Трансмиссия ходовая часть танка т 72 - NEVINKA-INFO.RU

Трансмиссия ходовая часть танка т 72

В завершившемся конфликте Грузии с Южной Осетией и Россией обе стороны, по большей части, пользовались почти одинаковым вооружением, сконструированным в СССР и произведенным в

Трансмиссия ходовая часть танка т 72

Оружие конфликта: Т-72: Разбираем танк на части

Какие бывают танки

Для начала разберемся с тем, что такое танк. Происхождение названия довольно известно и забавно: в Первую мировую войну первые изобретатели танков, англичане, держали разработку в такой строгой секретности, что в документах называли его tank, то есть «цистерна». И словечко это прижилось, перейдя во множество языков мира. Первый английский танк был весьма неуклюжим созданием, но несмотря на это произвел серьезный эффект на поле боя, впервые использовавшись в 1916 г. в битве при Сомме. Танковую эру можно было считать открытой.

Большая Советская Энциклопедия говорит, что танк — это «боевая гусеничная, полностью бронированная машина». Добавим, что основным вооружением танков, как правило, является пушка, хотя известны модификации, оснащенные огнеметом. В отличие от других гусеничных машин, это главное оружие танка установлена на вращающейся башне, что позволяет переносить огонь быстро и в широких пределах.

С окончания Второй мировой войны танки принято разделять на 3 поколения. Первое поколение начало разрабатываться еще в войну, но оформилось к середине 1950-х, когда средние и тяжелые танки уступили место концепции «основного боевого танка», существующей и по сей день. Такой вид танков используется для решения большинства боевых задач, они отличаются мобильностью, хорошей защитой и высокой огневой мощью. (Второй вид — легкие танки, которые используются для решения специальных задач, а потому часто обладают более слабой защитой или вооружением, зато повышенной мобильностью). Характерная особенность танков первого поколения — мощное бронирование, обеспечивающее высокую живучесть при попадании снаряда, и пушки большого калибра (часто гладкоствольные, которые подходят и для стрельбы реактивными снарядами). К этому поколению относятся Т-55 и Т-62.

Второе поколение танков учитывает возможность войны в условиях применения оружия массового поражения. Танк полностью герметичен, поступающий воздух фильтруется, специальные насосы стабилизируют давление, а особые компоненты брони защищают от нейтронного излучения. Конечно, увеличивается бронирование и огневая мощь, усиливается двигатель, появляется бортовая электроника. Второе поколение советских танков — это Т-64 и Т-72. Третье поколение отличается использованием высокоточного оружия и современной электроники, новых средств защиты (активной и динамической), а нередко — и новейшими газотурбинными двигателями. К сожалению, российская армия еще не завершила перевооружение и не перешла полностью на танки третьего поколения (например, Т-80 и Т-90), так что во многих частях самым распространенным остается Т-72 — кстати, самый массовый танк второго поколения в мире. Впрочем, модифицированные Т-72 (например, Т-72Б, оснащенный управляемым вооружением и встроенной динамической защитой) тоже можно отнести к третьему поколению.

Разбираем Т-72

Итак, Т-72 в разных модификациях стал основным боевым танком обеих сторон недавнего конфликта. Сотни этих бронированных машин использовались и Россией, и Грузией. Рассмотрим их со всех сторон.

Разработка танка началась еще в 1967 году, на основе версии Т-64. Прежде всего усовершенствованиям подверглись двигатель и ходовая часть. Первая модификация Т-72 под именем «Урал» была принята на вооружение в 1973 г. Он оказался на 4 т тяжелее своего предшественника, но благодаря внесенным изменениям сохранил ту же скорость и запас хода, а также проходимость. Танк передавался и в другие страны Варшавского договора, а также в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.

С годами Т-72 постоянно совершенствовался, и в 1985 г. на вооружение поступила модификация Т-72Б, самая распространенная. Основной его производитель (и разработчик) — нижнетагильский «Уралвагонзавод», но сегодня производство по лицензии было налажено в Югославии, Польше, Чехословакии, Индии — некоторые страны до сего дня продолжают выпуск этой весьма удачной машины, и экспортируют ее.

Танк действительно вышел удачным и еще в 1982 получил первое боевое крещение при конфликте в Ливане. Для своего времени это был лучший танк — впрочем, и сегодня (с учетом современных модификаций) он вполне успешно конкурирует даже с танками третьего поколения. Т-72 участвовали в Ирано-иракской войне (1980−1988 гг.), в Нагорно-Карабахском конфликте (1991−1994), в обеих Чеченских войнах (1994−1996 и 1999−2002), в ходе «Войны в заливе» (Ирак — Кувейт, 1990−1991 гг.), конфликта в Косово (1998−1999), последней американо-иракской кампании (c 2003 г.), ну и теперь — в недавнем конфликте Грузии с Южной Осетией, куда вмешалась и Россия.

Конструкция

Т-72, как и подавляющее большинство танков, реализован по классической компоновочной схеме. Говоря простым языком, он выглядит, как настоящий танк: пушка установлена на вращающейся башне, башня установлена на гусеничной платформе, моторное отделение находится сзади.

Стоит сказать, что на танках уже довольно давно не используются обычные бензиновые двигатели, вместо которых они оснащаются дизельными, а третье поколение танков — газотурбинными. Впрочем, многие страны до сих пор по целому ряду причин предпочитают дизели. Подвижность Т-72 обеспечивает дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель В-84−1 мощностью более 800 л.с. Он установлен поперек силуэта танка и позволяет развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Двигатель, разумеется, многотопливный — то есть, способен работать на любом виде бензина, на реактивном топливе, на дизельном топливе и керосине.

Как и все танки, ходовая часть Т-72 имеет гусеничный движитель. Это позволяет ему двигаться даже по глубокому бездорожью. При боевой массе более 40 т он легко преодолевает уклон до 30 градусов. Индивидуальная подвеска смягчает толчки и удары при движении, быстро гасит колебания корпуса.

Т-72 оснащен оборудованием для подводного вождения и может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (с подготовкой). На танке используется комплекс средств связи «Абзац», в который входят УKB-радиостанция и радиоприемник. Дальность связи этого комплекса — не меньше 20 км при движении по средне-пересеченной местности.

Защита

Основной защитой танка служит, понятно, броня. Некогда состояла из сварных стальных листов, сегодня используются сложные многослойные решения из броневой стали, керамике, текстолитов и других материалов (даже обедненного урана). Прибавьте сюда дополнительные внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков и ударов и противонейтронный подбой и надбой, защищающие от потенциального жесткого излучения от ядерного взрыва. Это — пассивная броня, основные концепции которой не изменялись уже десятилетиями. Пожалуй, последней «революцией» в этой области можно назвать идею расположить листы брони под максимально острыми углами, снижая воздействие попадающего в нее снаряда. К примеру, у Т-72 верхняя лобовая деталь брони корпуса наклонена под углом аж 68 градусов от вертикали. Башня же у этого танка цельная, литая, а лобовая часть ее имеет переменный уклон, меняющийся от 10 до 25О.

Дополнительно на танк могут устанавливаться противокумулятивные сетчатые экраны, изобретенные еще советской армией на полях Второй мировой. Такие сетки просто заставляют попавший в них кумулятивный снаряд разорваться еще до встречи с основной броней — и потерять свои основные разрушительные силы. В Т-72 такой экран встроенный.

Также используется и динамическая защита — похожие на шоколадную плитку навесные листы можно видеть на многих современных танках. Каждый такой «батончик» — на самом деле «бутерброд» из взрывчатого вещества, заключенного между парой металлических пластин. Попадающий в него снаряд, добравшись до взрывчатого слоя, вызывает его детонацию, и пластины разлетаются в стороны, дестабилизируя поток кумулятивной струи и создавая для него дополнительные препятствия. На Т-72 имеется установлено 227 контейнеров для динамической защиты, а на модификации Т-72Б динамическая защита еще более эффективная, встроенная в броню.

Дополнительную защиту против современных наводящихся противотанковых средств обеспечивает система постановки дымовой завесы — на Т-72 используются 8 дымовых гранатометов «Туча». Дым сильно снижает видимость танка в видимом, инфракрасном диапазонах, мешает лазерному наведению и целеуказанию. Этому же способствует низкий силуэт танка (высота танка по крыше башни — всего 2,2 м).

Вооружение

Основным вооружением любого танка является пушка, на современных танках она оснащается автоматом заряжания. На Т-72 устанавливается 125-мм гладкоствольная танковая пушка. Она способна вести огонь всеми основными типами боеприпасов — осколочно-фугасными (для поражения техники и живой силы противника), кумулятивными (для поражения бронетехники), подкалиберными бронебойными (для бронетехники) и выстрелами с управляемыми ракетами. В автомате заряжания можно разместить до 22, а в боеукладках — дополнительно 23 снаряда. После выстрела поддон гильзы автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в башне.

В последних модификациях (Т-72Б) на танк устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К120, позволяющий вести стрельбу наводящимися по лучу лазера ракетами 9М119. Эти ракеты эффективны на расстояниях до 4 км, куда долетают за 12 с. Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места — 80%.

Как и большинство современных танков, Т-72 имеет 2 пулемета. Один из них (7,62 мм танковый пулемет Калашникова) спарен с пушкой, что позволяет вести из него высокоточный огонь, используя прицельные приспособления пушки. Боекомплект этого пулемета — 2 тыс. патронов. Другой пулемет установлен на башне и используется в качестве зенитного. Его калибр 12,7 мм, а боезапас — 300 патронов.

Модификации

Т-72К — командирский. Т-72А и командирский Т72АК (1979 г.) — среди дополнений: лазерный прицел-дальномер, ночной прицел наводчика, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, улучшенная пушка, система запуска дымовых гранат, система защиты от напалма. Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант Т-72А со слегка измененной конструкцией, защитой и комплектом боеприпасов. Т-72М1 (1982 г.) — тот же Т-72М, но с улучшенной пассивной броней. Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой. Т-72Б — оснащен динамической защитой и комплексом управляемого вооружения, а гладкоствольная пушка позволяет стрелять управляемыми ракетами. Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б со сниженным объемом динамической защиты и другими изменениями. Напоследок можно взглянуть на фрагменты из сюжета Discovery Channel, посвященного этому замечательному основному танку:

. Ну и читайте наш материал о намного более экзотической бронетехнике: «Жираф с ракетами в зубах».

44 тонны и 840 лошадиных сил: наш корреспондент сел за рычаги танка Т-72Б

Витязи в железной броне

Сначала был тренажер

Слишком самонадеянно было бы сразу лезть в настоящий танк. Тем более что в Военной академии есть динамический тренажер, на котором курсанты и отрабатывают навыки вождения танка. Он очень правдоподобно копирует повадки боевой машины на пересеченной местности. Внутри — точная копия реального места механика-водителя. Залезаешь в тренажер, как и в настоящий танк, сверху через люк. Потоптался ногами по сиденью и неграциозно сполз вглубь тренажера. Голову покрывает шлемофон, он защитит при контакте с холодным металлом интерьера. На шее затянул ларингофон, микрофон у гортани. Подогнал под себя сиденье, более-менее устроился.

Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге.

Впитываю ускоренный курс обу­чения. Сперва курсанты изучают общие органы управления, учатся запускать двигатель, отрабатывают начало движения, остановку. Дальше — езда с препятствиями: горки, крутые повороты, преодоление рва, минного заграждения, гати.


Запускать двигатель — целый обряд. Хоть шпаргалку пиши. Выключатель батарей утопил сильным нажатием — заработала электрика. На контрольном щитке приборов механика-водителя щелкнул тумблером — прокачал топливо. После, не отпуская кнопку маслозакачивающего насоса двигателя, нажимаю кнопку стартера и давлю на газ. В шлемофоне загудел двигатель.

Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час.

Зафиксировал обороты двигателя, чтобы на холостом ходу он выдавал 800 оборотов в минуту, иначе придется постоянно держать ногу на газу. При использовании стабилизатора вооружения — на холостом выставляют уже 1250 оборотов в минуту. Тогда и компрессор быстрее заполняет воздушные баллоны. Нужны они для запуска двигателя, очистки приборов механика-водителя, приборов наблюдения и прицеливания в башне, для подвешивания тралящего оборудования, эффективного торможения и для системы защиты от оружия массового поражения. Следующий шаг — снял танк с ручного тормоза.


Сцепление, тормоз и газ — как в машине. Хоть что-то родное глазу. Семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач. Трогаюсь на второй передаче. Поворачивает танк, замедляя одну из гусениц. Экспрессивно вытягиваю рычаги, плавно в повороты заходить получается не сразу. Если бы тренажер мог говорить, он бы мое дерганое вождение не похвалил.

Сцепление, тормоз и газ в Т-72Б — как в обычной машине.

Потянешь оба рычага на себя одновременно — понизишь передачу на одну ступень. Правда, такой способ — для опытных танкистов. Я переключал передачи рычагом КПП, так привычнее.



Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час. Я же разгонялся что есть мочи, на шестой передаче летел все 30. В тренажере не страшно. Не пересчитать, сколько свалил виртуальных столбов. Это еще ехал при хорошей видимости. Тренажер в силах имитировать побочные условия: запыление, ночную езду, различные температуру воздуха, тип грунта и даже силу ветра. Руководитель занятия на пульте управления тренажера может также внести спонтанные неисправности: увеличить температуру масла или охлаждающей жидкости — тогда нужно остановиться и дать машине поработать на больших оборотах. А когда падает давление масла, нужно срочно глушить двигатель.

Читайте также  Украинский центр трансмиссий utc украинский центр трансмиссий utc

Мой рост — 182 сантиметра, физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка.

Тормозил резко в пол, танк слегка клевал носом. От такого стиля езды меня даже укачало. В тренажере душно — по лбу потекли ручейки пота. Рев двигателя, пусть даже и искусственного, сверлил мои барабанные перепонки. За полчаса виртуальной езды с управлением общо разобрался — не терпится сесть за реальные рычаги.

Как приручить танк

Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком. Освежил перед стартом мои приобретенные на тренажере знания механик-водитель младший сержант Даниил Тофан. Он проходит срочную службу, осталось служить еще полгода. Сам обучился управлению танком в 72-м гвардейском объединенном учебном центре в Печах. За плечами уже была учеба в лицее и водительские категории тракториста, экскаваторщика и бульдозериста. Танк — тот же бульдозер, поэтому освоил его быстро. Даниилу ярко запомнилось, как его обкатывали Т-72:

— Лежишь в окопе, а над головой брюхо танка ползет. Ощущение незабываемое!

Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге. Зато можно ехать куда глаза глядят. Из-за роста 182 сантиметра физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка. Потянул тугую «кочергу» ручного тормоза, долго не мог ее отыскать. Завел двигатель. Подал звуковой сигнал перед началом движения.

Как и на тренажере, потихоньку трогаюсь со второй передачи. По ощущениям, в тренажере просторнее. В танке же все органы управления нахожу только на ощупь. Все они смещены вперед и вглубь — сгибаюсь, чтобы потянуть рычаги, чтобы переключить передачу, подгибаю руку. Эргономика — это не про танк. Да и место механика-водителя не под мои габариты.

На высоких оборотах о смене передачи подсказывает красная лампочка перед глазами механика-водителя. Только вот при свете дня ее не видно, да и голова моя всецело снаружи машины. Переключаюсь строго по ощущениям. Худо-бедно, но еду.

У Т-72Б семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач.

Через сотню-другую метров наскучило в черепашьем темпе ползти, ускоряюсь, переключаю передачи по-гоночному, с перегазовкой. За браваду поплатился — съехал в кювет, да еще и заглох. Не беда, мы же не на какой-нибудь малолитражке. Потянул рычаг до упора и на низкой передаче смачно надавил на газ. Т-72Б вспахал гусеницами чернозем, неповоротливо вынырнул на прежний маршрут.

Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком.

В парк возвращался на командирском месте. Все же рядом люди, машины, а мои навыки вождения танка пока годятся лишь для чистого поля. Насладился, как филигранно механик-водитель запарковал боевую машину на стоянку, в нескольких сантиметрах от соседней, буквально борт в борт. Зеркал заднего вида нет, исключительно по жестам боевого товарища. Что сказать — мастер, есть чему поучиться.

Танк Т-72

Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. Дело в том, что Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева не мог обеспечить выпуск требуемого количества танков Т-64А даже в мирное время, не говоря уже о военном. Кроме того, по своей эксплуатационной надежности «шестьдесятчетверка» не вполне устраивала армию. Поскольку больше всего нареканий вызывал двигатель 5ТДФ, планировалась установка на Т-64А двигателя другого типа, в частности В-45 – усовершенствованной версии дизеля семейства В-2.

РАЗРАБОТКА

Первый образец опытного танка «объект 172» был изготовлен на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле летом 1968 года, второй – в сентябре. От Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электрогидромеханический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее – остались на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки».

ИСПЫТАНИЯ

До конца года оба танка прошли заводские испытания на полигоне. Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках «объект 172», которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем – в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье. В КБ Уралвагонзавода, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на «объекте 172» ходовую часть с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект 172М». Двигатель, форсированный до 780 л. с, получил индекс В-46. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т, но подвижность, запас хода и проходимость остались на прежнем уровне. Установочная партия из 15 машин «объект 172М» совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошла многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Маршрут движения был выбран от Днепропетровска через Украину в Белоруссию в район Слуцка и далее в обратном направлении на Днепропетровск, а затем через Донбасс и Северный Кавказ до Баку, через море на паромах до Красноводска, через пустыню Каракумы и горный хребет Копетдаг. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Конструкция танка Т72

Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка, В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, селектор передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО- 168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него – две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.

Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

КОНСТРУКЦИЯ

Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Корпус танка – сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь – текстолит – сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным, она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

Башня – литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, механик-водитель в боевом положении располагается сидя, так как нижняя часть его кресла была установлена в специальной выштамповке днища. Место командира находится справа от пушки, а наводчика – слева.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения.

22 артвыстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размещены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр/мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр/мин. Бронебойно-подкалиберный снаряд ЗБМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТи 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволяющим вести прицельный огонь и во время движения.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ

На танке установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л. с. при 2000 об/мин. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и общий ведущий вал на две семискоростные планетарные коробки передач.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1,2 и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 41 т развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 км. На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения, оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

МОДИФИКАЦИИ

В декабре 1976 года Уральскому КБ транспортного машиностроения было поручено провести модернизацию танка Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Эта работа завершилась принятием на вооружение танка Т-72А. В том же году началось его серийное производство, завершившееся в 1985 году. Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм пушки 2А46 с лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. Боекомплект пушки увеличили до 44 артвыстрелов, при этом емкость вращающегося транспортера автомата заряжания осталась прежней. Повышению огневой мощи танка способствовала и установка на нем новых прицелов. На Т-72А был установлен лазерный (или, как он именовался в документах тех лет – квантовый) прицел-дальномер ТПД-К1, После этого процесс измерения наводчиком дальности стал занимать доли секунды. Вместо ночного активного прицела был установлен активно-пассивный ТПН-3-49, Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и ИК-осветителем Л-4 «Луна-4» возросла до 1300 м. В пассивном режиме она составляла 500 м.

Существенно возросла защищенность машины. Это было достигнуто за счет как увеличения толщины броневых деталей, особенно в лобовой части, так и применения комбинированной брони с наполнителями из новых неметаллических материалов. В процессе серийного производства танк Т-72А продолжал совершенствоваться. Так, например, в 1980 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм броневого листа и перераспределения толщины комбинированной брони: 60+100+50 мм вместо 80+105+20мм. В 1981 году на танк Т-72А начали устанавливать 125-мм пушку 2А46М. Особенностью конструкции этого орудия было быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником, что позволяло производить замену ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни.

С 1982 года на Т-72А начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40, а с 1984-го стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим – в вертикальной. В том же году на Т-72А появился двигатель В-84 мощностью 840 л. с. В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта с 1985 года на танках Т-72А устанавливалась навесная динамическая защита. Танки, прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Т-72 АВ.

Читайте также  Что входит в систему трансмиссии

Т-72Б

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-72Б. В его конструкции были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет – комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты «Контакт» состоял из 227 контейнеров. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной защиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Огневая мощь танка возросла благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120«Свирь». Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа «танк» не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные – в боеукладках корпуса и башни. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Входе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л. с. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ.

Вторая жизнь советских «старичков»

Первые танки Т-72 поступили на вооружение Советской армии в 1973 году, немецкий «Леопард-2» и израильская «Меркава» эксплуатируются с 1979 года, американский «Абрамс» пошёл в серию годом позже, французский «Леклерк» начали выпускать в 1990 году. Удивительные долгожители в век перемен, не так ли? Конечно, этих динозавров пытаются потеснить «Армата», «Алтай» и прочие машины, но пока малые серии и сомнительные преимущества не позволяют воспринимать новичков всерьёз. Почему же до сих пор нет массового производства принципиально новых танков? Ответ прост: у танкостроителей и ремонтников есть и другой путь — поддерживать наплаву «старичков». Сегодня наш читатель расскажет о модернизации танка Т-72, который вот-вот преодолеет 50-летний рубеж, и рассмотрим две его модификации — Т-72Б3 от «Уралвагонзавода» и Т-72БМЭ, над которым работают белорусский 140-й ремонтный завод в Борисове и компания «Белтехэкспорт».

Почти «девяностый», но дешевле

Сразу оговоримся, что сравнивать возможности нижнетагильского гиганта, для которого Т-72 является родным детищем, с небольшим белорусским танкоремонтным предприятием не совсем корректно, но белорусы сумели представить очень интересный продукт. В целом же эти два примера ярче всего демонстрируют два имеющих право на жизнь направления совершенствования военной техники — дорогой и масштабный, и более простой, но зачастую не менее нужный.

Танк Т-72Б3 называют экономичной альтернативой Т-90. Он интересен тем, что нет нужды делать новый бронекорпус. Годных к переделке Т-72 разных поколений очень много, и отправлять их на переплавку жалко. Боевая эффективность танков повышается за счёт обновления всего остального — трансмиссии, двигателя, прицелов, системы управления огнём (СУО), оружия и навесной защиты, и на выходе получается тот же «девяностый». Первый вариант Т-72Б3 «вышел в свет» в 2011 году, последний из известных — пятью годами позже.

Любопытный факт: Т-72Б3 порой называют «биатлонным» танком, так как именно на нём соревнуются все команды, кроме китайской, на «танковом биатлоне» в подмосковном Алабино. Этот конкурс отлично продемонстрировал эффективность нового 1130-сильного двигателя, СУО и прочих его новшеств. Впервые Т-72Б3 был продемонстрирован на «танковом биатлоне» в 2013 году.

Танк Т-72БМЭ, который впервые демонстрировался на минской оружейной выставке MILEX-2017, тоже должен стать экономичной альтернативой Т-90 — так, по крайней мере, заявляют разработчики. Эта модернизация не такая глубокая, как Т-72Б3, но и обойдётся заказчику дешевле. Её «целевая аудитория» — региональные армии, которые не ставят перед собой глобальных целей. Недаром демонстрационный экземпляр окрашен в песочно-жёлтый камуфляж!

Броня

Начнём с внешнего вида. Т-72Б3 выглядит внушительнее старого Т-72. Очертания изменились благодаря увеличенным модулям динамической защиты — это хорошо видно на башне, где пластины установлены клином под большим углом. На машину можно устанавливать проверенную временем встроенную динамическую защиту второго поколения «Контакт-5», однако на обновлённых танках смонтирован модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» — эволюционное продолжение «Контакта». Дополнительная защита — решетчатые экраны на боковых проекциях моторного отсека. В целом, такой же подход применяется на Т-90СМ.

Разработчики утверждают, что новая конструкция модулей и их расположение повышают уровень защиты от кумулятивных снарядов (в том числе тандемных) в 2,1 раза, а от бронебойных подкалиберных снарядов — в 1,4 раза. У Т-72Б3 значительно выше показатель перекрытия лобовой проекции башни, и в бою это серьёзное преимущество. Модули легко меняются.

У Т-72БМЭ защита проще, но тоже с заявкой на результат. Здесь уместен термин «достаточная эффективность». Да, на танке стоит устаревшая динамическая защита «Контакт-1», но конструкторы изменили её компоновку, установили контейнеры под более рациональными углами, чем существенно повысили живучесть машины. Появились дополнительные противокумулятивные резинотканевые экраны и противокумулятивные решётки — недорогие в производстве, но работающие, и вкупе с остальной защитой закрывающие 100% боковой проекции танка, а также корму башни от кумулятивной струи противотанковых средств.

Двигатель

Одно из важнейших обновлений Т-72Б3 — V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., который ставят и на Т-90МС. Он на 230 л.с. или 34% мощнее предыдущего дизеля В-84-1. Удельная мощность 24,5 л.с./тонну веса против 18,87 л.с./тонну у Т-72 позволяет разогнать танк до 60 км/час на шоссе и до 45 км/час по пересечённой местности. Новая трансмиссия имеет систему автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручное переключение. Клиренс, кстати, также выше — 490 мм.

Разработчики Т-72БМЭ на такие коренные переделки не пошли, но двигатель тоже заменили, установив дизель В-84МС мощностью 840 л.с. Да, это меньше, чем у Т-72Б3, но скорости белорусы получили тоже хорошие: до 70 км/час по шоссе и до 40 км/час по пересечённой местности — по крайней мере, так заявляют производители. Справедливости ради, надо сказать, что такую же мощность в 840 л.с. имеет штатный двигатель В-84 у старичка Т-72Б. Напомним, что у ранних Т-72А двигатели имеют мощность всего 780 л.с.

Вооружение

Большой козырь Т-72Б3 — новая СУО. Теперь модернизированный танк может работать в любую погоду и время суток. Настоящая жемчужина здесь — один из лучших в мире многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», разработанный белорусскими конструкторами для Т-90. Он имеет как дневной, так и ночной тепловизионный оптический канал, есть автомат сопровождения целей, моноимпульсный лазерный дальномер, комплекс метеодатчиков и цифровой баллистический вычислитель. Дальность обнаружения цели типа «танк» через оптический канал — не менее 5 километров, ночью через тепловизор — до 3,3 км.

На Т-72БМЭ стоит прицельный комплекс ЭССА-72У. Детальное его изучение показывает, что это полный аналог «Сосны-У». У него тот же разработчик ОАО «Пеленг» и такие же тактико-технические характеристики (ТТХ). Возможно, «Сосну» делали с условием, что никто кроме россиян её не имеет права ставить, да и собирают эти прицелы на российском АО «ВОМЗ», что в Вологде.

Как бы то ни было, установка прицела ЭССА-72У увеличивает дальность стрельбы штатным артиллерийским выстрелом в среднем на 25% (не менее 5 км днём и до 3,5 км ночью). В прицеле реализовано три канала: лазерный для пуска ракет, телевизионный для стрельбы днём и тепловизионный для стрельбы как днём, так и ночью, в дождь, снег и пыль. Прицел ЭССА-72У обеспечил возможность вести огонь управляемыми снарядами с места и на ходу днём и ночью.

Связь в Т-72Б3 обеспечивает УКВ-радиостанция Р-168-25УЕ-2 «Акведук». Это достаточно современный российский цифровой комплекс радиосвязи пятого поколения. Он состоит из двух приёмопередатчиков, работает с аналоговой и цифровой информацией, обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь.

Белорусские конструкторы не побоялись технологической зависимости от коллективного Запада и поставили на свой танк австралийскую цифровую УКВ-радиостанцию «Барретт» PRC-2082+. Лучше ли она российского «Акведука» — вопрос дискуссионный и не во всём зависящий от ТТХ.

Вернёмся к Т-72Б3. На нём стоит новая гладкоствольная пушка 2А46М-5, опять-таки позаимствованная у Т-90СМ. Её калибр — те же 125 мм, но в сравнении с предыдущей модификацией 2А46М-1 значительно повысились баллистика и ресурс, на 15–20% улучшилась кучность стрельбы, в 1,7 раза уменьшилось суммарное рассеивание. Улучшены также автомат заряжания, система пожаротушения и защиты экипажа, ходовая часть.

На Т-72БМЭ оставили прежнюю пушку — её замена недёшева и нужна не всем заказчикам. Но, как и на Т-72Б3, установлены датчики, данные с которых передаются сразу в баллистический вычислитель. В итоге рассеивание всех типов снарядов уменьшено на 10% — не меняя пушку, удалось повысить точность стрельбы.

Есть в белорусском танке и такой гениальный по простоте и эффективности агрегат, как встроенный автономный источник питания — дизельный генератор мощностью 9,9 кВт. Казалось бы, зачем он нужен? Разработчики на это отвечают так: использование основного двигателя для обеспечения энергией систем наблюдения и жизнеобеспечения танка, когда тот стоит на месте в засаде или обороне, мягко говоря, не рационально. Расход горючего у танкового двигателя измеряется в сотнях литров, да и моторесурс ограничен — всего 500 часов. К тому же, большой работающий двигатель демаскирует танк громкой работой и сильной засветкой в инфракрасном диапазоне. В сети немало роликов расстрела хаотично бегающих в инфракрасных лучах человечков и беспомощно мечущейся техники, так что небольшой дизель-агрегат — отличный элемент тепломаскировки.

Отметим и ещё один важный момент: оба танка имеют в арсенале систему «Дубль». Она включает в себя пульт управления и монитор, которые стоят у командира танка и позволяют ему вести стрельбу из пушки и пулемёта. Раньше стрелять мог только наводчик.

Ещё раз отметим, что этот обзор нельзя рассматривать в контексте «что лучше». Т-72Б3 и Т-72БМЭ — не конкуренты, а предложения, нацеленные на разные рынки.

С одной стороны, Т-72БМЭ близок к уровню Т-72Б3 и Т-90. Эта модернизация не только повышает боевые возможности, но и продлевает срок службы бронированных ветеранов не менее чем на 25 лет. При этом разработчики изначально ставили перед собой цель вместе с повышением боевой эффективности снизить расходы на эксплуатацию. Выше мы убедились, что в этом танке есть очень интересные решения.

С другой стороны, если смотреть в сравнительную таблицу ТТХ, то там лучшим окажется Т-72Б3. В конструкцию этого танка внесено более 1000 улучшений. Он имеет успешный опыт эксплуатации в российской, белорусской и других армиях, а также применения в зоне боевых действий в Сирии. Но цена и, что важнее, отношение затрат к итоговому результату и потребностям небольших армий не позволяет Т-72Б3 закрыть сразу весь объём модернизации советских танков.

Основной танк Т-72

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Боевая масса, кг: 41800
Максимальная скорость, км/ч: 60
Запас хода по шоссе, км: 700
Вооружение: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм
Экипаж, чел.: 3

Литература

Основной танк Т-72

Наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 0148 от 13 августа 1973 года. Производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-72 «Урал» (объект 172М) – сварной корпус с днищем корытообразной формы. Верхний лобовой лист из трехслойной комбинированной брони (сталь – текстолит – сталь). Башня литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка Д-81ТМ (2А26М2) с электромеханическим автоматом заряжания, спаренный пулемет ПКТ, зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес», оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, стабилизатор 2Э28М, встроенное оборудование для самоокапывания и устройство для крепления минного трала КМТ-6. Двигатель В-46. Боевая масса 41 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство с 1974 по 1975 год.

Читайте также  Шелл масла для автоматических трансмиссий

T-72 «Урал-1» (объект 172М1)-модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с улучшенной бронезащитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветитвля ночного прицела Л-2АГ, теплозащитный кожух ствола пушки. Серийное производство с 1975 по 1979 год.

Т-72 (экспортный, 1975 г.) – отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (объект 172А) – лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, двигатель В-46-6. Башня-литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней. С 1982 г. – стабилизатор вооружения 2Э42-2. Серийное производство с 1979 по 1985 год.

Т-72М (1980 г.) – экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) – модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса, комбинированная броня башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) – Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (объект 184, 1985 г.) – комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Навесная динамическая защита «Контакт» из 227 контейнеров. Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофон ный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года. С 1988 г. – встроенная динамическая защита.

Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.)- Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) – экспортный вариант танка 7-725. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, ВДЗ «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.

Т-72Б3 — модернизация 2011 года с прицелом «Сосна-У», новой СУО, связью и модернизированной пушкой 2А46М-5.

Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.

Т-72Б3 обр. 2016 — версия с динамической защитой «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем и телевизионной камерой заднего обзора. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года

Т-72 – самый массовый в мире танк второго послевоенного поколения. По советской лицензии производился в Польше, Чехословакии, Югославии (М84) и Индии. Активно поставлялся на экспорт. По состоянию на 1995 годТ-72 состоял на вооружении в Алжире (285 единиц), Болгарии (330), Венгрии (124), Индии (1400), Ираке, Иране (150), Кувейте (200 М84), Ливии (145), Польше (777 Т-72 и 20 РТ-91), Румынии (30), Словакии (272), Словении(36 М84), Сирии (1400), Финляндии (160), Хорватии, Чехии (563), Югославии (М84). Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 5086 танков Т-72 всех модификаций. Из этого числа на территории Белоруссии – 1607, Украины – 1045, Армении – 246, Грузии – 251 и Азербайджана – 314 танков. После распада СССР часть этих машин поступила на вооружение вновь образованных национальных армий, часть была вывезена на территорию России.

Боевое крещение Т-72 получили в ходе арабо-израильской войны 1982 года в Ливане. Они состояли на вооружении сирийских войск и показали свое полное превосходство над бронетанковой техникой противника. По оценке израильских специалистов эти боевые машины оказались малоуязвимыми как для танкового, так и для авиационного оружия. По заверениям представителей сирийского командования в боях лета 1982 года не был потерян ни один танк Т-72. Активно Т-72 применялись Ираком в ходе войны с Ираном. В западной печати сообщалось, что первые 100 машин Ирак получил из СССР в 1979 – 1980 годах. Масштабные поставки продолжались и во время войны, в том числе и из Польши. К концу боевых действий Ирак располагал 800 танками Т-72, а к началу «Войны в Заливе» в иракской армии их насчитывалось около 1000. Большинство иракских «семьдесятвторых» было сосредоточено в дивизиях Республиканской гвардии, имевших наиболее высокий уровень боевой подготовки. В конце февраля 1991 года эти соединения столкнулись с американскими войсками в районе Басры и были разбиты. Согласно американским данным, иракцы потеряли 500 Т-72, американская сторона потерь якобы не понесла. И то и другое представляется маловероятным.

Танки М84 югославского производства использовались всеми воюющими сторонами в ходе гражданской войны в Югославии в 1991 – 1993 годах. С 1991 года Т-72 неоднократно применялись в вооруженных конфликтах на территории СНГ.

На базе Т-72 серийно выпускались командирские танки Т-72К, Т-72АК, Т-72БК, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, мостоукладчик МТУ-72 (объект 632), инженерная машина разграждения ИМР-2, огнеметная система залпового огня ТОС-1, боевая машина разминирования БРМ-7 и самоходная гаубица 2С19 «Мста».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-72А

БОЕВАЯ МАССА, т: 41,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9530,
ширина – 3590,
высота (по крыше башни) – 2190,
клиренс (по основному днищу) – 470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 44 выстрела, 300 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, с постоянным углом заряжания.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э28М.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, перископический ночной прицел ТПН-3-49.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-46-6, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем; мощность 780 л.с. (574 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, две планетарные семискоростные коробки передач с фрикционным включением и гидроуправлением, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с РМШ 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА, км: 700.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,8;
высота стенки, м – 0,85;
глубина брода, м – 1,8 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.

Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.

За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.

И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.

Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.

Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.

Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).

«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.

Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.

Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Кроме того, повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

Танк T-72 с двигателем 5TДФMA-1: основные отличия от серийного танка Т-72Б

Двигатель мощностью 1050 л.с.

Кумулятивная динамическая защита башни типа «Нож»

Кондиционер боевого отделения

Вспомогательная силовая установка

Трансмиссия с повышенным КПД.

Тактико-технические характеристики танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: