Устройство трансмиссии колесного трактора

Схема устройство трансмиссии трактора

Устройство трансмиссии колесного трактора

Трансмиссия трактора

Трансмиссия объединяет механизмы, передачи и сборочные единицы, с помощью которых вращение от коленчатого вала двигателя трансформируется, распределяется и переносится к движителям (ведущим колесам или гусеницам), валу отбора мощности и гидропроводу сельскохозяйственных машин.

При выполнении технологических операций сельскохозяйственного производства сопротивления движению, а следовательно, и скорости поступательного перемещения изменяются в широких пределах.

Трансмиссия служит для плавного трогания с места трактора , изменения его скорости и направления движения (вперед или назад), обеспечения длительной остановки без выключени двигателя, осуществления или облегчения поворота, а также для передачи крутящего момента рабочим органам агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и привода рабочего оборудования.

Трансмиссия трактора включает в себя муфту сцепления, соединительный вал, коробку передач, планетарные механизмы, главную и конечные передачи.

По способу трансформации вращательного движения различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.

По принципу действия трансмиссии могут быть механическими, гидравлическими, электрическими или комбинированными — гидромеханическими, электромеханическими т. п.

Механические ступенчатые трансмиссии широко применяют на тракторах Т-25А, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-70С, ДТ-75МВ, Т-4А, Т-130М.

Электрические трансмиссии и гидравлические трансмиссии с гидростатической передачей на отечественных тракторах применяют очень редко.

Гидромеханические трансмиссии с гидродинамической передачей (гидротрансформатором) установлены на тракторах ДТ-175С, К-702, Т-330.

Электромеханические трансмиссии используют на промышленных тракторах ДЭТ-250.

Конструктивные особенности трансмиссий одного и того же типа существенно зависят от вида энергетического средства (трактор), типа движителя (колесный или гусеничный) и числа ведущих колес.

Конструкции трактора с колесными движителями значительно усложняются с увеличением числа ведущих колес. Как указывалось выше, в трансмиссию тракторов со всеми ведущими колесами дополнительно входят раздаточная коробка, передний ведущий мост и карданная передача.

Трансмиссии гусеничных тракторов по конструкции сложнее трансмиссий колесных тракторов, так как они включают в себя дополнительно правый и левый механизмы поворота, которые создают разные крутящие моменты на ведущих звездочках. На тракторах применяют планетарные механизмы поворота (ДТ-175С, ДТ-75МВ, Т-4А) и механизмы поворота с многодисковыми фрикционными муфтами (Т-70С, Т-130).

В отличие от всех гусеничных тракторов особую конструкцию трансмиссии имеет трактор Т-150.

В трансмиссию этого трактора входит коробка передач 3 ( рис. 78 ), имеющая два вторичных (выходных) вала. Концы этих валов с помощью карданных передач 5 соединены с двумя главными передачами 4.

От главных передач вращение передается на ведущие валы и далее на правую и левую ведущие звездочки 7 через конечные передачи 6, представляющие собой планетарные механизмы.

В трансмиссии трактора Т-150 отсутствует механизм поворота, функцию которого выполняет коробка передач с раздельным гидравлическим приводом вторичных валов.

Рис. 78. Схема трансмиссии трактора Т-150: 1—двигатель; 2— муфта сцепления; 3 — коробка передач; 4 — главные передачи; 5 — карданные передачи; 6 — конечная передача; 7 — ведущая звездочка; 8 — редуктор BOM.

Отличительная особенность трансмиссий тракторов по сравнению со многими трансмиссиями автомобилей — передача механической энергии от двигателя не одним, а двумя или тремя потоками. Помимо передачи крутящего момента на ведущие колеса или звездочки, он передается к заднему и боковому ВОМ для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, а также насосам в гидроприводе сельскохозяйственных машин.

В конструкцию трансмиссий некоторых тракторов вводят дополнительные устройства, с помощью которых можно переключать передачи 23 разрыва потока мощности. К таким устройствам относят гидроподъёмные муфты переключения передач. Трансмиссии с этими устройствами устанавливают на тракторах ТЗ-100, МТЗ-102, Т-150, Т-150К, К-701.

Отличительная особенность конструкции трансмиссии трактора -701 с колесной формулой 4К4 заключается в следующем: основной идущий мост передний; задний мост при необходимости может включаться или выключаться; функции муфты сцепления выполняет гидроподжимная муфта первой передачи.

Трансмиссия и колеса трактора – конструктивные особенности элементов

Колесные трактора используются гораздо чаще, чес гусеничные агрегаты. Это связано с возможностью самостоятельного ремонта подвески, меньшей стоимостью и простотой в эксплуатации. Трактора на колесах менее проходимы своих гусеничных аналогов, однако они отличаются лучшей маневренностью, что ценится в поле гораздо больше.

Элементы трансмиссии трактора и их предназначение

Одним из наиболее важных элементов каждого трактора является его трансмиссия. Именно от ее надежности и исправности напрямую зависит способность трактора выполнять свою работу.

В случаях, когда в конструкцию трансмиссии трактора входят только одни механизмы с шестернями, она именуется механической трансмиссией. Если же помимо вышеперечисленных элементов в конструкцию входит гидротрансформатор, то такая конструкция будет называться гидромеханической.

Буквами на изображении обозначены схемы механических колесных и гусеничных трансмиссий.

Цифрами обозначаются такие элементы:

  • 1 – конечная передача;
  • 2 – дифференциал трансмиссии;
  • 3 – устройство сцепления;
  • 4 – КПП;
  • 5 – главная передача;
  • 6 – промежуточное соединение;
  • 7 – механизмы, отвечающие за поворот;
  • 8 и 9 – специальные элементы;
  • 10 – карданные валы.

Благодаря сравнительно простой конструкции и надежности при эксплуатации, на большинство тракторов устанавливаются именно механические трансмиссии. В их конструкцию входят такие элементы:

  • Сцепление – устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от мотора на колеса трактора. Этот элемент также позволяет временно отключать мотор от остальных устройств и снова плавно подключать его;
  • Промежуточное соединение играет роль устройства, передающего вращение от вала на другие элементы трансмиссии. Благодаря наличию этой детали, трактор продолжает работать даже в случаях неправильного положения осей валов, образовавшихся в результате некорректной сборки агрегата;
  • КПП – используется для преобразования крутящего момента по направлению и величине. Другими словами, КПП дает возможность менять передаточное число, изменяя, таким образом, скорость передвижения. Помимо этого, коробка передач дает возможность менять траекторию движения трактора и выполнять плавный поворот техники;
  • Главная передача отвечает за уменьшение частоты вращения валов и увеличение крутящего момента;
  • Дифференциал – устройство, которое распределяет крутящий момент между валами и колесами. Благодаря этому элементу, колеса машины способны вращаться с разной частотой;
  • Конечные передачи предназначены для понижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого мотором;
  • Механизм поворота дает трактору возможность поворачиваться;
  • Специальные элементы представляют собой ходоуменьшители или раздаточные коробки. Они не всегда устанавливаются на технику;
  • Карданные валы передают крутящий момент между несоосными элементами трансмиссии.

Достаточно простая схема трансмиссии механического типа пользуется популярностью благодаря простоте и возможности быстрого ремонта. В случае необходимости, определить и устранить поломку этого узла сможет практически каждый водитель.

Колеса трактора – из чего состоят элементы?

Колеса трактора изготавливаются по достаточно простому принципу: пневматическая шина надевается на обод и плотно соединяется с диском. Сам диск крепится к ступицам посредством мощных болтов.

Пневматические шины состоят из таких элементов, как покрышка и камера. Покрышка играет роль своеобразного чехла, для изготовления которого используется плотная толстая резина. Камера на трактор – это замкнутая трубка в форме кольца, для производства которой применяется эластичная резина для тракторов. На камере находится вентиль, который предназначается для подкачки камеры или выпускания воздуха.

Шины для сельхозтехники и тракторов могут быть двух видов:

  • Диагональные – в их конструкция входит каркас, имеющий несколько слоев корда, расположенных накрест;
  • Радиальные – они стоят гораздо дороже за счет хорошей эластичности и отличных сцепных характеристик.

При выборе шин для трактора следует учитывать несколько важных характеристик изделий:

  • Сцепление с почвой;
  • Показатель проходимости;
  • Устойчивость к порезам, проколам и другим повреждениям;
  • Свойства самоочистки;
  • Показатель давления на почву.

Многие модели шин обладают отличными показателями в самоочистке и устойчивости к проколам, в то же время, как они не отличаются особой проходимостью и сцеплением с грунтом. От владельца техники требуется определить шины, имеющие средние показатели во всех параметрах. Такие изделия способны прослужить длительно время независимо от условий эксплуатации трактора.

Сдвоенные шины – особенности и преимущества

Колеса, изготовленные по принципу сдваивания шин, пользуются большим спросом среди владельцев техники. Плюсы этих изделий заключаются в следующем:

  • Увеличение тягового усилия;
  • Повышенное сцепление протектора с грунтом;
  • Пониженный показатель пробуксовки;
  • Наличие меньшего следа от колеи.

Благодаря этим достоинства сдвоенные шины оказывают минимальное давление на почву, и не портят ее.

Они отличаются высокой проходимостью, что дает возможность использовать технику в наиболее труднодоступных местах.

Назначение и схема трансмиссии трактора

Большинство колесных и гусеничных тракторов работают по одному принципу, ведь наличие ряда конструктивных особенностей позволяет технике удобно передвигаться и выполнять отведенные задачи. Трансмиссия является незаменимой частью любого трактора, ведь ее основная задача — передавать и преобразовывать полученную энергию к потребителю. Причем передача проходит максимально удобно и просто, а значит управлять трактором сегодня достаточно просто.

Нынешние тракторы создаются в различных вариантах трансмиссии, можно выделить две основных трансмиссии:

  • Механическая — в основе лежат лишь механизмы и шестерни;
  • Гидромеханическая — трансмиссия также имеет механизмы, но также присутствуют гидродинамические преобразователи.

Также производители создают несколько трансмиссий, которые различаются по изменению передаточного числа. В зависимости от этого выделяют комбинированную, ступенчатую и бесступенчатую трансмиссии.

  1. Механическая и гидромеханическая трансмиссии
  2. Классификация по преобразованию передаточного числа
  3. Особенности трансмиссии гусеничного трактора
  4. Какое использовать масло в трансмиссию трактора?
  5. Видео

Механическая и гидромеханическая трансмиссии

Наиболее популярной, недорогой и практичной считается механическая трансмиссия, она достаточно удобная и неприхотливая в работе. В основе механической коробки лежат такие главные механизмы как: сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, конечные передачи, механизм поворота и карданная передача.

Также в зависимости от производителя выбранного трактора в его трансмиссию могут устанавливаться ходоуменьшители, раздаточная коробка и система повышения крутящего момента.

Также следует понимать, что нынешние зарубежные тракторы могут предлагаться с трансмиссиями электрического и смешанного типа. Вышеуказанные виды трансмиссий обычно различаются по способу обработки крутящего момента.

Классификация по преобразованию передаточного числа

В тракторах принято использовать ступенчатые трансмиссии, они удобные, неприхотливые в обслуживании и недорогие.

  • Ступенчатая — предполагает специальные интервалы передаточного числа, в эти интервалы трактор способен выдать максимальную мощность и при этом оставаться экономичным.
  • Бесступенчатая — определенные заданные интервалы передаточного числа способствуют изменению положения, поэтому не требуется усилие и внимание для выбора оптимального соотношения экономичности и мощности.
  • Комбинированная — данный механизм позволяет сочетать одну бесступенчатую передачу и ступенчатую передачу. Таким образом вы получаете все плюсы бесступенчатой трансмиссии, одновременно контролируется максимальная мощность и экономичность.

Особенности трансмиссии гусеничного трактора

Для работы трактора на гусеничном ходу используется иная трансмиссия, предполагает наличие двух больших гидравлических передач. На каждой передаче устанавливается регулируемый насос и гидравлический мотор.

Гидравлические насосы созданы таким образом, что соединяются с двигателем, гидравлические моторы в передачах соединяются с ведущими звездочками. Непосредственно данные звездочки уже соединены зубчатым механизмом. Схемы трансмиссии гусеничного трактора позволяют проще оценить принцип работы и все особенности.

Какое использовать масло в трансмиссию трактора?

Для полноценной работы такого узла трактора как трансмиссия приходиться использовать специальное масло, характеристики которого устанавливаются еще на заводе производителе. Трансмиссионное масло создается согласно ГОСТ 17479.2-85, при маркировке масла производитель может указать буквы ТМ.

Также марка масла обозначается цифрами, обозначающими наличие присадок и определенную вязкость. Приведем пример: масло ТС-3-1H можно расшифровать как трансмиссионное, относиться к 3 группе и создано по 4 классу вязкости.

Масло для сельскохозяйственной техники имеет в составе дистиллятную и нефтяную разновидности, хорошее масло должно иметь присадки, уменьшающие износ и появление задиров. В основе могут содержаться такие компоненты как фосфор, сера, хлор и т. д.

При использовании на тракторе ведущего моста и гипоидной скорости обязательно требуется использование специального смазочного вещества — гипоидного масла. Также играют важную роль — защищают от появления задиров. Любое трансмиссионное масло должно выполнять единственную роль — смазка внутренних механизмов трансмиссии и обеспечение правильного теплоотвода.

Видео

Глава 4 общее устройство трансмиссий тракторов и автомобилей

4.1. Классификация и основные элементы трансмиссий

Во время движения трактора и автомобиля внешнее сопротивление постоянно меняется в больших пределах. Это объясняется колебаниями удельного сопротивления почвы и загрузки рабочих органов машин, изменениями сопротивления качению колес и их сцепления с грунтом или дорогой, дополнительными подъемами или уклонами. Соответственно этому требуется менять вращающий момент, подводимый к ведущим колесам (звездочка), как для преодоления возросших сопротивлений, так и более полного использования мощности двигателя, получения высокой производительности при наименьшем расходе топлива. Кроме того, в зависимости от условий возникает необходимость в остановке трактора или автомобиля или изменении направления их движения. Поэтому в тракторе и автомобиле используется рад механизмов и узлов, называемых трансмиссией.

Трансмиссия служит для передачи вращающего момента двигателя ведущим колесам трактора (автомобиля), а также исполь­зуется для передачи части мощности двигателя агрегатируемой с трактором машине. С помощью трансмиссии можно изменить вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по значе­нию и направлению.

По способу изменения вращающего момента трансмиссии делят на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные.

Ступенчатые изменяют вращающий момент с интервалом, кратным передаточному числу передач (ступени). Они состоят из зубчатых колес, шарниров и муфт различных типов. Бесступен­чатые обеспечивают непрерывное и автоматическое изменение крутящего момента в зависимости от внешних сопротивлений. К бесступенчатым передачам относятся фрикционные (механичес­кие), электрические и гидравлические. Комбинированные транс­миссии представляют собой сочетание ступенчатых механичес­ких передач с бесступенчатыми.

По принципу действия трансмиссии могут быть механические, электрические, гидравлические и комбинированные (гидромеханичес­кие, электромеханические и т. п.).

Механическая передача, широко применяемая в современных тракторах и автомобилях, включает в себя муфту сцепления, про­межуточное соединение, коробку передач, главную передачу, дифференциал, конечные передачи (рис. 4.1, а).

Рис. 4.1. Схема трансмиссий тракторов:

а — колесного с задним ведущим мостом; 6—колесного с передним и задним веду­щими мостами; в — гусеничного; 1 — муфта сцепления; 2—промежуточное сцепление; 3 — коробка передач; 4— главная передача; 5 —дифференциал; 6— конечная передача; 7— раздаточная коробка; 8— карданная пе­редача; 9— механизмы поворота; 10— спе­циальный механизм

В колесных тракторах с обоими ведущими мостами (типа МТЗ-82) дополнительно устанавливают раздаточную коробку, карданную передачу, а также главную передачу, дифференциал и конечную передачу переднего ведущего моста (рис. 4.1, б).

Гусеничные тракторы оснащают механизмами поворота (рис. 4.1, в) и при необходимости увеличителем вращающего мо­мента, ходоуменыиителем и др.

Изменение передаточного числа механической ступенчатой трансмиссии происходит в коробке передач при введении в за­цепление зубчатых колес с разным числом зубьев. Ступенчатые коробки передач имеют наборы зубчатых колес, позволяющие получить в современных автомобилях 4—5 ступеней, а в тракто­рах — до 24 и более с разными передаточными числами. Механи­ческие трансмиссии имеют высокий КПД и сравнительно низ­кую стоимость. Однако в них частота вращения регулируется сту­пенчато.

Электрическая трансмиссия состоит из генератора постоян­ного тока, который получает вращение от двигателя внутреннего сгорания. Вырабатываемая генератором электрическая энергия поступает к тяговым электродвигателям, которые устанавливают в ведущих колесах или звездочках, и приводит их во вращение. Преимущества этой трансмиссии — легкость передачи энергии и бесступенчатость регулирования, недостатки — низкий КПД, большая масса агрегатов, сравнительно высокая стоимость.

Гидравлическая трансмиссия в качестве основного элемента имеет гидравлическую передачу. Под гидравлической передачей понимают устройство, предназначенное для передачи механи­ческой энергии посредством жидкости.

Различают гидростатические (объемные) и гидродинамичес­кие передачи. Гидравлическая трансмиссия с гидростатической передачей состоит из насоса, распределительного устройства, гидролиний и моторов, расположенных в ведущих колесах. Мас­ло под рабочим давлением от насоса, приводимого в действие двигателем, поступает в распределительное устройство, от кото­рого направляется к приводным моторам ведущих колес тракто­ра или автомобиля. К недостаткам этой трансмиссии следует от­нести низкий КПД, большую массу агрегатов, необходимость высокой точности изготовления и обеспечения высокой герме­тичности.

Гидромеханическая трансмиссия состоит из механической трансмиссии и гидродинамической передачи: гидромуфты или гидротрансформатора. Гидродинамическая передача основана на использовании кинетической энергии жидкости, т. е. передаче энергии за счет динамического напора жидкости. Преимущества трансмиссии: бесступенчатое регулирование скорости движения в пределах ступеней, меньшие динамические нагрузки на детали трансмиссии, лучший разгон и большая плавность движения. К недостаткам такой трансмиссии следует отнести сравнительно невысокий КПД, сложность конструкции и большую массу.

Электромеханическая трансмиссия имеет электрическую передачу, состоящую из генератора и электродвигателя постоянного тока. Электрическая передача, как и гидродинамическая, автоматически и бесступенчато изменяет вращающий момент и скорость движения в соответствии с сопротивлениями движению. Однако этой трансмиссии свойственны низкий КПД, увеличенная масса и большая стоимость.

Схема трансмиссии тракторов Беларус МТЗ 82(80)

Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.

Состав трансмиссии МТЗ 82

Система состоит из комплекса узлов, скреплённых болтовым соединением литых корпусов в единый блок, который одновременно выполняет функцию остова трактора вместе с передней балочной полурамой. Механизмы трансмиссии смазываются естественным разбрызгиванием масла при рабочем вращении деталей.

В трансмиссию трактора МТЗ 80 82 входят следующие узлы:

Соединение трёх частей трансмиссии трактора МТЗ 80(82) (промежутки, КПП и заднего моста) образуют единую масляную ванную, обеспечивающую смазку узлов. Заправка осуществляется через пробку верхней крышке КПП — в кабине трактора в объёме 40 литров трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17 до уровня контрольного отверстия с правой стороны картера КПП. Контролируют уровень при проведении ТО 2 через каждые 500 часов наработки, замену масла осуществляют при сезонном обслуживании.

Промежуточная часть

Узел расположен между двигателем и коробкой передач. Картер узла разделён на сухой и мокрый отсеки. Передняя часть узла соединена с плитой дизеля, задняя с передней частью КПП.

Сцепление

Механизм сцепления – сухая постоянно замкнутая однодисковая муфта, предназначена для разрыва потока мощности от дизеля при переключении скоростей в коробке передач. Муфта расположена в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии и взаимодействует с маховиком двигателя.

Силовая передача

В отсеке промежуточной части, смазываемым маслом, находится: вал силовой передачи связанный со ступицей корзины сцепления и двухступенчатым понижающим редуктором КПП, вал привода независимого ВОМ, двухскоростной редуктор независимого ВОМ. А также в отсеке установлен привод насоса гидросистемы от силового вала через промежуточную шестерню.

Коробка передач

КПП — механическая, обеспечивает 18 передач переднего и 4 заднего хода, установлена между корпусами промежуточной части и задним мостом. Узел выполняет функцию формирования передаточного числа крутящего момента в соответствии с включённой скоростью водителем трактора и передачей вращения на мосты трактора. В состав коробки входит:

  • первичный и вторичный валы
  • промежуточный вал с проходящим внутри валом привода независимого ВОМ
  • дополнительный вал с блоком задних передач
  • механизм переключения передач

При наличии переднего ведущего моста КПП трактора оборудуется дополнительно раздаточной коробкой, устанавливаемой с правой стороны корпуса КПП и получающей привод через промежуточную шестерню от шестерни вторичного вала. С помощью редуктора осуществляется отбор крутящего момента от КПП, обеспечивается включение и отключение привода ПВМ, а также выбор режимов его работы «принудительный» « автоматический». С левой стороны КПП при необходимости устанавливается редуктор ходоуменьшителя, который даёт трактору дополнительные сверхмалые технологические скорости. А также в левый люк возможна установка редуктора бокового ВОМ для привода навесных машин с боку трактора.

Задний мост

Узел обеспечивает привод задних колёс трактора с учётом угловых скоростей колёс при осуществлении поворота за счёт встроенного дифференциала, а также блокирование дифференциала в случае буксования при движении по бездорожью и переувлажнённым почвам, в том числе и в составе с почвообрабатывающими агрегатами. Механизм узла состоит из:

  • конической пары шестерён с винтовыми зубьями главной передачи
  • дифференциала закрытого типа с четырьмя коническими сателлитами
  • конечными передачами, выполненными в виде пар цилиндрических шестерён

Дополнительно в задней части корпуса моста установлен планетарный редуктор заднего ВОМ, привод которого проходит от КПП через всю нижнюю внутреннюю часть картера. Сам привод обеспечивает передачу вращения в синхронном и независимом режимах с помощью переключения кулачковой муфты, входящей в его состав.

На наружных краях ведущих полуосей установлены фрикционные муфты тормозов с механическим приводом управления и муфта блокирования дифференциала с гидравлическим приводом управления.

Передний ведущий мост

Отличием трансмиссии МТЗ 82 от МТЗ 80 является дополнительно включённый в состав ведущий передний мост с механизмом привода. В привод моста состоит из раздаточной коробки с механизмом включения и переключения режимов работы ПВМ, промежуточная опора с предохранительной муфтой и карданные валы, передающие вращения от раздатки к опоре и от опоры к главной передаче ПВМ.

Передний мост портального типа в состав, которого входят:

  • коническая главная передача с винтовыми зубьями шестерён
  • самоблокирующийся дифференциал со встроенными муфтами повышенного трения
  • бортовые части выполнены в виде двух конических пар прямозубых шестерён

Верхние пары шестерён бортовых осуществляют передачу вращения от полуосей моста на вертикальные валы колёсных редукторов. Нижние пары от вертикального вала непосредственно на ведущие колёса через ведомую шестерню колёсного редуктора, связанную со ступицей колёса.

Также нужно отметить, что данная конструкция трансмиссии без изменений внедрена в модели тракторов тягового класса 1.4 т.с. МТЗ 800, 820, 90, 92, где все узлы имеют полную взаимозаменяемость. Остальной модельный ряд машин МТЗ данного тягового класса имеют тот же принцип распределения мощности и отличаются конструкцией ПВМ и коробки передач, где могут устанавливаться механические синхронизированные или гидромеханические КПП, а также более устойчивые к нагрузкам балочные передние мосты с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами.

Трансмиссия трактора и автомобиля

Сопротивление движению тракторного агрегата и автомобиля изменяется непрерывно и в широких пределах. Это объясняется колебаниями удельного сопротивления почвы, загрузки рабочих органов машин, сопротивлений качению колес и сцепления их с грунтом или дорогой, возникающими на пути движения, подъемами и уклонами и т.д. Соответственно требуется изменять вращающий момент, подводимый к ведущим колесам (звездочкам) как для преодоления возросших сопротивлений, так и для более полного использования мощности двигателя, получения высокой производительности при наименьшем расходе топлива.

Трансмиссия служит для передачи вращающего момента двигателя ведущим колесам трактора (автомобиля), а также части мощности двигателя агрегатируемой с трактором машине. При помощи трансмиссии можно изменить вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению.

Рисунок. Схемы трансмиссий: а — автомобиля с колесной формулой 4х2; 1 — сцепление; 2 — коробка передач; 3 — карданная передача; 4 — главная передача; 5 — дифференциал; 6 — полуось; б — колесного трактора; в — гусеничного трактора: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — главная (центральная) передача; 5 — задний мост; 6 — дифференциал у колесных тракторов и конечные передачи у гусеничных тракторов; 7 — ведущее колесо (гусеница); 8 — направляющее колесо; 9 — бортовые фрикционы или планетарный механизм поворота.

К трансмиссии предъявляют следующие требования:

  • высокий КПД
  • возможность индивидуального регулирования частоты вращения колес
  • низкая металлоемкость
  • высокая надежность
  • возможность привода агрегатов с большим относительным перемещением
  • независимость размещения силовой установки
  • возможность деления мощности
  • применение группового и индивидуального приводов ходовых систем
  • приспособленность к колебаниям тяговых нагрузок
  • способность передавать мощность на значительные расстояния
  • широкий диапазон регулирования силовых и скоростных параметров

По способу изменения вращающего момента различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.

Ступенчатые трансмиссии состоят из зубчатых колес различных типов. В этой трансмиссии при переходе от одного режима работы к другому вращающий момент меняется через интервалы, кратные передаточным числам, поэтому она получила название ступенчатой. При наличии ступенчатой трансмиссии на некоторых режимах невозможно полностью использовать мощность двигателя.

Бесступенчатые трансмиссии обеспечивают непрерывность и автоматичность процесса изменения вращающего момента, чем выгодно отличаются от ступенчатых. Вместе с тем им свойственны некоторые недостатки:

  • сложность конструкции
  • более низкий КПД

Различают фрикционные (механические), электрические и гидравлические бесступенчатые трансмиссии. Гидравлические передачи делят на гидродинамические и гидрообъемные.

Минский тракторный завод разработал инновационный трактор «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией.

Комбинированные трансмиссии представляют собой сочетание одной из бесступенчатых передач со ступенчатой передачей, имеющей вспомогательное значение. Это позволяет расширить диапазон изменения вращающего момента на движителях и одновременно сохранить основные преимущества бесступенчатой передачи. Комбинированная трансмиссия, у которой в качестве одной из сборочных единиц применяют гидродинамическую передачу, называется гидромеханической. Такая трансмиссия применена в тракторе ДТ-175С.

Наиболее распространены механические трансмиссии. В механическую трансмиссию входят следующие механизмы:

  • сцепление коробка передач
  • промежуточное соединение
  • карданная передача
  • главная (центральная передача)
  • дифференциальный механизм или муфты поворота у гусеничных тракторов
  • конечные передачи
Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: