Тяговый генератор тепловоза гс 501

Тепловозы, характеристики, устройство, управление, фото, фотографии, инструкции, схемы

Тяговый генератор тепловоза гс 501

Основные технические данные тягового генератора

Тяговый генератор переменного тока ГС-501А, установленный на тепловозах 2ТЭ116, предназначен для преобразования механической энергии дизеля в электрическую. Генератор ГС-501А имеет две трехфазные обмотки статора, соединенные в звезду и смещенные относительно друг друга на 30°. Две обмотки установлены для того, чтобы увеличить снимаемую мощность, а смещены, чтобы уменьшить пульсацию выпрямленного тока Напряжение для возбуждения подается через контактные кольца на обмотку ротора от возбудителя, а ток, вырабатываемый генератором и снимаемый с обмотки статора, поступает на выпрямительные установки (отдельно для каждой звезды), а затем выпрямленный — к тяговым электродвигателям постоянного тока.

Исполнение генератора — защищенное с независимой вентиляцией. Воздух для охлаждения генератора подается осевым вентилятором через стальной патрубок со стороны, противоположной контактным кольцам Забор воздуха происходит снаружи тепловоза через фильтры, защищающие генератор от попадания пыли, снега, масла и капель воды. Выбрасывается на* гретый воздух через патрубок наружу и частично (при необходимости) в кузов; степень очистки воздуха 85%.

Краткая техническая характеристика синхронного генератора

Активная мощность, кВт. 2 190

Действующее значение линейного тока, А . 2 x2440/2×1300

Линейное напряжение, В . 275/535

Частота вращения, об/мин. 1 ОСЮ

Напряжение на кольцах ротора, В. 130

Максимальный ток в течение 2 мин, А . . . 2 x3700

Возбуждение генератора. . . независимое

Расход воздуха, м*/ч. 16000

Напор воздуха, мм вод. ст. . . . . 140

Класс нагрёвостойюсти изоляции:

обмотки статора. . . Н

обмотки ротора. . . Р

контактных колец. В

Марта щеток . . ЭГ-4

Тип подшипника. 2Н3626К

Масса генератора, кг. 6 000

Генератор (рис. 33) состоит из статора 1 с уложенной в его пазах обмоткой, ротора 8, подшипниковых узлов. Статор 1 представляет собой стальную коробку, в которую помещен кольцевой пакет стальных пластин 32, стянутых болтами 2 между стенкой статора и его приставной частью со стороны привода. Пластины имеют пазы, в которые уложена волновая двухслойная обмотка 4, с обеих сторон прикреплении» к изолированным колодкам 5, закрепленных в свою очередь на кронштейнах 3. Концы обмотки статора выведены на клицу 6.

Подшипниковый щит 7, вставленный в расточку остова, закреплен болтами 29. Во внутреннюю часть щита запрессована съемная ступица 9, в которую помещен подшипник 13. К щиту на кронштейнах 22 прикреплены щеткодержатели 23. Ступица 9 применена для того, чтобы ее можно было бы при износе посадочных поверхностей ремонтировать, наплавлять и обрабатывать.

Подшипник с внутренней стороны защищен упорным кольцом 15 и задней лабиринтной крышкой 10. Лабиринты препятствуют вытеканию смазки и попаданию в подшипник загрязнений. С передней стороны подшипник защищен уплотнительным кольцом 14 и передней лабиринтной крышкой 12. Лабиринтные крышки 10 и 12 стянуты болтами 11. Смазка в подшипник поступает через трубки 21. Щит закрыт крышками 28. Патрубок 30 предназначен для направления воздуха, поступающего от вентилятора на охлаждение обмоток.

Ротор состоит из вала 16, на который напрессован цилиндрический стальной корпус 17 с закрепленным на нем пакетом стальных пластин 25. В этих пластинах отштампованы пазы формы «ласточкина хвоста», в которых клиньями 36 закреплены двенадцать полюсов ротора 26. На полюсах запрессованы стержни демпферной обмотки 37, соединенные с Обеих сторон дугами 35 и закрепленные болтами. На полюсах залиты эпоксидным компаундом катушки 27. Выводы катушек прикреплены к изоляционной прокладке 34 ротора и соединены между собой шинами 33, а затем при помощи выводных шин 24 и шпилек 20 присоединены к контактным кольцам 19. Соединяясь с одним из колец, контактные шпильки изолируются от другого кольца (противоположной полярности).

Кольца в нагретом состоянии напрессованы также на изолированную поверхность втулки 18. Ротор при помощи фланца 31 присоединен к коленчатому валу дизеля.

Устройство синхронного тягового генератора типа ГС501А

Тяговый синхронный генератор ГС501А (рисунок 3.10) представляет собой явнополюсную маши-ну с двумя трехфазными обмотками 3 на статоре 4, сдвинутыми на 30° эл. В генераторе применена независимая осевая система охлаждения с поступлением воздуха извне и очисткой его специаль-ными фильтрами. Подача воздуха осуществляется сверху со стороны привода, а выброс — через боковые патрубки щита. Расход охлаждающего воздуха 4,45 м 3 /с при напоре не более 1,5 кПа.

Рисунок 3.10. Общий вид синхронного тягового генератора ГС501А.

1 – установочные площадки; 2- входной патрубок; 3 – обмотка статора; 4 – статор; 5 – ротор;

6 – шины; 7 – выходной патрубок; 8 – клица; 9 – подшипник; 10 – изолятор; 11 – крышка;

12 – подшипниковый щит.

Генератор имеет один сферический радиальный роликовый подшипник 9, расположенный в торцовом щите сварной конструкции 12. В подшипниковом щите имеется выемная ступица (капсула), обеспечивающая замену подшипника без снятия генератора. Станина сварная, выполнена так, чтобы при заданном внешнем диаметре статора получить максимальный момент инерции и минимальную массу.

Корпус 2 ротора (рисунок 3.11) синхронного генератора сварной, выполнен по типу корпуса якоря тягового генератора ГП311Б, т. е. имеет безвальную конструкцию. С одного конца в цилиндрическую часть корпуса (бочку) вварена литая стальная втулка, на которой монтируют токосъемиые кольца 7 и подшипник, с другого вварен фланец для соединений с коленчатым валом дизеля призонными болтами. На корпусе ротора расположен индуктор (магнитопроводное ярмо) из листовой стали со штампованными пазами для крепления полюсов. Листы обода стянуты нажимными шайбами. Сердечники полюсов 3 набраны из отдельных листов электротехнической стали толщиной 1,4 мм марки 0,8кп, стянутых между собой при помощи нажимных шайб, шпилек и гаек.

Рисунок 3.11. Ротор синхронного тягового генератора ГС501А.

1- депмферная обмотка; 2 – корпус ротора; 3 – полюс; 4 – балансировочные грузы; 5 – вывод; 6 – вал; 7 – контактные кольца; 8 – контактный сегмент.

Тяговый генератор имеет 12 полюсов, прикрепленных к индуктору ротора при помощи клиновид-ных шпонок в трапецеидальных пазах (крепление типа ласточкина хвоста”). Катушки полюсов 3 (рисунок 3.12) выполнены из шинной меди 1,35Х25 мм, намотанной на узкое ребро, и закреплены на полюсе при помощи заливки эпоксидным компаундом, который служит также изоляцией катушки от корпуса. Класс изоляции F, типа “Монолит-2”, число витков на полюс 66. Сопротив-ление обмотки при температуре 20°С 0,458 Ом. Все катушки соединены последовательно.

Рисунок 3.12. Полюс ротора тягового синхронного генератора ГС501А.

1 – демпферная обмотка; 2 – сердечник полюса; 3 – катушка полюса; 4 – стяжная шпилька; 5 – крепление полюса.

Начало и конец обмотки возбуждения выведены на стальные контактные кольца и присоединены к ним шпильками с гайками. Полюсы имеют успокоительную (демпферную) обмотку 1, выпол-ненную из восьми медных или стальных стержней диаметром 12 мм, соединенных по концам дугами с помощью пайки латунью. Стержни вложены в специальные пазы, расположенные в полюсном башмаке. Успокоительная обмотка предназначена для уменьшения потерь и перенапряжений, возникающих при аварийных режимах.

Схема электрических соединений полюсов ротора показана на рисунке 3.13.

Рисунок 3.13. Схема электрических соединений ротора.

Щетки марки ЭГ-4 (размер 25Х32Х64 мм), помещенные в латунные щеткодержатели 2, подводят ток от возбудителя (или специальной обмотки) к обмотке возбуждения (рисунок 3.14).

Рисунок 3.14.Щеточный аппарат синхронного генератора ГС501А.

1 – подвеска щеткодержателя; 2 – щеткодержатель; 3 – контактное кольцо; 4 – щетка.

В станине собирается сердечник статора 6 (рисунок 3.15) из сегментов электротехнической стали, которые стягиваются при помощи шпилек и нажимных шайб. Нажимные шайбы и обмоткодержатели изготовлены из стального проката. Сердечник статора набран из листов электротехнической стали 1513 толщиной 0,5мм; имеет 144 паза и 120 вентиляционных отверстий диаметром 27мм. От “распушения” зубцы сердечника статора предохраняются нажимными пальцами. Обмотка статора двухслойная, волновая, стержневая. Шаг по пазам 1 – 13 — 25. Сопротивление одной фазы при 20°С 0,0011 Ом. Обмотка выполнена из медного изолированного провода размером 2,1 х 9,3 мм (рис. ) и уложена в пазы. Изоляция обмотки класса Н. Пайка катушек между собой и к выводным шинам производится серебряным припоем. Концы катушек обмотки соединены медными гильзами (хомутами) и закрыты от попадания грязи, пыли прессованными изоляционными коробочками.

Рисунок 3.15.Обмотка статора тягового синхронного генератора ГС501А.

1 – изоляционная прокладка; 2 – обмоткодержатель; 3 – сердечник полюса; 4 – обмоткодержатель; 5 – обмотка статора; 6 – сердечник статора; 7 – стяжная шпилька.

Обмотки в пазах закреплены пластмассовыми клиньями, лобовые части — специальными колодками, притянутыми к изолированным кольцам, укрепленным на ребрах нажимных шайб. Генератор имеет шесть выводов фаз, два вывода от нулевых точек обмоток статора и два вывода от обмотки полюсов ротора.

Читайте также  Что делают щетки генератора

Тяговый генератор тепловоза гс 501

ТЯГОВЫЙ ГЕНЕРАТОР ГС-501А

Переменного тока предназначен для эксплуатации на тепловозах с электрической передачей переменно – постоянного тока и служит для преобразования механической энергии дизеля в электрическую.

Вырабатываемый генератором переменный ток частотой 35-100 Гц идет в выпрямительную установку, а затем выпрямленный к тяговым электродвигателям постоянного тока.

Рис. 12 – Тяговый генератор ГС-501А

1 – дистанционные кольца; 2 – сферический роликоподшипник; 3 — ступица; 4 – крышка подшипника; 5 – контактные кольца; 6 – щеткодержатель со щеткой; 7 — ротор; 8 – подшипниковый щит; 9 — статор; 10 – обмотка статора; 14 — обмоткодержатель; 15 – корпус статора; 16 – сердечник статора; 21 – вал ротора; 22 – фланец ротора; 23 – корпус ротора; 24 – сердечник индуктора.

Генератор установлен на поддизельной раме и состоит из:

1) статора; 2) ротора; 3) подшипникового щита; 4) контактной системы.

1) корпус; 2) сердечник; 3) обмотку.

Корпус сварной, изготовлен из стальных листов, которым с помощью вальцевания придается цилиндрическая форма. К корпусу параллельно его оси с двух сторон приварены опорные лапы для установки генератора на поддизельную раму.

Перпендикулярно лапам для повышения их жесткости приварены к корпусу стальные ребра с проушинами, предназначенные для подъема и транспортировки генератора. В верхней части корпуса имеются кронштейны для установки синхронного возбудителя, стартер–генератора и коннекторной коробки для выводных кабелей.

Сердечник выполнен из штампованных, изолированных друг от друга (для уменьшения вихревых токов) листов высоколегированной электротехнической стали толщиной 0,5 мм . После шихтовки сердечник стягивается с помощью шпилек и нажимных шайб. В листах сердечника выштампованы 144 паза и 120 вентиляционных отверстий диаметром 27 мм .

Рис. 13 – Устройство тягового генератора ГС-501А

11 – катушка полюса ротора; 12 – полюс ротора; 13 – демпферная обмотка; 17 – паз сердечника статора; 18 – вентиляционный канал; 19 – сердечник полюса ротора; 20 — клин; 27 – опорная лапа; 28 – ребра жесткости.

Обмотка двухслойная волновая, стержневая. Шаг по пазам 1-13-25, выполнена из медного изолированного провода размером 2,1×9,3 мм и уложена в пазы. Изолирована от корпуса полиамидной и активированной фторопластовой пленками с выстилкой паза пленкостеклотканью.

Для уменьшения пульсации выпрямленного напряжения обмотка выполнена по схеме двух независимых звезд (с двумя параллельными ветвями в каждой), сдвинутых одна относительно другой на 30ºС.

Рис. 14 – Устройство статора

10, 29 – обмотка статора; 20 — клин; 30 – полюс возбуждения.

Электросекция обмотки прямоугольной формы, соответствующей форме паза сердечника, выполнена из девяти уложенных друг на друга широкой стороной медных проводников. Лобовые части обмотки крепятся к корпусу статора с помощью пластмассовых обмоткодержателей с запрессованными в них шпильками. Система выводов обмотки статора усиленная, и пайка их к шинам производится серебросодержащим припоем: всего- шесть фазных, два нулевых вывода и два вывода обмотки возбуждения.

Ротор состоит из: 1) вала; 2) корпуса; 3) фланца; 4) индуктора; 5) двенадцати полюсов возбуждения.

Вал ротора выполнен укороченным, запрессован во втулку корпуса и имеет свободный конец, позволяющий отбор мощности на собственные нужды тепловоза.

Корпус сварно–литой конструкции, круглого сечения. С одного конца в него вварена стальная литая втулка, а с другого фланец. По периметру к корпусу приварены ребра на которые нашихтовывается индуктор.

Фланцем корпус крепится к ведомому диску пластинчатой муфты призонными болтами.

Индуктор набирается из двухмиллиметровых стальных листов и стягивается нажимными шайбами. В листах выштампованы 12 пазов в виде «ласточкиного хвоста», в которых клиньями крепят полюса возбуждения.

Полюс возбуждения состоит из сердечника, катушки и демпферной обмотки.

Сердечник набирается из листов стали толщиной 1,4 мм , спрессовывается и стягивается четырьмя стальными шпильками.

Катушка выполнена из медной ленты ЛММ размером 1,35+ 25 мм , гнутой на ребро. Между витками меди проложена изоляция, катушка пропитана в сборе с сердечником в эпоксидном компаунде и имеет изоляцию типа «монолит-2» класса F и 66 витков.

Демпферная обмотка встроена в пазы полюсных наконечников. Она выполнена из восьми медных стержней диаметром 12 мм , соединенных между собой по торцам короткозамыкающими сегментами и пропаяны в них, либо из стальных стержней, приваренных по торцам к полюсным щекам.

В машинах переменного тока стремятся получить вращающуюся круговую намагничивающую силу, так как только она создает синхронно вращающийся поток, с помощью которого передается энергия от статора к ротору (или наоборот). Поэтому стремятся уменьшить все высшие гармоники намагничивающей силы. Стержни, замкнутые по краям соединительными кольцами, создают ряд короткозамкнутых контуров, демпфирующих (ослабляющих) поля, вращающиеся несинхронно.

Подшипниковый щит сварной конструкции укреплен болтами на корпусе статора. В щите имеется выемная ступица обеспечивающая возможность замены роликоподшипника без снятия щита с генератора и без отъема генератора от дизеля.

Подшипниковый щит является несущей частью, так как на ступицу через роликовый подшипник опирается одной стороной ротор. Подшипник ротора самоустанавливающийся, со сферическими роликами. Конструкция подшипникового узла обеспечивает сброс отработанной смазки в специальную камеру. Крышки подшипникового узла стягиваются болтами , проходящими через осевые отверстия в теле ступицы. Торцовая сторона подшипникового щита (верхнее основание усеченного конуса ) закрыта плоскими штампованными щитами из листовой стали.

Контактная система включает в себя щеточный аппарат и контактные кольца.

Щеточный аппарат состоит из шести латунных щеткодержателей, установленных на двух подвесках, которые в свою очередь закреплены с помощью четырех изоляторов на изогнутых ребрах во внутренней полости подшипникового щита.

Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянное усилие нажатия пружины на щетку независимо от износа последней. Щетка вставляется в щеткодержатель и прижимается пружиной через рычаг к контактному кольцу ротора. Всего шесть щеток марки ЭГ-4 размером

25×32×64 мм, снабженных резиновыми амортизаторами, через которые на щетку передается постоянное усилие нажатия рычага пружины, равное

1,7-2 Кгс. Ток к щеткам подводится по плетеным медным проводникам, наконечники которых через подвески соединены с выводами обмотки возбуждения.

Контактные кольца, изготовленные из специальной антикоррозионной стали, напрессовывают на втулку корпуса ротора и изолируют от нее. Камера контактных колец закрыта легкосъемными сварно–штампованными крышками, установленными по периметру конусной части подшипникового щита. На контактные кольца выведены начало и конец обмотки возбуждения, которые присоединены к ним шпильками, ввернутыми в кольца и закрепленными сваркой.

Охлаждение генератора. Охлаждающий воздух подается в генератор через сборный стальной патрубок со стороны, противоположной контактным кольцам (со стороны дизеля). В нижней части подшипникового щита под контактными кольцами укреплен стальной патрубок для выброса из генератора нагретого воздуха.

Охлаждающий воздух забирается снаружи тепловоза через воздушные фильтры, установленные с боков кузова.

Принцип действия. При вращении ротора магнитный поток, создаваемый полюсами возбуждения, попеременно пронизывает витки обмоток статора и индуцирует в них две трехфазные ЭДС, сдвинутые одна относительно другой на 30º электрических.

Преимущества синхронного генератора:

1) Более высокая надежность, вследствие отсутствия коллектора и сложной, легко уязвимой изоляции якоря;

2) Меньшие эксплуатационные расходы из-за значительного уменьшения щеток, а также снижения износов последних на контактных кольцах;

3) Меньшая масса и возможность повышения электромагнитной нагрузки из-за отсутствия коммутации;

4) Меньшая стоимость за счет снижения расходов цветного металла и электротехнической стали;

5) Более высокая скорость, что дает дальнейшее снижение массы дизель генераторной установки.

1) Трещина статора;

2) Износ посадочных поверхностей у статора, подшипникового щита, вала;

3) Повреждение роликового подшипника;

4) Износ и повреждение щеткодержателей и щеток;

5) Снижение сопротивления изоляции;

6) Ослабление затяжки гаек обмоткодержателя;

7) Трещины, следы подгара и оплавлений выводов;

8) Трещины контактных колец;

9) Ослабление посадки пазовых клиньев;

10) Повреждение покровной изоляции секций;

11) Механические повреждения изоляции лобовых частей секции статора;

12) Межвитковое замыкание и обрыв обмоток фаз статора.

Тяговый генератор тепловоза гс 501

VII.2. Тяговые электрические машины тепловоза 2ТЭ116

Тяговый генератор ГС-501А тепловоза 2ТЭ116

Читайте также  Щетки для генератора джили мк

Генератор переменного тока предназначен для эксплуатации на тепловозах с электрической передачей переменно-постоянного тока и служит для преобразования механической энергии дизеля в электрическую. Вырабатываемый генератором трехфазный переменный ток частотой 35—100 Гц идет в выпрямительную установку, а затем выпрямленный — к тяговым электродвигателям постоянного тока.

Генератор ГС-501 А представляет собой синхронную электрическую машину защищенного исполнения с явно выраженными 12 полюсами на роторе с независимым возбуждением, с принудительной вентиляцией. Вращение генератора по часовой стрелке, если смотреть со стороны контактных колец.

Состоит генератор ГС-501А (рис. 108) из неподвижной части — статора 9, в пазах которого располагаются две трехфазные обмотки, и

вращающейся части — ротора 7 с полюсами возбуждения, питаемыми постоянным током через кольца и щетки.

Статор имеет сварной корпус, изготовленный из стальных листов, которым с помощью вальцевания придается цилиндрическая форма. К корпусу статора параллельно его оси с двух сторон приварены опорные лапы для установки генератора на поддизельную раму. Перпендикулярно лапам для повышения их жесткости приварены к корпусу ста-тора стальные ребра с проушинами, предназначенные для подъема н транспортировки генератора. В верхней части корпуса имеются кронштейны, служащие опорами для установки на генераторе синхронного возбудителя и стартер-генератора.

Статор выполнен из штампованных листов высоколегированной электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В листах имеются отверстия, образующие вентиляционные каналы. В пазах статора уложена волновая двухслойная обмотка 10, катушки которой изолированы от корпуса полиамидной и активированной фторопластовой пленками с выстилкой паза пленкостеклотканью.

Для уменьшения пульсации выпрямленного напряжения обмотки выполнена по схеме двух независимых звезд (с двумя параллельными ветвями в каждой), сдвинутых одна по отношению к другой на 30° эл. (рис. 109). Секция обмотки прямоугольной формы, соответствующей форме паза сердечника, выполнена из девяти уложенных друг на друга широкой стороной медных проводников. Лобовые части обмотки крепятся к корпусу статора с помощью пластмассовых обмоткодержа-телей с запрессованными в них шпильками. Система выводов обмотки статора усиленная, и пайка их к шинам производится серебросодержащим припоем; всего — шесть фазных, два нулевых вывода и два вывода обмотки возбуждения.

Ротор имеет сварно-литой корпус, на который нашихтован и спрессован пакет из двухмиллиметровых стальных листов индуктора. В этих листах выштампованы пазы формы «ласточкина хвоста», в которых на готовом корпусе ротора клиньями крепят 12 полюсов 12 (см. рис. 108) моноблочной конструкции. До шихтовки листов индуктора в корпус запрессовывают и механически обрабатывают вместе с ним вал ротора. Сердечник полюса ротора набран из листов стали толщиной 1,4 мм, спрессован и стянут четырьмя стальными шпильками. Катушки 11 полюсов ротора выполнены из медной ленты ЛММ размером 1,35 х 25 мм, гнутой «на ребро». Между витками меди проложена изоляция, ка-тушка пропитана в сборе с сердечником в эпоксидном компаунде и имеет изоляцию типа «Монолит-2» класса F. Чередование полярности полюсов ротора достигается либо установкой через одну катушек с открытой и перекрещенной намоткой витков и выполнением меж-катушечных соединений со стороны контактных колец, либо установкой всех катушек с открытой намоткой витков и выполнением межкатушечных соединений через одну катушку со стороны контактных колец и противоположной. В пазы полюсных наконечников встроена демпферяая (успокоительная) обмотка 13, состоящая из медных стержней, соединенных между собой по торцам короткозамыкающими сегментами и пропаянных в них, либо из стальных стержней, приваренных по торцам к полюсным щекам.

В машинах переменного тока стремятся получить вращающуюся круговую намагничивающую силу, так как только она создает синхронно вращающийся поток, с помощью которого передается энергия от статора к ротору (или наоборот). Поэтому стремятся уменьшить все высшие гармоники намагничивающей силы. Стержни, замкнутые по краям соединительными кольцами, создают ряд короткозамкнутых контуров, демпфирующих (ослабляющих) поля, вращающиеся несинхронно.

С противоположной стороны ротора имеется фланец, с помощью которого через эластичную пластинчатую муфту ротор соединен с фланцем коленчатого вала дизеля.

Генератор с одним подшипниковым щитом и свободным концом вала со стороны контактных колец допускает отбор мощности на собственные нужды тепловоза в случае отсутствия специального источника.

Подшипниковый щит 8 сварной конструкции укреплен болтами на корпусе статора. В щите имеется выемная ступица 3, обеспечивающая возможность замены роликоподшипника 2 без снятия щита с генератора и без отъема генератора от дизеля. Подшипниковый щит является несущей частью, так как на ступицу через роликовый подшипник опирается одной .стороной ротор. Подшипник ротора самоустанавливаю-щийся, двухрядный, со сферическими роликами.

Конструкция подшипникового узла обеспечивает сброс отработанной смазки в специальную камеру. (Применена консистентная смазка ЖРО ТУ 32 ЦТ 520-73.) Узел смонтирован на валу ротора со стороны контактных колец. Крышки подшипникового узла стягиваются болтами, проходящими через осевые отверстия в теле ступицы.

Во внутренней полости подшипникового щита на изогнутых ребрах с помощью четырех изоляторов закреплены две подвески, на каждой из которых установлены три радиальных латунных щеткодержателя 6. Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянное усилие нажатия пружины на щетку независимо от износа последней. Щетка вставляется в щеткодержатель и прижимается пружинои через рычаг к контактному кольцу ротора. Всего шесть щеток марки ЭГ-4 размером 25 х 32 х 64 мм, снабженных резиновыми амортизаторами, через которые на щетку передается постоянное усилие нажатия рычага пружины, равное 1,7—2 кгс. Ток к щеткам подводится по плетеным медным проводникам, наконечники которых через подвески соединены с выводами обмотки возбуждения. Контактные кольца 5, изготовленные из специальной антикоррозионной стали, напрессовывают на корпус ротора и изолируют от него. Камера контактных колец закрыта легкосъемными сварно-штампованными крышками, установленными по периметру конусной части подшипникового щита. Торцовая сторона подшипникового щита (верхнее основание усеченного конуса) закрыта плоскими штампованными щитами из листовой стали.

Охлаждающий воздух подается в генератор через сборный стальной патрубок со стороны, противоположной контактным кольцам (со стороны дизеля). В нижней части подшипникового щита под контактными кольцами укреплен стальной патрубок для выброса из генератора нагретого воздуха.

Охлаждающий воздух забирается снаружи тепловоза через воздушные фильтры, установленные с боков кузова. В фильтрах воздух очищается от пылн, снега, масла, капель воды.

Конструкцией генератора предусмотрено предохранение всего крепежа от самоотвинчивания и коррозии.

Рис. 108. Продольный и поперечный разрезы тягового синхронного генератора ГС-501 А:

Тяговый генератор тепловоза гс 501

Генератор типа ГС-501А (рис. 109) мощностью 2800 кВт, независимого возбуждения, с принудительной вентиляцией предназначен для установки на тепловозах мощностью 3000 н 4000 л. с. Представляет собой двенадцатиполюсную, синхронную, явнополюсную машину с двумя трехфазными обмотками на статоре, сдвинутыми относительно друг друга на 30 эл. град.

Корпус ротора генератора выполнен в виде бочки. На корпусе ротора шихтуется несущий обод с пазами для крепления полюсов. Листы обода стягиваются между собой с помощью нажимных шайб.

Полюса выполнены шихтованными из листовой стали и крепятся в виде «ласточкиного хвоста».

Катушки полюсов намотаны из шинной меди на ребро и закреплены на полюсе с помощью эпоксидного компаунда, который служит также корпусной изоляцией катушек.

Междукатушечные соединения выведены на специальное плато, укрепленное на одной из шайб обода ротора. Все катушки соединены последовательно. Два конца выведены на стальные контактные кольца и присоединены к ним с помощью специальных шпилек, ввернутых и затем вваренных в кольца. Токопровод осуществляется с помощью щеток, помещенных в латунные щеткодержатели.

Одна из шайб является частью сварного кор-чуса статора. Обмотка статора — волновая, катушечная. Лобовые части обмотки крепятся к на-кимным шайбам пластмассовыми вставками и іритянутьі к шайбам болтовым креплением.

Генератор имеет шесть выводов фаз, два выво-ta от нулевых шин и два вывода цепи возбужде-іия. Изоляция ротора класса Р. Изоляция стато-щ класса Н.

Нагрузочные характеристики генератора в бло-се с выпрямительной установкой приведены на :шс. ПО.

На станине генератора имеются специальные ;,/ющадки для установки возбудителя и стартер-енератора. Привод этих машин от раздаточного ■•■дуктора дизеля.

Генератор типа ГС-515 мощностью 1400 кВт, ^зависимого возбуждения, с принудительной веи-

Рис. 109. Генератор ГС-501Л

Рис. ПО. Нагрузочные характеристики генератора типа ГС-501А в блоке с выпрямительной установкой

Рис. 111. Тяговый агрегат А714А скомпонованный с выпрямительной установкой УВКТ9

Читайте также  Шум генератора фольксваген поло седан

тиляцией. Устанавливается на тепловозе типа ТЭМ7 мощностью 2000 л. с, с электрической передачей переменно-постоянного тока.

Корпус статора — сварной в виде цилиндрического каркаса, имеет по бокам в средней части опорные лапы для установки на поддизельной раме.

Сердечник статора выполнен из сегментных штампованных листов электротехнической стали, по дуге меньшего радиуса имеются пазы для укладки катушек обмотки статора, в средней части — вентиляционные отверстия для прохода охлаждающего воздуха. Обмотка статора выполнена по схеме двух независимых звезд с четырьмя параллельными ветвями в каждой.

Сердечники полюсов ротора цельнокованые и совместно с катушками объединены в моноблок посредством изоляции типа Монолит-2.

Щеткодержатели, оборудованные пружинами рулонного типа и плавающими рычагами, обеспечивают постоянное нажатие на щетки без дополнительной подрегулировки в процессе эксплуатации.

Тяговый агрегат А714 (рис. 111) состоит из

генератора мощностью 2800 кВт и вспомогательного генератора мощностью 630 кВт.

Тяговый генератор представляет собой синхронную явнополюсную машину. Корпус статора тягового генератора (он же корпус тягового агрегата) выполняется сварным с несущими дисками. Посадка железа статора осуществляется по ребрам. Железо статора сегментированное, в пазах располагается обмотка с изоляцией класса Н. Kopuvc статора имеет лапы для установки на поддизельной раме и ребра жесткости с отверстиями для транспортировки.

Сварно-литой корпус ротора состоит из фланца для присоединения к дизелю, цилиндра для посадки железа индуктора тягового генератора, втулки для посадки ротора вспомогательного генератора, хвостовика вала для посадки контактных колец и установки подшипника. Свободный конец вала выполнен коническим и позволяет производить отбор мощности до 250 кВт при номинальной частоте вращения.

На роторе устанавливаются 12 шихтованных полюсов с демпферной обмоткой. Полюса закрепляются при помощи клиновых шпонок. Обмотка полюсов выполнена из голой меди, намотанной на ребро, с изоляцией класса ^ типа Монолит-2. Статор вспомогательного генератора выполняется сварным и сочленяется со статором тягового генератора разъемным соединением. Железо статора вспомогательного генератора состоит из сегментов, в пазах которых располагается обмотка, имеющая изоляцию класса Р.

На роторе вспомогательного генератора располагаются 12 шихтованных полюсов, закрепленных при помощи шпонок. Полюса имеют демпферную обмотку, катушки полюсов намотаны из голой меди на ребро. Полюса имеют изоляцию типа Монолит-2.

В агрегате применен унифицированный подшипниковый узел с подшипником 203626К-

Вентиляция агрегата — нагнетательная, принудительная. Воздух подается со стороны контактных колец, выбрасывается со стороны привода.

Комплектно с тяговым агрегатом поставляется выпрямительная установка УВКТ-9А, подсоединенная к обмотке статора тягового генератора, с подсоединенными к тяговому агрегату патрубками.

Тяговые агрегаты А716У2, А717УХЛ2 состоят из двух выполненных в общем сварном корпусе синхронных генераторов: тягового мощностью 4000 кВт и вспомогательного мощностью 500 н 450 кВт соответственно.

Общий корпус имеет лапы для установки агрегата на поддизельной раме (А716У2) или на амортизаторах (А717УХЛ2), он же является корпусом статора тягового генератора. Корпус статора вспомогательного генератора соединяется с общим корпусом агрегата.

Тяговый генератор представляет собой 16-по-люсную электрическую машину с независимым возбуждением, а вспомогательный — 12-полюсную с самовозбуждением.

Агрегаты выполнены на одном подшипнике и имеют для соединения с дизелем фланец на корпусе ротора. Подшипник установлен в выемной ступице подшипникового щита, что обеспечивает возможность его замены без снятия щита с агрегата и без отъема агрегата от дизеля. Исполнение агрегатов защищенное с независимой вентиляцией.

На агрегатах на специальных подставках устанавливается выпрямительная установка, электрически подсоединенная к агрегату; в статорах тягового и вспомогательного генераторов расположе на шестифазная обмотка. Роторы обоих генераторов явнополюсные и расположены на одном корпусе (валу). Сердечники полюсов обмотки стато ров тягового и вспомогательного генераторов име ют изоляцию класса Н, обмотки роторов класса Г

Тяговые генераторы переменного тока ГС501, ГС515, ГС517

Общие сведения

Генераторы серии ГС предназначены для питания тяговых электродвигателей постоянного тока через выпрямительную установку.

Структура условного обозначения

ГС ХАХ2:
Г — генератор;
С — синхронный;
Х — номер модели (501, 515, 517);
А — конструктивное исполнение;
Х2 — климатическое исполнение (У, УХЛ) и категория размещения
(2) по ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Высота над уровнем моря до 1200 м.
Температура окружающего воздуха от минус 50 до 40°С для исполнения У2, от минус 60 до 40°С для исполнения УХЛ2.
Генераторы соответствуют группе условий эксплуатации М25 ГОСТ 17516-72.
Генераторы соответствуют ГОСТ 2582-81, техническим условиям (табл. 1), испытываются с учетом рекомендаций МЭК-349.

Номер технических условий

ТУ 16.88 ИАКВ.528654.012 ТУ

Технические данные генераторов приведены в табл. 2.

Мощность, кВт Напряжение, В Ток, А КПД, % Частота вращения, мин -1 Масса, кг

2800 580/360 2 ? 1500

2 ? 2400 95,9

95,0 1000 6000

1400 280/175 2 ? 1540

2 ? 2500 95,8

95,5 1000 4800

1400 660/595 2 ? 645

2 ? 720 95,8 1000 4000

Генераторы переменного тока ГС501АУ2, ГС515У2, ГС517УХЛ2 — 12-полюсные. Генераторы выполнены с фланцем для присоединения к валу дизеля, с одним щитовым подшипником качения и свободным концом вала со стороны контактных колец, снабжены лапами для монтажа на поддизельной раме. Исполнение генераторов защищенное. Система вентиляции генераторов принудительная нагнетательная. Изоляция обмотки статора и обмоток полюсов не ниже класса F, а контактных колец — класса В ГОСТ 8865-87, влагостойкая.
Габаритные и установочные размеры генераторов приведены на рис. 1, 2.

Габаритные и установочные размеры генератора ГС501А

Габаритные и установочные размеры генератора ГС515 —

В комплект поставки входят: генератор, запасные части, объем и номенклатура которых определены техническими условиями, паспорт генератора и ротора с данными испытаний.

Характеристики Электротехнического оборудования

  • Аппараты высокого напряжения (свыше 1000 В)
  • Аппараты низкого напряжения
  • Изделия порошковой металлургии
  • Кабельные изделия
  • Комплексные устройства управления электроприводами. Электропривод
  • Комплектные устройства управления, распределения электрической энергии и защиты на напряжение до 1000 В
  • Медицинская техника
  • Оборудование насосное (насосы, агрегаты и установки насосные)
  • Оборудование для кондиционирования воздуха и вентиляции
  • Полупроводниковые приборы и преобразователи на их основе
  • Приборы и средства автоматизации общепромышленного назначения
  • Светотехнические изделия
  • Силовые конденсаторы и конденсаторные установки
  • Технологическое оборудование
  • Трансформаторы (автотрансформаторы). Комплектные трансформаторные подстанции. Реакторы
  • Тяговое и крановое электрооборудование
  • Ультразвуковое оборудование
  • Химические и физические источники тока
  • Электрические машины
  • Электроизоляционные материалы
  • Электрокерамические изделия, изоляторы
  • Электросварочное оборудование
  • Электротермическое оборудование
  • Электроугольные изделия

Характеристики станков

  • токарные станки
  • сверлильные станки
  • расточные станки
  • шлифовальные станки
  • заточные станки
  • электро станки
  • зубообрабатывающие станки
  • резьбообрабатывающие станки
  • фрезерные станки
  • строгальные станки
  • долбежные станки
  • протяжные станки
  • отрезные станки
  • прочее оборудование

Характеристики КПО

  • прессы механические
  • прессы гидравлические
  • машины гибочные и правильные
  • машины и вальцы ковочные
  • ножницы
  • автоматы кузнечно-прессовые
  • молоты
  • комплексы оборудования на базе кузнечно-прессовых машин
  • автоматические производственные линии
  • устройства механизации и автоматизации к кузнечно-прессовому оборудованию
  • Разное кузнечно прессовое оборудование

Характеристики импортного оборудования

  • Токарные станки
  • Сверлильные станки
  • Расточные станки
  • Шлифовальные станки
  • Заточные станки
  • Электроэррозионные станки
  • Зубообрабатывающие станки
  • Фрезерные станки
  • Кузнечно-прессовое оборудование
  • Прочее оборудование
  • Трубообрабатывающие станки
  • Ленточнопильные станки
  • Обрабатывающие центры
  • Хонинговальные станки

Характеристики насосного оборудования

  • Вакуумные насосы
  • Дренажные, песковые, шламовые насосы
  • Насосные станции, установки и мотопомпы
  • Насосы для бочек
  • Насосы для воды
  • Насосы для скважин и колодцев
  • Насосы для топлива
  • Насосы химические и для агрессивных сред
  • Фекальные насосы
  • Прочие поверхностные насосы
  • Прочие погружные насосы
  • Прочие самовсасывающие и циркуляционные насосы
  • Прочие насосы

Марки стали и сплавов

  • Черные металлы, стали, чугун
  • Цветные металлы и сплавы
  • Прочие стали и сплавы
  • Зарубежные аналоги

Прочее оборудование

Новости

10.02.19 — Добавлены характеристики на холодильное оборудование

01.11.17 — Добавлены характеристики на насосное оборудование

16.02.17 — Обновлены характеристики на пресс КА4537

Делитесь информацией

Не нашли на портале характеристики на нужное вам оборудование?
Отправьте нам модель отсутствующего у нас оборудования, и мы Вас оповестим, как только добавим характеристики этого оборудования на сайт.

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: