Щуп трансмиссии что это

Где находится щуп для проверки уровня масла в коробке передач, знают не все. Если у вас коробка автомат, то местонахождение щупа может меняться в зависимости от модификации АКПП. При этом некоторые модели совсем не имеют отверстий для щупа...

Щуп трансмиссии что это

Проверка уровня масла в разных типах коробок передач с помощью щупа

25 Марта 2017 Категория: Обслуживание и ремонт

В отличие от моторного масла жидкость для КПП не нуждается в частом обслуживании. Но проверка и замена трансмиссионного масла очень важна для бесперебойной работы как самой коробки, так и авто в целом.

Правда, не всегда с этой задачей можно справиться самостоятельно. В одних моделях нужно точно знать, где находится щуп для проверки уровня масла в коробке, а в других искать его совершенно бессмысленно. В этой статье мы расскажем о методах проверки уровня масла в механических, автоматических и вариаторных коробках передач.

Важность проверки уровня и качества масла в коробках передач?

Почему вообще нужно озадачиваться поиском щупа для проверки уровня и состояния масла в КПП, вопрос вполне закономерный. Ведь многие ездят на машинах много лет, даже не зная о том, как устроена коробка передач. И на качество работы машины этот фактор вроде бы не влияет. Однако не все так просто и для этого есть много причин, а вот самые основные из них:

  • Во-первых, трансмиссионная система автомобиля, как и любое устройство, работающее благодаря постоянному контакту и взаимодействию металлических элементов, нуждается в хорошей смазке.
  • Во-вторых, во время движения автомобиля шестеренки сильно нагреваются, а единственной системой охлаждения в КПП выступает трансмиссионное масло.
  • Ну и в-третьих, масло для коробки передач, как и любое другое, имеет определенный срок службы. Высокая температура, которая иногда может достигать 150 °C, металлическая стружка от шестерней, вспенивание жидкости и другие неполадки в итоге снижают рабочие характеристики масла и присадок, или приводят к испарению смазочного материала.

Без должного обслуживания коробка начнет издавать монотонное гудение, после возникновения которого, шестерни постепенно разрушаются. Потребление бензина при этом становится на порядок выше, а срок службы коробки неумолимо сокращается.

Для того чтобы продлить эксплуатационный период коробки передач многие производители рекомендуют менять трансмиссионное масло каждые 60 тыс. км пробега для коробок автомат. При этом для заднеприводных моделей этот срок может быть увеличен еще на 20 тыс. км, а при агрессивном стиле вождения снижен до 40 тыс. км. Если автомобиль оснащен механикой, то замену масла следует производить от 80 до 100 тыс. км, если производитель это прямо не указывает в книжки по эксплуатации авто.

Где находится щуп для проверки уровня масла в коробке передач?

Если вы решили проверить и заменить масло самостоятельно, то обратите внимание на то, что у каждой модели КПП заливное отверстие располагается по-разному.

Расположение щупа в механической коробке передач

Для начала определим, где находится щуп в коробке передач с механическим управлением. Хотя его может и не быть, тут все зависит от конкретной модели КПП. Если щупа в данной трансмиссии не имеется, то проверка уровня осуществляется с помощью заливного отверстия. А само маслоналивное отверстие чаще всего можно найти в верхней части картера в непосредственной близости от рулевого механизма.

Все что вам нужно, это снять защиту двигателя и открутить заливную пробку МКПП. Далее нужно убедиться, что масло находится на уровне нижней границы заливного отверстия. Для этого можно воспользоваться отверткой, но если под рукой ничего нет, то можно просунуть туда и палец. Если вы обнаружили, что масла в коробке все-таки не хватает, то его следует долить, воспользовавшись шприцем. Заливать жидкость следует до тех пор, пока масло не станет вытекать через заливное отверстие. По окончанию работ вкручиваем пробку на место.

Если щуп в вашей коробке присутствует, то он находится, как правило, в моторном отсеке. Для того чтобы определить уровень масла, достаньте щуп, оботрите его чистой матерчатой салфеткой и поставьте на место. Через несколько секунд снова достаньте щуп, и определите результат. В нормальном состоянии уровень масла на указателе должен находиться примерно посередине между двумя нанесенными на щуп рисками.

Помните, что если уровень ниже обозначенного минимума или близок к нему, то масло следует долить. Как правило, трансмиссионное масло заливается с помощью шприца. При этом старайтесь не забрызгать детали, так как при нагреве может произойти воспламенение жидкости.

Где находится щуп в коробке автомат?

Но если с механической коробкой все более или менее понятно, то определить, где находится щуп для проверки уровня масла в коробке автомат, будет сложнее. Каждая модель АКПП устроена по-разному. И местонахождение щупа может меняться в зависимости от модификации коробки.

При этом некоторые модели совсем не имеют отверстий для щупа, например, большинство немецких марок. На его месте в верхней части картера располагается смотровое окошко, что подразумевает проверку смазочной жидкости только на подъемнике или яме. Кстати для таких моделей вмешательство в смазочную систему нежелательно. Если конечно нет течи масла или предположений о поломке АКПП.

Когда заменить или долить масло все же необходимо, то лучше воспользоваться руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Под капотом у таких моделей находится наливное отверстие, а под днищем – сливное. Как правило, открыть его можно гаечным ключом на 8. При откручивании сливной заглушки из коробки выльется около 100 мл жидкости. Если до этого уровень масла был в норме, то обратно заливают точно такой же объем подготовленной заранее смазки.

Если же в вашей модели коробки автомат есть щуп, то он чаще всего имеет ярко выраженный окрас, и по цвету будет отличаться от щупа двигателя. К примеру, если ручка указателя уровня смазочной жидкости в двигателе имеет желтый окрас, то щуп уровня масла в коробке автомат может быть оранжевого или зеленого оттенка. Часто находится слева от моторного отсека, ближе к лобовому стеклу.

Проверка уровня жидкости производится исключительно после того, как селектор будет установлен в положение – N (нейтральная скорость) и при включенном двигателе. Однако некоторые японские модели автомобилей все же нужно проверять при заглушенном моторе. Как правило, на щупе нанесено две отметки. Нижний предел с указанием температуры +20°C или надписью «COLD» и верхний предел с температурой +80°C или надписью «HOT».

В первую очередь уровень рабочей жидкости в коробке нужно проверить на непрогретой машине, а затем посмотреть на показания после небольшого пробега (15-20 км). Уровень масла в первом случае, при нормальной работе АКПП, будет выше минимальной отметки показателя «COLD». А во втором – не должен превышать указателя «HOT».

Помните, что слишком маленький или напротив высокий уровень смазочной жидкости приведет к попаданию в масло воздуха, вспениванию смазочной жидкости, перегреву и, в конечном счете, полному выходу из строя коробки автомат.

Проверка уровня масла в вариаторе

Еще одна разновидность КПП – вариатор. Как правило, щуп для проверки уровня масла расположен в заливной горловине вариатора. Для тех, кто с этим никогда не сталкивался нужно запомнить, что горловина на многих моделях отмечена надписью «Transmission» или «CVT». Искать горловину следует в моторном отсеке вашего автомобиля. Перед тем как извлечь щуп, в первую очередь придется разблокировать фиксатор на щупе. И только потом можно вытащить щуп, хотя фиксатора может и не быть, как и самого щупа, а вместо него может стоять заглушка, тут как повезет.

Если щуп есть, то в данных типах трансмиссии метод проверки уровня жидкости точно такой же, как и в коробках автомат. Достаточно прогрейте КПП, проехав около 20 км в летний период или 30 – 40 в зимний, и оставьте автомобиль на ровной площадке. Переведите селектор в режим паркинга и, не глуша двигатель, приступайте к проверке уровня масла. Уровень на щупе при замере должен находиться между минимальным и максимальным значением риски «HOT». При отклонениях в уровне вам придется или откачать избыток жидкости шприцем, или долить необходимое количество масла.

Если причиной проверки уровня масла стала неполадка вашей коробки, например, нехарактерный звук или толчки во время движения. То в этом случае лучше сразу отогнать машину в специализированный автосервис. Так как сложность обслуживания этого устройства не допускает вмешательств неподготовленного водителя.

Во всех же остальных случаях, при проверке уровня масла, обратите внимание не только на его количество, но и на качество. Если на щупе осталась слишком темная жидкость, присутствует запах гари или в жидкости много металлических частиц – коробка передач нуждается в срочном ремонте.

В остальных же случаях достаточно подобрать для доливки правильную жидкость, держать количество масла на нужном уровне и внимательно следить за сигналами, которые посылает вам автомобиль.

Щуп трансмиссии что это

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Трансмиссия
  • Как проверить масло в АКПП
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Как проверить масло в АКПП

Многим водителям удобнее ездить на АКПП. Но она технически сложнее и относится к дорогим узлам в машине. Для поддержания трансмиссии в надлежащем состоянии нужно сохранять масло на уровне, рекомендованном производителем. Поэтому водителю надо знать, как проверить уровень масла в АКПП и когда его пора пополнить.

Проверка уровня масла в АКПП

Признаки нехватки недостатка жидкости в АКПП

На современных машинах средний интервал замены трансмиссионной жидкости в АКПП составляет 60-70 тыс. км на одометре. Но иногда масло нужно доливать, не дожидаясь названного срока.

Недостаток уровня масла в АКПП

Разработчики АКПП рекомендуют проверять уровень ATF через каждые 5-7 тыс. км пробега. Это помогает определить примерный момент, когда понадобится залить новую жидкость. Кроме того, своевременная проверка позволяет избежать износа уплотнений и маслонасоса.

Признаки недостатка жидкости в трансмиссии:

  • сильный шум в КПП при выжиме сцепления, когда авто неподвижно;
  • машина дергается при переходе на повышенные передачи.

Конечно, лучше не дожидаться проявления подобных симптомов и своевременно проверять отметку уровня масла в АКПП. Так трансмиссия прослужит дольше.

Порядок проверки уровня масла в АКПП

Когда смазочная жидкость залита в нужном объеме, узлы трансмиссии работают корректно, машина лучше управляется. Эффективный способ избежать поломки АКПП — своевременный контроль уровня смазки. Как это делать, точнее всего описывает производитель каждой марки авто. Однако в ряде случаев не удается использовать мануал, поэтому далее поэтапно описаны методы контроля.

Подготовка к проверке уровня масла в АКПП

  • ТС устанавливают на ровную площадку;
  • находят под капотом специальный проверочный щуп, чаще всего в машинах с АКПП он выкрашен в красный цвет, чтобы не путать со щупом для моторного масла, который окрашен в желтый;
  • зону рядом со щупом тщательно очищают, чтобы в трансмиссию не попали загрязнения;
  • извлекают щуп и также вытирают чистой тряпкой, чтобы нитки или ворс не попали в жидкость.
Читайте также  Электромеханическая трансмиссия легкового автомобиля

Чистка щупа перед проверкой уровня масла в АКПП

Стандартно на щуп нанесены отметки для измерения уровня трансмиссионной жидкости – для прогретой и не прогретой коробки. Они обозначены соответственно: «Hot» и «Cold».

Как проверить масло в АКПП, оснащенной щупом?

Когда инструмент подготовлен, можно начинать проверку уровня масла в АКПП.

Работу выполняют 2 способами:

  • в непрогретой коробке для определения предположительного результата;
  • в прогретой – для более точного мониторинга.

Холодный метод контроля выглядит так:

  • запускают двигатель для непродолжительной работы на холостых оборотах, при этом меняют положения селектора, чтобы добиться равномерного распределения масла по всем узлам трансмиссии;
  • коробку ставят в режим паркинга;
  • при включенном двигателе щупом проверяют критерии смазки – вставляют в посадочное отверстие, прижимают до упора и после извлечения оценивают уровень, до которого дошла масляная пленка;
  • если жидкость не доходит до отметки «Min» у значения «Cold», ее необходимо долить, в противном случае следует удалить излишек.

Слив масла из АКПП

Более достоверную информацию удается получить при проверке в горячей коробке. Для этого необходимо проехать 10-15 км, чтобы разогреть машину. Далее процесс выглядит также, как описано выше. Только ориентируются на отметку «Hot».

Кроме уровня масла попутно выясняют:

  • присутствует ли в масле металлическая пыль и грязь, свидетельствующие о серьезном износе системы;
  • сильно ли потемнела смазка, что говорит о необходимости ее замены.

Как проверить масло в АКПП, не оснащенной щупом?

Не все модели авто оснащены щупом для проверки уровня масла. Иногда для оценки предусмотрено смотровое окошко. В остальных случаях коробка имеет лишь 2 отверстия – для заливки и слива масла.

В подобных АКПП появление излишка жидкости невозможно – для ее отвода в поддон есть специальная трубка. Но важно знать, не понижен ли уровень. Процедура выглядит так:

  • проезжают несколько километров с целью прогреть АКПП;
  • размещают авто на яму или подъемник для доступа к нижней части;
  • ручку ставят в положение паркинга;
  • откручивают пробку из сливного отверстия на поддоне – если масла хватает, оно немного выльется, если даже на капает — жидкость надо доливать.

Заливка масла при проверке его уровня в АКПП без щупа

Добавляют масло через маслоналивное отверстие в моторе – льют, пока из слива не потечет эмульсия. Затем дожидаются, пока излишек стечет, после чего можно закручивать пробку.

Последствия эксплуатации авто с неправильным уровнем масла в АКПП

При эксплуатации авто с недостаточным уровнем масла в АКПП, проявляются следующие симптомы:

  • ТС хуже управляется;
  • из трансмиссии доносятся нехарактерные звуки;
  • авто хуже реагирует на переключение передач.

Если вы заметили хоть один из симптомов, стоит долить или полностью менять масло.

Проблемы с машиной при недостатке смазки в автоматической коробке вызваны тем, что насос затягивает воздух. Соприкасающиеся детали хуже смазываются, а со временем изнашиваются. Кроме того, коробка сильнее греется.

Последствия езды на автомобиле с высоким уровнем масла в АКПП

Избыток жидкости возможен только в машинах, оснащенных проверочным щупом. Там нет автоматического сброса излишка. Лишняя жидкость вспенивается, окисляется и при сильном нагреве испаряется. В итоге выходят из строя клапаны системы и прочие элементы.

При длительной езде в таком режиме меняется молекулярная структура масла, что сказывается на его качестве. В результате детали коробки смазываются плохо и быстрее изнашиваются. Если упустить момент, скорее всего, понадобится серьезный ремонт.

Проверка уровня масла в АКПП. Особенности процесса для разных моделей авто

Мы рассмотрели усредненные методы и нюансы измерения трансмиссионной жидкости. Но в зависимости от конкретной модели появляются небольшие нюансы процедуры.

  • Audi, Volkswagen, BMW. Большинство из них не модифицированы щупами. Вместо этого предусмотрено смотровое окно, чтобы проверить уровень масла. Если щуп есть, селектор ставят не на «паркинг», а на «нейтралку».
  • Dodge, Honda, Mitsubishi, Hyundai, Jeep, Mazda – во всех этих автомобилях следует проверять смазку при положении рычага в позиции N, а не P.

Вывод

Очевидно, что проверка уровня масла в АКПП – процедура несложная. Ее вполне может выполнить автовладелец в гараже. Главное – соблюдать базовые рекомендации и учитывать характерные особенности конкретной модели автомобиля. Иногда на щупе вместо двух отметок нанесена одна. Также в зависимости от производителя предпочтительнее может оказаться горячий метод проверки, но при заглушенном двигателе. Наконец, важно точно знать, в какое положение следует ставить рычаг переключения – паркинг или нейтральная передача. Будьте внимательны к этим особенностям.

MIN и MAX на щупе коробки передач: можно ли от них отступать

Принципиальные отличия конструкций КПП

Физику работы системы смазки двух принципиально разных трансмиссий, классической МКПП и гидромеханической АКПП, представить не сложно. «Механика» — это примитивный редуктор, основное условие длительной и бесперебойной работы которого – вращение шестерен, валов и подшипников в масляной ванне.

Гидромеханический «автомат» — это гидротрансформатор, набор планетарных редукторов, пакет фрикционов, исполнительная гидроаппаратура и управляющий компьютер. Заметьте, насколько нагружен механизм уже по набору перечисленных слов. Центральное внимание – гидроаппаратура, которая болезненно переживает отклонения уровня масла от нормы, ровно, как и заправку некачественным смазочным материалом. Проблема в том, что недостаточное давление смазки не позволяет плотно сжимать пакет фрикционов, отчего работа трансмиссии нарушается.

Вариатор и роботизированная коробка передач не менее требовательны к силе давления в системе гидроуправления. Ведь в их конструкции также предусмотрены фрикционы, хоть и в меньшем количестве. А в случае вариаторной трансмиссии окончательную точку в вопросе ставит ее конструктивная склонность к перегреву.

Механическая коробка передач: так ли опасен перелив масла

Каким был ваш первый автомобиль? С высокой долей вероятности можно утверждать, что это был экземпляр из жигулевской продукции: ВАЗовская классика, что-то из семейства Самара, продвинутая «десятка» или построенная на ее базе Приора. Всех их объединяет одно – МКПП. А если исключить из этого перечня модели ВАЗ 2101-2107, то совокупно можно говорить о хронической склонности владельцев остальных Лад переливать масло в КПП.


Принимая во внимание то, что декларируемый ресурс при таком обслуживании спокойно доходит до 300 000 км, складывается впечатление не о вреде завышенного уровня, а наоборот – о его пользе или, как минимум, нейтральном эффекте. И действительно, в клубах вазоводов превышение максимума преподносится как улучшение смазки игольчатых подшипников пятой передачи, когда та включена. В то же время, когда уровень находится прямо на отметке MAX, наблюдается масляное голодание, чем и объясняют быстрый выход «пятой» из строя.

Догадок, почему максимальная отметка щупа не гарантирует бережную эксплуатацию трансмиссии на всех режимах, масса. Одна из версий – масло, при вращении шестерен, разбрызгивается по стенкам, отчего фактический уровень постоянно находится ниже расчетного.

Надуманной считается опасность перелива масла и с точки зрения конструкции. Сальники полуосей, если речь идет о переднеприводной компоновке, не выдавит, поскольку в корпусе агрегата предусмотрен сбрасывающий клапан (сапун). В пользу «переливщиков» есть еще один факт: сапун может сбрасывать не только давление, а и смазку. Поэтому, у лишнего масла всегда есть путь наружу или, говоря народным языком, лишнее выдавит, а нужное останется. Максимум, с чем придется мириться, так это с замасленным наружным корпусом и масляными подтеками на защите двигателя и под автомобилем. Впрочем, это все временно.

«Автомат» и масло: стоит ли наливать выше уровня

Наплевательского отношения автоматическая трансмиссия не терпит. Так частоту обслуживания АКПП рекомендуется увеличивать, как и периодичность замены масла в двигателе и все с той же целью – продлить ресурс агрегата. Если уж удосужились менять смазочный состав самостоятельно, то выбирайте только качественное сырье, и разберитесь с метками на щупе. Здесь, в отличие от «механики», замер должен быть точным, как и технология его проведения, во многом напоминающая съем показаний уровня смазки в картере двигателя.

Конструкция классического масляного щупа для АКПП отлична от аналога для МКПП. Если на «ручке» мы наблюдаем две привычные глазу насечки MIN и MAX, то на «автомате» их целых четыре, да еще и пару англоязычных надписей в придачу. COLD (COOL) и HOT, что в переводе означает холодный и горячий соответственно, означают, что холодная коробка имеет одни максимум и минимум, прогретая до рабочей температуры – другие.

Контроль уровня производится по аналогии с мотором – на горячую. Оптимальный объем должен быть на 2-3 мм выше нижней отметки рядом с надписью HOT. Назначение «холодных» меток – контролировать уровень при заливке нового масла, когда агрегат уже остыл. От замены до замены, повторюсь, замер производится только на горячую.


Превышать MAX и опускаться ниже MIN на АКПП, «роботе» и «вариаторе» недопустимо. Все дело в кавитации масла, нарушающей нормальную работу насосов гидравлических систем и теплоотвод из зон трения. Пузырьки – это результат захваченного гидроаппаратурой воздуха при минимальном уровне или интенсивного взбалтывания смазки при объеме выше MAX. Поскольку насыщенная воздухом жидкость перестает быть несжимаемой, в гидросистеме не нагнетается требуемое давление, отчего плотно сжать пакет фрикционов не получается.

На вспенивание смазки указывают не только буксующие фрикционы, выливающиеся в пинки и рывки при переключении передач. Первые признаки насыщения жидкости воздухом подает щуп, покрываясь воздушно-масляной эмульсией. Далее, если уровень выше нормы, то в районе коробки и под автомобилем наблюдаются следы масла, как результат сброса лишнего через сапун.

Имейте в виду, что, вспениваясь, жидкость увеличивается в объеме. Поэтому, когда обнаружен недолив, необходимо дать смазке час-два на стабилизацию состояния, а затем доливать.

На заметку: как проверять уровень масла на автоматической коробке передач

Итак, для «автомата» опасен как пониженный, так и завышенный объем смазки. Чтобы правильно вычислить действительный уровень, АКПП необходимо прогреть, а двигатель – оставить работающим. Эти нюансы и не только я изложил в технологии замера количества масла в классическом «автомате»:

  • Нагреть трансмиссионную жидкость до рабочей температуры. Проехать 10-20 км в режиме «трасса», после чего дать поработать мотору на ХХ в течение 5 минут. Не останавливая двигатель, поработать селектором АКПП на месте, перемещая его по всем позициям с задержкой в 2-3 секунды.
  • Перевести селектор в положение Р. Мотор по-прежнему работает.
  • Извлечь щуп, протереть, вставить до упора и снова вытащить. По положению следа жидкости относительно насечек судят об уровне масла внутри агрегата. Нормой считается +2-3 мм над минимальной отметкой рядом с надписью HOT.
Читайте также  Центр автоматических трансмиссий миля

И не забывайте – измерение уровня любой технической жидкости проводится на строго горизонтальной площадке.

Проверка уровня масла в АКПП: пошаговая инструкция

Автоматическая коробка передач (АКПП) постепенно вытесняет механическую трансмиссию. Высокая популярность автоматов обусловлена надежной, отработанной в течение многих десятилетий конструкцией, удобством пользования. Управлять автомобилем, оснащенным АКПП, значительно проще и удобнее, водитель не отвлекается на переключение передач.

Почему необходимо проверять уровень масла в АКПП

Автоматическая коробка передач требует регулярного обслуживания, которое заключается в периодической проверке уровня, замене масла и фильтра. Качество трансмиссионной жидкости играет огромную роль в обеспечении надежной работы агрегата. Масло по мере эксплуатации под действием многочисленных циклов нагрева и охлаждения теряет свои свойства. В него попадают металлические частицы, являющиеся продуктом фрикционного износа. Межсервисный интервал составляет 60–70 тыс. км, в зависимости от производителя. При интенсивной эксплуатации этот срок сокращается. Несоблюдение сроков замены, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля, чревато выходом АКПП из строя.

Не менее важно поддерживать необходимый уровень специальной трансмиссионной жидкости ATF. Большинство поломок связано с недостатком масла либо его избытком. Ремонт, как правило, требует значительных вложений денежных средств, затрат времени, высокой квалификации исполнителя. Такая ситуация часто возникает из-за небрежности или неверного определения уровня масла. По этой причине каждый водитель должен уметь правильно определить количество залитой в АКПП трансмиссионной жидкости.

В каких случаях проверяют уровень масла

Технические специалисты рекомендуют проводить эту процедуру регулярно. Большинство автовладельцев пренебрегают проверкой, эксплуатируют автомобиль от замены до замены. Но лучше потратить время и проверять уровень хотя бы один раз в месяц, чтобы избежать поломок. Чаще проверять уровень не помешает в следующих условиях:

  • высокая температура окружающего воздуха;
  • интенсивная эксплуатация;
  • длительное движение в условиях плотного трафика, с частыми заторами;
  • агрессивный стиль езды;
  • буксировка тяжелых прицепов;
  • некорректная работа коробки, которая может быть вызвана либо недоливом, либо переливом масла (рывки при переключениях, потеря мощности, посторонние звуки).

Без точного определения уровня невозможно правильно заменить трансмиссионную жидкость.

Как проверить уровень масла в АКПП

Современные коробки-автоматы выпускают двух типов: с контрольным щупом и без него. В первом случае, как правило, производитель указывает на необходимость регулярной замены масла и предусматривает возможность проверки его уровня самим водителем. Отсутствие щупа свидетельствует о том, что производители считают, что в замене масла нет необходимости в течение всего срока эксплуатации, или же предпочитают доверить проверку уровня специалистам автосервиса.

Проверка уровня в АКПП с контрольным щупом

В первую очередь необходимо найти щуп. В автомобиле их два, один для проверки уровня масла в АКПП, второй — в двигателе. Точное местоположение указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если она утеряна, можно самостоятельно осмотреть подкапотное пространство. Для этого:

  • открыть капот;
  • встать лицом против хода машины;
  • найти с правой стороны ярко окрашенную рукоятку, расположенную ближе к перегородке моторного отсека. Это и есть пресловутый щуп.

В некоторых моделях оба щупа располагаются рядом. Отличить их можно по цвету. Тот, что предназначен для контроля масла в двигателе, как правило, имеет желтый окрас. Та же деталь для АКПП имеет отличающийся, контрастный цвет.

После того как щуп обнаружен, необходимо его извлечь и осмотреть. На нем будут две риски с надписями «COLD» и «HOT», что соответствует уровню горячей и холодной жидкости. В автомобилях с механической коробкой переключения передач такие отметки отсутствуют. Соответственно, уровень может проверяться как в холодной, так и горячей АКПП. Первый способ считается менее точным, информирующим скорее о наличии масла.

Проверка уровня на непрогретой автоматической коробке передач

Последовательность действий такова:

  • Установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
  • Завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, поочередно переводя селектор автомата во все существующие положения. Это обеспечит достаточную текучесть жидкости ATF.
  • Перевести селектор в режим P (parking).
  • Извлечь щуп. Двигатель при этом продолжает работать.
  • Протереть его чистой ветошью.
  • Вставить обратно в гнездо.
  • Извлечь щуп еще раз.
  • Проверить уровень жидкости.

Ориентиром будет являться отметка COLD. Если уровень ниже этой риски, масло необходимо долить до требуемого уровня, после чего повторить процедуру. Уровень выше отметки свидетельствует об избыточном количестве. Излишки рекомендуется сливать.

Проверка уровня горячего масла в АКПП

Это более точное измерение, которое проводится аналогичным образом. Отличие в том, что автомобиль предварительно должен проехать расстояние, достаточное для прогрева жидкости до рабочей температуры. В зависимости от погоды хватает 15–20 км. Затем процедура полностью повторяет ту, что применяется на холодной коробке. Уровень должен находиться между отметками, ближе к HOT. Тогда количество жидкости соответствует норме.

АКПП без щупа

В таких агрегатах предусмотрены заливное и сливное отверстия, а также трубка, соединяющаяся с поддоном. Масла в такой коробке не может быть много, излишки уходят в поддон через эту трубку. Уровень поверяют так:

  • прогревают масло поездкой на достаточное расстояние (15–20 км);
  • устанавливают автомобиль на ровную эстакаду или смотровую яму;
  • устанавливают селектор в режим parking на работающем двигателе после предварительного переключения в разные режимы;
  • откручивают сливную пробку, подставив емкость, двигатель продолжает работать.

Когда жидкость при этом не вытекает вообще, уровень недостаточен. Если эмульсии хватает, она будет кратковременно течь небольшой ровной струей.

Независимо от выбранного способа, рекомендуется проверить уровень повторно, через несколько дней. Это даст более точную картину. Следует обращать внимание на состояние трансмиссионной жидкости. Помутнение, а также наличие шлаков, металлических примесей свидетельствует о необходимости замены жидкости ATF. Научившись самостоятельно проверять уровень масла в АКПП, можно сэкономить существенные средства. Отпадает необходимость частого посещения автосервисов.

Как проверить уровень масла в АКПП со щупом и без

Использование автоматической коробки передач для многих водителей стало более удобным, чем применение традиционной механики. Но в силу своей конструкции автоматическая трансмиссия требует особого ухода, в частности, регулярной проверки уровня масла в АКПП.

Важно придерживаться уровня масла, рекомендованного автопроизводителями. В таком случае машина будет работать плавно, без рывков и замедленной реакции трансмиссии. Проверку уровня автомасла в обязательном порядке следует проводить при пробеге свыше 5 000 км. Но для некоторых моделей проверка уровня масла требуется и раньше. Главное – знать, каким способом это можно осуществить.

Нехватка автомасла: как определить, в чем подвох?

Зная, как проверить уровень масла в АКПП, владельцы автомобиля могут без труда долить расходную жидкость до нужного предела. Определить, что масло в автоматической коробке передач давно пора залить больше действующего уровня, несложно. При недостаточном уровне масла в АКПП автомобиль будет сам указывать владельцу на его нехватку путем:

увеличения шума. При заведении автомобиля не должно возникать посторонних шумов. Если педаль тормоза выжата, машина неподвижна, а из-под капота появились странные звуки, это может быть связано с низким уровнем трансмиссионного масла;

потери плавности. Когда авто дергается при переходе на более высокую передачу, это один из первых признаков недостаточного уровня автомасла.

Иногда оба признака проявляются одновременно, что свидетельствует о 100% проблемах с расходными жидкостями. Если не обеспечить оптимальный уровень масла в автоматической коробке передач, это может привести к серьезным проблемам с трансмиссией.

Проверка уровня масла: инструкция

Есть 2 варианта, как проверить уровень масла в АКПП:

При активном автомате – в режиме «HOT» (с англ. «горячий»).

При непрогретой АКПП (остывшей) – режим «COLD» (в пер. «замерзший»).

Следует помнить, что компания-производитель рекомендует измерять уровень масла при нормальном, среднестатическом использовании машины в оптимальных климатических условиях. Если владелец авто был небрежен, пренебрегал техосмотром, мойкой, своевременным обслуживанием, то расход масла в таком случае требуется проверять чаще, чем прописано в инструкции.

Чем определить уровень автомасла в коробке передач?

Для проверки уровня масла на машинах с коробкой-автоматом используют специальный щуп. Это небольшой металлический прибор, на котором есть отметки: «MIN» и «MAX». Отметка «MIN» означает минимальный уровень автомасла, а «MAX» – наоборот. Но при различных способах проверки уровень трансмиссионной жидкости будет «скакать» от одного уровня к другому, что не всегда является показателем низкого или, наоборот, повышенного объема жидкости.

Кроме отметок об уровне жидкости «MIN» и «MAX», на приборе для измерения масла также сделаны насечки, помогающие узнать показатель при различных способах проверки – в нагретом или остывшем состоянии коробки передач.

Сам щуп найти легко: он находится под капотом, закреплен рядом с остальными обязательными инструментами, входящими в базовую комплектацию любого автомобиля с АКПП. Если не получилось найти щуп сразу, следует почитать инструкцию производителя, раздел о трансмиссии. Там будет информация о способах проверки автомасла и частоте проведения процедуры.

Подготовка к проверке трансмиссионного масла

Перед проверкой автомасла в АКПП следует выполнить ряд манипуляций:

Установить автомобиль на ровную, горизонтальную площадку. Уровень дороги должен быть идеальным. Если будет хотя бы небольшой склон, это может негативно повлиять на качество результата.

Найти автощуп для проверки. Этот специальный прибор позволяет измерить уровень трансмиссионного масла механическим способом. Автощуп есть у большинства современных автомобилей. Если же водитель не смог найти этот вспомогательный инструмент, придется использовать иные варианты проверки автомасла.

Очистить предмет от загрязнений. Так как измеритель хранится под капотом, в процессе использования автомобиля пыль, грязь и остатки процессов горения могут попадать на него, оседая на поверхности. Если грязь попадет в масло, это может привести к серьезным проблемам с трансмиссией, что зачастую грозит заменой неисправного элемента.

Следует помнить, что для каждой модели и марки автотранспорта предусмотрено несколько видов автощупов, каждый из которых выкрашен в свой цвет, чтобы можно было проще различить эти детали. Автощуп для проверки автомасла для коробки передач обозначен красным цветом.

Проверка автомасла на АКПП при «холодной» коробке передач

Один из самых простых способов, как проверить уровень масла в автомате, связан с использованием щупа. Он есть у большинства авто и найти прибор можно за пару минут. Проверка автощупом немного различается в зависимости от состояния трансмиссии.

Как проверить уровень автомасла при непрогретой коробке-автомат:

Запустить двигатель «вхолостую».

Изменить положение селектора. Это необходимо, чтобы масло распределилось по коробке равномерно, что определяет итоговую точность результата.

Установить АКПП в режим автопаркинга. Двигатель должен оставаться включенным.

Вставить щуп в специально отведенное отверстие до упора, подождать 2-3 секунды, а затем аккуратно вытащить.

Читайте также  Управление трансмиссией рено дастер

Посмотреть, до какого показателя дошел уровень масла на АКПП.

Долив жидкости при таком способе проверки нужен лишь в том случае, если ее показатель не превышает отметки «MIN» в разделе «COLD». Но может быть и такое, что количество расходного материала, которое водители используют для оптимальной работы коробки-автомата, выше этой границы. В таком случае следует удалить излишки автомасла.

Проверка автомасла после 10 км пути

Второй способ, как проверить уровень масла в коробке-автомат, практически не отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что перед проверкой собственник транспортного средства должен проехать на своем автомобиле не менее 10 км. Только в таком случае трансмиссия будет прогрета «на полную», а на щупе для измерения уровня масла будет показан точный результат.

Для измерения уровня масла коробки передач этим способом особых навыков не требуется: необходимо также достать щуп, очистить его от всех примесей, вставить в специальное отверстие и измерить уровень жидкости. Но при прогретой АКПП следует смотреть на раздел «HOT», минимальную границу. Если масло меньше критического уровня, жидкость следует долить.

Проверка уровня автомасла без автощупа

К сожалению, не все модели машин оснащены автощупом для проверки уровня трансмиссионного масла. Если в заданном автомобиле этот прибор отсутствует, проверку осуществляют следующим образом:

Прогрев трансмиссии. Необязательно проезжать длительное расстояние, как при проверке с помощью щупа. Но машина должна преодолеть дистанцию хотя бы 3 км.

Размещение автомобиля на смотровой площадке. Если нет такой возможности, следует использовать подъемник.

Установка ручки в положение паркинга.

Открытие крышки сливного отверстия.

Далее следует смотреть, что происходит с маслом. При нормальном уровне жидкость должна сразу потечь небольшой струйкой или учащенно закапать. Если ничего не происходит, значит, масла в АКПП недостаточно и требуется срочно долить жидкость.

Можно ли ездить в авто с недостаточным уровнем масла в АКПП?

Когда в коробке передач недостаточно масла, трансмиссия работает хуже. Это проявляется в появлении посторонних шумов, медленной «раскачке» при смене передачи и снижении плавности хода. Кроме того, длительное использование машины с малым количеством трансмиссионной жидкости может привести к неисправности АКПП. Чтобы этого избежать, следует всегда поддерживать оптимальный уровень масла в АКПП.

Долить масло несложно. Во всех моделях авто для этого предусмотрено специальное отверстие, в которое без труда можно налить жидкость, не имея особых навыков ремонта или обслуживания автомобилей. Лить трансмиссионное масло необходимо до тех пор, пока из сливного отверстия не потечет излишек. Далее необходимо дождаться, пока выйдет лишняя жидкость, а затем прикрутить крышку.

Как проверить уровень масла в МКПП

  • Почему так важно следить за уровнем?
  • Необходимый объём масла в МКПП, периодичность контроля и замены
  • Берем «пробу»
  • МКПП со щупом
  • Безщуповые МКПП
  • Проверка по электронному щупу
  • Правила доливки масла МКПП
  • Какое масло использовать?

Несмотря на растущую популярность автоматических коробок, механика до сих пор пользуется большим спросом. Это и понятно – мало кто хочет заморачиваться с дорогим ремонтом и обслуживанием. Механика – простая и надежная. Но, как и с автоматом, в МКПП нужно следить за уровнем, иначе коробка «пережует» сама себя. Итак, давайте разберемся, как проверить уровень масла в МКПП и как правильно его доливать.

Почему так важно следить за уровнем?

Механика состоит из трех валов – первичного, вторичного и промежуточного. На каждом есть шестерни, через которые передается крутящий момент от двигателя на колеса. При каждом переключении работает новая пара шестерен. Зубья, находящиеся в данный момент в зацеплении, испытывают колоссальную нагрузку. Им просто необходима смазка. Если шестерни работают «на сухую», растет сила трения, и собственно, износ.

Можно ли «приговорить» валы, если будет недостаточный уровень масла в МКПП? Запросто. В механике нет насоса, что принудительно создает давление и смазывает трущиеся пары, а смазывающая жидкость зачерпывается из поддона самими шестернями при вращении. И чем меньше уровень масла в коробке передач, тем хуже смазка.

Из-за трения запускается процесс разрушения, и поверхность шестерен просто стирается в пыль (в таком случае при сливе масла владелец видит металлическую стружку). Растет зазор между зубьями, который в дальнейшем станет причиной постоянного гула. Шум схож с работой изношенного подшипника. Но к моменту, когда владелец наконец решает устранить гул, оказывается, что перебирать нужно полностью всю трансмиссию.

Необходимый объём масла в МКПП, периодичность контроля и замены

Автомобили разные, и даже на одной и той же модели заправочный объем будет отличаться (разный объем двигателя, разные коробки).

Как часто контролировать уровень масла в коробке? Зависит от состояния самой трансмиссии. Чем старше авто, тем больше вероятность, что смазка будет убегать через задубевшие сальники. Если вы заметили, что трансмиссия «потеет», нужно чаще проверять уровень – через 5-10 тысяч километров. А лучше переуплотнить ее и не беспокоиться, что в ней внезапно пережует шестерни.

Смазка может убегать и через другие места – прокладку поддона или сливную пробку, если в той подуставшая шайба. Потеки видны сразу. Если же трансмиссия сухая, с большой вероятностью смазка осталась в картере в полном объеме. В этом случае можно реже контролировать уровень масла – раз в 20-30 тысяч.

Что касается периодичности замены, здесь все индивидуально. Но однозначно смазку нужно менять – не верьте убеждениям, что она залита на весь срок эксплуатации. Если таковым можно считать пробег в 200 тысяч, тогда да. Но у нас, в отличие от западных стран, машины ездят гораздо дольше.

Берем «пробу»

Каждый производитель делает разные трансмиссии, поэтому способ проверки уровня масла в коробке передач будет отличаться. Это может быть механический щуп или электронный (где информация отображается на панели). А бывает, что щупа нет вообще. Рассмотрим ниже каждый случай более подробно.

МКПП со щупом

Благо, он есть во многих механических коробках (в том числе на ВАЗах, корейцах и немцах). Этот щуп будет короче, чем моторный, но технология проверки аналогична.

Как проверить жидкость в такой трансмиссии? На заглушенном двигателе тянем за ручку и убираем салфеткой расплескавшуюся в ходе езды смазку. Снова устанавливаем щуп на место, снова достаем его. Теперь показания будут точными. Смотрим на метку. Это может быть гравировка «MIX-MAX» или просто выемка, как на фото выше. Все логично – если объем в заданных пределах, все в порядке. Если ниже – доливаем через тот же щуп, тобишь в его горловину.

Безщуповые МКПП

Что интересно, коробки передач без щупа выпускают до сих пор. Проверить уровень масла в КПП можно, но придется немного попотеть. Нужна смотровая яма, ключ и фонарик. Инструкция проста. Находим заливное отверстие и откручиваем его.

Если обзор ограничен, в качестве индикатора можно взять проволоку (главное, чтобы она была чистой). Суем ее в отверстие перпендикулярно и немного наклоняем вниз. Вытягиваем и смотрим, сколько на ней смазки.

Проверка по электронному щупу

Сразу отметим, что такая опция есть только на АКПП, и то не на всех. Это преимущественно дорогие авто – Рендж Ровер, Мерседес, Ауди. Для проверки уровня достаточно зайти в меню бортового компьютера и выбрать соответствующий раздел. В некоторых моделях бортовик имеет память и показывает также, какой объем был до предыдущего запуска двигателя. Для более точного контроля можно сбросить все показания, нажав кнопку Reset на подрулевом переключателе.

Но помните, что электроника может врать. Часто бывало так, что компьютер показывал недостаточный объем, когда на деле он был в норме. Но самое страшное, когда наоборот – датчик говорит, что все в порядке, в то время, как коробка погибает от недостатка смазки. Поэтому даже при наличии удобной опции, стоит открыть капот и проверить объем лично.

Правила доливки масла МКПП

Мы обнаружили нехватку смазки. Как правильно долить? Если в коробке есть щуп, это сделать проще – не нужно лезть под машину. Но так как горловина все равно узкая, нужна воронка. Смазки в механике не много, поэтому льем по чуть-чуть. Помните, что трансмиссионка густая, и чем холоднее на улице, тем дольше она будет проходить в картер. В идеале зимой сделать небольшой тест-драйв, чтобы прогреть жидкость.

Если есть щуп, льем до среднего или максимального объема. Если он не предусмотрен, то добавляем до тех пор, пока жидкость не потечет из заливного отверстия (не беспокойтесь – выше положенного залить не получится). Дальше снова тест-драйв и проверка. Уровень в порядке – закрываем пробку и спокойно ездим.

Если в вашем автомобиле безщуповая коробка, при замене или доливке жидкости желательно заменить уплотнительную шайбу (на заливной пробке при контроле, а при замене и на сливной). Как правило, это медное кольцо толщиной 1-2 миллиметра. Деталь копеечная, но заменив ее, мы исключим возможные утечки жидкости.

Какое масло использовать?

В продаже можно найти минералку, синтетику и полусинтетику. Если у вас современный автомобиль, лучше использовать последние два типа. Коробки 90-х годов могут «переваривать» и минералку. Согласно классификации SAE вязкость для механических трансмиссий бывает:

  • 75w;
  • 80w;
  • 90w;
  • 110w.

Чем выше цифра, тем хуже продукт противостоит зиме (густеет при более высокой температуре). Для России хорошо зарекомендовали себя продукты с вязкостью 75w или 80w. Бренд – на усмотрение владельца. Главное, чтобы продукт соответствовал допускам, что прописаны в технической документации автомобиля.

Если смазка классифицируется по API, обращайте внимание на класс GL. Он может быть от 1 до 5. Чем выше цифра, тем лучше противоизносные и противозадирные свойства. Для старых машин можно использовать продукты GL1-GL3 (но опять же, всегда сравнивайте с допусками производителя). Для современных МКПП подходит GL4-GL5.

Следить за уровнем масла в трансмиссии не менее важно, чем в двигателе. Коробка – это такой же сложный и высоконагруженный узел. Даже недолго проработавшая без масла трансмиссия начинает саморазрушаться – зубья просто съедают друг друга. Сама по себе трансмиссия – очень надежный узел, и при правильном контроле выхаживает дольше, чем двигатель. Зная, как проверить уровень масла в коробке передач, вы сохраните ресурс трансмиссии и обезопасите себя от внезапных поломок!

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: