Чертежи двухдисковое сцепление ямз чертежи

Конструкция, сборочные детали и операции по монтажу сцепления дизеля ЯМЗ-238

Чертежи двухдисковое сцепление ямз чертежи

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

  • ГАЗ-53
  • ГАЗ-66
  • ГАЗ-3307
  • ГАЗ-3308, 33081
  • ГАЗ-3309
  • ГАЗ-3310 Валдай
  • ГАЗ-2705 Газель

Автомобили ЗИЛ

  • ЗИЛ-130
  • ЗИЛ-131
  • ЗИЛ-4331

Автомобили КАМАЗ

  • КАМАЗ-4310, 43118, 43114
  • КАМАЗ-5320, 55111, 53212
  • КАМАЗ-65115, 6520, 65117
  • КАМАЗ-4308
  • Двигатель КАМАЗ-740

Автомобили МАЗ

  • МАЗ-5516
  • МАЗ-5551
  • Двигатель ЯМЗ-238

Автомобили КРАЗ

  • КРАЗ-255
  • КРАЗ-6510

Автомобили УРАЛ

  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Устройство и монтаж сцепления ЯМЗ-238

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 — Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления ЯМЗ-238 со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические параметры сцепления ЯМЗ-238

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 920

Масса вращающихся частей, кг — 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6

Сцепления ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

Кожух 16 (рис. 52) сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 – на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Сцепление ЯМЗ-236 имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238 – двадцать пружин. Под пружины со сторон нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18.

Нажимной и средний ведущий диски сцепления ЯМЗ-238 связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков.

В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления ЯМЗ-238 производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5.

Рабочий ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»).

Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками сцепления ЯМЗ-238 и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин 3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления ЯМЗ-238 нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск 21.

Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-238 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

Рис.52. Сцепление ЯМЗ-238

1 – шток; 2 – кольцо; 3 – тарельчатая пружина; 4 – планка; 5 –оттяжной рычаг; 6 – вилка оттяжного рычага; 7 – регулировочная гайка; 8 – распорная пластина: 9 – стопорная пластина; 10 – петля пружины оттяжного рычага; 11 – муфта выключения сцепления с подшипником; 12 – шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 – вал вилки выключения сцепления; 16 – кожух сцепления; 17 – нажимная пружина; 18 – термоизолирующая прокладка; 19 – нажимной диск; 20 – маховик; 21 – ведомые диски; 22 – средний ведущий диск; 23 – отжимная пружина; D – минимальный ход выжимной муфты

Установка сцепления ЯМЗ-238

Если двигатель автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, на который предусматривается установка сцепления ЯМЗ-238, подвергался разборке со снятием маховика, картера маховика или проведена их замена, то перед установкой сцепления и коробки передач на двигатель необходимо проверить расположение посадочных и установочных поверхностей на картере маховика и маховике, относительно оси коленчатого вала.

Кроме того на установочных поверхностях не должно быть забоин, следов коррозии, грязи, масла и т.п.

На поверхности трения маховика допускаются незначительные прижоги с сеткой микротрещин, равномерный износ не более 0,4 мм и износ в виде 2-х кольцевых канавок глубиной не более 0,25 мм.

На картере маховика биения торца и выточки 515 мм под установку картера сцепления ЯМЗ-238 не должны превышать 0,5 мм.

На маховике биение выточки 475 мм под установку кожуха сцепления ЯМЗ-238 и поверхности трения на диаметре 420..430 мм не должно превышать 0,3 мм.

Перед установкой сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 проверить состояние переднего подшипника первичного вала установленного в выточку коленчатого вала – внутреннее кольцо подшипника должно вращаться без заеданий, радиальный зазор должен быть не более 0,05 мм, полость коленчатого вала и подшипника должна быть заполнена смазкой, рекомендуется использовать смазку Шрус-4.

Установку сцепления ЯМЗ-238 на двигатель необходимо производить в следующем порядке:

Вставить оправку в подшипник находящийся в коленчатом вале.

Установить ведомый диск сцепления ЯМЗ-238 на оправку таким образом, чтобы расположение удлиненной части ступицы было от двигателя.

Ввернуть в резьбовые отверстия маховика две установочные шпильки и установить на них корзину сцепления ЯМЗ-238 (для облегчения установки и предотвращения обрыва резьбы рекомендуется предварительно установить монтажные шайбы под головки болтов крепления нажимного диска).

Завернуть от руки 10 болтов крепления кожуха к маховику с предварительно установленными шайбами; вывернуть установочные шпильки и завернуть на их места два болта крепления кожуха.

Произвести затяжку болтов крепления кожуха сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101.

Одновременно, при затягивании болтов, обеспечить вручную радиальное перемещение оправки в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что обеспечит лучшее центрирование ведомого диска и последующее удаление оправки с двигателя.

Затяжку болтов производить равномерно, при этом следить, чтобы не было значительных перекосов кожуха и посадочный бурт кожуха зашел в выточку на маховике, окончательный момент затяжки болтов должен быть в пределах 60..70 Нм (6..7кгс/м).

Удалить монтажные шайбы из-под головок болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-238 к кожуху, если они использовались.

Сцентрировать упорное кольцо запорного устройства с помощью оправки, выполненной в виде втулки. Данная оправка одевается на оправку, служащую для центрирования ведомого диска, и заводиться в упорное кольцо.

Сцепление ЯЗМ 238 инструкция по регулировке

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

  1. Конструктивные особенности
  2. Необходимое техобслуживание сцепления
  3. Регулировка сцепления
  4. Замена сцепления
  5. Уход за сцеплением

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

Читайте также  Чем отрегулировать сцепление мтз 82

Схема сцепления ЯМЗ 238

Замена сцепления

В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе:

  • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления.
  • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск.
  • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока.
  • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления.

Готово, теперь можно приступать к установке нового сцепления:

  • Начинаем с установки первого ведомого диска. Он ставится удлиненным концом ступицы в сторону маховика.
  • Далее, очередь 1 и 2 дисков.
  • После ставим средний ведущий диск со штоками.
  • Устанавливаем нажимной диск и при помощи 8 болтов центрируем ведомые диски по отношению к оси коленвала. Найдя нужное положение, окончательно затягиваем боты.
  • После следует надеть разрезные кольца и установить на место упорные планки автоматической регулировки отхода для среднего нажимного диска.
  • Еще раз убедитесь, что все собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В целом процесс получается весьма длительным и трудоемким. Проведение работ может занять в зависимости от ситуации до нескольких дней. И, главное, следует понимать, что ошибки в сборе недопустимы. Неправильно установленные детали могут привести к разрушению механизма ЯМЗ 238 и повреждению коробки передач. Поэтому в случае если вы неуверены в себе лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники выполнят замену с необходимыми гарантиями.

Уход за сцеплением

Чтобы сцепление проработало как можно дольше и не вышло неожиданно из строя необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Периодически проверяйте свободный ход педали, а также смазывайте привод и подшипник муфты включения.
  • Дабы уменьшить износ элементов сцепления не следует долго держать ногу на педали и использовать пробуксовку сцепления, для того, чтобы снизить скорость движения.

Регулировка сцепления ЯМЗ 238 двухдисковое своими руками

Регулировка сцепления МАЗ

В прошлых статьях мы рассматривали вопрос ремонта сцепления МАЗ и его устройства.

Сегодня мы предлагаем несколько полезных советов, которые помогут вам сделать регулировку сцепления МАЗ.

Также мы расскажем, как прокачать сцепление на МАЗ.

Инструкция по регулировке сцепления МАЗ

Сцепление грузового автомобиля представляет собой двухдисковое устройство фрикционного типа, которое устанавливается в картере грузовика. функция – разъединение коленвала мотора грузовика от коробки передач. Также сцепление при переключении передач плавно соединяет элементы (КПП и коленвал двигателя). Однако со временем механизмы изнашиваются. Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ. Для этого советуем купить:

  • Накидные и рожковые ключи;
  • Штангенциркуль и линейку.

Итак, регулировка сцепления МАЗ делается следующим образом. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма. Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана. Советуем также их отрегулировать.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует терпения. Поэтому продолжаем дальше. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска (ведущего). Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:

  1. Включаем сцепление;
  2. Устанавливаем рычаг КПП на нейтралку;
  3. Поворачиваем маховик двигателя;
  4. Отворачиваем контргайки винтов;
  5. Вворачиваем до упора 4 винта в средний ведущий диск.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ все еще не закончена.

Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот. После зафиксируем данные элементы контргайками. Есть один момент — регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует постоянного удержания инструментом винта. Таким образом отрегулированный зазор не сможет сбиться. Продолжаем регулировку. Линейкой измеряем зазор между гайкой и торцом задней крышки клапана. Помните, что он не должен превышать 3,3 мм.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ включает работу именно с этим нюансом. Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочной гайки. После фиксации необходимого зазора (3,3-3,7 мм), затягиваем крепеж. Все, регулировка двухдискового сцепления МАЗ сделана.

Как прокачать сцепление на МАЗ?

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ не занимает особо много времени. Однако с прокачкой сцепления иногда возникают проблемы.

Прежде чем думать о том, как прокачать сцепление на МАЗ, советуем убедиться в необходимости данной процедуры. Одна из главных причин того, что нужно прокачивать ПГУ – плохое включение передач. То есть в этом случае, сцепление включается не совсем полностью, так как в гидролинию автомобиля попал воздух. Поэтому знать, как прокачать сцепление на МАЗ, необходимо всем автовладельцам.

В помощь вам – небольшая инструкция.

Перед прокачкой сцепления МАЗ постепенно заполняем бачок гидропривода жидкостью до уровня одного, полтора сантиметра (1-1,5 см).

Важно очистить от загрязнений клапан выпуска цилиндра. Снимаем защитный колпачок с его головки. Надеваем на элемент резиновый шланг. Обычно он есть в принадлежностях МАЗ.

Как прокачать сцепление на МАЗ? Просто! Главное – желание и время. Поэтому делаем процесс прокачки далее. Постепенно опускаем свободный конец шланга в жидкость гидропривода. Подчеркну, что ее нужно обязательно налить до середины в литровую емкость. Только после этого легонько начинаем нажимать на педаль сцепления автомобиля. Между нажатием – 1-2 сек интервала. Нажимаем примерно 4 раза.

Советы о том, как прокачать сцепление на МАЗ, совершенно бессмысленны, если вы не уловите суть процесса. Можно сколько угодно нажимать на педаль, но … не добиться желаемого эффекта.

Поэтому при 1 нажатии удерживаем педаль утопленной. Одновременно нужно отвернуть клапан выпуска воздуха примерно на ½ оборота. Таим образом, при 2,3 и 4 нажатии педали давление через шланг выгонит часть жидкости и, естественно, воздух. Если вы не видите в жидкости пузырьков – прекращаем нажимать педаль.

В данной статье мы рассказали вам, как прокачать сцепление на МАЗ доходчиво и понятно. И напоследок кое-что подчеркнем.

Во время прокачки крайне важно следить за уровнем жидкости в бачке. Если видите снижение более чем на 2/3 – доливаем жидкость.

Если регулировка двухдискового сцепления МАЗ и его прокачка завершены – обязательно доливаем жидкость до 1 -1,5 см от верхнего края.

Запомните одно правило – прочитали, как прокачать сцепление на МАЗ, сделали процедуру и обязательно измерили в конце ход штока гидравлического усилителя на максимуме. (норма 18 мм).

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Устройство и монтаж сцепления ЯМЗ-238

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 — Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Регулировка сцепления ямз 238 своими руками. Сцепление маз, регулировка и устройство

Сцепление и его привод, устанавливаемые на большегрузные автомобили МАЗ, неоднократно доказывали свою надёжность, эффективность, долговечность и высокие рабочие характеристики. Но, к сожалению, у каждого механизма есть свой предел прочности, по достижению которого требуется проведение смазочно-очистных и ремонтных работ, а иногда и установка полностью. Далее мы рассмотрим часто встречающиеся поломки сцепления МАЗ, признаки их появления и пути устранения. Классифицируем все возможные поломки по типу проявления.

  • 1 Общие сведения
  • 2 Классификация
  • 3 Устройство и принцип действия автомобильного сцепления 3.1 Однодисковое сцепление
  • 3.2 Сцепление с диафрагменной нажимной пружиной
  • 3.3 Двухдисковое сцепление 3.3.1 Общее устройство двухдискового сцепления
  • 3.3.2 Не показаны на рисунке
  • 3.3.3 Принцип действия двухдискового сцепления
  • 3.4 Пневматический усилитель сцепления
  • 3.5 Коническое сцепление
  • 4 Сцепление, работающее в масляной ванне 4.1 Устройство мотоциклетного сцепления
  • 4.2 Механизм выключения мотоциклетного сцепления
  • 5 Неисправности сцепления
      5.1 Неполное включение сцепления (пробуксовка)
  • 5.2 Неполное выключение сцепления (сцепление «ведёт»)
  • 5.3 Рывки при включении сцепления
  • 5.4 Неисправности, связанные с системой гидропривода или механического привода
  • 6 Некоторые особенности управления автомобилями со сцеплением и механической коробкой передач
  • 7 Другие виды сцепления
  • 8 Сцепление в автоматических коробках передач
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

    Как провести регулировку

    Чтоб произвести регулировку сцепления маз, следует выделить некоторое время. Сначала надо произвести демонтаж кратера маховика, который расположен на крышке люка. Это нужно для того чтобы освободить средний диск. Далее действуем по следующим принципам:

    • Полностью выключается сцепление;
    • Рычаг коробки передач устанавливается на нейтральную позицию;
    • Маховик двигателя поворачивается;
    • Контргайки винтов отворачиваются;
    • Четыре винта вворачиваются в ведущий диск среднего типа.

    После этого надо продолжить вращение маховика, перед которым надо отвернуть винты га один раз. Пройдя эти этапы надо зафиксировать винты контргайками. Во время всего процесса работы следует удерживать винт специальным инструментом, это даст возможность удержать зазор, который отрегулирован.

    Двухдисковое сцепление МАЗ

    Далее надо замерить зазор между торцом и гайкой на задней крышке клапана. Этот параметр такого устройства, как двухдисковое сцепление должен быть равен 3,3 мм, регулировать надо именно до этого показателя. Для того, чтобы закончить регулировку надо ослабить контргайку и довести зазор до нужного показателя. После того как результат будет достигнуть надо затянуть крепеж и проверить его надежность.

    Общие сведения[ | ]

    Ведомый диск сцепления Существует много различных типов сцепления, но большинство основано на одном или нескольких фрикционных дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховиком пружинами. Фрикционный материал очень похож на используемый в тормозных колодках и раньше почти всегда содержал асбест, в последнее время используются безасбестовые материалы. Плавность включения и выключения передачи обеспечивается проскальзыванием постоянно вращающегося ведущего диска, присоединённого к коленчатому валу двигателя, относительно ведомого диска, соединённого через шлиц с коробкой передач.

    Читайте также  Что такое выжимной в сцеплении ваз 21099

    Усилие от педали сцепления передается на механизм механическим (рычажным или тросовым) или гидравлическим приводом.

    Нажатие на педаль сцепления (выжимание, выключение)

    разводит диски сцепления, в итоге оставляя между ними свободное пространство, а отпускание педали (включение)

    приводит к плотному сжатию ведущего и ведомого дисков.

    При включенном сцеплении крутящий момент передается от коленчатого вала на маховик, затем на кожух сцепления и через пластинчатые пружины на ведущий (нажимной) диск. От маховика и ведущего нажимного диска, благодаря силам трения, крутящий момент передается зажатому между ними ведомому диску, ступица которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом коробки передач.

    Для выключения сцепления нажимают на педаль, которая через систему тяг и рычагов передает усилие на вилку, муфту, рычаги и пальцы отводят назад ведущий нажимной диск. При этом пружины сжимаются и освобождают ведомый диск, по обеим сторонам которого образуются зазоры, что прерывает передачу через него крутящего момента.

    Конструктивные особенности

    Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

    ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

    Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

    Необходимое техобслуживание сцепления

    Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

    1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
    2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

    В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

    Как заменить

    Замена сцепления выполняется в несколько этапов:

    Как снять

    Для того чтобы демонтировать механизм сцепного устройства, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму.
    2. Демонтировать аккумуляторную батарею.
    3. Снять воздушный фильтрующий элемент.
    4. Убрать брызговики мотора, которые находятся в нижней и боковой части отсека силового агрегата.
    5. Демонтировать поперечину переднего подвесного механизма.
    6. Убрать привод передних ведущих колес.
    7. Слить масляную жидкость.
    8. Отсоединить датчик скорости при помощи отвертки.
    9. Снять выключатель заднего хода.
    10. Убрать держатель моторного жгута.
    11. Открутить крепежные болты и снять картер стартера.
    12. Отсоединить от кронштейна коробки передач опоры двигателя.
    13. Сдвинуть сцепление назад.
    14. Демонтировать первичный вал механизма.
    15. Открутить крепежные болты с кожуха сцепного механизма. Болты отворачивают по очереди, в 2-3 приема.
    16. Демонтировать нажимной диск вместе с кожухом.

    Двухдисковое сцепление ямз 236

    Передаваемый крутящий момент

    • Описание
    • Применение

    Сцепление . двухдисковое, фрикционное, сухое, с периферийными пружинами.

    Диски . ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе. Муфта включения со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю

    СЦЕПЛЕНИЕ И КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


    СЦЕПЛЕНИЕ ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238

    Сцепление – двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. Сцепления ЯМЗ-236К, ЯМЗ-238 одинаковы по конструкции и отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

    Кожух 16 (рис. 26) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 – на шлицевой части первичного вала коробки передач. Передний и задний ведомые диски не взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке. Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками. Сцепление ЯМЗ-236К имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238 – двадцать пружин. Под пружины со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18. Нажимной и средний ведущий диски связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков. В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

    Выключение сцепления производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5. Рабочий ход муфты выключения сцепления, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»). Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

    Рис. 26. Сцепление ЯМЗ – 238:
    1 – шток; 2 – кольцо; 3 – тарельчатая пружина; 4 – планка; 5 – оттяжной рычаг; 6 – вилка оттяжного рычага; 7 – регулировочная гайка; 8 -распорная пластина: 9 – стопорная пластина; 10 – петля пружины оттяжного рычага; 11 – муфта выключения сцепления с подшипником; 12 – шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 – вал вилки выключения сцепления; 16 – кожух сцепления; 17 – нажимная пружина; 18 – термоизолируюшая прокладка; 19 – нажимной диск; 20 -маховик; 21 – ведомые диски; 22 – средний ведущий диск; 23 -отжимная пружина; D – минимальный ход выжимной муфты

    Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин

    3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

    При выключении сцепления нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск

    21. Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

    По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

    При установке сцепления с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

    1. Установить передний ведомый диск.

    2. Установить средний ведущий диск со штоками.

    3. Установить задний ведомый диск.

    4. Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

    5. Надеть разрезные кольца 2 на штоки 1 до упора в кожух сцепления.

    6. Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

    7. Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов. После установки сцепления на маховик убедиться в том,

    что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

    При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

    Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков. Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

    ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКА СВОБОДНОГО ХОДА МУФТЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫМИ ГАЙКАМИ ОТТЯЖНЫХ РЫЧАГОВ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

    После регулировок проверить сцепление на отсутствие «ведения»; эту проверку проводить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении.

    Каталог сцеплений ЯМЗ Автодизель

    Сцепление двухдисковое

    Сцепление двухдисковое, фрикционное, сухое, с периферийными пружинами. Диски ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

    Муфта включения со специальным радиально-упорным подшипником, при включении перемещается к двигателю.

    Технические характеристики

    Модель, комплектация Передав. крутящий момент, Н·м Масса вращ. частей, кг Момент инерции ведомого диска, кг·м·с2 Размеры шлиц ведомого диска, мм
    ЯМЗ-236К 700 70 0,09 × 2 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-238 920 70 0,09 × 2 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-238Н 1275 70 0,09 × 2 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-236КМ 700 71,4 0,1 × 2 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-238М 920 71,4 0,1 × 2 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-238НМ 1275 71,4 0,1 × 2 42 × 34 × 6

    Сцепление однодисковое

    Сцепление однодисковое, фрикционное, сухое, диафрагменное, вытягиваемого типа. Диск ведомый диаметром 430 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с экологически безопасными фрикционными накладками на безасбестовой основе.

    Муфта включения с радиальным подшипником, при включении перемещается от двигателя.

    Установка на маховик двигателя в соответствии с международным стандартом ISO 11055:1996 (Е).

    Технические характеристики

    Модель, комплектация Передав. крутящий момент, Н·м Масса вращ. частей, кг Момент инерции ведомого диска, кг·м·с2 Размеры шлиц ведомого диска, мм
    ЯМЗ-181 650. 820 46 0,15 42 × 34,8 × 6
    ЯМЗ-181-10 650. 820 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2»-10C)
    ЯМЗ-181-15*1 650. 820 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-181-35*2 650. 820 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-182 820. 1100 46 0,15 42 × 34 × 6
    ЯМЗ-182-10 820. 1100 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-182-15*1 820. 1100 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-182-35*2 820. 1100 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183 1100. 1400 46 0,15 43 × 34,8 × 6
    ЯМЗ-183-10 1100. 1400 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-15*1 1100. 1400 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-20* 1100. 1400 46 0,15 50,95 × 41,1 × 7,9 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-35*2 1100. 1400 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-40*3 1100. 1400 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-75*4 1100. 1400 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-183-80*5 1100. 1400 46 0,15 52 × 2 × 30 × 24 × 9H DIN 5480
    ЯМЗ-183-82*5 1100. 1400 46 0,15 52 × 2 × 30 × 24 × 9H DIN 5480
    ЯМЗ-184 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-184-10 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-184-15*1 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-184-20* 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-184-35*2 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-184-75*4 1400. 1900 46 0,15 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    ЯМЗ-187*6 1900. 2500 46,5 0,16 51,5 × 41,1 × 7,97 (SAE2″-10C)
    Читайте также  Шум при выключении сцепления причины

    *1 — с интегральной муфтой выключения;

    *2 — с герметичным картером сцеплением;

    *3 — с коробкой передач МАЗ;

    *4 — для двигателей с картером маховика по ISO 7648, размерный код 1 (SAE 1) (перспективные сцепления);

    Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

    Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы трансмиссии. Оно передает тяговое усилие на маховик мотора ЯМЗ.

    Устройство и принципы работы

    Конструкция сцепного механизма включает в себя такие элементы, как:

    • маховик;
    • гидравлический усилитель руля;
    • накладки;
    • пружинное устройство, прижимающее диск к корпусу маховика;
    • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
    • муфта нажимного типа;
    • вал педали сцепного устройства;
    • нажимной диск;
    • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
    • выжимной подшипник;
    • защитный кожух;
    • ведущий вал трансмиссии.

    1. Когда водитель нажимает на педаль, начинает проворачиваться вал.
    2. Между вилкой и муфтой нажимного типа образуется зазор.
    3. Муфта вместе с подшипником начинает перемещаться, из-за чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо рукоятки.
    4. Рукоятка отводит нажимной диск от ведомого диска.
    5. Пружинный механизм сжимается, из-за чего диск смещается к маховику силового агрегата.
    6. Шлицы ведомого диска перемещаются к шлицам первичного вала КПП.

    Как проводится ремонт

    Основные неисправности и способы их устранения:

    1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
    2. Сцепление ведет или не полностью выключается. Такая неисправность может быть вызвана неверно отрегулированной длиной штока цилиндра, недостаточным уровнем давления воздуха в пневматической системе, нарушением герметичности манжета поршневой части, выходом из строя оттяжных рычагов. Следует заново отрегулировать длину штока, осмотреть пневматическую систему и при необходимости устранить негерметичность, промыть цилиндры, заменить все поврежденные и износившиеся детали.
    3. Педаль не возвращается в первоначальное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

    Как заменить

    Замена сцепления выполняется в несколько этапов:

    • демонтаж;
    • разбор;
    • сборка;
    • установка.

    Как снять

    Для того чтобы демонтировать механизм сцепного устройства, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму.
    2. Демонтировать аккумуляторную батарею.
    3. Снять воздушный фильтрующий элемент.
    4. Убрать брызговики мотора, которые находятся в нижней и боковой части отсека силового агрегата.
    5. Демонтировать поперечину переднего подвесного механизма.
    6. Убрать привод передних ведущих колес.
    7. Слить масляную жидкость.
    8. Отсоединить датчик скорости при помощи отвертки.
    9. Снять выключатель заднего хода.
    10. Убрать держатель моторного жгута.
    11. Открутить крепежные болты и снять картер стартера.
    12. Отсоединить от кронштейна коробки передач опоры двигателя.
    13. Сдвинуть сцепление назад.
    14. Демонтировать первичный вал механизма.
    15. Открутить крепежные болты с кожуха сцепного механизма. Болты отворачивают по очереди, в 2-3 приема.
    16. Демонтировать нажимной диск вместе с кожухом.

    Сборка

    Этапы сборки механизма сцепления:

    1. Собрать ведомый диск. Для этого необходимо прикрепить к пластичному пружинному устройству фрикционные накладки.
    2. Собрать нажимной диск. Нужно смазать ролики специальной жидкостью, заложить их в отверстие оттяжных рукояток, вставить рычаг в паз, который находится на диске нажимного типа, установить палец. Присоединить к рычагам опорные вилки и зашплинтовать.
    3. Собрать нажимной диск с кожухом. Это необходимо делать под прессом, который сможет сжать пружины и вкрутить болты в опорные вилки. Под пресс кладут диск ведомого типа, сверху — нажимной диск. На специальные выступы устанавливают теплоизолирующие шайбы и сами пружинные механизмы. Прижимают кожух при помощи пресса и закручивают крепежные болты.
    4. Установка дисков в картер сцепного механизма.

    Порядок действий во время установки сцепления:

    1. Установить диск ведомого типа так, чтобы удлиненный конец ступицы был направлен в сторону маховика.
    2. Установить ведущий дисковый элемент со штоками.
    3. Установить второй ведомый диск, у которого удлиненный конец ступицы будет направлен в сторону коробки передач.
    4. Установить нажимной диск.
    5. Присоединить к конструкции разрезанные регулировочные кольца.
    6. Установить упорные планки, закрепить их при помощи кожуха.
    7. Установить механизм сцепления на маховик, проверить зазор между упорными кольцами и шайбами, включив механизм сцепления.

    Как поставить диски

    Многих водителей интересует, как устанавливается диск сцепления на МАЗе.

    Для того чтобы поставить диски сцепления, необходимо:

    1. Отсоединить карданный вал.
    2. Демонтировать с колес тормозной барабан и колодки.
    3. При помощи гаечного ключа открутить крепежные элементы с полуосей и вытянуть их.
    4. Открутить винты, регулирующие положение фланца карданного вала и редуктора.
    5. Отключить контакты проводов датчика, который отвечает за включение фар заднего хода.
    6. При помощи гаечного ключа на 12 открутить крепежные винты с защитного кожуха механизма сцепления.
    7. Демонтировать кожух.
    8. При помощи небольшого лома отодвинуть корпус коробки передач от силового агрегата.
    9. Убрать корзину с маховика.
    10. Зафиксировать маховик.
    11. Снять поврежденные дисковые элементы и заменить их на новые. Ведомый диск сцепления должен быть направлен в сторону КПП, а нажимной ставится так, чтобы ступица была направлена в сторону мотора.
    12. Собрать сцепной механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

    Обслуживание

    Техническое обслуживание данного механизма выполняется следующим образом:

    1. Проводят внешний осмотр педали, при необходимости регулируют ее свободный ход.
    2. Прокачивают гидравлический привод.
    3. Проводят диагностику крепежных элементов картера, при необходимости затягивают гайки.
    4. Проводят внешний осмотр оттяжного пружинного устройства, смазывают подшипники и гидравлическую муфту.
    5. Проверяют работоспособность выключателя сцепления и втулки валика.
    6. Осматривают на износ и наличие повреждений вилки и педали сцепного механизма.
    7. Проверяют работу механизма путем переключения передач транспортного средства на месте и во время разгона.
    8. Устраняют неправильно выставленные промежутки между опорными кольцами и шайбами.
    9. Устраняют негерметичность системы и смазывают все цилиндрические элементы специальной жидкостью.
    10. Проверяют зазор между штоками и поршневой частью главного цилиндрического устройства.

    Как провести регулировку

    Действия при регулировке сцепления МАЗ:

    1. Отрегулировать свободный ход педали. Для этого нужно поставить ногу на педаль и выжать газ до упора. Если требуется, то уменьшить или увеличить ход данного устройства.
    2. Отпустить педаль и измерить расстояние до нижней отметки сцепного механизма.
    3. Наибольшая амплитуда хода не должна превышать 16 см.
    4. Затянуть все крепежные элементы.
    5. Измерить свободный ход педали.

    После того как водитель отрегулировал сцепной механизм, необходимо выполнить регулировку корзины сцепления МАЗ:

    1. Установите транспорт на специальную платформу.
    2. Открутите крепежные болты, которые соединяют коробку передач и кузов автомобиля.
    3. Демонтируйте коробку передач.
    4. Открутите винты диска нажимного типа и демонтируйте его.
    5. Проведите осмотр корзины и замените поврежденные и износившиеся детали.
    6. Отрегулируйте расположение лапок.
    7. При помощи регулировочной рукоятки установите лапки в положения, которые показаны в руководстве пользователя по ремонту МАЗа.
    8. Затяните все крепежные винты до упора.
    9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.

    Как прокачать сцепление на МАЗе

    Прокачка сцепления необходима, когда плохо переключаются передачи или в гидравлическую систему попал воздух.

    Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидравлического привода рабочей жидкостью до отметки 1-1,5 см. Удалить с клапанов цилиндра выпускного типа все загрязнения, снять защитный кожух, убрать колпак с верхней части главного цилиндра и надеть на нее специальный шланг для прокачки.

    Постепенно необходимо опускать свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидравлический привод, слегка надавливая на педаль сцепного механизма. Между нажатиями должен быть интервал 1-2 секунды. Всего необходимо сделать 4 надавливания.

    При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время необходимо отвернуть клапан на пол-оборота. Во время 2, 3 и 4 — прокачиваются все механизмы системы. Когда пропадут пузырьки, нужно прекратить нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снижается на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

  • Яков Кузнецов/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    NEVINKA-INFO.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: