Что такое трансмиссия комбайна - NEVINKA-INFO.RU

Что такое трансмиссия комбайна

Общие сведения Трансмиссия зерноуборочного комбайна предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к рабочим органам: жатвенной части, молотильно-сепарирующего устройства, системы

Что такое трансмиссия комбайна

Общие сведения

Трансмиссиязерноуборочного комбайна предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к рабочим органам: жатвенной части, молотильно-сепарирующего устройства, системы очистки, копнителя (измельчителя соломы), а также к транспортирующим механизмам. Трансмиссия комбайнов отечественного и зарубежного производства состоит из клиноременных передач, цепных передач, клиноременных вариаторов (мотовила, молотильного барабана и вентилятора очистки, моста ведущих колес), пяти контрприводных валов, трех лениксов, шести фрикционных предохранительных муфт, двух карданных передач и натяжных устройств. В четырех контурах применяются многоручьевые ремни на едином основании, которые долговечны и не требуют комплектования по длине каждого ремня. Благодаря их кинематическим свойствам молотилка, наклонная камера жатвенной части и выгрузные шнеки бункера зерна приводятся в движение без применения сцепления. Они включаются и выключаются специальными механизмами-лениксами за счет натяжения и ослабления клинового ремня передач.

На рисунке 1 в качестве примера приведен механический привод моста ведущих колес, осуществляемый с помощью промежуточной клиноременной передачи и одноконтурного вариатора.

Вариатор привода ходовой части состоит из ведущего шкива 4, смонтированного на рамке 14, закрепленной на боковине и раме молотилки комбайна с возможностью перемещения для натяжения ремней, и ведомого шкива 1, установленного на приводном валу моста ведущих колес.

Ведущий шкив вариатора 4 (рисунок 1) состоит из полушкива со шкивом промежуточной передачи и подвижного полушкива, установленного на валу с возможностью осевого перемещения с помощью гидроцилиндра.

Вал приводной с ведомым шкивом вариатора 1 (рисунок 1) состоит из жесткого закрепленного на полом валу и подпружиненного полушкива, установленного на полом валу с возможностью проворота и осевого перемещения.

1 – шкив вариатора; 2 – ремень вариаторный; 3 – плита наружная; 4 – шкив ведущий вариатора; 5, 15 – тяги; 6 – ремень приводной; 7 – шкив ведущий промежуточной передачи; 8, 11 – винты регулировочные; 9 – устройство натяжное; 10, 13 – болты; 12 – прокладка регулировочная; 14 – рамка.

Рис. 1. Механический привод моста ведущих колес:

Изменение режима работы вариатора осуществляется из кабины. При повышении скорости комбайна жидкость под давлением поступает в гидроцилиндр ведущего шкива 4 вариатора и подвижный полушкив перемещается к другому полушкиву, вытесняя вариаторный ремень (клиноременный) на больший диаметр. При этом диаметр расположения ремня на ведомом шкиве 1 синхронно уменьшается, частота вращения приводного вала растет, скорость движения комбайна повышается. При установке на снижение скорости давления в гидроцилиндре падает, и под воздействием пружины ведомого шкива 1 вариатора один полушкив сближается с другим, вытесняя ремень на больший диаметр.

Ходовая часть зерноуборочных комбайнов состоит из моста ведущих колес и моста управляемых колес. Мосты зерноуборочных комбайнов одинаковы по конструкции и различаются формой и расположением кронштейнов крепления к молотилке комбайна. Комбайны ДОН-1500Б, «Вектор», СК-5М-1 «Нива- Эффект», «Енисей -1200НМ», «Енисей -950, 954, 960» Acros, а также зарубежного производства выпускаются комплектуются мостами ведущих колес с гидорстатическим приводом (ГСТ). Гидропривод

ходовой части предназначен для передачи мощности от двигателя комбайна к его ходовой части.

Мост ведущих колесс ГСТ (рисунок 2) состоит из балки 8, коробки диапазонов скоростей 7, бортовых редукторов 3 и 11, на которых закреплены дисковые тормоза 12 и 14, левой и правой полуосей 6 и 10, соединительных муфт 9 и гидромотора 13.

1-пробка отверстия залива масла в редуктор; 2-болт крепления редуктора; 3-редуктор бортовой левый; 4-втулка соединительная; 5-кронштейн крепления моста; 6-полуось левая; 7-коробка диапазонов; 8-балка; 9-муфта соединительная; 10-полуось правая; 11-редуктор бортовой правый; 12-тормоз дисковый правый; 13-гидромотор; 14-датчик скорости движения; 15-тормоз дисковый левый; А-отверстие для крепления моста к раме молотилки

Рисунок 2 Мост ведущих колес комбайна ДОН-1500Б с гидроприводом

Гидромотор аксиально-поршневого типа обеспечивает бесступенчатую регулировку скорости движения комбайна в пределах любого диапазона коробки.

Объемный гидропривод (например, ГСТ-90, рисунок 3) включает в себя аксиально-плунжерный насос 1 сборе с шестеренным насосом подпитки 19 и гидрораспределителем 5, в нерегулируемый аксиально-плунжерный гидромотор 12 в сборе с клапанной коробкой 16, гидробак 9, радиатор охлаждения масла 8, фильтр тонкой очистки масла 10, трубопроводы и рукава.

Насос 1 и гидромотор 12 соединены между собой гидролиниями. По одной из них поток рабочей жидкости подается насосом 1 к гидромотору 12

под давлением более 34 МПа (350 кг/см 2 ), по второй – возвращается из гидромотора 12 в насос под давлением 1,17 МПа.

Назначение подпитки системы (насос 19, два обратных клапана 20, переливной 18 и предохранительный 21 клапаны) – подача рабочей жидкости с помощью насоса 19 из гидробака 9 в насос 1, а также обеспечить минимальное давление в системе «Насос — гидромотор» при нейтральном положении и т.д.

1-насос аксиально-плунжерный регулируемый, 2-ведущий вал насоса, 3-люлька (наклонная шайба), 4-плунжер, 5-гидрораспределитель, 6-рычаг управления, 7-золотник гидрораспределителя, 8-масляный радиатор, 9-гидробак, 10-фильтр, 11-термодатчик, 12- гидромотор аксиально-плунжерный нерегулируемый, 13-вал гидромотора. 14-наклонная шайба, 15-клапаны высокого давления, 16-клапанная коробка, 17-шунтирующий клапан, 18-переливной клапан, 19-насос подпитки, 20-обратные клапаны, 21-предохранительный клапан насоса подпитки, 22-сервоцилиндр, 23-блок плунжеров гидронасоса, 24-блок плунжеров гидромотора, 25-переливной клапан.

Рисунок 3. Гидропривод ходовой части.

Коробка диапазонов скоростей (рисунок 4) механическая, двухходовая с тремя диапазонами получает вращательное движение от гидромотора 13 (рисунок 2) с реверсивным вращением вала, работает в системе гидрообъемной передачи. Назначение диапазонов: 1 –для преодоления экстремальных сопротивлений движения и уборки на полях с уклоном 4…8 0 ; 2 -для уборки на полях с уклоном до 4 0 , 3 –для транспортных переездов с пустым бункером.

Коробка диапазонов обеспечивает рабочую скорость при уборке от 0 до 10 км/час и транспортную — от 0 до 20 км/час.

Коробка диапазонов состоит из корпуса 1, внутри которого на подшипниках установлены первичный вал 12, верхний и нижний промежуточные валы 3 и 11, соединительной муфты 5, , блока шестерен 8, шестерен 4, 9, 10, 15, 16, 17, конического двухсателлитового дифференциала, датчика скорости движения комбайна 14 (рисунок 2), механизма переключения диапазонов 6 с гидроцилиндром блокировки и злектроблокировкой запуска двигателя (рисунок 5). Подвижные шестерни блока шестерен 8 и шестерня 17 обеспечивают включение одного из диапазонов для движения комбайна вперед или назад. Дифференциал обеспечивает распределение крутящего момента на левый и правый бортовые редукторы.

Основное различие коробки диапазонов с механическим приводом состоит в том, что на ней вместо гидромотора устанавливается муфта сцепления с ведомым шкивом привода вариатора ходовой части.

1-корпус; 2-шестерня Z=35; 3-вал промежуточный верхний; 4-шестерня Z=15; 5-муфта соединительная; 6-механизм переключения диапазонов; 7-пробка отверстия для залив­ки и контроля уровня масла в коробке диапазонов; 8-блок шестерен Z=15, Z=27; 9, 10-шестерни Z=25; 11-вал про-межуточный нижний; 12-вал первичный; 13-стакан установки дифференциала; 15-шестерня Z=51; 16-шестерня Z=39; 17-шестерня Z= 15

Рисунок 4 Коробка диапазонов

Механизм переключения диапазонов (рисунок 5) состоит из корпуса 1, корпуса блокировки 2, штоков переключения 10, вилок переключения диапазонов 14, рычага 4, валика переключения 3, фиксаторов 6.

Блокировка от одновременного включения диапазонов состоит из штыря 9 и шариков 8, входящих в пазы штоков переключения 10. Блокировка от самовыключения диапазонов состоит из валика 5, который под действием пружины 7 замыкает фиксаторы 6. Переключение одного из штоков возможно только при нажатии педали гидропривода блокировки. В этом случае гидроцилиндр 13 перемещает в осевом направлении валик 5, сжимая пружину, и тем самым освобождает фиксаторы 6 и штоки переключения диапазонов 10. Блокировка запуска двигателя состоит из толкателя 11 и выключателя 12. При включенном диапазоне толкатель нажимает на шарик включателя, который размыкает электроцепь запуска двигателя.

1-корпус; 2-корпус блокировки; 3-валик управления переключением диапазонов; 4-рычаг; 5-валик; 6-фиксатор; 7-пружина; 8-шарик; 9-штырь; 10-шток переключения диапазонов; 11-толкатель; 12-включатель; 13-гидроцилиндр; 14-вилка переключения диапазонов

Рисунок 5 Механизм переключения диапазонов

Механизм переключения диапазонов работает следующим образом. Для включения одного из диапазонов необходимо валик 3 повернуть до ввода рычага 4 в зацепление с одной из вилок 14 и переместить в осевом направлении вилку вместе со штоком 10. На уклонах перед остановкой двигателя необходимо включить стояночный тормоз, затем выключить диапазон. В противном случае выключить диапазон, а также запустить двигатель будет невозможно ввиду силового замыкания зубчатых передач моста.

Бортовой редуктор (рисунок 6) состоит из корпуса 12, крышки 16, зубчатого колеса 11, планетарной передачи с эпициклической шестерней 14, сателлитами 15 и осью колеса 17. На корпусе смонтирован дисковый тормоз 2, связанный с входным валом редуктора валом шестерней 1.

Рабочие тормозаведущих колес дискового типа с раздельным гидроприводом на каждое колесо. Тормоз работает следующим образом: под действием толкателя гидроцилиндра поворачивается рычаг 4, который через тяги поворачивает диски относительно друг друга, при этом шарики, расположенные в лунках дисков переменной глубины, перекатываясь раздвигают диски и прижимают фрикционные диски 9 к корпусу 2.

Стояночный тормоз представляет собой те же самые рабочие тормоза, приводимые в действие рычагом из кабины комбайна.

1-вал-шестерня; 2-тормоз; 3-кронштейн стояночного тормоза; 4-рычаг гидроцилиндра; 5-рычаг стояночного тормоза; 6-рычаг управления стояночным тормозом; 7-гидроцилиндр тормоза; 8-штуцер прокачки; 9-диск фрикционный; 10-диск тормоза; 11- колесо зубчатое; 12-корпус; 13-подшипник игольчатый; 14-шестерня эпициклическая; 15-шестерня-сателлит; 16-крышка корпуса; 17-ось ведущего колеса; 18-болт крепления колеса; 19-гайка крепления колеса; 20, 23, 25, 28-подшипники; 21-шестерня солнечная; 22, 29-манжеты; 24-отверстие крепления редуктора к балке моста; 26, 31-гайки; 27-крышка; 30-болт установочный; 32-прокладка сферическая; 33-пружина; 34-вилка тормозная

Рисунок 6 Бортовой редуктор

Мост управляемых колес(рисунок 7) состоит из балки 4, по концамкоторой посредством шкворней 10 и ступенчатых групп закреплены колеса 1. Ступенчатая группа состоит из поворотного кулака 2, ступицы 14, гайки 18 с шайбой 17 для стяжки и регулировки конических подшипников 12 и 15 и болтов 13 для крепления колеса.

Читайте также  Что такое последовательная трансмиссия

Поворот колес осуществляется гидроцилиндрами поворота 5. Поперечная тяга 6 служит синхронизатором управления поворотом колес, при помощи, которой производят установку сходимости колес.

Колеса ведущего моста с пневматическими шинами типа 30,5L-32НС12 диаметром 1870 мм низкого давления, повышенной проходимости, колеса управляемого моста типа18,4-24 НС8 диаметром 1400 мм. Давление в шинах ведущих колес поддерживают в пределах 0,147-0,194 МПа (нижний предел при

работе с платформой-подборщиком, верхний – при работе с жаткой 8,6 м), в шинах управляемого моста -0,147 МПа.

1-колесо управляемое; 2, 8-кулаки поворотные левый и правый; 3, 7-рычаги рулевой трапеции; 4-балка; 5-гидроцилиндр поворотный; 6-тяга рулевая; 9-клин шкворня; 10-шкворень; 11-сальник; 12, 15- подшипники; 13-болт крепления колеса; 14-ступица; 16-втулка; 17-шайба; 18-гайка; 19-колпак ступицы

Молотильное устройство и трансмиссия комбайна: основные неисправности и варианты устранения

В период посева и сбора урожая сельскохозяйственные машины всегда работают в условиях высоких нагрузок. Это приводит к более быстрому износу узлов и агрегатов комбайнов и элеваторов. В самый сезон большая нагрузка оказывается именно на молотильный агрегат, а также коробку передач.

Неполадки в работе комбайнов и варианты их устранения

При использовании сельскохозяйственной техники можно столкнуться со следующими неисправностями:

  1. Уменьшенный люфт между подбарабаньем и барабаном. Такая неполадка может стать причиной чрезмерного измельчения соломы, в результате чего отразится на качестве собранного урожая. Чтобы устранить неисправность, потребуется регулировка зазора между данными узлами.
  2. Неисправность барабана. Проблема может проявляться в виде высокой частоты вращения механизма. При такой неисправности зерно отделяется от вороха не так качественно, соответственно, собранный урожай будет с мусором. Нужно определить, почему барабан вращается быстро, и устранить причину.
  3. Загрязнение клавиш соломотряса и решеточной поверхности. Требуется детальная диагностика для определения причины. Также следует произвести очистку агрегата.
  4. Деформация жалюзи. Если узел неисправен, его надо отрегулировать и произвести дефектовку. В крайнем случае, выполняется замена.
  5. Неисправность рабочих поверхностей, появление дефектов на них. Нужно проверить состояние узла, при необходимости выполняется замена или ремонт поврежденных деталей.

Как показывает практика, потери зерна могут быть связаны с минимальной частотой вращения вентилирующего устройства. Нужно проверить узел и увеличить его мощность. Возможно, жалюзи верхнего решета открываются неправильно.

При сборе зерновых возможно засорение урожая соломенными примесями, основные причины такой проблемы:

  1. Увеличенный люфт между гребневыми частями решет. Требуется регулировка устройства. Перед выполнением задачи следует изучить техническую документацию на технику, в ней могут указываться особенности настройки и ремонта. Если нижнее решето к комбайну повреждено или вышло из строя, необходима полная замена агрегата.
  2. Сильное измельчение соломенной массы. Проблема устраняется путем увеличения зазора между барабаном и подбарабаньем. При необходимости нужно снизить частоту вращения.
  3. Неправильная работа вентилятора. Если устройству не хватает мощности, нужно проверить качество его подключения к бортовой сети. Возможно, контакт на электроцепи окислился или подключен ненадежно. В некоторых случаях устранить проблему позволяет очистка разъема.

Если узел соломотряса засоряется слишком быстро, необходимо проверить целостность приводного ремня. Возможно, изделие износилось и его нужно поменять. Иногда проблему позволяет устранить натяжка ремня.

Неисправности трансмиссии комбайна

При включении передач на технике может проявляться нехарактерный шум, причины проблемы такие:

  1. Нарушение зазора в механизме переключения. Необходимо проверить и отрегулировать длину тяг привода поворота валика.
  2. Воздушная пробка в гидравлике. Она может появляться после выключения блокировки. Чтобы устранить причину, потребуется прокачка.
  3. Неисправность зубьев шестерни или их попадание друг на друга. Чтобы устранить причину, следует переместить селектор трансмиссии и провернуть вал гидравлического мотора. После этого рычаг коробки выставляется в положение нейтральной передачи. Также следует выжать педаль блокировки и активировать необходимую скорость. Если это не помогло, нужно проверять состояние зубьев.
  4. Неисправность манжеты в одном или нескольких цилиндрах. Поврежденные детали меняются на новые.
  5. Заклинивание поршня цилиндра выключения блокировки. Потребуется демонтаж и диагностика агрегата.
  6. Сбои в работе системы управления гидравлическим насосом ходовой. Проблема сопровождается сторонними шумами, которые усиливаются при включении передач. Возможно, узел не отрегулирован. Нужно проверить работу помпы.
  7. Неисправность регулировочного устройства управления коробкой. Надо проверить состояние тяг привода. Обычно сопровождается произвольным выключением скорости. Иногда это обусловлено заеданием штока или поршня.

Если при использовании сельскохозяйственной техники вы замечаете перегрев редукторного механизма, начинать диагностику следует с масла. Трансмиссионная жидкость должна быть в резервуаре в достаточном объеме. При перегреве ее уровень может повышаться либо снижаться до крайней отметки. Нехватка жидкости может быть обусловлена утечкой. Надо проверить все уплотнители и сальники, заменить изношенные детали.

Ссылка на наш Telegram-канал: dneprcomchannel

ГСТ-90 Дон-1500

Дон-1500 [вверх]

Дон-1500 — комбайн, известен еще с советских времен («1500» — это ширина молотильного барабана). Сегодня он все еще пользуется спросом среди российской зерноуборочной техники. Выпускается заводом «Ростсельмаш». Существуют различные модификации комбайна. Для нечерноземной зоны — ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н; рисоуборочный, гусеничный — Дон-1500Р.

С 1986 года — комбайн в серийном производстве. А совсем скоро он стал одним из самых популярных зерноуборочных машин в СНГ. На смену «Дон-1500» в 2006 году пришла серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410».

Комплектовались комбайны «ДОН-1500» дизельными двигателями Д-260 и ЯМЗ-238. Первоначально устанавливался двигатель СМД-31А.

Система гидравлики комбайна Дон-1500 [вверх]

Гидравлическая система Дон-1500 представлена тремя независимыми системами, а именно:

  • основная
  • рулевого управления
  • привода ходовой части

Основная гидравлическая система [вверх]

Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана. В ней используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. При подаче питания на реле определенного гидравлического клапана, он перекрывает поток, создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, на врея открывая магистраль выбранного потребителя.

Для чего же служит основная гидравлическая система (ОГС) ?

Функция ОГС — управления всеми рабочими органами комбайнов «Дон-1500» и «Дон-1200», которые участвуют в их технологическом процессе.

Основная гидравлическая система предназначена для выполнения двенадцати операций:

  • подъема и опускания жатки,
  • горизонтального и вертикального перемещения мотовила,
  • прокрутки наклонной камеры, привода выгрузных шнеков,
  • поворота выгрузного наклонного шнека,
  • включения и выключения привода молотилки,
  • включения вибраторов для активации выгрузки зерна из бункера и управления копнителем,
  • изменения частоты вращения мотовила и молотильного барабана.

Скорость движения комбайна с механическим приводом ходовой части изменяют в пределах установленного в коробке диапазона вариатором, управляемым также с помощью ОГС. В том случае, если комбайн комплектуется измельчителем с прицепной тележкой, ОГС может осуществлять автосцепку тележки с комбайном и ее опрокидывание. Система герметична и через фильтр тонкой очистки заполняется рабочей жидкостью с помощью нагнетателя.

Необходимо помнить, что в системе существуют четыре вида потоков рабочей жидкости — неотъемлемом компоненте любой гидросистемы. Именно рабочие жидкости обеспечивают защиту рабочих элементов от износа. Благодаря им, оборудование нормально работает в условиях различных температур, нагрузок и влажности.

Рабочая жидкость ОГС [вверх]

  • М-10В2 ГОСТ 8581-78
  • М-8В ГОСТ 10541-78,

или масло для гидрообъемных передач:

  • МГ-8А (М-8А) ТУ 38.101135-87,
  • М-12В2 ТУ 38.1011198-89.

Рекомендуемые замены: моторное масло М-10Г2 и индустриальное И-30А (совместимы с М-10В2) .

Объемный гидравлический привод ГСТ-90 [вверх]

ГСТ-90 — гидравлический узел, который примеянется в гидрообъемном управлении движения комбайнов Дон-1500, миксеров, погрузчиков. Гидростатическая трансмиссия ГСТ-90 состоит из насоса НП-90 и мотора МП-90. Данный гидроагрегат — аксиально-плунжерного типа. Объемный гидропривод (гидроход) ГСТ-90 применяется для передачи движения от двигателя к ходовой части с бесступенчатым регулированием скорости движения и силы тяги при ручном управлении на комбайнах, катках, миксерах и другой спецтехники и с/х техники.

Объемный гидропривод ГСТ-90. Акисально-плунжерный

состоит из гидронасоса НП-90 и гидромотора МП-90

Рабочий объем см3

Частота вращения вала минимальная об/мин

Частота вращения вала номинальная об/мин

Частота вращения вала максимальная об/мин

Подача л/мин (max)

Давление на входе минимальное, МПа (давление подпитки)

Давление на выходе максимальное, МПа

Эффективная мощность номинальная кВт

гидронасос 160,5 / гидромотор 125,6

Давление дренажа максимальное, МПа

Крутящий момент эффективный максимальный , Нм

Как работает сельскохозяйственный зерноуборочный комбайн

Зерноуборочный комбайн — сельскохозяйственная машина для уборки колосовых культур, таких как пшеница, рожь, ячмень. При установке дополнительного оборудования агрегат способен собирать и другие технические сорта зерновых: кукурузу, рапс, гречиху и подсолнечник, зернобобовые и мелкосеменные смеси.

Среди агрономов и фермеров широкое распространение получили самоходные комплексы «Дон-1200», «Дон-1500» и «Вектор». Их производительность достигает 8-12 т за 1 час, потери зерна — не более 1,5%. Комплексы используются при прямом и раздельном способах комбайнирования.

Комбайн по сбору зерновых культур представляет собой сложный механизм, который выполняет полный технологический цикл, включающий такие операции:

  • срезание хлебных колосьев;
  • подачу их к молотилу;
  • обмолот зерен;
  • очищение вороха;
  • перемещение в бункер;
  • выгрузку зерна.

Выполнять указанные операции вручную или с помощью узконаправленных устройств трудозатратно, на это уйдет много времени и сил. Эту проблему решает применение комбайна. Такая техника отлично работает в полях, быстро и качественно собирает зерновые культуры, выполняя свою задачу. Комбайн автоматически отделяет нужную часть урожая. Для этого необходима настройка, соответствующая собираемой зерновой культуре.

Читайте также  Трансмиссия что это в биологии

При своевременном обслуживании и контроле технического состояния комбайн прослужит много лет.

Устройство зерноуборочного комбайна, рабочий процесс от подготовки агрегата до его эксплуатации рассмотрим на примере Дон-1500.

Что делает комбайн

Зерноуборочный комбайн представляет собой машину, которая выполняет сразу несколько операций. Двигаясь по полю, комбайн срезает зерновые культуры. После этого осуществляется подача зерна к молотильному аппарату, где происходит обмолот зерна от колосьев. Затем происходит отделение чистого зерна от постороннего мусора. Готовый продукт подаётся в специальный бункер, где он накапливается в процессе обработки поля. При заполнении бункера комбайн отправляется к месту выгрузки, где опустошает контейнер.

Комбайн заменяет такие устройства, как жатка, молотилка и веялка. Это универсальное средство сбора урожая.

Также комбайн может комплектоваться дополнительным оборудованием для сбора различных сортов зерновых культур.

Как устроена техника

Комбайн имеет относительно простую конструкцию, которая при этом включает достаточно много элементов. Одновременная работа все элементов обеспечивает эффективный сбор урожая. Классическая конструкция комбайна представлена на фото ниже.

На 3-D разрезе видно строение основных узлов комбайна и можно представить принцип его действия.

Общее устройство зернового комбайна:

  1. Жатка.
  2. Проставка.
  3. Наклонная камера.
  4. Молотильно-сепарирующее устройство (МСУ).
  5. Бункер.
  6. Копнитель.
  7. Двигатель.
  8. Трансмиссия.
  9. Ходовая система.
  10. Гидравлика.
  11. Электрооснастка.
  12. Органы управления.
  13. Кабина.
  14. Электронная контрольная система.

На схеме выше видно расположение основных деталей комбайна. Строение зерноуборочного комбайна позволяет ему работать в одно и том же режиме достаточно долгое время. Для надежной работы нужно следить за состоянием всех элементов и заменять их в случае необходимости. Своевременная заточка лезвий, замена масла и других жидкостей в двигателе и трансмиссии обеспечат долговечность работы.

При раздельном сборе урожая вместо жатки устанавливается платформа-подборщик.

Как работает комбайн

Принцип работы зерноуборочного комбайна представлен так.

Мотовильное устройство наклоняет хлебостои, режущий аппарат производит обрезку. Поступающая на шнек растительная масса сужается и пальцевыми приспособлениями подается в наклонную камеру, затем по транспортерной ленте в МСУ. Принимающий битер комбайна для уборки пшеницы перемещает сырье к барабану. Попадающие камни и тяжелые предметы винтовыми лопастями откидываются в камнеуловитель и оседают на дне.

Колосья проходят через бичи барабана по деке. Зерна выбиваются специальными насечками, заменяющими прямые биения на скользящие, уменьшая потери. Соломенная масса транспортируется и сталкивается с поперечной планкой, происходит процесс отделения. Сепарирующая зона обмолачивает до 100% зерновых культур. Из соломенной массы выделяется до 80%, остаток поступает на соломотряс и распушается. Зерна падают вниз, проходят через клавишный механизм и очищаются на решетке, солома поступает в копнитель.

Ворох передвигается по стрясной доске от МСУ и соломотряса к пальчиковой решетке. Там очищается, примеси выдуваются потоком воздуха от вентилятора: мелкие частицы проваливаются через решето очистки и падают на начало верхнего элемента, крупные — на середину. Сквозь открытые на 2/3 жалюзи зерна и маленькие колоски попадают на нижнее решето, крупные остатки — на удлинитель и в колосовой шнек. Зерна скатываются по доске и поступают в зерновой шнек.

Колосья с колосового шнека движутся последовательно в колосовой элеватор, потом на распределительный шнек, отбойный битер, барабан. Процесс обмолачивания повторяется. Зерновой шнек перемещает сырье в зерновой элеватор и бункер. Половонабиватель прессующей камерой почти наполовину уплотняет солому, попавшую в копнитель, направляет полову на дно устройства. Как только механизм наполняется, машинист нажимает на педаль для выгрузки копны. По завершении процесса копнитель автоматически закрывается.

Если вместо копнителя установлен измельчитель, происходит перемалывание мякины и разбрасывание ее по полю.

Схема работы комбайна

Силовой конструкцией зерноуборочного комбайна является рама, на которую опираются мосты. У комбайна два моста — передний с ведущими колесами и задний с поворотными. Также на раме крепятся молотильные устройства, транспортирующие приспособления, бункер для готовой продукции, двигатель внутреннего сгорания, кабина с соответствующими органами управления, механизация привода, гидросистема и электрооборудование. Спереди комбайна с использованием шарниров крепится жатвенная часть. Сзади, в зависимости от комплектации, может быть установлен измельчитель или копнитель для соломы.

Данная схема работы комбайна является классической. Наглядный пример работы комбайна представлен на видео в конце статьи. Посмотрев этот ролик, можно оценить качество конструкции и относительную простоту работы.

Подготовка к работе

Хлебная масса не поддается стандартизации. Такую проблему, как потери зерна при обмолоте, решают усовершенствованием конструкции сельхозмашины и осуществлением регулировок рабочих органов.

Правильная техническая подготовка комбайна к работе — залог бесперебойного проведения всего технологического процесса.

Перед эксплуатацией агрегата проверяют его техническое состояние, комплектность, действие всех систем и единиц. При обнаружении неисправностей их обязательно устраняют.

  • затяжки крепежных соединений;
  • натяжение ремней и прогибы цепей;
  • расположение шкивов, звездочек и контуров;
  • герметичность деталей;
  • состояние мотора и мостов;
  • педали управления.

При подготовке к работе зерноуборочного комбайна для уменьшения потерь обмолота особое внимание уделяют настройке параметров с учетом вида убираемой культуры и условий эксплуатации. Так, для пшеницы:

  • молотильный барабан устанавливают на скорость 900-1300 об/мин;
  • зазор основной деки — на 8-12 мм;
  • отверстия решета — 8-10 мм;
  • пазы вентилятора — точки 2-3;
  • частота вращения вентилятора — 700-850 об/мин.

Эксплуатация

Эксплуатация зерноуборочного комбайна должна осуществляться по инструкции:

  1. Проверяют уровень масла в двигателе, коробке, баке гидравлики, охлаждающую жидкость в радиаторе, топливо в топливном баке.
  2. Выбирают подходящую передачу при среднем положении рычага хода, толкают вперед и начинают движение.
  3. Регулируют скорость езды, проверяют тормоза.
  4. При температуре воздуха ниже 0°С двигатель должен поработать несколько минут на холостом ходу.
  5. Переключение скоростей осуществляют на ровной поверхности земли. Сначала переключатель устанавливают на нейтральную передачу, затем на желаемую.
  6. Педали тормоза сцеплены. Системой пользуются плавно. Запрещено двигаться по наклонной вниз на нейтралке.
  7. При движении комбайна по дорогам общего пользования жатки устанавливаются на свои места, направление передних и задних фар должно быть отрегулировано, включается только ближний свет. Зерновой бункер пустой.
  8. При езде по полю используют тормоза управления для снижения разворотного радиуса. На мягких участках уменьшают давление в передних шинах. На крутых склонах устойчивость улучшается с повышением давления колес. Если бункер загружен наполовину, шансы перевернуться минимальны.
  9. При обмолоте для обеспечения равномерной загрузки работают на больших оборотах силового агрегата. Предварительно регулируют скорость движения, высоту среза и мотовило так, чтобы загрузка хлеба происходила равномерно и непрерывно. Затем производят пробный заезд с отрегулированными параметрами.

На видео ниже показан полный цикл работы комбайна, как он устроен и что делает. Следует обратить внимание на качественное отделение зерна от общей массы растительности. Синхронная работа всех узлов обеспечивает нужную пропускную способность и минимальные потери. Из схемы комбайна видно, насколько важно проверять её работоспособность и правильно эксплуатировать технику.

Работы по установке оборудования, настройке и ремонту должен выполнять специалист, обладающий знаниями и навыками по работе с комбайном.

Как работает комбайн: устройство, принцип работы

Зерноуборочный комбайн широко распространен в сельском хозяйстве для уборки пшеницы, рожи, ячмени и других колосовых культур. Кроме того, данная машина выполняет задачи и по сборке других технических сортов зерновых, таких как подсолнечник, зернобобовые, мелкосеменные смеси, гречиха и рапс. Наиболее распространенными комбайнами считаются самоходные комплексы «Вектор», «Дон-1200» и «Дон-1500» с производительностью 8-12 тонн за один час. Потери зерна при этом не превышают 1,5%. Эти сельскохозяйственные комплексы представляют собой сложные механизмы, выполняющие определенные операции по следующей технологической цепочке:

  • срезание хлебных колосьев, подача их к молотильне и обмолот
  • очищение вороха, перемещение в бункер и выгрузка зерна.

Выполнение этих операций ручным способом требует колоссального физического труда, и в связи с этим на помощь приходят комбайны, прекрасно функционирующие в полях. Они быстро собирают зерновые и автоматически отделяют нужную часть урожая в зависимости от выбранной настройки, адаптированной под ту или иную культуру.

Навигация по статье

Устройство и схема работы комбайна

Насколько комбайн функционален, настолько и конструктивно прост, несмотря на наличие большого количества элементов, которые при одновременной работе значительно повышают эффективность сбора урожая.

В соответствии с классической конструкцией комбайн состоит из следующих компонентов:

  • жатки
  • бункера
  • проставки
  • трансмиссии
  • ходовой части
  • гидравлической части
  • электрической части
  • двигателя
  • наклонной камеры
  • молотильно-сепарирующего устройства (МСУ)
  • органов управления
  • кабины
  • электронно-контрольной системы.

Данный набор компонентов наряду с их высокой производительностью обеспечивает длительную и эффективную работу. Однако от оператора требуется постоянный контроль за состоянием всех элементов комбайна, которые можно заменить при необходимости. Своевременное обслуживание (заточка лезвий, замена расходных материалов) продлит срок службы и повысит долговечность.

Классическая схема работы комбайна предусматривает раму, которая является основой всей силовой конструкции. На раму опираются передний и задний мосты. При этом сзади установлены ведущие колеса, а сзади – поворотные. Помимо этого, на раме закреплены ряд молотильных приспособлений, транспортировочных устройств, ДВС, кабина с органами управления, гидравлическая система, электрооборудование и сам бункер для сбора урожая. В передней части с помощью шарниров зафиксирована жатвенная часть, а сзади установлен копнитель для соломы или измельчитель.

Краткий принцип действия комбайна

У зерноуборочного комбайна может быть несколько операций одновременно. Техника перемещается по полю и срезает зерновые культуры, которые затем подаются в молотильный аппарат для последующего обмолота зерна от колосьев. Следующим этапом является очищение обработанного зерна от постороннего мусора для получения готового продукта.

Читайте также  Устройство трансмиссии автомобиля полноприводного

Он подается в готовый бункер, который постепенно заполняется по мере обработки поля. Его содержимое опустошается в месте выгрузки, после чего комбайн снова готов к выполнению вышеуказанной технологической цепочки задач. Учитывая все эти функциональные возможности, такую машину можно назвать универсальной, способной заменить жатку, молотилку, веялку и другие узкоспециализированные средства для сбора урожая. Более того, возможности комбайна можно расширить благодаря установке навесного оборудования.

Как работает оборудование комбайна

Подробный принцип действия зерноуборочного комбайна можно разделить на несколько этапов.

  1. Мотавильный механизм наклоняет хлебостои, затем производится обрезка культуры режущим аппаратом
  2. На шнек поступает растительная масса, которая постепенно сужается и подается в наклонную камеру, а после нее – в МСУ по транспортировочной ленте
  3. В работу вступает принимающий битер для уборки пшеницы, который перемещает сырье к барабану, а специальный камнеуловитель не допускает попадания камней и тяжелых предметов, которые мгновенно откидываются винтовыми лопастями
  4. Дека принимает колосья, которые проходят через бичи и выбиваются через специальные насечки, затем с целью уменьшения потерь прямые биения заменяются на скользящие
  5. После сталкивания соломенной массы с поперечной планкой начинается процесс отделения в сепарирующей зоне. Она обмолачивает всю соломенную массу, из которой получается до 80% зерновых культур, а остаток распушается на соломотрясе
  6. После прохождения зерен через клавишный механизм происходит их очищение на специальной решетке, а солома переходит в копнитель
  7. Передвижение вороха осуществляется от МСУ и соломотряса по стрясной доске прямо к пальчиковой решетке, где происходит процесс очищения путем выдувания примесей мощным потоком воздуха, исходящим от вентиляторов. Зерно скатывается по доске и поступает в шнек
  8. После шнека колосья попадают в колосовой элеватор, затем их принимает распределительный шнек, а потом они попадают в отбойный битер и барабан. Происходит повторное обмолачивание
  9. Шнек переносит сырье в зерновой элеватор и бункер, затем происходит уплотнение соломы при помощи прессующей камеры половонабивателя, который наполовину уплотняет солому, попавшую в копнитель и направляет полову на дно устройства.

После его заполнения оператор жмет на соответствующую педаль и выгружает копну. После выгрузки происходит автоматическое закрытие копнителя. Если вместо него установлен измельчитель, тогда мякина перемалывается и разбрасывается по полю.

Схемы и наглядные пособия по устройству и работе комбайна

Подготовка комбайна к работе

Подготовка комбайна к работе подразумевает ряд мероприятий, при которых должны быть учтены все нюансы. Потеря хлебной массы при обмолоте является типичной проблемой, которая не поддается стандартизации. Поэтому ее частично решают путем совершенствования комбайна, который оснащают дополнительным оборудованием, наделенным широким набором регулировок. Благодаря этому можно снизить издержки.

Безусловно, оборудование необходимо правильно настроить, что и является залогом бесперебойной и эффективной обработки урожая с минимальными потерями. Для этого уделяют особое внимание настройке зерноуборочного комбайна, а именно следующим параметрам:

  • диапазон скоростей молотильного барабана устанавливают в пределах 900-1300 об/мин
  • скорость вращения вентилятора не должна превышать 700-850 об/мин
  • зазор основной деки на уровне 8-12 мм, а отверстие решета – 8-10 мм
  • пазы вентилятора – точки 2-3.

Как правило, агрегат готов к работе после проверки его технического состояния, комплектности, а также тестовой работы всех транспортировочных систем и единиц комбайна. Детальная проверка позволит выявить неполадки и заранее устранить их перед выездом в поле. Ниже представлены узлы, которые подвергаются обслуживанию в первую очередь.

  • проверка всех крепежей, фиксаторов, ремней и цепей
  • контроль расположения шкивов, контуров и звездочек
  • проверка деталей на герметичность
  • замена масла и фильтров в двигателе, мостах и трансмиссии при необходимости
  • проверка усилия на педалях управления.

Принцип работы зерноуборочного комбайна

Зерноуборочный комбайн представляет собой сложную сельскохозяйственную спецтехнику, позволяющую одновременно выполнять сбор и обработку посевных культур. С его помощью тяжелый ручной процесс превратился в многофункциональный механизированный цикл с минимальными трудозатратами. При установке дополнительного оборудования агрегат способен собирать и другие технические сорта зерновых: кукурузу, рапс, гречиху и подсолнечник, зернобобовые и мелкосеменные смеси.

Среди агрономов и фермеров широкое распространение получили самоходные комплексы «Дон-1200», «Дон-1500» и «Вектор». Их производительность достигает 8-12 т за 1 час, потери зерна — не более 1,5%. Комплексы используются при прямом и раздельном способах комбайнирования.

Комбайн по сбору зерновых культур представляет собой сложный механизм, который выполняет полный технологический цикл, включающий такие операции:

  • срезание хлебных колосьев;
  • подачу их к молотилу;
  • обмолот зерен;
  • очищение вороха;
  • перемещение в бункер;
  • выгрузку зерна.

Устройство зерноуборочного комбайна, рабочий процесс от подготовки агрегата до его эксплуатации рассмотрим на примере Дон-1500.

Как устроена техника

Общее устройство зернового комбайна:

  • Жатка.
  • Проставка.
  • Наклонная камера.
  • Молотильно-сепарирующее устройство (МСУ).
  • Бункер.
  • Копнитель.
  • Двигатель.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая система.
  • Гидравлика.
  • Электрооснастка.
  • Органы управления.
  • Кабина.
  • Электронная контрольная система.

При раздельном сборе урожая вместо жатки устанавливается платформа-подборщик.

Как работает комбайн

Принцип работы зерноуборочного комбайна представлен так. Мотовильное устройство наклоняет хлебостои, режущий аппарат производит обрезку. Поступающая на шнек растительная масса сужается и пальцевыми приспособлениями подается в наклонную камеру, затем по транспортерной ленте в МСУ. Принимающий битер комбайна для уборки пшеницы перемещает сырье к барабану. Попадающие камни и тяжелые предметы винтовыми лопастями откидываются в камнеуловитель и оседают на дне.

Колосья проходят через бичи барабана по деке. Зерна выбиваются специальными насечками, заменяющими прямые биения на скользящие, уменьшая потери. Соломенная масса транспортируется и сталкивается с поперечной планкой, происходит процесс отделения. Сепарирующая зона обмолачивает до 100% зерновых культур. Из соломенной массы выделяется до 80%, остаток поступает на соломотряс и распушается. Зерна падают вниз, проходят через клавишный механизм и очищаются на решетке, солома поступает в копнитель.

Ворох передвигается по стрясной доске от МСУ и соломотряса к пальчиковой решетке. Там очищается, примеси выдуваются потоком воздуха от вентилятора: мелкие частицы проваливаются через решето очистки и падают на начало верхнего элемента, крупные — на середину. Сквозь открытые на 2/3 жалюзи зерна и маленькие колоски попадают на нижнее решето, крупные остатки — на удлинитель и в колосовой шнек. Зерна скатываются по доске и поступают в зерновой шнек.

Колосья с колосового шнека движутся последовательно в колосовой элеватор, потом на распределительный шнек, отбойный битер, барабан. Процесс обмолачивания повторяется. Зерновой шнек перемещает сырье в зерновой элеватор и бункер.

Половонабиватель прессующей камерой почти наполовину уплотняет солому, попавшую в копнитель, направляет полову на дно устройства. Как только механизм наполняется, машинист нажимает на педаль для выгрузки копны. По завершении процесса копнитель автоматически закрывается. Если вместо копнителя установлен измельчитель, происходит перемалывание мякины и разбрасывание ее по полю.

Данная схема работы комбайна является классической.

Подготовка к работе

Хлебная масса не поддается стандартизации. Такую проблему, как потери зерна при обмолоте, решают усовершенствованием конструкции сельхозмашины и осуществлением регулировок рабочих органов.

Правильная техническая подготовка комбайна к работе — залог бесперебойного проведения всего технологического процесса.

Перед эксплуатацией агрегата проверяют его техническое состояние, комплектность, действие всех систем и единиц. При обнаружении неисправностей их обязательно устраняют.

  • затяжки крепежных соединений;
  • натяжение ремней и прогибы цепей;
  • расположение шкивов, звездочек и контуров;
  • герметичность деталей;
  • состояние мотора и мостов;
  • педали управления.

При подготовке к работе зерноуборочного комбайна для уменьшения потерь обмолота особое внимание уделяют настройке параметров с учетом вида убираемой культуры и условий эксплуатации. Так, для пшеницы:

  • молотильный барабан устанавливают на скорость 900-1300 об/мин;
  • зазор основной деки — на 8-12 мм;
  • отверстия решета — 8-10 мм;
  • пазы вентилятора — точки 2-3;
  • частота вращения вентилятора — 700-850 об/мин.

Эксплуатация

Эксплуатация зерноуборочного комбайна должна осуществляться по инструкции:

  1. Проверяют уровень масла в двигателе, коробке, баке гидравлики, охлаждающую жидкость в радиаторе, топливо в топливном баке.
  2. Выбирают подходящую передачу при среднем положении рычага хода, толкают вперед и начинают движение.
  3. Регулируют скорость езды, проверяют тормоза.
  4. При температуре воздуха ниже 0°С двигатель должен поработать несколько минут на холостом ходу.
  5. Переключение скоростей осуществляют на ровной поверхности земли. Сначала переключатель устанавливают на нейтральную передачу, затем на желаемую.
  6. Педали тормоза сцеплены. Системой пользуются плавно. Запрещено двигаться по наклонной вниз на нейтралке.
  7. При движении комбайна по дорогам общего пользования жатки устанавливаются на свои места, направление передних и задних фар должно быть отрегулировано, включается только ближний свет. Зерновой бункер пустой.
  8. При езде по полю используют тормоза управления для снижения разворотного радиуса. На мягких участках уменьшают давление в передних шинах. На крутых склонах устойчивость улучшается с повышением давления колес. Если бункер загружен наполовину, шансы перевернуться минимальны.
  9. При обмолоте для обеспечения равномерной загрузки работают на больших оборотах силового агрегата. Предварительно регулируют скорость движения, высоту среза и мотовило так, чтобы загрузка хлеба происходила равномерно и непрерывно. Затем производят пробный заезд с отрегулированными параметрами.

Работы по установке оборудования, настройке и ремонту должен выполнять специалист, обладающий знаниями и навыками по работе с комбайном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: