Что будет если пережать сцепление - NEVINKA-INFO.RU

Что будет если пережать сцепление

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Что будет если пережать сцепление

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Перегрев сцепления и последствия

Расскажу вам и покажу как устроено сцепление автомобиля, для чего оно нужно, как работает, и что случается при перегреве и поджиге сцепления.
Во время написания блога в нашем цеху находилась субару на замену сцепления, на её примере мы и покажем и расскажем что и как…

Краткий курс теории, как устроено сцепление, что для чего =)

Начнем с маховика, так как он главный герой нашего сегодняшнего рассказа…
Маховик — выравнивает толчки при работе цилиндров двигателя и делает работу двигателя ровной и сбалансированной. Он является ведущей частью в процессе передачи крутящего момента на трансмиссию автомобиля.

Непосредственно диск сцепления воспринимает на себя крутящий момент от двигателя (маховика). Накладки на диск и сами диски изготавливаются из различного материала и должны вне зависимости от температуры и степени износа иметь постоянный коэффициент трения и передавать крутящий момент.

Прижимной диск сцепления или «корзина» — деталь, которая обеспечивает зацепление маховика и диска сцепления.

Корзина должна равномерно и с постоянным усилием прижимать диск сцепления к маховику. Чем выше прижимное усилие, тем сильнее необходимо нажимать на педаль «сцепления» для размыкания маховика и диска сцепления. Соответственно, это понижает комфорт управления автомобилем и увеличивает время переключения передачи.

Сцепление во многом зависит от автомобиля, от его мощности и крутящего момента следует подбирать и само сцепление!
• чем выше момент — тем сильнее надо прижимать диск сцепления к маховику
• чем выше мощность — тем больше дисков должно быть, потому что нагрузка на поверхность диска сцепления сокращает ресурс, когда 2 и более дисков то нагрузка распределяется равномерно.

Но даже после подбора сцепления его ресурс может отличаться на одинаковых машинах но при разных водителях. Производители никогда не дают гарантию на ресурс сцепления так как разные водители могут ездить абсолютно в разной манере и правильно или неправильно манипулировать сцеплением — в результате у одного водителя сцепление работает 5.000 км, а у другого 100.000 км. (С тормозной системой — аналогичная ситуация, но об этом в другом блоге)

В данном случае был сильный перегрев маховика из за сильного износа сцепления. Вследствие чего образовались микротрещины, и пятна от перегрева.

Причины могут быть разные, это и пробуксовывание сцепления, и замасливание…может быть дефект в системе выключения сцепления, тугой ход и как результат – снижается коэффициент трения фрикционных накладок. Вследствие слишком малого усилия сжатия постоянная пробуксовка сцепления что и ведет к перегреву.

Пробуксовка сцепления может приводить к ухудшению тяговых качеств автомобиля, если в дороге в такое заметили, ощутили, лучше всего остановится и вызвать эвакуатор до сервиса. На крайний случай докатиться самому до сервиса. При пробуксовке сцепления выходит из стоя обычно только сам диск и потребуется только его замена, что обычно стоит 6-8000 рублей. Не потребуется менять маховик который обычно стоит как комплект сцепления да и покупать полный комплект не придется.

В результате перегрева маховик начал закаливаться. Но не равномерно. Из за закаливания металл стал более твердый, но и более хрупкий! На работу сцепления хрупкость не так важна, более важное то что маховик стал в этих места более твердым, и прочным а значит уже не будет равномерного износа.

И сцепление и маховик под замену, ставить сток смысла не имеет, субару машина не для спокойной езды, владелец авто решил установить взамен родного сцепления комплект F1 Racing Stage 1, предназначенный, как и для городской езды в повседневном режиме, так и для треков.
Так же это сцепление выдержит умеренную прибавку мощность до +40%.

Диск сцепления сделан из особого органического материала, который способен обеспечить лучший коэффициент трения, выдержать большие температуры и прослужить при этом дольше нежели оригинальное заводское сцепление.
Корзина сцепления имеет особый дизайн, позволяющий добиться лучшего прижимного усилия.

Родной маховик был заменен на кованный облегченный маховик F1 Racing. По сравнению со стоковым облегченный маховик даст положительную разницу в динамике разгона автомобиля и намного прочнее оригинальных аналогов.

Владелец субарика остался доволен, а это главное!

Читайте также  Что делать если поджог сцепление

И не забываем, что любое новое сцепление всегда требует обязательной прикатки не менее 500 километров в режиме спокойной городской езды!

Сгорело сцепление: причины и последствия

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Причины поломки сцепления
  • Признаки сгоревшего сцепления
  • Способы движения со сгоревшим сцеплением
  • Последствия и ремонт сгоревшего сцепления
  • Профилактика поломок сцепления
  • Что делают опытные автовладельцы, если сгорело сцепление

Ситуация, когда сгорело сцепление, – не редкость для начинающих автолюбителей. Этот узел при неправильной эксплуатации можно вывести из строя буквально за несколько часов, и машина будет обездвижена. Иногда причиной поломки бывают плохие условия дороги или естественный износ.

В любом случае в этой ситуации важно знать как последствия движения на сожженном сцеплении, так и правила начала движения, ведь тронуться как обычно будет невозможно. В нашей статье мы расскажем, что делать, если сгорело сцепление, как двигаться дальше и что говорят об этой ситуации автолюбители со стажем.

Причины поломки сцепления

Если на вашем авто сгорело сцепление, значит, машина испытывала повышенные нагрузки. Произошло это по следующим причинам: вы агрессивно водите либо неправильно трогаетесь при подъеме в гору, буксируете тяжелый прицеп.

Как происходит перегрев механизма? Вы нажимаете на педаль газа, обороты мотора растут, но диски сцепления не сомкнулись: происходит усиленное трение и перегрев узла. Даже если температура повышалась всего несколько раз, сцепление не будет исправно выполнять свои функции.

Чтобы было понятнее, рассмотрим авто отечественного производства «ГАЗель». В результате того, что машина перегружена, она не может тронуться с места, двигатель глохнет. В этом случае автомобилист нажимает на педаль газа, чтобы поднять обороты до 4000-5000, а затем плавно отпускает педаль сцепления, при этом оно не смыкается полностью. Из-за этого раскрутившийся диск врезается в парный маховик и, как шлифовальная машинка, портит механизм.

То же самое случается с машинами, буксирующими прицеп. Из-за тяжелого груза происходит торможение авто, и если у автомобилиста небольшой опыт вождения, он не отпускает педаль сцепления до конца, чтобы машина не заглохла. При этом трогается он на больших оборотах, диски в этот момент не сомкнуты и прокручиваются.

Что делать, чтобы не сгорело сцепление? Для этого важно знать допустимую массу прицепа. По Правилам дорожного движения, вес автомобиля, буксирующего груз, должен быть больше либо равен массе прицепа. Иначе сцепление может выйти из строя.

Вы можете заметить, что сцепление сгорело после того, как пытались выехать из глубокого снега или грязи. Когда машина застревает, не нужно со всей сила давить на газ. Оптимальный показатель — когда двигатель раскручен до 1500–2000 оборотов. В противном случае ДВС выйдет на пик крутящего момента. И если машина застряла, вся тяга передастся на свободно вращающиеся колеса. Произойдет пробуксовка, в результате чего повышенная нагрузка пойдет на сцепление, а также на коробку передач.

Как действовать, чтобы сохранить сцепление, если вы застряли? В этом случае не нужно буксовать, попытайтесь раскачивать авто. Когда есть небольшой зацеп колес, получится чуть-чуть сдвинуть авто вперед. После этого нужно включить заднюю скорость и отъехать назад. В результате этих действий у вас получится достаточно сильно раскачать машину, за счет резонанса транспортное средство легко выедет из грязи.

Признаки сгоревшего сцепления

Как понять, что сгорело сцепление? Обратите внимание на запах. Если вы чувствуете, что пахнет гарью, значит, ведомый диск прокручивается и с огромной силой трется о маховик. Происходит это потому, что из-за силы трения перегреваются фрикционные накладки. Если нагрузка повышенная, неприятный запах будет долго чувствоваться. При этом гарь станет поступать в салон авто, и вы почувствуете ее запах, даже не выходя из машины. Поэтому понять, что сгорело сцепление, сможет даже новичок.

Обратите внимание! В некоторых ситуациях происходит пробуксовка сцепления, при этом гарью не пахнет. В этом случае вы заметите, что автомобиль не может набрать скорость. Причина заключается в том, что маховик передает момент вращения, но он не поступает на ведомый диск. Происходит это потому, что он полностью износился и не может зацепиться с маховиком. Точно так же определяют, что сцепление вышло из строя на мотоцикле.

Когда фрикционные накладки изношены полностью, признаки неисправности будут иные. Как понять, что диск сцепления сгоревший:

  • Машина не может тронуться с места. Авто не едет, даже если вы отпустили сцепление. Дело в том, что диск прижимается недостаточно, поэтому крутящий момент не передается на трансмиссию. Это значит, что ведомый диск полностью вышел из строя.
  • Авто двигается рывками. Получается тронуться с места, однако машина не едет плавно, дергается. После разгона данные симптомы исчезают. Но как только вы начинаете двигаться на первой передаче, рывки снова появляются. Кроме того, транспортное средство будет с трудом набирать скорость при переключении на повышенные передачи. Так как диск не полностью прижимается к маховику, передача вращательного момента осуществляется рывками. В результате авто плохо разгоняется. Если разобрать механизм, можно заметить люфты диафрагменных пружин. Они необходимы, чтобы компенсировать и сглаживать нагрузки, поступающие от маховика к КПП. Когда наблюдается люфт демпферных пружин на ведомом диске сцепления, придется устанавливать полностью новый узел.
  • Увеличение хода педали сцепления. Когда диск сгорает, вы обнаружите, что свободный ход педали стал больше.
  • Скорости с трудом переключаются. Когда педаль выжата до конца, включение передачи происходит тяжело, с треском. Такой признак указывает на то, что сцепление выключено не полностью.
  • Замаслились фрикционные накладки диска. В результате происходит пробуксовка. Смазка из трансмиссии поступает на рабочую поверхность сцепления. Все это приводит к тому, что диск проскальзывает и не может зацепиться за маховик. В этом случае вы также почувствуете, что пахнет гарью, а именно сгоревшим маслом. В такой ситуации следует отвезти авто на СТО и диагностировать КПП, чтобы понять, по какой причине масло из картера поступает на диск.

Способы движения со сгоревшим сцеплением

Если сгорело сцепление, как доехать до сервисного центра? Если у вас машина с АКПП, придется вызывать службу эвакуации. Электроника заблокирует механизм, и вы не сможете ехать.

Как поступить, если на машине установлена МКПП и сгорело сцепление? Чтобы стартовать с места без пробуксовки диска, крутящий момент должен быть наименьшим. Из-за передаточных чисел на первой скорости не получится этого сделать. При включении первой передачи авто не будет двигаться. Это значит, что нужно включить вторую либо третью передачу.

Рекомендуем

Это позволит вам снизить силу трения, пробуксовки диска не произойдет, и машина будет ехать. В некоторых случаях требуется включить повышенную передачу. Просто увеличьте обороты, а затем переключите скорость. Однако переключить на низкую передачу получится только с помощью перегазовки. Поэтому включаем рычаг в положение «N», повышаем обороты до 3000, затем включаем вторую скорость.

Последствия и ремонт сгоревшего сцепления

Что будет, если ездить на авто после того, как сгорело сцепление? В случае, когда горит фрикционная накладка, первым выходит из строя маховик. Происходит его неравномерный перегрев. В результате одна часть механизма будет слишком твердой по сравнению с другой, что приведет к его деформации.

Так как рабочая поверхность станет неровной, уменьшится площадь контакта. Это приведет к частой пробуксовке диска. Фрикционные накладки не будут зацепляться с поверхностью и подгорят.

Из-за трения при прокручивании диска его перегрев станет еще больше. Маховик покроется синими пятнами и растрескается, если не выполнить ремонтные работы.

Важно! Заметить синие пятна получится, только если демонтировать КПП.

Если сгорело сцепление, что делать, чтобы уменьшить негативные последствия? Прежде всего при появлении специфического запаха гари, а также если машина стала двигаться рывками, необходимо как можно скорее отправиться в автосервис.

Читайте также  Шток для сцепления регулируемый волга

Нельзя ездить на машине в таком состоянии. В противном случае придется заменять сцепление, а также маховик. Если механизм одномассовый с простой конструкцией, вам повезет. Но на авто Skoda, Volkswagen, Audi устанавливают двухмассовые маховики, цена нового элемента достаточно высокая – около 800 долларов.

Чтобы отремонтировать сцепление, понадобится много времени и сил. Для этого демонтируют мотор и КПП, затем выполняют замену дисков. Такую работу можно провести только на СТО. В большинстве случаев достаточно просто поменять фрикционные накладки. Если наблюдается люфт демпферных пружин на ведомом диске сцепления, придется полностью устанавливать новый узел. В результате работы в повышенном температурном режиме приходят в негодность вилка и подшипники, стоимость которых также высокая.

Профилактика поломок сцепления

Чтобы сцепление не сгорело, придерживайтесь следующих правил при езде на автомобиле:

  • Не нажимайте педаль сцепления заранее. Иначе педаль быстро износится. Кроме того элемент будет постоянно перегреваться и работать с меньшей эффективностью.
  • Не отпускайте резко сцепление, переключать скорости следует плавно.
  • Не допускайте, чтобы при остановке авто сцепление было выжато.
  • Не передвигайтесь на повышенных передачах, если это не требуется для набора скорости. В этом случае увеличится расход горючего, педаль сцепления быстрее выйдет из строя.
  • Двигаться нужно начинать с первой скорости, затем переключаться на вторую, третью, четвертую, придерживаясь порядка МКПП.
  • Не перегружайте автомобиль, это может привести к поломке трансмиссии и сцепления.

Что делают опытные автовладельцы, если сгорело сцепление

  1. Если сцепление сгорело, как доехать.

«Был такой опыт – зимой передвигался вообще со сгоревшим сцеплением. Трогался со второй скорости, потом переключал на четвертую и двигался».

Что делать, если скрипит педаль сцепления.

«Нанес RWD-40 на шток педали во втулку, где находится шток. Прошло больше года, скрипов нет. Надеюсь, что и в дальнейшем не будет поломок!».

Сгорело сцепление, как быть.

«По возможности отправляйтесь на СТО. Если пахнет гарью, значит, ведомый, а может и нажимной диск тоже сгорели. Решили выполнять замену? Тогда придется приобрести весь механизм в комплекте либо корзину сцепления. Отличие в стоимости всего узла и диска сцепления существенное. Но так вам удастся сэкономить на замене диска (менять весь узел выгоднее). Кроме того, возможно, и другие детали тоже вышли из строя. Диск, установленный в корзину не из комплекта, не будет нормально функционировать».

Чтобы сцепление не сгорело.

«Почему механизм быстро сгорает? Причина кроется в агрессивной езде. Если разница скоростей большая, водитель резко отпускает ногу с педали, бросает сцепление, значит, узел придется менять раньше положенного срока. Некоторые умельцы сжигают «сцепу» за пару тысяч км пробега».

Рекомендуем

«Действительно, такую поломку можно отнести к гарантийному случаю, но при условии, что сцепление сгорело из-за бракованного материала либо ошибок при производстве механизма. То есть по гарантии можно устранить заводской брак.

Однако гарантия не распространяется на механизмы, которые изнашиваются во время езды автомобиля, либо в случае, когда водитель буксировал слишком тяжелый прицеп, перегружал машину. Например, вряд ли получится по гарантии поменять сцепление, если оно сгорело потому, что человек ехать в гору. Ни один автоэксперт не подтвердит, что такое произошло из-за заводского брака или некачественного материала. Хотя из каждого правила есть исключения».

Как вы ежедневно убиваете сцепление — 5 грубых ошибок вождения

Каждый водитель проходит обучение в автошколе, где ему рассказывают, как стоит себя вести на дороге в той или иной ситуации. Однако многие забывают о правилах эксплуатации самого автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части.

При этом основной удар приходится на сцепление, которое неопытные водители умудряются просто сжечь.

Как правильно стартовать

Еще на курсах вождения инструкторы обучают, как правильно трогаться с места. Важно не делать резких движений, а отпускать педаль сцепления плавно, но вместе с тем быстро.

Промедление приведет к пробуксовке диска, который оказывается в частично нажатом положении. Момент схватывания каждый водитель должен ощущать ногой.

В момент старта следует следить за педалью «газ». Из-за преждевременной подачи топлива повысятся обороты, что приведет к замыканию сцепления.

Впоследствии действия приведут к пробуксовке фрикционов и их быстрому износу.

Нейтралка на светофоре

Неопытные водители часто сталкиваются с проблемами на перекрестках, где работают светофоры. В этих точках наблюдается большое скопление транспорта, поэтому пробуксовка одной машины, может спровоцировать цепь неприятных событий.

У многих проблема возникает еще на этапе обучения, так как большинство инструкторов учат ждать зеленого света с выжатым в пол сцеплением и включенной первой передачей.

На первый взгляд никакого вреда автомобиль не получает, так как диски не соприкасаются и прокладки гореть не должны.

В этом случае удар приходится на выжимной подшипник, который быстрее приходит в негодность. Лучше поставить машину на нейтральную передачу и отпустить сцепление.

Движение в пробке

Наибольшую угрозу для сцепления представляют действия водителя в пробке. Педаль находится под гнетом ноги продолжительное время. Резкие переключения между положениями включено/выключено с работающим на первой передаче двигателем наносят серьезный вред сцеплению.

Постоянное асинхронное трение ведомого диска и маховика приводит к дополнительному нагреву, который провоцирует преждевременное стирание поверхностей.

Поэтому, застряв в пробке, преодолевать небольшие расстояния лучше этапами, в промежутках выключая передачу и отпуская сцепление.

Остановка на склоне

Во время движения по спуску водителю рекомендуется использовать только ножной, а в крайних случаях, ручной тормоз. Передвигаться лучше на первой скорости, а вот про педаль сцепления следует забыть в этот момент.

Такая ошибка характерна для водителей-новичков, которые очень нервничают при управлении транспортным средством. Использование сцепления для остановки на склоне приведет к остановке двигателя, что приведет к угрозе серьезного ДТП.

Переключения с перегазовкой

Каждый водитель в своей практике сталкивается с непредвиденными ситуациями, которые нередко спровоцированы природными явлениями. Всем хоть раз случалось выбираться из глубокой грязи или сугроба, когда нужно форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.

Такие жесткие действия не просто сожгут сцепление, но и повредят другие детали автомобиля.

По возможности следует избегать таких ситуаций, а в случае крайней необходимости – попросить других участников дорожного движения взять машину на буксир.

В зарубежных фильмах, таких как «Форсаж» или «Такси», машины постоянно срываются с места, оставляя за собой клубы дыма. Показанное на экране абсолютно не применимо в повседневной жизни, поскольку «убивает» сцепление. Чтобы не тратиться на постоянный ремонт, лучше избегать ошибок в ходе эксплуатации автомобиля.

Как «сжечь» сцепление автомобиля?

Чтобы «сжечь сцепление» нужно проделать следующее.

Несколько проверенных способов как самостоятельно и наверняка «сжечь» сцепление автомобиля

Постоянно трогаться с места на повышенных оборотах резко отпуская педаль сцепления. Длительное время удерживать педаль сцепления нажатой при включенной передаче (особенно на подъеме). Переключать передачи с резким отпусканием педали сцепления, например, при переходе с высшей передачи на низшую. Не проверять и не регулировать его привод. Длительное время буксировать перегруженный прицеп или вытягивать или буксировать автомобиль большей по массе чем ваша машина.

Действуя подобным образом можно довольно скоро и стопроцентно сжечь сцепление. А конкретнее — его ведомый диск имеющий фрикционные накладки.

Теперь более подробно разберемся почему удается «сжечь» сцепление не только путем неаккуратного вождения, но и в силу иных неисправностей. В качестве примера используем сцепление все той же девятки ВАЗ 21093.

Признаки подгорания сцепления автомобиля

Если при выжимании — отпускании педали сцепления или при увеличении оборотов двигателя в салоне автомобиля стало пахнуть горелым — налицо неисправность сцепления, требующая как можно быстрого устранения.

Читайте также  Что делается при то сцепления

В таком случае запах гари сопровождает подгорание сцепления, вернее сильный нагрев фрикционных накладок его ведомого диска.

Кроме того если сцепление уже сожжено переключение передач обычно затруднительно, схватывать сцепление будет в самом верху хода педали, тронуться с места станет проблематично. При попытке набрать скорость во время движения, нажав на газ, в ответ получим рев мотора и вялый не соответствующий оборотам к/вала разгон.

Почему подгорает сцепление автомобиля?

Причина всего одна — ненормальное проскальзывание с нагревом от трения ведомого диска между рабочей поверхностью маховика и рабочей поверхностью нажимного (ведущего) диска при работе сцепления.

Рабочие поверхности маховика и ведущего (нажимного) диска сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Чтобы понять причину появления запаха гари в салоне автомобиля при нажатии на педаль сцепления или даже без его нажатия нужно хотя бы в общем знать как оно работает. Вот весь процесс в двух словах.

Сцепление автомобиля ВАЗ 21093 всегда включено. Ведомый диск прижат к маховику и вращается вместе с ним и ведомым диском.

Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено

Когда водитель нажимает педаль газа — сцепление выключается, под действием нажимной пружины сцепления ведущий диск отходит от ведомого, а тот от маховика. Между их рабочими поверхностями и фрикционными накладками ведомого диска появляется зазор. В этот момент выключения можно включать нужную передачу.

Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен

Неисправности в работе сцепления сопровождающиеся его подгоранием

Неисправностью считается если зазор между маховиком и ведомым диском будет недостаточен при выключении сцепления, либо он будет иметь место когда сцепление включено.

В одном случае при нажатии на педаль сцепления и попытке переключения передачи, фрикционные накладки ведомого диска будут проскальзывать по рабочим поверхностям маховика и нажимного диска, при этом подгорая и выделяя запах гари. Это явление называется «сцепление ведет», то есть не до конца выключается.

В другом случае, водитель трогаясь с места или пытаясь ускорить автомобиль во время движения, либо двигаясь на подъем, добавляет газ. Двигатель охотно набирает обороты, но автомобиль не едет. Салон затягивает сизой дымкой с устойчивым запахом гари. Сцепление в таком случае пробуксовывает («буксует»). Это последствие имеющегося зазора между ведомым диском, нажимным диском и маховиком. Хотя, когда сцепление включено, ни какого зазора быть не должно, но по причине неисправности он есть. В результате диски проскальзывают, и не дают сцеплению полноценно передавать крутящий момент от двигателя на трансмиссию. От подгоревших фрикционных накладок ощущается запах гари.

Что делать если появился запах гари при работе сцепления?

Для начала нужно отрегулировать привод сцепления вращением его регулировочной гайки.

Если регулировкой сцепления устранить проблему не удается, придется заменить его ведомый диск. Скорее всего на нем стерлись фрикционные накладки и диск будет проскальзывать. Так же возможен вариант с замасливанием накладок в результате недавнего неаккуратного ремонта или стекания моторного масла в лючок на картере сцепления из-под прохудившейся прокладки клапанной крышки.

Стершиеся фрикционные накладки ведомого диска сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099

В более запущенном случае, когда замена ведомого диска принесла кратковременный положительный эффект, замене подлежит не только ведомый диск, но и «корзина» сцепления с нажимным диском и нажимной пружиной.

В самых крайних случаях меняют сразу комплект сцепления и маховик двигателя, так как рабочие поверхности и маховика и нажимного диска могут быть с большой проточкой.

Как правильно пользоваться сцеплением

Приобретя или планируя приобрести личный автомобиль, мы усердно учим правила дорожного движения, чтобы получить водительские права и стать полноценным, как нам кажется, водителем. При этом не все и не всегда вспоминают о правилах эксплуатации автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части.

Между тем эта область таит в себе немало тайн и секретов. Например, как не сжечь сцепление, трогаясь с места и совершая тот или иной маневр на дороге.
Прежде всего, разберемся хотя бы поверхностно в том, что это такое и какие функции этот узел выполняет на автомобиле.

  1. Что такое сцепление
  2. Как правильно трогаться с места
  3. На светофоре
  4. В пробке
  5. На спуске
  6. Езда в экстремальных условиях
  7. Почему оно горит

Что такое сцепление

Служит сцепление для разъединения на короткое время коленчатого вала и коробки передач, а также для их последующего соединения. Такая операция необходима при трогании автомобиля с места и для переключения скорости на ходу.
Наиболее распространенным на легковых и в большинстве своем грузовых автомобилях является однодисковое сцепление фрикционного типа.

Состоит оно непосредственно из механизма сцепления и привода выключения.

Наибольшая и наиболее частая угроза накладкам на диске сцепления со стороны неопытных автолюбителей представляется в момент трогания автомобиля с места. Поэтому рассмотрим этот процесс подробно.

Как правильно трогаться с места

Итак, ваш двигатель запущен и работает на нейтральной передаче. Вы выжимаете педаль сцепления и включаете первую скорость. Теперь необходимо плавно произвести соединение коленчатого вала с коробкой передач. Это означает, что надо прижать ведомый диск к вращающемуся со скоростью 20-25 оборотов в секунду маховику. Чтобы машина не «прыгала», а двигатель внезапно не заглох, делать эту операцию будем в три этапа.

  • 1 этап. Слегка приотпустите педаль сцепления. Пружины нажимного диска подведут ведомый диск до легкого соприкосновения к маховику – ваш автомобиль тронется и потихоньку начнет ползти.
  • 2 этап. Две-три секунды держите педаль в таком положении. Скорости вращения маховика и диска постепенно уравниваются – ваш автомобиль разгоняется.
  • 3 этап. Автомобиль уверенно едет по дороге – крутящий момент 100%-но передается коробке передач. Отпускайте педаль и снимите с нее ногу. Дальнейшее полувключенное состояние сцепления будет жечь диски.

На светофоре

По многочисленным свидетельствам водителей-новичков некоторые инструкторы по вождению учат ждать зеленого сигнала светофора с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Казалось бы, диски не соприкасаются, угроз к тому, чтобы горели накладки, нет.

В пробке

Пожалуй, наибольшую угрозу сцеплению доставляет езда в пробках. Некоторые водители долгое время не снимают ногу с педали сцепления, включая и выключая его, оставляя двигатель включенным на первой передаче.

Ведомый диск практически постоянно трется о диск маховика, причем, асинхронно. В результате происходит дополнительный нагрев, что способствует его более интенсивному истиранию.

Двигаться в пробках старайтесь, преодолевая небольшие расстояния этапами, выключая в промежутках передачу и отпуская сцепление.

На спуске

На крутых спусках нельзя выключать передачу. Спускаться рекомендуется на первой скорости с притормаживанием, используя ножной, и быть готовым, в крайнем случае, применить ручной тормоз. Пользоваться при этом педалью сцепления нет никакой необходимости. Больше того, это может представлять опасность остановки двигателя.

Езда в экстремальных условиях

Поистине «убивает» сцепление езда с пробуксовкой, что бывает зачастую в непредвиденных, неординарных условиях. Когда случается вылезать из лужи или сугроба, мы вынуждены форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.

Почему оно горит

Именно в момент неполного соприкосновения друг с другом дисков, вращающихся с разной скоростью, и происходит подгорание накладок. Всякий раз, когда мы неправильно работаем сцеплением, зазор постепенно увеличивается, и в дальнейшем выжим становится неполным – сцепление начинает пробуксовывать. Диск надо менять.

Ничего страшного. Ведь это обыкновенная расходная деталь вашего автомобиля, рассчитанная при правильной эксплуатации на примерно 80 000 км пробега.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: