Шелл масла для автоматических трансмиссий
Масло для АКПП и ГУР Shell Spirax S5 ATF X
У всех автопроизводителей есть транспортные средства с АКПП, поэтому потребитель может выбрать автомобиль по вкусу и с предпочитаемым способом переключения скоростей. Однако стоит учитывать отличия в обслуживании автоматических КПП и коробок передач с механическим путем переключения. Один из международных лидеров энергетического сектора – компания SHELL, для трансмиссий автоматического типа разрабатывает смазывающие материалы в соответствии со всеми их особенностями.
Описание продукта
Shell Spirax S5 ATF X – жидкость трансмиссионная премиального уровня качества для коробок с автоматическим способом переключения скоростей и для гидроусилителя руля, созданная путем добавления к высококачественной синтетической основе инновационных присадок.
Техническая жидкость Шелл обеспечивает надежную защиту от износа вращающихся деталей, не изменяя при этом эксплуатационных характеристик трансмиссии. Повышенный индекс вязкости гарантирует отличную текучесть смазки как при низких температурах, так и при их повышении даже в условиях интенсивного городского трафика.
Отличные антифрикционные свойства продукта обеспечивают существенное уменьшение трения, что, в свою очередь, дает снижение температуры внутри системы; тем самым повышается защита от износа и увеличивается время эксплуатации деталей, снижаются энергозатраты. Металл при использовании такого масла всегда защищен от коррозии и разрушения.
Чтобы не перепутать жидкости и случайно не залить его в механическую коробку переключения передач, Шелл Спиракс S5 ATF X делают красным.
Область применения
Масло Shell S5 ATF X используется в автоматических коробках передач легковых машин, внедорожников (высоконагруженной техники). Применимо также в гидроусилителях рулевого управления и в гидравлических узлах, использующих жидкости с аналогичными техническими характеристиками.
Масло Шелл применимо в большинстве автоматических коробок азиатских и североамериканских производителей, в числе которых Форд, Дженерал Моторс, Тойота, КИА и другие.
Следует учесть, что Шелл Спиракс S5 ATF X не годится для автоматических трансмиссий, где рекомендуется использование технических жидкостей низкой вязкости.
Технические характеристики
Параметр | Метод испытания | Значение / Единицы измерения |
---|---|---|
Вязкость при -40°C | ASTM D 2983 | 12000 мПа*с |
Вязкость при 40°C | ASTM D 445 | 35 мм 2 /с |
Вязкость при 100°C | ASTM D 445 | 7.2 мм 2 /с |
Плотность при 15°C | ISO 1298 | 850 кг/м 3 |
Температура вспышки в открытом тигле | ASTM D 92 | 190 °C |
Одобрения, допуски и спецификации
Спецификации и одобрения:
- Allison C-4;
- Aisin JWS 3309 (все области применения);
- JASO 1-A, 2A-02;
- Ford Mercon ® V, Mercon ® ;
- General Motors Dexron ® , Dexron ® II, Dexron ® III;
- Toyota T III, T IV.
Остальные агрегаты указаны в таблице: Таблица применимости
Форма выпуска и артикулы
- 550041211 Shell Spirax S5 ATF X 1 л;
- 550047194 Shell Spirax S5 ATF X 4 л;
- 550041202 Shell Spirax S5 ATF X 20 л;
- 550028269 Shell Spirax S5 ATF X 209 л.
Преимущества и недостатки
Преимущества премиального масла для АКПП и ГУР Шелл Спиракс S5:
- защита от износа деталей в системах гидротрансформатора и гидроусилителя;
- превосходная стабильность к окислительным процессам;
- устойчивость к сдвигу при резком изменении нагрузок;
- пролонгированный срок эксплуатации;
- повышенные антифрикционные свойства;
- отличная текучесть в условиях низких температур.
Недостатков при правильном применении не наблюдается. Стоит внимательно свериться с возможностью использования в своем транспорте.
Исключения в применении
Гидравлическая жидкость имеет следующие исключения в применении:
- системы, где рекомендуется жидкость типа F;
- трансмиссии без ступеней передач (CVTs) или коробки переключения скоростей со сдвоенным сцеплением (DCTs);
- не соответствует требованиям производителей по низкой вязкости масел (GM от 2006 года и более старых моделей, коробок ZF 8 и 9 ступеней, новые трансмиссии Daimler и другие).
Видео
Отзывы
Дмитрий, 39 лет
Провожу замену масла согласно требованиям по эксплуатации. Использую Шелл Спиракс S5 ATF X. Машина Форд Фокус. Доливаю достаточно редко, по мере испарения. При отрицательных температурах авто идет плавно от самого начала движения. При замене цвет не изменился, совсем немного потемнело.
Артур, 28 лет
Залил в автомобиль Мазда 323 с АКПП. Пока проблем не наблюдаю. В морозы набор скорости проходит без запинок. Запаха гари нет.
Николай, 54 года
Использую Shell S5 ATF X второй раз. Отъездил 50000 км без проблем. Пару раз проводил доливание по мере испарения смазки. Цвет при замене красный. Мусора в масле не было.
Трансмиссионные масла Shell для техники
- Артикул : S3 G 80W-90
- Класс вязкости по SAE : 80W-90
- Кинематическая вязкость : 160,5/16,1
- Плотность : 895
- Температура вспышки в открытом тигле : 215
- Температура застывания : -30
- Артикул : S2 ATF AX
- Кинематическая вязкость : 34,9/7,2
- Индекс вязкости : 141
- Плотность : 871
- Температура вспышки в открытом тигле : 180
- Температура застывания : -45
- Артикул : S3 AX 85W-140
- Класс вязкости по SAE : 85W-140
- Кинематическая вязкость : 435/29,6
- Плотность : 910
- Температура вспышки в открытом тигле : 225
- Температура застывания : -15
- Артикул : S3 AX 80W-90
- Класс вязкости по SAE : 80W-90
- Кинематическая вязкость : 169/16,8
- Плотность : 900
- Температура вспышки в открытом тигле : 220
- Температура застывания : -30
- Артикул : S4 TXM
- Класс вязкости по SAE : 10W-30
- Кинематическая вязкость : 70,4/11,2
- Индекс вязкости : 151
- Плотность : 884
- Температура вспышки в открытом тигле : 220
- Температура застывания : -42
- Артикул : S4 ATF HDX
- Кинематическая вязкость : 33,7/7,3
- Индекс вязкости : 185
- Плотность : 845
- Температура вспышки в открытом тигле : 185
- Температура застывания : -48
- Артикул : S5 ATF X
- Плотность : 850
- Температура вспышки в открытом тигле : 190
- Артикул : S4 G 75W-90
- Класс вязкости по SAE : 75W-90
- Кинематическая вязкость : 64.2/14
- Плотность : 868
- Температура вспышки в открытом тигле : 134
- Температура застывания : -42
- Артикул : S6 AXME 75W-90
- Класс вязкости по SAE : 75W-90
- Кинематическая вязкость : 103,0/15,0
- Динамическая вязкость : 90 000
- Индекс вязкости : 152
- Плотность : 891/7,42 фунт/ галлон
- Температура вспышки в открытом тигле : 215
- Артикул : S2 A 80W-90
- Класс вязкости по SAE : 80W-90
- Кинематическая вязкость : 164,8/16,2
- Индекс вязкости : 102
- Плотность : 904
- Температура вспышки в открытом тигле : 175
Мы рекомендуем
Оригинальное трансмиссионное масло Shell для автотехники – всесезонный смазочный материал для обслуживания коробок передач, узлов трансмиссии, дифференциалов и гидравлики как для легковых машин, так и для грузового или специального транспорта.
Масло выполнено на синтетической основе и обогащено пакетом модифицированных присадок, работает в большом диапазоне температур (от -40 до 100 Сº) и обеспечивает комплексный положительный эффект.
Преимущества
- защита деталей трансмиссии;
- профилактика отложений, окислов, ржавчины, коррозии;
- энергосбережение (экономия топлива за счет сохранения чистых компонентов и качественного смазывания);
- окислительная стабильность;
- широкая сфера применения (дифференциалы, колесные редукторы, мосты и другие узлы);
- эффективность при различных уровнях нагрузки, включая экстремальную;
Трансмиссионное масло Shell: характеристики, цена, отзывы
Качество смазочных материалов – это то, чем не стоит пренебрегать. Ведь именно эти продукты способны продлить жизнь агрегатам, в которых используются.
Качество трансмиссионных масел Shell Spirax 75W-90 – о преимуществах и недостатках которых пойдет речь в данной статье – заявлено производителем как лучшее в мире. Рассмотрим данные масла более подробно.
О компании
Компания Shell – одна из топовых нефтеперерабатывающих организаций, разрабатывающих смазочные материалы для автомобилей и другой техники.
Концерн работает в более чем 70 странах. А его продукция пользуется популярностью практически по всему миру (поставляется в более чем 100 стран).
Перед началом продаж каждый новый продукт проходит проверки и испытания, которые подтверждают высокое качество материалов.
Производитель заявляет, что его трансмиссионные масла способны до минимума снизить трение узлов, защитить от коррозии, противостоять высоким температурам.
Трансмиссионные масла Shell Spirax 75W-90
Данные масла относятся к всесезонным, и работают исправно в условиях до -45 градусов.
Shell Spirax S4 G
Универсальное синтетическое масло для КПП легковых машин и грузовиков.
- хорошие показатели вязкости;
- обеспечивает безупречную работу синхронизаторов;
- обеспечивает смазывание всех узлов;
- позволяет плавно переключать скорости в холодное время года;
- хорошие температурные данные;
- защищает коробку передач от коррозии;
- позволяет избавиться от посторонних шумов в КПП;
- позволяет менять трансмиссионное масло реже.
Shell Spirax S4 AT
Используется в синхронизированных и несинхронизированных КПП, тяжелонагруженных мостах.
- позволяет плавно переключать скорости в холодное время года;
- хорошие температурные данные;
- защищает коробку передач от коррозии;
- позволяет избавиться от посторонних шумов в КПП;
- защищает зубчатые передачи и подшипники;
- сокращение потерь мощности;
- возможность экономии топлива;
- позволяет производить замену масла реже.
Shell Spirax S5 ATE
Для производства данного масла производитель использует материалы с пониженным содержанием хлора.
Используется в трансмиссиях типа Transaxle, а также в агрегатах, работающих в условиях повышенной нагрузки.
- снижает трение в КПП;
- повышает производительность механизмов;
- отличное смазывание при любых температурах;
- не окисляется;
- позволяет производить замену масла реже;
- экологично.
Shell Spirax S6 AXME
Синтетика с энергосберегающими свойствами.
Используется в высоконагруженных и несинхронизированных КПП, работающих в сложных условиях.
- сокращает расход топлива;
- сокращение потери мощности;
- понижение рабочих температур;
- не окисляется;
- совместимо с уплотнителями, что позволяет избежать утечки масла;
- позволяет производить замену масла реже.
Преимущества трансмиссионных масел Шелл Спиракс 75W-90
- Использование универсальных присадок.
- Увеличение срока службы КПП.
- Очистительные свойства.
- Устранение посторонних шумов, звуков.
- Стабильная работа в разных температурных условиях.
- Смазка всех узлов.
- Защита от коррозии.
- Совместимость с синхронизаторами.
- Возможность производить замену масла реже.
- Экологичны.
Недостатки трансмиссионных масел Шелл Спиракс 75W-90
- Цена.
- Наличие подделок.
Цены на трансмиссионные масла Шелл Спиракс 75W-90
Shell Spirax S4 G – от 500 рублей за 1 литр.
Shell Spirax S4 AT – от 450 рублей за 1 литр.
Shell Spirax S5 ATE – от 900 рублей за 1 литр.
Shell Spirax S6 AXME – от 800 рублей за 1 литр.
Шелл масла для автоматических трансмиссий
Масло Shell Donax TX (Shell Spirax S4 ATF HDX) — трансмиссионная жидкость элитного качества на основе синтетического базового масла (Shell XHVI), полностью допущенная General Motors, как отвечающая требованиям спецификаций DEXRON II и DEXRON III. Разработанная на основе синтетического базового масла Shell, Shell Donax TX (Shell Spirax S4 ATF HDX) обеспечивает длительные интервалы между сменами в самых тяжелых условиях.
Масло Shell Donax TX (Shell Spirax S4 ATF HDX) обеспечивает длительные интервалы замены в самых тяжелых условиях работы. Трансмиссионное масло применяется в автоматических автомобильных трансмиссиях и гидравлических системах, системах гидроусиления рулевого управления, некоторых механических трансмиссиях.
Масло Shell Getriebeoel EP SAE 75W-90 (Shell Spirax S4 G 75W-90) — синтетическое всесезонное трансмиссионное масло для механических синхронизированных коробок передач легковых автомобилей и легких грузовиков группы Volkswagen
Высококачественное масло для ведущих мостов
Shell Spirax A 80W-90 новое название Shell Spirax S2 A 80W-90 предназачено для автомобильных ведущих мостов различных конструкций, эксплуатируемых в тяжелых условиях.
Масло Shell Spirax A LS SAE 90 (Shell Spirax S2 ALS 90) — высококачественное масло для самоблокирующихся дифференциалов. Shell Spirax A LS (Shell Getriebeoel 90 LS) – высококачественное трансмиссионное масло для разнообразных ведущих мостов с дифференциалами повышенного трения / самоблокирующимися.
Масло Shell Spirax ASX SAE 75W-90 (Shell Spirax S6 AXME 75W-90) — уникальное энергосберегающее трансмиссионное масло нового поколения, с длительным сроком службы для самых современных и перспективных автомобильных трансмиссий.
Специально разработанные, базовые синтетические масла в сочетании с новой уникальной технологией получения присадок Shell, улучшают смазывание агрегатов трансмиссии, понижают рабочие температуры и позволяют повысить срок службы высоконагруженных гипоидных главных передач и несинхронизированных механических коробок передач.
Масло Shell Spirax AX SAE 80W-90 (Shell Spirax S3 AX 80W-90) — минеральное трансмиссионное масло высшего качества на основе новой технологии получения присадок. Отличается длительным сроком службы. Энергосберегающие масла Shell Spirax AX SAE 80W-90 (Shell Spirax S3 AX 80W-90) для зубчатых передач — это продукты нового качественного уровня, которые разработаны в расчете на требования перспективных конструкций автомобильных трансмиссий. Специально оптимизированные базовые минеральные масла и новая технология присадок улучшают смазку агрегатов трансмиссии и делают возможным повышение срока службы масла. Автомобильные трансмиссии перспективных конструкций (высоконагруженных главных передачах и несинхронизированных механических коробках передач)
Технические характеристики и сфера применения трансмиссионных масел компании Shell
Корпорация Shell в особом представлении не нуждается. Она входит в ТОП-5 мировых нефтегазовых компаниях, специализируясь также на производстве моторных, трансмиссионных и редукторных масел высочайшего качества. Трансмиссионное масло Шелл – это продукт современных технологий, призванный существенно улучшить условия эксплуатации деталей и узлов трансмиссий обширного спектра техники. Смазочные материалы под этим брендом давно и вполне закономерно пользуются огромной популярностью во всем мире, обеспечивая отличные противокоррозионные свойства трансмиссионных жидкостей, снижая до минимума трение деталей автоматических и механических коробок переключения передач и возможность использования масел в широчайшем диапазоне температур. Масла серий Helix, ATE, Spirax, ASX и многих других марок обладают отличными фрикционными характеристиками и прекрасным показателем текучести, обеспечивающим существенное увеличение ресурса трансмиссий легковой и грузовой техники.
Сфера применения трансмиссионных смазочных материалов Шелл
Нельзя сказать, что любое трансмиссионное масло Shell – это универсальный продукт, но в линейке голландско-британского бренда имеется достаточное количество марок, обеспечивающих широчайшую область их применения. В частности, трансмиссионное масло Шелл применяется в трансмиссиях, дифференциалах и других механизмах и узлах с высоким коэффициентом трения тяжёлой строительной, магистральной техники, легковых автомобилей, автобусов, сельхозтехники.
Типы обслуживаемых трансмиссий:
- механические;
- гидрообъемные;
- автоматические;
- гидромеханические.
Характеристики и состав смазочных материалов Shell рознятся и зависят от таких факторов, как особенности конструкции, диапазон рабочих температур, скорость скольжения трущихся деталей и узлов, величина контактных напряжений и пр.
Преимущества и недостатки масел Shell
Производителей трансмиссионного масла много, но далеко не все в состоянии обеспечить как высокое качество своих продуктов, так и инвестировать в лабораторные и научные исследования, без которых появление новых марок масел с улучшенными характеристиками невозможно.
В этом аспекте у британско-голландского концерна всё хорошо. Преимущества трансмиссионного масла Шелл:
- ювелирный подбор базовых марок трансмиссионных масел вместе с инновационными составами присадок последнего поколения обеспечивает максимальную степень защиты от износа зубчатых передач всех типов и синхронизаторов;
- увеличение сроков эксплуатации трансмиссионных узлов во многом достигается за счёт использования присадок, призванных осуществлять протекторное действие в отношении задиров и механического истирания;
- смазочные материалы Shell обладают повышенной устойчивостью к работе в условиях больших нагрузок;
- тонкая плёнка масла существенно уменьшает трение деталей КПП, повышая их КПД;
- масла Шелл хорошо переносят температурные перепады, оставаясь столь же качественными на протяжении длительного срока эксплуатации;
- продукция концерна идеально сочетается со всеми видами уплотнителей, не разрушая их благодаря практическому отсутствию в составе масел хлора;
- трансмиссионные жидкости Shell – экологически чистые продукты, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду;
- в условиях интенсивной работы смазочные материалы Шелл со временем не только не теряют своих изначальных характеристик – многие водители отмечают позднее улучшение переключения передач;
- трансмиссионное масло Шелл благодаря наличию присадок обеспечивает более плавное и тихое торможение.
Благодаря исключительно высокому качеству смазочных материалов Шелл, использующие их автовладельцы получают возможность существенной экономии финансовых средств, затрачиваемых на техобслуживание автомобиля. Впрочем, нельзя не отметить и недостатки трансмиссионных масел Shell – это достаточно высокая стоимость продуктов, а также приличное количество подделок под этот бренд, заполонивших, в том числе, и отечественный рынок расходных материалов для автопрома.
Технические характеристики линейки продуктов
Концерн разрабатывает все три основных вида трансмиссионных жидкостей: минеральные, полусинтетические, синтетические.
Наиболее широко линейка смазывающих трансмиссионных смесей представлена серией Шелл Спиракс 75W90. Обладая улучшенными эксплуатационными характеристиками, эти масла отличаются повышенной текучестью, обеспечивая снижение рабочей температуры коробок передач. Изначально продукты данной серии создавались для КПП грузовиков и легковых авто автоконцерна Фольксваген. Сегодня известно около десятка модификаций Shell Spirax, в рамках которых, в свою очередь, создано по нескольку сортов смазок, обладающих более узкой специализацией.
Можно с уверенностью утверждать, что трансмиссионное масло Шелл Спиракс на сегодня является флагманским продуктом для заливки в коробки передач, наравне с моторным маслом Шелл Хеликс. Перед выходом каждого нового сорта масла оно проходит ряд исследований и испытаний, подтверждающих отличные эксплуатационные свойства продукта. Трансмиссионные жидкости будут работать с максимальной эффективностью только при регулярной их замене, регламентированной для каждой модели авто.
В соответствии со стандартом API классификация трансмиссионных масел Shell соответствует классам GL-4, GL-5, GL-5 LS.
Все марки масел Шелл Спиракс имеют собственную маркировку:
- A – смазка для мостов, редукторов;
- D – масла, совместимые с продукцией Daimler и Dexron;
- E – жидкости, обеспечивающие повышенное энергосбережение;
- G – для смазки зубчатых передач;
- M – экономные (уменьшают эксплуатационные затраты);
- S – синтетические жидкости;
- T – масла для тракторов;
- X – универсальный смазочный материал;
- Z – масла ZF (только для трансмиссий).
В частности жидкости с индексом МА предназначены для работы в условиях повышенных нагрузок, обеспечивая минимальное выпадение осадков. Серия AX/GX характеризуется повышенным ресурсом, синтетические смазочные материалы с индексами GSX/ASX обеспечивают существенную экономию топлива. Рассмотрим некоторые популярные трансмиссионные масла Shell Spirax.
Шелл Спиракс S4 G 75W90
Изначально данная трансмиссионная жидкость разрабатывалась для авто концерна Фольксваген, но затем эта синтетическая смазка была адаптирована для применения в автоматических и механических КПП с синхронизацией и без неё, в высоконагруженных коробках передач. Допускается заливать эту смазку в мосты. В настоящее время S4 G 75W90 считается универсальной смазкой для КПП грузовиков и легковых авто.
- класс вязкости соответствует названию серии – 75W90;
- при температуре масла 40º C степень вязкости составляет 92.60 мм2/с, при 100º C – 15.40 мм2/с;
- плотность жидкости составляет при температуре 15º C порядка 875 кг/м3;
- критическая температура, при которой смазка теряет вязкость и кристаллизуется – минус 42º C;
- температура возгорания смазки – 170º C.
Шелл Спиракс S5 ATE 75W90
Трансмиссионное масло Shell Spirax ATE 75W90 относится к синтетическим смазочным веществам, характерной особенностью которых является минимальное содержимое хлора. Создавался продукт для трансмиссий Transaxle, современные модификации могут быть использованы для смазки ведущих тяжелонагруженных мостов и в трансмиссиях, функционирующих в условиях повышенных нагрузок.
Основные технические характеристики:
- при температуре -40º C динамическая вязкость смазки составляет порядка 35000 единиц;
- при температуре 40º C кинетическая вязкости составляет 81.00 мм2/с, при 100º C – 14.90 мм2/с;
- температура воспламенения жидкости – 205º C;
- критическая температура, при которой S5 ATE 75W90 теряет смазочные свойства – минус 45º C;
- плотность смазки при температуре 15º C – 877 кг/м3.
Шелл Спиракс S6 AXME 75W90
Трансмиссионное масло Shell Spirax S6 AXME 75W90 относится к классу синтетических жидкостей с энергосберегающими свойствами. Используется для заливки в высоконагруженные КПП, ведущие мосты техники, работающей в сложных условиях.
- кинематическая вязкость при температуре 40º C составляет 115.00 мм2/с, при 100º C – 15.20 мм2/с;
- плотность при 15º C – 879 кг/м3;
- температура воспламенения смазки при хранении в открытой таре – 210º C;
- критическая температура кристаллизации – минус 42º C.
Шелл Спиракс S6 ATF VM Plus 75W90
Эта трансмиссионная жидкость предназначена для использования в тяжелонагруженных коробках передач в таких областях, как магистральные и внутригородские грузовые перевозки, сфера общественного городского и междугородного транспорта. Разработана для трансмиссий Voith, характеризуется увеличенным интервалом между заменой масла, обладает текучестью при достаточно низких температурах.
- кинематическая вязкость при температуре 40º C составляет 32.70 мм2/с, при 100º C – 7.00 мм2/с;
- плотность при 15º C – 850 кг/м3;
- температура воспламенения смазки при хранении в открытой таре – 222º C;
- критическая температура кристаллизации – минус 48º C.
Шелл Спиракс S2 ATF AX 75W90
Высококачественная трансмиссионная жидкость для смазки автоматических КПП тяжелонагруженной техники, легковых авто, гидравлических систем и гидроусилителей. Характеризуется улучшенными фрикционными параметрами, обладает отличными антикоррозионными свойствами и стабильной вязкостью на протяжении длительного времени.
- кинематическая вязкость при температуре 40º C составляет 34.60 мм2/с, при 100º C – 7.10 мм2/с;
- плотность при 15º C – 874 кг/м3;
- температура воспламенения смазки при хранении в открытой таре – 180º C;
- критическая температура кристаллизации – минус 45º C.
Масло для «автоматов»: экспертиза 8 жидкостей для АКП
Нужно ли менять жидкость в автоматической коробке?
Если верить инструкции по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем «автомат» не требует какого-либо обслуживания вплоть до пробега 100 тысяч километров. Правда, скептики-масленщики морщатся: мол, к 40–50 тысячам было бы неплохо залить свежую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для конкретной машины. Но наряду со специализированными жидкостями популярностью пользуются и так называемые «мультяшки» — ATF с красивым именем Multi-Vehicle («малти-виикл», то есть для разных автомобилей), которые можно лить едва ли не в любую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.
Казалось бы, зачем они нужны, если можно купить родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на «автомате» и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Кроме того, далеко не каждый склад или магазин держит в закромах бутылку, заведомо подходящую именно вашей АТ. Поставка жидкости под заказ может идти долго — а «мультяшки» соответствуют многим допускам. Так что вопрос тут вовсе не в цене («мультяшки» не дешевле), а именно в быстроте решения проблемы.
В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка «мультяшек» нам показалась очень интересной, потому что с технической точки зрения создать подобный товар очень непросто. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задача непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотню (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Поэтому мы объединили всевозможные критерии по группам, более близким и понятным потребителю.
Вот по каким параметрам мы будем их проверять.
1. Потери на трение в коробке передач. Интересно, почувствует водитель разницу или нет?
2. Влияние жидкости на эффективность передачи потока энергии от двигателя к трансмиссии. От этого зависят динамика и расход топлива.
3. Холодный пуск.
4. Защитные свойства жидкости. По темпу износа пар трения оценим близость ремонта или, не дай бог, замены коробки.
КАК ПРОВЕРЯЕМ
Основные физико-химические показатели — вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания — мы измерили в сертифицированной лаборатории. Потери на трение и износ оценили на машине трения — устройстве, моделирующем условия работы различных пар трения. Испытания проводили в два этапа. На первом исследовали модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором этапе моделировали условия работы в подшипниках. При этом измеряли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли точным взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника — еще и методом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности образца, в зоне, наиболее подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее диаметра. Чем значительнее он увеличится, тем выше износ.
Испытания для каждой жидкости на одном и другом этапах продолжались долго: сто тысяч циклов нагружения для модели подшипника и пятьдесят тысяч — для модели зубчатого зацепления.
РАЗДАЧА ПРЯНИКОВ
Итак, смотрим, что получилось. Сразу бросилось в глаза, что влияние марки жидкости на коэффициент трения было очень неоднозначным. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуть лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника всё иначе — разбег замеренного параметра достаточно велик. Тут лучшие показатели — у жидкостей Motul Multi ATF и Castrol ATF Multivehicle.
Насколько критична разница по этому параметру? В масштабах всего силового агрегата (двигатель и коробка передач) доля потерь на трение в коробке не столь уж велика (если не учитывать потери в гидротрансформаторе). Зато нагрев масла от трения при работе на разных жидкостях различается куда значительнее: усредненная совокупная разница для моделей зубчатого зацепления и подшипника составляет примерно 17%. С точки зрения температурного эффекта эта разница весьма ощутима — до 10–15 градусов, которые дают изменение КПД гидротрансформатора на заметные единицы процентов. Лучше других здесь выглядит синтетика фирмы Motul. Лишь немного уступают ей жидкости NGN Universal и Totachi Multi-Vehicle ATF.
Разогрев жидкости влияет и на ее вязкость: чем больше нагрев, тем она ниже. А с падением вязкости снижается эффективность гидротрансформатора. У многих на памяти проблемы с «автоматами» не очень юных «французов», когда из-за повышения температуры жидкости (особенно летом в пробках) они вообще отказывались работать!
Идем дальше. Очень важно, чтобы зависимость вязкости от температуры была максимально пологой. Одним из основных критериев этой пологости является индекс вязкости: чем он выше, тем лучше. Тут лидеры — жидкости Mobil Multi-Vehicle ATF, Motul Multi ATF и Formula Shell Multi-Vehicle ATF. Ненамного отстал от них «мультик» бренда NGN.
Посмотрим, насколько изменится вязкость жидкости в рабочей зоне коробки с учетом ее нагрева. Разница ощутимая! Для кинематической вязкости она доходит до 26%. А КПД «автоматов» (особенно старых конструкций) достаточно невелик и в большой степени определяется эффективностью работы гидротрансформатора — который как раз и страдает при уменьшении вязкости рабочей жидкости.
Наименьшее падение вязкости обнаружилось у масел Motul Multi ATF, Formula Shell Multi-Vehicle и NGN Universal ATF. Наибольшее — у Totachi Multi-Vehicle ATF. Это, конечно, сравнительные результаты, прямого переноса на эффективность коробки делать нельзя. Но для форсированных моторов, в которых нагрузка на узлы автоматической коробки выше, предпочтительно иметь жидкости с более стабильной характеристикой.
Низкотемпературные свойства оценивали по совокупности нескольких параметров. Очевидно, что все жидкости, и ATF в том числе, густеют на морозе. Значит, при изрядном минусе за бортом излишняя вязкость будет мешать провернуть мотор на старте, поскольку на машинах с автоматом педаль сцепления не предусмотрена. Поэтому мы определяли кинематическую вязкость каждого образца при трех фиксированных отрицательных температурах. Кроме того, оценили температуру, при которой кинематическая вязкость масла достигнет некой фиксированной величины, условно принятой за предельную, при которой еще возможно «проворачивание» коробки передач.
Заодно определили температуру замерзания: этот параметр входит во все описания ATF и косвенно свидетельствует о том, на базе какой основы сделана жидкость — синтетической или полусинтетической.
В этой номинации опять победили синтетики с высоким индексом вязкости: Motul Multi ATF, Mobil Multi-Vehicle ATF, NGN Universal ATF, Formula Shell Multi-Vehicle. У них же зафиксированы и самые низкие температуры застывания. И наконец, защитные функции жидкостей, то есть их способность препятствовать износу. Мы исследовали износ двух моделей — зубчатого зацепления и подшипника скольжения, поскольку в реальной коробке условия работы этих узлов заметно разнятся. Следовательно, и свойства ATF, обеспечивающие уменьшение износа, должны быть разными и увязанными с работой гидротрансформатора. И здесь мы обнаружили разброс результатов. Лидер в минимизации износа зубчатых зацеплений — Mobil Multi-Vehicle ATF, а в состязаниях на подшипниках скольжения с большим отрывом победили Motul Multi ATF и Totachi Multi-Vehicle ATF.
ИТОГО
Если при традиционных экспертизах бензина и моторных масел мы, как правило, выявляли лишь незначительные отличия одного образца от другого, то здесь ситуация иная. По ключевым параметрам у разных ATF разбег оказался существенным. А если учесть, что степень влияния этой непростой жидкости и на мощность, и на расход топлива, и на ресурс коробки весьма заметна, то над ее выбором следует задуматься. Хорошая синтетика с высоким индексом вязкости — это лучший выбор, который и защитит ваши нервы при зимнем пуске на изрядном морозце, и не создаст проблем после долгого стояния в пробке под знойным солнышком.
Степень соответствия Multi своему названию оставим на совести их разработчиков. Еще в самом начале мы отметили, что проверить на практике каждую ATF во всех «автоматах», перечисленных на их этикетках, нереально. Кстати, и в описаниях (за малым исключением) допуски либо прямо, либо по умолчанию обозначаются словом meets, то есть «соответствует». Это значит, что свойства жидкости гарантирует ее производитель, но подтверждения соответствия производителем автомобиля или коробки нет. В заключение сообщим, что если планируемый срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 50–70 тысяч километров (затем планируется замена), то статью вы читали зря — менять «жидкое сцепление» вам не придется. А в остальных случаях раздобытые нами сведения должны пригодиться. Сложив результаты, набранные во всех испытаниях, мы выяснили, что лучшими оказались продукты Motul и Mobil, от которых немного отстала жидкость Formula Shell.
Наши комментарии к каждому препарату — в подписях к фотографиям.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИДКОСТЬ ATF?
В трансмиссии автомобиля нет более сложного и противоречивого устройства, чем коробка-автомат. Она объединяет в себе два агрегата — гидротрансформатор, обеспечивающий непрерывность потока энергии от двигателя к колесам, и планетарный механизм перемены передач.
Гидротрансформатор — это, по сути, два соосных колеса: насосное и турбинное. Между ними нет непосредственного контакта: связь осуществляется потоком жидкости. Коэффициент полезного действия этого устройства будет зависеть от массы параметров — конструкции колес, зазоров между ними, утечек… И конечно же, от свойств жидкости, находящейся между колесами. Она выполняет роль эдакого жидкого сцепления.
Какой должна быть ее вязкость? Слишком большая увеличит потери на трение в коробке — будет съедена изрядная доля мощности, увеличится расход топлива. Кроме того, машина станет заметно тупить на морозе. Cлишком малая вязкость резко снизит эффективность передачи энергии в гидротрансформаторе, увеличит протечки, что также понизит эффективность агрегата. Кроме того, вязкость жидкости на морозе сильно растет, а с ростом температуры падает — разница может составлять два порядка! А еще жидкость может пениться и способствовать коррозии деталей коробки. Желательно, чтобы жидкость долго сохраняла свои свойства: тогда в коробку можно не заглядывать годами.
Это еще не всё. Одна и та же жидкость обязана работать и в гидротрансформаторе, и в планетарном механизме, и в подшипниках коробки, хотя и задачи, и условия работы в этих механизмах резко различаются. В зубчатом зацеплении надо препятствовать задиру и износу, эффективно смазывать подшипники и при этом не мешать своей излишней вязкостью им работать: ведь с ростом вязкости растут потери на трение. Но и эффективность гидротрансформатора тоже растет на более вязких жидкостях.
Сколько параметров! Следовательно, требуется сложный компромисс свойств, которые должна объединять в себе жидкость ATF.
ATF — ЖИДКОСТЬ ИЛИ МАСЛО?
Классификация относит ATF к трансмиссионным маслам, но ее назначение гораздо шире. Ведь смазка элементов трансмиссии — зубчатых колес и подшипников — здесь не единственная (хотя и важная) функция. Основное — это то, что ATF выступает в качестве рабочей жидкости гидротрансформатора. Именно она передает поток мощности от двигателя к трансмиссии, потому свойства этой жидкости очень важны для эффективности работы АКП.
В паспортах на ATF нормируются показатели ее вязкости (при рабочих температурах и при отрицательных), а также температура вспышки и застывания, способность образовывать при работе пену. Ведь именно вязкость обеспечивает смазку и, стало быть, работоспособность зубчатых колес и подшипников, эффективность передачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?
Жидкости ATF весьма капризны. Не всегда современная ATF может подойти старому автомату той же марки. То же касается взаимозаменяемости: скажем, «автомату» от «японца» 2006 года на специализированной АТF, адресованной современному «немцу», может стать нехорошо… Смазывать зубчатые колеса и подшипники такая атээфка будет, а вот гидротрансформатор может обидеться и объявить забастовку. Поэтому каждый производитель АКП ищет свое решение проблемы. И тем сложнее сделать универсальную, подходящую всем «мультяшку».