Что такое генератор отбора мощности

Тракторный генератор (ВОМ – «вал отбора мощности») – устройство, предназначенное для автономного обеспечения электроэнергией потребителей в сельском и лесном хозяйстве, ЖКХ, на объектах, удаленных от централизованной системы электроснабжения.

Что такое генератор отбора мощности

Устройство и обслуживание тракторных генераторов (BOM)

Тракторный генератор (ВОМ – «вал отбора мощности») – устройство, предназначенное для автономного обеспечения электроэнергией потребителей в сельском и лесном хозяйстве, ЖКХ, на объектах, удаленных от централизованной системы электроснабжения. Такие электрогенераторы отличаются от традиционных моделей тем, что вместо отдельного бензинового или дизельного двигателя для производства электроэнергии они используют двигатель трактора. С их помощью выполняют широкий перечень механизированных работ навесными и прицепными механизмами, к ним подсоединяют сельскохозяйственное оборудование, сварочные агрегаты и самый различный электроинструмент.

Виды и устройство тракторных генераторов

Генераторы, поставляющие переменный электрический ток частотой 50 Гц и мощностью в пределах 5-30 кВт).

Конструктивные составляющие генератора, устанавливаемого на компактной раме:

— ВОМ, или Вал отбора мощности с двумя крестовинами и шлицевым соединением. Предназначен для передачи энергии вращения от КОМ (коробки отбора мощности) трактора к генератору.

— Сварная рама. Предназначена для скрепления генератора, редуктора и пульта управления в единое целое, а так же имеет проушины для трёхточечного крепления всей конструкции к системе управления навесным оборудованием трактора.

— Синхронный или асинхронный генератор. Предназначен для выработки энергии

— Повышающий редуктор. Предназначен для изменения приведения скорости вращения вала генератора к номинальной. Необходимость установки редуктора связана с несовпадением скорости вращения ВОМ трактора и номинальной скорости вращения электрогенератора.

— Пульт управления, панель приборов, розетки для подключения нагрузки. Необходимы для контроля состояния генератора и подключения потребителей электроэнергии.

Режимы работы ВОМ:

  • Независимый. Включение этого режима осуществляется рычагом управления кулачковой муфты на низких холостых оборотах или при выключенном двигателе.
  • Синхронный. Включается при работающем двигателе после включения передачи.

Переключение режимов функционирования ВОМ осуществляется рычагом, установленным у основания сиденья водителя. Рычаг в выбранной позиции удерживается специальным фиксатором.

Практические советы по обслуживанию и эксплуатации тракторных генераторов

Исключить травматизм работников и поломки механизмов позволяет соблюдение следующих правил:

  • Механизм, работающий от ВОМ трактора, должен быть полностью исправным.
  • При подготовке к эксплуатации необходимо проверить соответствие шлиц хвостовика ВОМ и соединительной муфты механизма, получающего электропитание от тракторного генератора.
  • Перед началом эксплуатации необходимо проверить наличие и прочность закрепления защитных кожухов, исправность карданных соединений привода, регулировку муфт.
  • Монтаж привода осуществляют на месте планируемой эксплуатации.
  • Режимы работы генератора должны соответствовать требованиям прилагаемой к нему технической документации.
  • Обслуживаемые механизмы отсоединяют только после полной остановки вала, при нейтральном положении рычага переключения.
  • Категорически запрещается движение трактора с не-отключенным генератором

Обслуживать тракторный генератор несложно, обычно такие мероприятия заключаются в контроле уровня масла в редукторе.

Популярные модели тракторных генераторов

В каталоге интернет-магазина «ЛитЭнерго» представлены современные эффективные модели ВОМ:

  • EGR 202.5. Генератор мощностью 22 кВт совместим с широко распространенным трактором МТЗ 82.1.
  • EGR 202.6. Мощность этого синхронного трехфазного генератора, размещаемого на раме, составляет 25 кВт.
  • EGR 202.7. Номинальная мощность – 30 кВт.
  • EGR 202.8. Исполнение может быть одно- и трехфазным. Частота вращения вала – 430 об/мин, мощность – 36 кВт.

Консультанты «ЛитЭнерго» окажут всестороннюю консультационную помощь в выборе модели ВОМ, соответствующей запланированным техническим задачам.

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

  • главная
  • инфо
  • блог
  • словарь электромеханика
  • электроника
  • крюинговые компании
    • Одесса/Odessa
    • Николаев/Nikolaev
  • Обучение
    • Предметы по специальности
      • АГЭУ
      • АСЭЭС
      • Диагностика и обслуживание судовых технических средств
      • Мехатронные системы
      • Микропроцессоры
      • Моделирование электромеханических систем
      • МПСУ
      • САЭП
      • САЭЭС
      • СДВС
      • СИВС
      • Силовая электроника
      • Судовые компьютерные ceти
      • СУЭ и ОСУ
      • ТАУ
      • Технология судоремонта
      • ТЭП
      • ТЭЭО и АС
    • Общие предметы
      • Безопасность жизнедеятельности
      • Высшая математика
      • Ділова українська мова
      • Интеллектуальная собственность
      • Культурология
      • Материаловедение
      • Охрана труда
      • Политология
      • Системы технологий
      • Судовые вспомогательные механизмы
      • Судовые холодильные установки
    • I курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • II курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • III курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • IV курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • V курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
  • Теория
    • английский
    • интернет-ресурсы
    • литература
    • тематические статьи
  • Практика
    • типы судов
    • пиратство
    • видеоуроки
  • мануалы
  • морской словарь
  • технический словарь
  • история
  • новости науки и техники
    • авиация
    • автомобили
    • военная техника
    • робототехника

07.08.2020

Что такое валогенератор? Генераторы отбора мощности

На судах морского, речного и особенно промыслового флота получили распространение электрогенерирующие установки, использующие энергию главного двигателя, которые разделяются на:

  • установки непосредственного отбора мощности (валогенераторы);
  • установки утилизации энергии выхлопных газов (утилизационные турбогенераторы);
  • комбинированные установки, включающие в себя утилизацию энергии выхлопных газов и непосредственный отбор мощности.

Наиболее характерными режимами эксплуатации большинства типов судов являются полные и средние ходы, при которых резерв мощности на гребном валу составляет 10—15% номинальной мощности главного двигателя. В то же время опыт эксплуатации показывает, что потребная мощность электростанции в ходовом режиме работы судна обычно не превышает 10% мощности главного двигателя. Поэтому имеется реальная возможность в ходовом режиме судна отказаться от работы основных генераторов с автономным приводом и установить генераторы с приводом от гребного вала.

Установка на судах валогенераторов с целью использования главного двигателя как единого источника энергии обусловлена целым рядом преимуществ, а именно:

  • облегчаются автоматизация, обслуживание и эксплуатация электростанции;
  • снижается шум в машинном отделении; повышается экономичность работы энергетической установки; увеличивается межремонтный период и т. д.

Использование валогенераторов приводит к снижению стоимости электроэнергии, вырабатываемой судовой электростанцией.

Валогенераторные установки можно классифицировать по роду тока, характеру соединения с гребным валом или главным двигателем, частоте вращения главного двигателя или гребного вала и по условиям работы в составе электростанции.

По роду тока они подразделяются на: валогенераторные установки постоянного тока; валогенераторные установки переменного тока; комбинированные валогенераторные установки постоянного и переменного тока.

По характеру соединения с гребным валом или главным двигателем на:

  • установки с жесткой связью (редукторная, цепная, тексропная и др.);
  • установки с гибкой связью (система генератор — двигатель, регулируемая электромагнитная муфта, гидравлическая передача и др.).

По частоте вращения главного двигателя или гребного вала на:

  • установки с постоянной частотой вращения;
  • установки с переменной частотой вращения.

Условия работы в составе судовой электрической станции могут быть:

  • раздельная (одиночная) работа валогенераторной установки на судовую цепь или для обеспечения электроэнергией отдельных потребителей;
  • параллельная работа валогенераторной установки с генераторами, имеющими автономный привод;
  • параллельная работа двух или большего числа валогенераторных установок, а также параллельная работа валогенераторной установки с генератором, использующим утилизацию энергии выхлопных газов, или с аккумуляторной батареей;
  • возможность использования валогенераторной установки в двигательном режиме для увеличения скорости хода судна.

При установке на судах валогенераторов весьма важным является выбор рациональной связи генератора с гребным валом.

Генераторы постоянного тока обычно жестко соединяются с гребным валом или валом (редуктором) главного двигателя. Напряжение валогенератора при изменении его частоты вращения поддерживается на заданном уровне, воздействием на возбуждение.

Валогенераторы переменного тока должны иметь гибкую регулируемую связь, например, в виде системы Г—Д или объемного гидропривода. Жесткая связь для валогенераторов переменного тока допускается при винте регулируемого шага, если от валогенератора получают питание второстепенные потребители.

Читайте также  Шкив привода генератора демпфер

Специфика работы валогенераторов (наличие двух соизмеримых возмущений — изменения нагрузки и частоты вращения) обусловливает особые требования к их системам регулирования напряжения и частоты.

Применение на судах в качестве главного двигателя мощных ДВС дало возможность использовать энергию выхлопных газов для производства электроэнергии.

Обследование многих теплоходов показало, что полезно используется только около 35—38% тепла, выделяющегося при сгорании топлива; остальные 65—62% составляют потери, 35% из них выбрасывается с газами после турбовоздуходувок.

Повышение экономичности работы главного двигателя достигается утилизацией энергии выхлопных газов. Турбогенератор при этом получает пар от утилизационного котла.

Утилизационный турбогенератор, также как и валогенератор, обеспечивает электроэнергией потребителей в ходовом режиме.

Рис. 1. Комбинированная энергетическая установка с утилизационным турбогенератором и валогенератором

Значительная аккумулирующая способность утилизационного котла обеспечивает работу турбогенератора в течение 10—15 мин с момента остановки главного двигателя при отсутствии ощутимого снижения напряжения и частоты.

Это дает возможность запустить резервный дизель-генератор и избежать обесточивания судна.

В процессе нормальной эксплуатации при длительном снижении частоты вращения главного двигателя температура выхлопных газов его также уменьшается, что приводит к уменьшению генерируемой мощности утилизационного турбогенератора. В этом случае целесообразно вводить в работу валогенератор. Поэтому в настоящее время получают распространение комбинированные установки, когда используются утилизационный турбогенератор и валогенератор. Такая схема (рис. 1) включает главный двигатель 1, утилизационный котел 6, бытовые потребители пара и подогрев топлива 2, турбогенератор 4, валогенератор с приводом по системе Г—Д 3, автоматический регулятор 5 распределения нагрузки между утилизационным турбогенератором и валогенератором, дизель-генераторы 7, 8.

В ходовом режиме при использовании этой установки потребность судна в электроэнергии полностью обеспечивается синхронным утилизационным турбогенератором и валогенератором.

Автоматический регулятор распределения нагрузки обеспечивает постоянный отбор максимальной мощности от утилизационного турбогенератора. При недостатке мощности турбогенератора загружается валогенератор. Если нагрузка уменьшается и появляется резерв мощности у турбогенератора, то максимально возможная загрузка его обеспечивается переводом синхронного генератора валогенераторной установки в двигательный режим.

При этом валогенераторная установка получает питание от утилизационного турбогенератора и, используя обратимость электрических машин, начинает работать на гребной вал.

Поскольку валогенераторы и утилизационные турбогенераторы в ходовом режиме являются основными источниками электроэнергии, то они должны обеспечивать качество электроэнергии не ниже вырабатываемой генераторами с автономным приводом.

Кроме того, должно быть предусмотрено автоматическое переключение ответственных потребителей (например, при остановке или реверсе главного двигателя) на независимый источник питания. Если перерыв в электроснабжении допустим по эксплуатационным характеристикам потребителей, то питание их не должно прерываться более чем на 7 с.

Основные положения эксплуатации генераторов отбора мощности аналогичны описанным при рассмотрении генераторных агрегатов.

Генераторные установки отбора мощности

В ходовом режиме главная силовая установка обычно имеет резерв мощности, которого достаточно для обеспечения (после соответствующего преобразования) общесудовых потребителей электроэнергии.

Генераторные установки, использующие мощность главной силовой установки, называются генераторными установками отбора мощности.

На судах получили применение два способа отбора мощности: отбор мощности непосредственно с вала главного двигателя; использование тепловой энергии выхлопных газов главного дизеля или газовой турбины.

Генераторные установки, использующие первый способ, называют валогенераторами, а второй — утилизационными паротурбо-генераторами. Находят применение также комбинированные установки отбора мощности, сочетающие оба способа.

На рис. 2.9 представлена принципиальная схема судовой электростанции постоянного тока с валогенератором. Генератор постоянного тока 3 получает вращение от главного двигателя 1 через механический редуктор 2.

Важными вопросами системы электроснабжения с валогенерато­ром является обеспечение постоянной величины напряжения и частоты при изменениях частоты вращения вала главного двигателя.

У валогенераторов постоянного тока целесообразно применение генераторов с независимым возбуждением с использованием си­стемы автоматического регулирования напряжения. Регулирова­нием тока возбуждения генератора обеспечивается достаточная стабильность напряжения судовой сети при изменениях частоты Вращения главного двигателя, которые имеют место в ходовом режиме.

Бесперебойность питания потребителей при значительных Изменениях частоты Вращения главного двигателя или выходе его Из строя обеспечивается за счет автономного дизель-генератора 4, который должен быть всегда в полной готовности к быстрому пуску и приему нагрузки. Возникающий перерыв питания должен быть не более 5—10 с.

Сложнее решается задача поддержания требуемого качества напряжения в СЭЭС переменного тока с валогенератором. Действи­тельно, любые изменения частоты вращения главного двигателя будут обусловливать пропорциональные изменения частоты и амплитуды напряжения генератора переменного тока (синхронного генератора), жестко связанного с валом этого двигателя.

Если в СЭЭС не требуется высокая стабильность частоты пере­менного напряжения, допустимо подсоединение синхронного гене­ратора непосредственно к валу главного двигателя при достаточном постоянстве его частоты вращения. Постоянство амплитуды напря­жения при этом обеспечивается регулятором возбуждения. Прин­ципиальная схема такой СЭЭС аналогична схеме СЭЭС постоянного тока. Возможно также применение асинхронного генератора, возбуждаемого от дополнительного источника А реактивной мощности, использование которого усложняет схему СЭЭС.

Высокая точность стабилизации частоты напряжения может быть обеспечена в СЭЭС с валогенератором, представленной на рис. 2.10. От главного двигателя 1 через редуктор 2 получает вращение генератор постоянного тока 3, нагруженный на дви­гатель постоянного тока 4. За счет систем регулирования напря­жения генератора постоянного тока и регулирования частоты вра­щения двигателя постоянного тока обеспечивается стабилизация частоты вращения двигателя постоянного тока. Двигатель постоян­ного тока вращает синхронный генератор 6. Постоянство частоты вращения синхронного генератора обеспечивает постоянство ча­стоты напряжения. Синхронный генератор 6 может также вра­щаться дизелем 8. При снижении частоты вращения главного двигателя ниже некоторого допустимого уровня, например на стоянках, в маневренных режимах, а также при авариях главного двигателя, происходит переключение синхронного генератора на вращение от автономного дизеля 7. Переключение осуществляется с помощью электромагнитных фрикционных муфт 5. В рассматри­ваемой СЭЭС также предусмотрен автономный дизель-генератор 8.

Известны многие другие варианты СЭЭС с валогенераторами переменного тока.

В установках утилизации тепловой энергии выхлопных газов главного двигателя используются турбогенераторы, питающиеся паром от котлов, работающих на тепловой энергии выхлопных газов. Принципиальная схема СЭЭС с утилизационным паротурбо-генератором представлена на рис. 2.11. Паровой котел 2 работаю­щий на энергии выхлопных газов главной силовой установки 1дизель или газовая турбина), снабжает паром паровую тур­бину 3, которая приводит во вращение синхронный генера­тор 4. В системе используется также автономный генератор­ный агрегат 5.

Обеспечение бесперебойно­сти питания потребителей электроэнергией в СЭЭС с утили­зационными паротурбогенераторами решается проще, чем в СЭЭС с валогенераторами, благодаря тому, что аккумулированной в паровом котле 2 энергии оказывается достаточно для нескольких минут работы турбины 3 после остановки главного двигателя. Этого времени вполне достаточно для перевода нагрузки на автономный агрегат.

В целом установки отбора мощности обеспечивают экономию расхода топлива и моторесурса вспомогательных генераторных агрегатов, что и определяет перспективность их применения на судах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Генераторы на валу отбора мощности AGRI

Практичные и эффективные, генераторы на валу отбора мощности AGRI от SDMO, это устройства для выработки электроэнергии, приводимые от вала отбора мощности трактора. Снабженные прочной рамой, генераторы на валу отбора мощности легко устанавливаются, благодаря трехточечной системе навески.

Читайте также  Ты не пройдешь генератор

Они также просты в применении: генератор с пультом управления, мультипликатор частоты вращения с устройством защиты карданного вала. Генераторы на валу отбора мощности обладают, кроме того, исключительными возможностями пуска в работу и, таким образом, соответствуют самым высоким требованиям к электроснабжению с высокими характеристиками и максимальной надежностью.

AGRI 30 AVR

Номинальная мощность в непрерывном режиме: 30 кВт – 400 В
Мощность в резервном режиме (1 ч каждые 6 ч): 30,5 кВт – 400 В
Серийная система регулирования напряжения AVR
идеален для электропитания доильного отделения

AGRI 42 AVR

Номинальная мощность в непрерывном режиме: 42 кВт – 400 В
Мощность в резервном режиме (1 ч каждые 6 ч): 42,5 кВт – 400 В
Серийная система регулирования напряжения AVR
идеален для электропитания доильного отделения

AGRI 50 AVR

Номинальная мощность в непрерывном режиме: 50 кВт – 400 В
Мощность в резервном режиме (1 ч каждые 6 ч): 52,5 кВт – 400 В
Серийная система регулирования напряжения AVR
идеален для электропитания доильного отделения

AGRI 63 AVR

Номинальная мощность в непрерывном режиме: 63 кВт – 400 В
Мощность в резервном режиме (1 ч каждые 6 ч): 65,5 кВт – 400 В
Серийная система регулирования напряжения AVR
идеален для электропитания доильного отделения

Технические характеристики генераторов AGRI

ТИПЫ AGRI 30 AVR AGRI 42 AVR AGRI 50 AVR AGRI 63 AVR
Данные генератора Обороты двигателя 1500 об/мин 1500 об/мин 1500 об/мин 1500 об/мин
Мощность PRP* 40 °C (кВА) 30 42,5 50 63
Мощность ESP 27 °C (кВА) 32,5 48 56 71
Регулирование AVR
Размеры (Lxlxh), см 117x92x112 117x92x112 117x92x112 117x92x112
Масса, кг 235 320 360 398
Розетки P1ZI P1ZI P1ZJ P1ZJ
Данные трактора Обороты на входе 430 об/мин 420 об/мин 420 об/мин 420 об/мин
Мощность трактора кВт/л.с. 31/41 41/55 52/70 63/85

PRP: Основная мощность, вырабатываемая в непрерывном режиме с переменной нагрузкой неограниченное число часов в году в соответствии со стандартом ISO 8528-1. Перегрузка не предусмотрена.
ESP: Резервная мощность, вырабатываемая для аварийного использования при переменной нагрузке в соответствии со стандартом ISO 8528-1, перегрузка не предусмотрена.

Преимущества генераторов на валу отбора мощности

Транспортируемый и готовый к применению
Готовый к применению генератор на валу отбора мощности обеспечивает вас легко транспортируемым на вашем тракторе источником аварийного электроснабжения.

Выработка энергии, без дополнительного запаса дизельного топлива
Вырабатывайте электроэнергию на вашем тракторе: мультипликатор передает мощность трактора на определенных оборотах и увеличивает их, чтобы обеспечить номинальную скорость вращения генератора. Тип мультипликатора зависит от мощности генератора, измеряемой в кВт.

Высокая стойкость к перегрузкам
→ Допустимая перегрузка при запуске двигателя 300% в течение 20 секунд и 50% в течение 2 минут. Генератор на валу отбора мощности допускает перегрузку 10% в течении 1 одного часа каждые 6 часов работы, называемой «Резервный режим».
→ Регулятор напряжения AVR для электронного регулирования напряжения с точностью +/- 1% в зависимости от модели.

Минимальное техническое обслуживание
→ Не требуется дополнительное техническое обслуживание двигателя трактора.
→ Антикоррозийное лакокрасочное покрытие.

2 года гарантии

Упрощенное и безопасное пользование
Простой, надежный и прочный электрический генератор, снабженный электрической панелью, сертифицированный на степень защиты IP54. В него входят:
— три внешних электрических розетки для упрощенного подключения,
— трехфазный автомат дифференциальной защиты на 30 миллиампер и двухполюсный автомат защиты для усиленной безопасности.
Пульт контроля и управления AGRI GEN

Дополнительная информация, консультации, цены

Мы предложим эффективное и экономичное решение. Воспользуйтесь опытом наших технических специалистов — заполните форму справа, или позвоните.

Что такое ВОМ

В специализированной технической прессе либо на страницах, описывающих те или иные агрегаты (в основном, специальные машины самого разного предназначения), часто упоминается словосочетание «вал отбора мощности». Что это такое и для чего необходимо?

Что такое вал отбора мощности трактора

На огромных машинах (вроде самых больших и тяжёлых автокранов) установлено два двигателя. Один непосредственно приводит в движение автомобиль, другой же (как правило, меньшей мощности и рабочего объёма) используется только для привода оборудования (в данном конкретном примере – стрелы автокрана).
Но на менее крупной технике (как, например, на тракторах) ситуация обстоит совсем не так. Мотор – один для обеспечения всех операция – как для передвижения машины, так и для работы агрегатов.

Трактор сам по себе является очень универсальной вещью. Он может справляться с разнообразными задачами, при наличии необходимых навесных агрегатов. На тракторах ВОМ располагается сзади (пример – ЮМЗ), спереди или сбоку. Отбор мощности производится от коробки передач или непосредственно от двигателя (в обход коробки). На шасси Т16 вал установлен в корпусе главной передачи.

Расположение вала зависит от конкретных потребностей непосредственно того, кто будет эксплуатировать трактор, то есть, от задач, которые предстоит выполнять. Задняя часть – наиболее популярная в данном случае. Но есть оборудование, которое может находиться только впереди – так обеспечивается постоянный визуальный контроль со стороны водителя (оператора).

Устройство

Основные элементы следующие:

  • планетарный редуктор (это, по сути, и есть сам вал);
  • переключатель. Нужен для осуществления выбора типа привода;
  • редуктор. Он применяется, чтобы переключать скорости независимого привода (если говорить о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый – 540/545 и 1000 оборотов в минуту). Данные значения являются общепринятыми и стандартизированными для всех – то есть, не бывает случаев, когда один производитель тракторов, например, выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого нет.

Главная часть ВОМа – это планетарный редуктор (он же – хвостовик), из которого и выходят шлицы, нужные для подключения механизмов. Вал отбора мощности МТЗ и некоторых других тракторов находится сзади. Тогда редуктор расположен прямо в корпусе заднего моста. Если спереди – то это отдельный агрегат, имеющий привод, как и задний. В случае же, если ВОМ боковой, то планетарный редуктор в нём отсутствует. Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и имеет привод от неё же (точнее, от шестерён).

Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода – это муфта кулачково-зубчатого типа, которая находится на ведущем валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, у которого предусмотрено три положения:

  • независимый привод;
  • синхронный привод;
  • нейтраль.

Для того чтобы муфта могла находиться в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода устанавливается прямо в корпусе сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестёрён и муфты, которая переключает скорости. На корпусе коробки передач установлен поводок, который перемещает данную муфту. В кабине органов управления для данного процесса не предусмотрено.

Принцип работы

В зависимости от типа, ВОМ работает по-разному. В частности, если речь идёт о зависимом узле, то он вращается одновременно с муфтой сцепления. Такой вал нужно включать и выключать отдельным рычагом, причём делать это только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. Тогда трактор останавливают, а ВОМ не отключают. После того, как восстанавливается нормальная нагрузка, можно работать дальше.

Независимый вал с муфтой не связан. Поэтому дополнительные механизмы можно включать независимо от мотора, например, запустить косилку до того, как агрегат наберёт рабочие обороты, а затем подъехать к полю – и начинать покос травы.

Мотоблок с валом отбора мощности

На мотоблоках могут устанавливаться ВОМы любых видов – зависимые, независимые, синхронные, несинхронные. У каждого из них есть преимущества и недостатки.

Дополнительные возможности с ВОМ

Именно благодаря ВОМу, можно по-настоящему реализовать весь потенциал трактора, мотоблока или другой машины. Вот что такое ВОМ. Среди подключаемых устройств:

  • зернодробилка;
  • насос тех или иных агрегатов;
  • пилорама;
  • сак (сварочный агрегат колёсный);
  • компрессор;
  • генератор;
  • гранулятор

Заключение

Вал отбора мощности – вещь абсолютно незаменимая. Ведь он может превратить, по сути, заготовку (коей является мотоблок или же трактор) в универсального солдата. Но не только их. Среди машин, на которых устанавливается такой вал отбора мощности – Камаз и другие грузовики. Перед приобретением техники нужно уточнить, какой тип ВОМа на ней установлен. Сам вал имеет огромную прочность и, как правило, не нуждается в ремонте долгое время. Но иногда всё же приходится производить регулировку, устранять течи через сальники и проверять затяжку резьбовых соединений (они могут разболтаться). Из недостатков ВОМа – немалый вес и стоимость. Но чудес не бывает. Впрочем, современные устройства постоянно совершенствуются, это относится и к данным валам.

Коробка передач на Т-150

Коробка передач Т-25

Механическая блокировка на МТЗ 80 своими руками

Устройство бортового редуктора

Трактор — это транспортное средство или самоходная машина

Что такое коробка отбора мощности в автомобиле

Как известно, результатом работы двигателя является создание крутящего момента на коленчатом валу, после чего крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса. Также в устройстве самой трансмиссии могут быть применены различные схемы и решения (монопривод, полный привод, раздаточная коробка и т.д.).

Если говорить о спецтехнике, также достаточно часто можно услышать об элементе, который известен под названием КОМ (коробка отбора мощности). В этой статье мы рассмотрим, что такое коробка отбора мощности, а также для чего необходима КОМ в устройстве различных ТС.

Коробка отбора мощности: назначение, виды, устройство и принцип работы

Итак, сразу отметим, что коробка отбора мощности или КОМ (в отличие от допкоробок, раздаток или делителей) не является обязательным устройством в конструкции КПП, шасси и других узлов автомобиля.

Получается, КОМ никак не влияет на ходовые качества транспортного средства и не участвует в процессах передачи мощности от ДВС на колеса авто. Другими словами, это не элемент трансмиссии самого автомобиля в буквальном смысле слова.

При этом главной задачей данной коробки является отбор мощности у двигателя для того, чтобы обеспечить возможность работы другого дополнительного оборудования. Если просто, КОМ передает крутящий момент ДВС на привод допоборудования.

Если иначе, КОМ является отдельным агрегатом, который передает момент от мотора на разные устройства (насосы, лебедки, компрессоры и т.д.). Коробка может отнимать до 40% мощности ДВС. При этом принцип работы коробки отбора мощности всегда один и тот же.

Единственное, узел может быть размещен в разных местах. Например, коробка отбора мощности на КамАЗ 4310 стоит на раздатке (раздаточной коробке), тогда как в других вариантах КОМ ставится на саму КПП автомобиля.

Также с учетом наличия того или иного комплекса оборудования, на машине может стоять 2 или даже 3 коробки отбора мощности разных типов.

Сами коробки отличаются друг от друга:

  • по количеству ступеней и передаточному отношению;
  • по числу валов и их расположению;
  • по наличию или отсутствию реверса (вращение как вперед, так и назад);
  • по типу привода управления КОМ;

Еще следует отметить, что коробки данного типа бывают как с редуктором, так и без него. Что касается самого устройства коробки отбора мощности, данный агрегат можно условно сравнить с устройством обычной МКПП на автомобилях.

Также КОМ делятся на зависимые и независимые. Первые фактически интегрированы в КПП, имеют меньший вес, не расходуют лишнюю мощность, однако есть и минусы. Прежде всего, включать такую коробку можно только тогда, когда сцепление автомобиля выключено. Также запрещено включать зависимую КОМ при движении ТС.

Независимая коробка отбора мощности может быть установлена на машины с любыми типами ДВС и КПП, а также их можно задействовать без выключения сцепления (как на неподвижной технике, так и в движении). Также система включения коробки отбора мощности может быть как механической или электропневматической, так и гидравлической.

Воздух сжимает возвратную пружину диафрагмой, что приводит к перемещению штока с вилкой включения ведомой шестерни КОМ. Так происходит зацепление ведомой и промежуточной шестерни коробки отбора мощности. После того, как воздух будет выпущен из пневмокамеры, шток вернется в начальное положение, то есть ведомая шестерня выйдет из зацепления и дальше вращения не последует.

Советы и рекомендации

Производители отдельно закладывают повышенную устойчивость к износу, изготавливая детали КОМ из усиленных материалов. Однако с учетом того, что коробки отбора мощности независимо от типа испытывают серьезные нагрузки, в рамках их эксплуатации важно соблюдать определенные правила и рекомендации.

При установке коробки отбора мощности нужно отдельно убедиться в том, что крепления надежны. Дело в том, что некачественное крепление или ошибки при установке КОМ приводят к тому, что возникает сильная вибрация деталей, которая быстро и интенсивно разрушает устройство.

Напоследок отметим, что нужно периодически проверять надежность креплений коробки отбора мощности, а также следить за качеством смазки, выполнять дополнительное смазывание маслом отдельных элементов, что позволит повысить качество работы и увеличить общий срок службы данного устройства.

Режим Tiptronic автоматической коробки передач: назначение, принцип работы Типтроник. Преимущества и недостатки АКПП Типтроник.

Вариатор CVT: принцип работы и типы вариаторов, плюсы и минусы вариаторных КПП. Коробка CVT Х Tronic Renault-Nissan, особенности вариатора данного типа.

Что такое коробка передач S-tronic: устройство и принцип работы. Преимущества и недостатки автоматической трансмиссии данного типа .

Преселективные роботизированные коробки передач с двойным сцеплением DSG и Powershift: в чем отличия, какая коробка лучше. Рекомендации.

Роботизированная коробка передач Изитроник: как работает Easytronic, преимущества и недостатки КПП данного типа. Надежность и особенности эксплуатации.

Коробка передач S-Tronic (С-Троник): устройство, принцип работы и особенности. Плюсы и минусы преселективной КПП S-Tronic, надежность и ресурс.

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: