 320 Ватт. На валу получится Ватт 250. Опыт показал, что этого вполне достаточно для использования во многих гаражных случаях.
Совершенно уверенно он работает и при 50 Вольтах, мощность получается около 500 Вт., но обороты явно за 3000.
Можно заморочиться и сделать инвертор.
Чем хорош такой электромотор
Его можно найти бесплатно, поспрашивайте у гаражных стриков, поспрашивайте тех, кто купил старый гараж.
Обороты удобные для большинства случаев между 2000 и 3000.
Если нужно меньшие обороты, можно снизить напряжение.
У него довольно жесткая характеристика, то есть, он хорошо держит обороты под нагрузкой.
Не боится перегрузок, вплоть до полной остановки.
Может работать непрерывно часами, становится горячим, но сжечь его практически невозможно.
Срок службы при гаражном использовании за пределами обозримой перспективы (у меня работает 40 лет)
Использует безопасное напряжение, можно работать в сырости и не бояться.
Не боится пыли и грязи
Не требует обслуживания, новые щетки будут работать десятки лет.
Недостатки:
Нужен мощный трансформатор на 250 – 500 Ватт, 36 — 40 Вольт. Выпрямитель – диодный мост из диодов, способных держать ток 10 Ампер. Очень удобно использовать старый диодный мост от генератора переменного тока, если в нем остались две пары целых диодов.
Сложно менять подшипники, хотя, скорее всего, делать этого не придется.
Сложно поменять направление вращения, придется разбирать и менять направление тока возбуждения.
От переменного напряжения не работает.
Для чего использовать
Возможные инструменты, которые ставятся на генератор постоянного тока, если мы используем его как электромотор.
Тонкий диск до 230 мм. Резать как УШМ нельзя, но вытачивать, править, точить ножи, сверла, зачищать, делать фаски очень удобно.
Мотор можно поставить к себе режущей кромкой диска и можно повернуть плоскостью
Щетка-корщетка 200 мм. Идеально удобный инструмент очищать грязь и ржавчину.
Работать обязательно в очках!
Шлифовальный диск из наждачной бумаги. Сделано несколько дисков с разной наждачкой. Смена в одно мгновение.
Пробовал с подручным столиком, но он скорее мешает.
Приятно держать в руках сияющие отполированные детали.
Можно поставить наждачный круг до 200 мм. Оказалось, что он мне не нужен. Его трудно отбалансировать и от него много пыли. Все время нужно поддерживать его форму.
Можно сделать привод гриндера, пока это в планах.
Привод токарного станка по дереву. Можно использовать прямой привод, но придется менять направление вращения. Осевую нагрузку держит вполне удовлетворительно. Станок готов, но двигатель пока не адаптирован..
Для рубанка и циркулярки не подходит — обороты маловаты и не хватает мощности.
У меня 4 мотора, очень удобно, не надо переставлять инструмент, Щелкнул тумблером и работай.
.
Как я делал источник питания для генератора постоянного тока в режиме электромотора
Схема источника питания
Самый обычный мостовой выпрямитель
Полярность включения + — не имеет значения, крутиться будет в ту же строну.
Нашел в гаражном хламе трансформатор ОСО 0,25, 250 Вт. вполне достаточно. К сожалению он был на 12 Вольт. Это стандартный трансформатор и он бывает на все напряжения, так что может быть найдете на 36 Вольт.
Пришлось доматывать. Конструкция трансформатора позволяет сделать это не разбирая железо.
Не хватает 24 Вольта. У этого трансформатора примерно 2,5 витка на вольт. Значит надо дополнительно 60 витков добавить ко вторичной обмотке.
Размотал старое втягивающее реле, растянул провод втягивающей обмотки, он диметром больше миллиметра, вполне достаточно. И начал терпеливо протягивать по очереди витки через большую щель. Да, муторно и долго, больше часа. Но меня вдохновляло то, что новый такой трансформатор сейчас стоит тысячи три. Натянул провод, закрепил два его конца на свободные клеммы. Подключил на первичную обмотку 220 Вольт и замерил вторичное напряжение. Родная обмотка показала 12 Вольт, новая показала 24 Вольта. Если бы было меньше, можно было спаять концы и домотать сколько нужно. Если оказалось больше на 5 — 6 Вольт. то все будет отлично.
Теперь нужно соединить обмотки, чтобы получить суммарное напряжение.
Здесь внимание! Обмотки соединяются последовательно и согласно. Что это значит? Если обмотки включить встречно, то напряжения вычтутся, поэтому согласное включение, это когда напряжения складываются. Как угадать? Очень просто. Две вторичных обмотки -12В — 2 конца и 24 В, два конца. Берем конец одной обмотки, соединяем с любым концом второй обмотки. Включаем первичное напряжение и замеряем напряжения на оставшихся свободными концах вторичных обмоток, если напряжение стало 36 Вольт, то все нормально и можно окончательно соединить. Если напряжение стало меньше, то для соединения надо взять другой конец одной из обмоток.
Можно использовать любой подходящий трансформатор, мощностью больше 250 Вт. Например, ОСМ1 0,4 кВт на 36 Вольт
Подключение диодного моста
Удобнее всего старый диодный мост от генератора переменного тока. В нем должно быть две пары исправных диодов.
Нельзя использовать диодные мосты, которые на самом деле «Блоки выпрямительно — ограничительные», то есть от современных генераторов типа десяточного, или от 406 двигателя и т. п. Они рассчитаны на напряжения 14 Вольт и при 36 — 40 Вольтах работать не будут.
Подойдут ДМ от старых генераторов Г250, от восьмерочного генератора, и от копеечного.
Концы от вторичной обмотки трансформатора подключаем к входам переменного напряжения диодного моста, а к алюминиевым шинам привинчиваем провода , которые идут к электромотору.
Графитовые щетки (угольные) для электроинструмента
Найдено 262 товара
Категория
Быстрый поиск расходных материалов
- 20
- 40
- 80
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 2 232 р.
Цена за ед. товара: 372 р. 429 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 320 р.
Цена за ед. товара: 220 р. 254 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 990 р.
Цена за ед. товара: 165 р. 191 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 990 р.
Цена за ед. товара: 165 р. 194 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 720 р.
Цена за ед. товара: 120 р. 141 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 348 р.
Цена за ед. товара: 58 р. 60 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 492 р.
Цена за ед. товара: 82 р. 85 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 572 р.
Цена за ед. товара: 262 р. 302 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 576 р.
Цена за ед. товара: 96 р. 100 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 326 р.
Цена за ед. товара: 221 р. 255 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 854 р.
Цена за ед. товара: 309 р. 357 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 762 р.
Цена за ед. товара: 127 р. 150 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 404 р.
Цена за ед. товара: 234 р. 270 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 074 р.
Цена за ед. товара: 179 р. 206 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 050 р.
Цена за ед. товара: 175 р. 199 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 4 038 р.
Цена за ед. товара: 673 р. 763 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 4 шт.: 2 572 р.
Цена за ед. товара: 643 р. 738 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 750 р.
Цена за ед. товара: 125 р. 130 р.
Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 6 шт.: 1 710 р.
Цена за ед. товара: 285 р. 329 р.
Производители
- Реквизиты
- Франшиза
- Социальная активность
- Информация для инвесторов
- Сертификаты
- Производители
- Правовая информация
- Распродажа
- Наши акции
- Наборы
- Поставщикам
- Организациям
- Франшиза
- Доставка курьером
- Доставка транспортной компанией
- Самовывоз
- Способы оплаты
- Сервисный центр ВсеИнструменты.ру
- Сопровождение обращений
- Обратная связь
Работа у нас
Вы принимаете условия политики конфиденциальности и пользовательского соглашения каждый раз, когда оставляете свои данные
в любой форме обратной связи на сайте ВсеИнструменты.ру
Запчасти для транспорта — генератор г 108
Обычные объявления
Найдено 14 объявлений
Найдено 14 объявлений
Хотите продавать быстрее? Узнать как
щітки, щетки генератора Г-108, Г-22, Г-414 і т.п.
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
80 грн.
Генератор Г-66 , 12 в, двигателя д 108
Запчасти для транспорта » Запчасти для спец / с.х. техники
1 800 грн.
Генератор АТЕ-1 Г-108 М та Реле РР24-Г2
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
500 грн.
Генератор постоянного тока Г 108 на ГАЗ,москвич
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
1 000 грн.
генератор г-108,г-12 постоянного тока медогонку
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
500 грн.
Киев, Шевченковский 30 сент.
Генератор постоянного тока 12вольт 20 ампер АТЭ-1 Г-108 М 1986г СССР
Запчасти для транспорта » Запчасти для спец / с.х. техники
1 100 грн.
Генератор Г- 108Привід медогонки на Генераторі Г- 108
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
1 200 грн.
Генератор Г-108 М 12v 20а
Запчасти для транспорта » Запчасти для спец / с.х. техники
1 000 грн.
Генератор новый АТЭ-1 Г108-М 12V 20A
Запчасти для транспорта » Запчасти для спец / с.х. техники
950 грн.
Генератор постоянного тока Г-108.
Запчасти для транспорта » Запчасти для спец / с.х. техники
1 000 грн.
Якорь генератора Г 108 М. Новый. СССР.
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
500 грн.
Щетки на Генератор Г-108, Г-22.
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
50 грн.
Винница, Старогородской 13 сент.
Генератор г108 советский
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
200 грн.
Продам генератора 108 Г
Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти
650 грн.
Похожие запросы:
- генератор г 108 в рубрике Автозапчасти
- генератор г 108 в рубрике Автозапчасти и аксессуары
- генератор г 108 в рубрике Электроинструмент
- генератор г 108 в рубрике Электрика
- генератор г-108 в рубрике Автозапчасти
- генератор г-108 в рубрике Электроинструмент
- генератор г-108 в рубрике Запчасти для транспорта
- Недавно просмотренные
- Избранные объявления ( 0 )
- Избранные результаты поиска
Простите, но данное объявление больше не доступно
Однако вы можете найти похожие объявления в этой категории.
- Главные рубрики OLX
- Рубрики в разделе «Запчасти для транспорта»
Главные рубрики OLX :
Рубрики в разделе «Запчасти для транспорта» :
- Донецкая область (3)
- Черкасская область (1)
- Киевская область (3)
- Ровенская область (1)
- Винницкая область (2)
- Днепропетровская область (1)
- Луганская область (1)
- Черниговская область (1)
- Харьковская область (1)
Купить запчасти для транспорта: большой выбор запчастей, удобные фильтры для подбора нужных деталей. OLX.ua — только выгодные предложения!
- купить шины в днр
- купити шини
- диски на авто
- купить шины киев
- резина 185 65 r14 лето
- резина 195 65 r15 лето
- летняя резина
- шины 205 55 r16 лето
- резина р15
- 205 55 r16 распродажа
- резина 215 60 r16 лето
- купить шины недорого
- купить шины в донецке
- резина 215 65 r16 лето
- купить шины в днепре
Популярные категории раздела Транспорт:
- автобазар
- шкода октавиа
- рено мегана
- бмв х5
- ваз 2106
- форд фокус
- фольксваген гольф
- шевроле авео
- ваз 2109
- лексус
- ауди а6
- опель астра
- фольксваген пассат
- ваз 2107
- опель заф
- ниссан жук
- шевроле камаро
- мазда3
- хонда аккорд
- шкода фабия
- тойота королла
- киа спортейдж
- опель вектра
- опель вивара
- фольксваген поло
- део ланос
- ваз 2101
- гольф 4
- субара
- ваз 2110
- форд фьюжн
- ауди а4
- Мобильные приложения
- Помощь и Обратная связь
- Платные услуги
- OLX PRO
- Бизнес на OLX
- Для прессы
- Реклама на сайте
- Блог OLX
- Условия использования
- Политика конфиденциальности
- Партнёры
- Как продавать и покупать?
- Правила безопасности
- Карта сайта
- Карта регионов
- Популярные запросы в Запчасти для транспорта
- Работа в OLX
Бесплатное приложение для твоего телефона
- OLX.bg
- OLX.pl
- OLX.ro
Результаты поиска были добавлены в Избранные
Объявление было добавлено в Избранные
Войдите, чтобы сохранить Наблюдаемые в своей учетной записи
Этот сайт использует cookies. Вы можете изменить настройки cookies в своём браузере. Узнать больше.
Хотите ли вы получать такие предложения по email?
Установите пароль для вашей учетной записи
Какие преимущества создания учетной записи на OLX?
- Размещение объявлений без подтверждения
- Доступ к пользователям OLX в любое время
- Легкость настройки учетной записи
Вход с FacebookУстановить пароль
Авторизуйтесь в свою учётную запись OLX!
- Быстрее получайте ответы на объявления
- Получите доступ к истории всех ответов
- Пользуйтесь всеми функциями вашей учётной записи
Входя в раздел Мой профиль, вы принимаете Условия использования сайта
Щетки – слабое место генератора. Есть бесщеточные варианты, но их мало используют. Почему?
Если автомобильный генератор выходит из строя, то самой распространенной причиной является износ щеточного узла. Однако давным-давно изобретены бесщеточные генераторы – почему же они до сих пор не вытеснили своих якобы менее продвинутых «конкурентов»?
Самая распространенная и массовая на сегодня конструкция автомобильного генератора – с использованием графитовых щеток, подающих напряжение на обмотку ротора (так называемую «катушку возбуждения») через пару вращающихся скользящих контактов в виде медных колец на валу ротора. Подобное решение применяется на большинстве автомобилей за редким исключением, ибо оно отработано и за десятилетия подтвердило свою практичность.
В такой конструкции крайне просто и эффективно реализовано поддержание стабильного напряжения в бортсети автомобиля на любых оборотах двигателя и, соответственно, генератора – электронный блок стабилизации напряжения (который по старинке принято именовать «реле-регулятором») отслеживает уровень напряжения на выходе и уменьшает или увеличивает ток в катушке возбуждения. Как только напряжение проседает, ток увеличивается. Как только оно приближается к верхнему пределу 14,2 вольта – уменьшается. Этот процесс идет быстро и непрерывно, и в результате мы имеем стабильное напряжение и на холостых оборотах, и на высокой скорости.
Щеточный узел – сухой и слабо защищенный от песка и влаги. А все, что открыто и трется без смазки, постепенно изнашивается и отказывает. Именно щеточный узел является наиболее частым источником выходов генератора из строя. Тем более что он обычно еще и неразборно совмещен с электронным блоком стабилизации напряжения («реле-регулятором»).
Однако в последние годы слово «БЕСщеточный» (или его аналог «бесколлекторный») на слуху у «широких народных масс» (с) – оно стало известно даже относительно далеким от техники людям. В самых разных сферах быта активно пропагандируются бесщеточные электромоторы – сегодня на них летают квадрокоптеры, крутятся шуруповерты, косят газоны триммеры и работают прочие механизмы и гаджеты. Даже откровенным гуманитариям уже успешно внушили, что «щетки – это плохо: они изнашиваются, отказывают, греются и вызывают потери тока». Почему же в автомобильном генераторе щеточный узел до сих пор не исчез, тогда как в последнее время от него все чаще отказываются даже в моторчиках дешевых детских игрушек?!
Может быть, потому, что на бесколлекторные (или же бесщеточные – как больше нравится) технологии массово переводятся электромоторы, а мы-то ведем речь про генератор? Нет, дело не в этом. Тут как раз никаких препятствий нет. Электромотор и электрогенератор – чрезвычайно похожие по своей сути электрические машины, вдобавок зачастую обратимые: мотор способен вырабатывать ток, если его вращать принудительно, а генератор может выполнять роль мотора, если на него опять же подать ток извне.
Использовать бесщеточный генератор в автомобиле можно, это давно реализовано и практикуется. Однако выпускаются подобные генераторы весьма ограничено и массовыми почему-то не стали… Почему?
Сделать автомобильный генератор бесщеточным в принципе не так сложно. Для чего, собственно, нужны щетки? Чтобы подать через них питание 12 вольт на катушку возбуждения внутри вращающегося ротора. После чего сегментный ротор с катушкой, на которую подан постоянный ток от аккумулятора, становится многополюсным электромагнитом и порождает возникновение тока в неподвижной обмотке – в статоре.
Убрать скользящий щеточный контакт в автомобильном генераторе возможно за счет особой конструкции ротора. Для этого ротор делают удлиненным, а катушку возбуждения выполняют в виде внешнего кольца и неподвижно закрепляют на статоре. Ведь для работы генератора ротор должен стать магнитом, а как намагничивать ротор – катушкой внутри, или катушкой снаружи – непринципиально…
Первые бесщеточные генераторы с неподвижной катушкой возбуждения встречались на автомобилях и полвека назад, и даже раньше. Как правило, ставили их на коммерческий транспорт (дальнобойные грузовики) и сельскохозяйственные и строительные машины (комбайны, трактора, бульдозеры и т. п.). Первым была важна увеличенная надежность и уменьшенная вероятность отказов на длинных перегонах пути, а вторым – защита от постоянно сопровождающих их при работе абразивной пыли и влаги, способных быстро убивать щеточный узел, проникая в генератор через вентиляционные щели. В принципе, в ограниченных объемах используются они в подобных машинах и по сей день.
Однако, согласитесь: генератор, не боящийся воды и пыли, с увеличенным сроком службы благодаря отказу от трущихся насухую деталей – это весьма недурственно! Причем неплохо для любого генератора, а не только для установленного на грузовике или комбайне! Почему же технология не распространилась на массовый легковой сегмент? Причин тут несколько.
- Технология производства бесщеточных генераторов более многоэтапна, и генераторы в конечном итоге существенно дороже.
- При сопоставимых технологиях производства (без дорогостоящих инноваций) бесщеточный генератор в итоге получается крупнее и тяжелее щеточного с теми же характеристиками.
- Большинство грузовых и сельскохозяйственных «бесщеточников» имели относительно узкий диапазон рабочих оборотов, на которых они эффективны, и на холостом ходу и просто на пониженных передачах толком не заряжали аккумулятор.
- Современные «бесщеточники» существенно усложнились, дабы сохранить компактность, одновременно получив возможность выдавать большие токи с малых оборотов и не бояться оборотов высоких. Вдобавок к неподвижной обмотке возбуждения в конструкцию добавились постоянные магниты, позволяющие увеличить токоотдачу на малых оборотах, специальные размагничивающие обмотки, нейтрализующие действие постоянных магнитов на высоких оборотах, многофазные статоры, усложненные диодные мосты.
Все это и ряд других факторов ограничивали и продолжают ограничивать распространение таких генераторов. А после эволюционной оптимизации генераторов со щетками (ставших мощнее, компактнее, линейнее и т. п.) преимущества «бесщеточников» оказались еще менее выраженными. Несмотря на явно изнашивающиеся пары трения медь-графит, реально щеточные генераторы ходят весьма долго и их не принято считать потенциально проблемным узлом автомобиля, требующим инновационных вмешательств.
Впрочем, в ряде случаев бесщеточные генераторы имеют актуальность не только на фурах и тракторах. К примеру, щеточного узла нет на некоторых генераторах ряда дизельных кроссоверов BMW и Mercedes. В их моторах применяются генераторы повышенной мощности (180-190 ампер) с водяным охлаждением, которые прикручиваются своей задней крышкой к крышке водяной рубашки двигателя с соответствующим отверстием, как бы «затыкая его своим задом», и, таким образом, частично омываются антифризом. В конструкции мощных водоохлаждаемых генераторов щетки сильно затрудняют компоновку и обслуживание, поэтому от них иногда отказываются. Также серийно встречаются такие генераторы в некоторых комплектациях серьезных рамных внедорожников типа Nissan Patrol. А уазисты любят внедрять в свои тюнингованные «котлеты» не боящиеся купания в болоте 110-амперные бесщеточные генераторы от автобусов ПАЗ. Ну а алтайский завод тракторного электрооборудования еще с советских времен (и, кажется, по сей день!) производит небольшими тиражами бесщеточный генератор для моделей ВАЗ классического (01-07) и раннего переднеприводного (08-099) семейств.
Тем не менее в конечном итоге все решает экономика и отчасти инжиниринг. На сегодняшний день в массовом потребительском автопроме надежность простейшего щеточного генератора принята за образец баланса цены, живучести и ремонтопригодности. И отходят от этого канона лишь в относительно редких случаях, когда проектирование технически сложного, продвинутого и достаточно дорогого автомобиля неизбежно требует усложненных и недешевых решений…
Неисправности щеток генератора: найти и устранить
- Где находятся щётки генератора и для чего они нужны
- Признаки неисправности
- Как проверить щетки
- Как избежать серьезных поломок
- Факторы, сокращающие ресурс генератора
- Ремонт или замена?
Одна из проблем с электрикой автомобиля подразумевает износ щеток генератора. Если преобразователь тока выходит из строя, то многие водители спешат его выбросить и покупают новый. Однако часто проблема кроется в истирании угольков — достаточно их заменить, и деталь снова заработает.
Где находятся щётки генератора и для чего они нужны
Щетки применяются в любом электрическом двигателе, каковым является и автомобильный генератор. Они расположены под крышкой устройства, непосредственно соприкасаются с вращающимся коллектором преобразователя (ламелями) на роторе. Ламели — это медные контакты в виде колец, которых на преобразователе всего два.
Как и было написано, графитовые угольки расположены под крышкой — задней, которая на установленном преобразователе смотрит в сторону двигателя. Чтобы вытащить их, не нужно целиком демонтировать генератор с машины, щеточный узел держится на одном болте и подключен к регулятору напряжения. Однако на некоторых автомобилях снимать устройство придется, так как конструкция там не позволяет поступить иначе.
Признаки неисправности
Ниже приведены явные признаки неисправности щеток генератора, указывающие на время их замены:
- без повода отключаются электроприборы в машине — при движении автомобиля неожиданно гаснут фары, стопы, отключается автомагнитола;
- оптика работает тускло, часто мигает;
- постоянно горит лампочка АКБ на панели приборов — мерцающая пиктограмма укажет на недостаточное получение батареей тока;
- резко снижается бортовой ток автомобиля, двигатель трудно заводится;
- аккумулятор быстро садится, даже после продолжительной езды;
- свистит ремень — в этом случае надо проверить натяжение, так как если генератор не будет вращаться с должной скоростью, то и АКБ нормально заряжаться не будет.
Рекомендуется проверять устройство преобразования тока каждые 40-50 тыс. км пробега машины. Именно на этом отрезке времени щетки преобразователя обычно изнашиваются. Устройство становится не в состоянии заряжать АКБ, отчего та быстро садится.
Еще одним признаком, указывающим на проблему с генератором, является запах гари и в некоторых случаях — появление дымка из-под капота. Это свидетельствует об отслоении дорожек и кусков резины от приводного ремня. Такое происходит по причине подклинивания какого-то навесного оборудования — возможно обводных роликов. Преобразователь с неисправным ремнем не сможет нормально работать.
Как проверить щетки
Самый просто способ — проверить предохранитель, отвечающий за генератор. При неисправности, замените его. Потом желательно осмотреть целостность ремня, проводки и корпуса преобразователя. Если все в порядке, то надо переходить к контролю щеток.
Чтобы проверить, стерлись щетки генератора или нет, надо измерить их остаточную длину. Если элементы короче 5 мм, то их надо заменять. Контроль угольков обязан проводиться при плановом осмотре электрики автомобиля.
Однако этот способ даст лишь поверхностное представление о состоянии щеток. Да и на многих автомобилях графитовые элементы совмещены с регулятором напряжения, а поэтому заодно проверяется и эта деталь. Как правило, для проверки используют мультиметр — но сойдет и обычная 12-вольтовая лампочка. Она соединяется с угольками, а на массу и плюс регулятора напряжения подается ток в 12 вольт. Индикатор должен гореть, а при увеличении напряжения (15 В и выше) — тухнуть.
Другой способ, уже с использованием тестера (мультиметра). Включить бортовое напряжение, мотор не заводить — напряжение должно быть в пределах 12 В. После этого на заведенном двигателе замерить напряжение на клеммах аккумулятора и выводах генератора. Ток должен находиться в пределах 13-14,7 вольта. Если заметны колебания в большую сторону, то идет перезаряд (скорее всего, неисправен регулятор). А если отклонение в меньшую сторону, что-то со щетками или поступлением тока.
Если конструкция автомобиля не предусматривает проверку и замену щеток на месте, придется сначала демонтировать устройство преобразования тока. Например, так устроено большинство модификаций Киа Рио.
Ниже подробная инструкция по снятию генератора, когда защита двигателя не затрагивается:
- Поднять капот машины.
- Скинуть клеммы с АКБ, чтобы не было замыкания.
- Открутить верхний болт кронштейна на котором крепится генератор.
- Отпустить нижний болт крепления. Не нужно его целиком выворачивать, надо лишь снизить усилие на натяжитель ремня.
- Ослабить натяжение и скинуть ремень.
- Скинуть фишку напряжения.
- Потянуть генератор на себя, открутить провод и снять устройство.
- Разобрать заднюю крышку, головкой на 8 выворачивая гайки.
- Головкой на 7 отвернуть гайки крепления щеточного узла.
- Вытянуть и снять таблетку с графитовыми элементами в сборе.
Дальше нужно осмотреть состояние щеток. Если они требуют замены, то нужно снять их из узла и поставить новые. Можно также целиком заменить таблетку, но стоить это будет дороже. При умении обращаться с паяльником, расходы удастся заметно снизить и сэкономить. Задача простая — отпаять обратные концы угольков, чтобы детали выпали из своих посадочных отверстий.
В процессе установки новых щеток, не забудьте вдеть сначала пружинки. Под каждый уголек предусмотрена пружина, которая держит элементы внутри гнезд таблетки. Их тоже желательно заменить новыми — идут в комплекте.
Как избежать серьезных поломок
Чтобы не попасть на замену всего генератора и более тяжелый ремонт автомобиля, щетки надо вовремя заменять. Неисправный преобразователь не будет питать аккумулятор, из-за чего увеличится зарядный ток устройства. Это повлечет за собой другие, более тяжелые последствия — к примеру, разрушение диодного моста.
Помните, что генератор имеет самую большую скорость вращения из всех узлов автомобиля — его обороты даже превышают частоту оборотов силового агрегата. Они составляют примерно 10-14 тыс. об/мин, что в 2-3 раз больше, чем у ДВС. Поэтому срок службы электродвигателя и ниже в два раза.
Условно поломки генератора делят на механические и электрические. В первом случае косвенным признаком неисправности становится повышенная шумность работы устройства, что характеризует поломку подшипников в передней крышке. В случае электрического повреждения наблюдается отсутствие напряжения АКБ, низкий ток или превышение заряда.
Факторы, сокращающие ресурс генератора
Заметно сократить ресурс генератора могут:
- резкие перепады температуры и постоянная эксплуатация машины — в подкапотном пространстве в этом случае образуется вредный конденсат;
- плохое качество изготовления комплектующих — поэтому при замене генератора и его деталей, не стоит экономить на оригинальных расходниках;
- проливы различных технических жидкостей (антифриза, масла для ГУР) — агрессивные жидкости легко разъедают щетки преобразователя, а также соединяясь с пылью, образуют токопроводящую среду и приводят к замыканиям;
- внешние факторы — реагенты, грязь, влага;
- износ отдельных компонентов — не только щетки, но и ремень, подшипники, шкив и т. д.
Регулятор напряжения и диодный мост имеют сравнительно солидный запас прочности.
Распространенной причиной неисправности преобразователя 24/12 вольт в машине является банальный износ и коррозия. Щетки тоже повреждаются чаще всего именно из-за длительной эксплуатации автомобиля.
Ремонт или замена?
Безусловно, ремонт обходится дешевле замены, особенно, если стерлись щетки. Эти расходники стоят недорого, замена проводится легко, без использования специального оборудования. Также устройство проще восстановить, если разрушены подшипники.
Техническое обслуживание генератора надо проводить в срок, а на любой признак (вой, гул, тусклое свечение лампы аккумулятора) быстро реагировать. В противном случае в скором времени придется менять уже преобразователь, так как после внутреннего замыкания и поломок трудно изнашиваемых деталей, ремонт нецелесообразен.