Электромеханическая трансмиссия танка порше - NEVINKA-INFO.RU

Электромеханическая трансмиссия танка порше

Уникальная трансмиссия одного из оригинальных немецких танков Tiger(p).

Электромеханическая трансмиссия танка порше

Двигатель и трансмиссия Tiger(P)

Уже не один год среди историков и любителей ведутся споры о главной особенности «Тигра Порше» — электротрансмиссии. Одни считают, что ее применение было оправдано, другие — что именно из-за нее на вооружение был принят «Тигр Хеншеля». В этой статье описаны все основные варианты двигателей и трансмиссий, каждый из которых мог быть запущен в серийное производство.

Двигатель и трансмиссия Typ 101

Все элементы силовой установки размещались в одном отделении позади башни.

Главная проблема компоновки состояла в большой ширине блока из двух двигателей и генераторов. Из-за этого поместить систему охлаждения слева и справа от двигателей (как на «Тиграх» и «Пантерах») было очень сложно. Отказ от поддерживающих катков позволил увеличить объем надгусеничных полок, где система охлаждения в итоге и оказалась. Именно ее недостатки были одними из самых существенных минусов и «Тигра Порше», и «Фердинанда».

Два бензиновых двигателя воздушного охлаждения Typ 101 (объем каждого — 15 литров) общей мощностью 620 л.с. помещались в корпусе в одном блоке с двумя генераторами Siemens aGV 275/24 мощностью 275 киловатт каждый. Такая схема позволяла экономить место в корпусе и обеспечивала удобство ремонта в полевых условиях: неисправный блок можно было при помощи крана вытащить из танка целиком.

Позади блока генераторов у кормового бронелиста располагались два тяговых электродвигателя Siemens D1495a мощностью 230 киловатт каждый.

Электродвигатели соединялись последовательно, благодаря чему «Тигр Порше» хорошо держал направление при езде по прямой и был удобен в управлении: если одна гусеница крутилась быстрее другой, то напряжение на соответствующем электромоторе поднималось, но шунтовая обмотка ослабляла магнитное поле этого мотора, что приводило к уменьшению вращающегося момента и выравниванию движения всего танка.

Трансмиссия Voith на «Typ 102»

Еще в 1939 году Порше был обеспокоен возможными проблемами, связанными с электротрансмиссией. Уже тогда при проектировании Typ 100 возникла мысль использовать гидравлическую трансмиссию. Поскольку в производстве электротрансмиссии обходилась дорого, возникла идея сделать часть «Тигров» с гидравлической трансмиссией Voith, и такой вариант получил название Typ 102. В качестве двигателей рассматривались все те же Typ 101 воздушного охлаждения. Максимальная скорость Typ 102 составляла 35 км/ч.

По плану половину из сотни «Тигров Порше» должны были составлять Typ 101, а вторую — Typ 102.

Typ 130 и Typ 131

Как мы уже говорили, двигатели Typ 101 имели воздушное охлаждение. Такая схема обладала массой недостатков: танк был более шумным, и двигатели плохо охлаждались. Жидкостное охлаждение эффективнее, к тому же такая система занимает меньше места. Почему выбрали именно воздушное? Ответ очевиден — простота конструкции. Двигатель с воздушным охлаждением можно было установить на танк и провести испытания ходовой части в кратчайший срок, чем и воспользовался Порше, отстававший от конкурента.

После первых испытаний инженеры пошли двумя путями. С одной стороны, рассматривалась возможность использовать серийные двигатели жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM, которые ставились на Pz III и Pz IV. С другой — стоило попробовать довести до ума двигатели Typ 101, поскольку они выдавали в сумме на 20—40 л.с. больше, чем «Майбахи».

Typ 130 — вариант «Тигра Порше» с двигателями Maybach HL 120TRM и электротрансмиссией, а Typ 131 — с гидравлической трансмиссией. Варианты Typ 130 и Typ 131 были очень многообещающими, поскольку основные недостатки силовой установки (кроме системы охлаждения) в них устранили. Один «Тигр Порше» с гидравлической трансмиссией и двигателями Maybach использовался в войсках до 1944 года и был потерян в бою. Однако в серию Typ 131 не пошел — на вооружение был принят «Тигр» фирмы «Хеншель». Наработки по двигателям Maybach очень пригодились при проектировании «Фердинанда», не зря Порше с энтузиазмом принял предложение по разработке новой САУ.

Двигатель Typ 101/2 на Typ 103

Помимо планов по установке двигателей Maybach, велись работы по совершенствованию двигателей воздушного охлаждения Typ 101. Крышу моторного отделения немного переделали, а над генераторами установили вентиляторы. Typ 101 с новой системой охлаждения получил название Typ 101/2 и устанавливался в Typ 103 — новую модификацию «Тигра Порше» с изменениями в системе охлаждения.

Над вентиляционными решетками закрепили дополнительные защитные листы, а над генераторами — элементы системы охлаждения.

Надежность электротрансмиссии

То, что главная проблема «Тигра Порше» — его ненадежная и часто ломающаяся электротрансмиссия, не более чем миф. Настоящая проблема была в другом. Во-первых, двигатели Typ 101 не находились в серийном производстве. Во-вторых, были сырыми и не доведенными до ума. Прибавим сюда проблемы с системой охлаждения. Что же до надежности электротрансмиссии, то она была вполне приемлемой, что отмечают и немецкие, и советские танкисты.

Из отчета по испытаниям трофейного «Фердинанда» в Кубинке, 1943 год:

«За время испытания не было ни одного случая отказа или дефектов в работе каких-либо агрегатов по причине их несовершенства. Испытания электрической трансмиссии «Фердинанд» проводил совместно с заводом №627 НКЭП при участии инженеров-специалистов по электротяге НИИ НКПО.

8. По надежности работы.

а) Все агрегаты силовой установки, особенно электротрансмиссия, во время испытаний работали надежно.

б) Все элементы ходовой части работали надежно.

9. По электрической трансмиссии.

Электрическая трансмиссия имеет следующие положительные данные:

а) Принципиальная простота и высокая надежность в работе.

б) Обеспечение наиболее полного использования мощности первичных двигателей.

в) Возможность работы первичных двигателей в наиболее благоприятных режимах при различных условиях движения машины».

Конечно, «Фердинанд» отличается от «Тигра Порше», но его силовая установка почти полностью соответствует Typ 130, так что все вышесказанное, с поправкой на массу, актуально и для него.

Такое же мнение об электротрансмиссии Порше составили в процессе эксплуатации и немецкие танкисты, которые отмечают и недостатки системы охлаждения. Из доклада Хайнца Грешела:

«Температура в моторном отделении такая высокая, что в некоторых случаях начинало кипеть топливо.

Бензиновые двигатели. Неполадки в моторах являются в последнее время особенно многочисленными. Наиболее характерными из них являются:

Деформируются или изнашиваются клапана, как следствие разбитые поршни, шатуны и головки цилиндров.

Трещины и неплотные гильзы цилиндров, конечно, являются последствием перегрева.

Генераторы и электромоторы. В Нойзейдле у нас было последнее повреждение генератора. Это опять было короткое замыкание в рубящем контакте. С тех пор устройства работают без дефектов. Все же нужно подчеркнуть, что сейчас преобладает сухая погода и эти агрегаты редко полностью охлаждаются».

Это важно : тяговые электродвигатели не имели своей системы охлаждения.

Конечно, это писалось про эксплуатацию «Фердинандов», но в какой-то мере актуально и для «Тигра Порше». Известный специалист по истории немецкой бронетехники Хилари Дойл тоже считает проблемы с системой охлаждения самыми существенными, электротрансмиссия же, по его мнению, работала вполне надежно.

Трансмиссия на танке Тигр: чем была примечательна полуавтоматическая коробка передач от Maybach

Уже продолжительное время историки ведут ожесточенные споры о преимуществах и недостатках. Одни заявляют о превосходной броне и убойной мощности танкового орудия «Тигра», другие в противовес указывают на сложность конструкции, дороговизну производства боевой машины, недостаточно высокой надежности двигателя и трансмиссии. Похоже, что эти споры будут продолжаться уже долгое время, ведь у «Тигра» действительно были как сильные стороны, так и недостатки.

Можно говорить, что это был один из лучших танков времен Второй Мировой войны, но он точно не был идеальным. Особый интерес вызывает трансмиссия танка, ведь его масса составляла чуть меньше 60 тонн, поэтому вопрос, как такая махина приводилась в действие, не может не интересовать. В этой статье расскажем о трансмиссии «Тигра» и коробки передач производства Maybach полуавтоматического типа.

Особенности коробки передач танка «Тигр»

И на обычном «Тигре», и на «Королевском Тигре» применялась коробка передач, изготовленная по лицензии фирмой Maybach. Это был полуавтоматической агрегат с 8 передними и 4 передачами заднего хода. Коробка переключения передач «Ольфар» 401216В отличалась преселекторным управлением. Оператору достаточно было перевести селектор КПП в нужное положение, после чего боевая машина начинала движение.

Агрегат на «Тигре» по внешнему виду и габаритам отличался от КПП на «Королевском Тигре»: на «усовершенствованной» боевой машине применялась коробка с радиатором и резервуаром с водой без циркуляции охлаждающей жидкости. Она менялась ручным способом. На «Тигре» агрегат довольно быстро перегревался, что приводило к поломкам трансмиссии и обездвиживанию танка прямо на поле боя. За этот конструктивный недостаток «супертанк» Гитлера довольно часто критиковали даже немецкие солдаты.

Особенность КПП «Тигра» заключалась в том, что в ней не было общих валов для нескольких шестерен, то есть, каждая шестерня устанавливалась на отдельных подшипниках. Также агрегат получил автоматический гидравлический сервопривод. Оператору не нужно было выжимать педаль главного фрикциона, достаточно было всего лишь перевести рычаг.

Дальше сервопривод без участия оператора отключал главный фрикцион и включенную в этот момент передачу, после чего синхронизировал угловые скорости зубчатых муфт, обеспечивал включение следующей скорости, а дальше уже и главного фрикциона. Если гидравлический сервопривод выходил из строя, у водителя оставалась возможность в ручном режиме производить переключение скоростей полуавтоматической коробки передач. Шестерни КПП смазывались струйным способом, в место зацепление обеспечивалась подача смазочного материала.

Читайте также  Шрус это трансмиссия или ходовая

Трансмиссия «Тигра»

У танка действительно на тот момент была прогрессивная конструкция трансмиссии. Она способствовала снижению нагрузки на водителя, поскольку тому не требовалось затрачивать колоссальные усилия на переключение передач – эту задачу на себя брал гидравлический сервопривод. В сочетании с торсионной подвеской боевая машина была действительно легкоуправляемой, подвижной, мобильной. Конструктивно трансмиссия «Тигра» получила карданную передачу, обеспечивающую передачу крутящего момента от КПП, механизма поворота, собственно самой полуавтоматической КПП, дисковых тормозов и бортовых передач.

Такая компоновка выгодно отличалась и тем, что механизм поворота, коробку и главный фрикцион объединили в один двухпоточный механизм переключения передач и поворота. Трансмиссия обеспечивала поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Дальше крутящий момент поступал на двухступенчатые бортовые редукторы и ведущие колеса трансмиссии переднего расположения.

Можно сказать, что такая трансмиссия буквально сама вела танк. От водителя не требовалось ни больших физических усилий, ни опыта, ни квалификации. Обучиться управлению и вождению танком не составляло особого труда даже абсолютно новому члену экипажа. Поэтому нередко в случае выбытия водителя из экипажа его подменяли и продолжали эксплуатацию боевой машины. Таким образом, примечательная особенность полуавтоматической Maybach заключалась в обеспечении комфортных условий управления боевой машиной. Да, она не была идеальной и сверхнадежной, но в «Тигре» этот агрегат был не самым откровенно слабым местом.

Коробка переключения передач «Ольфар» 401216В

Первый электротанк Порше

По поводу бронетанковой составляющей творчества Фердинанда Порше у многих сложилось мнение как о некоем любимце Гитлера, который просочился в немецкий танкопром и делал всякую ернду, никому не нужную. Такое говорить могут только те, кто про немецкое танкостроение не знает практически ничего. Начать надо с того, что непосредственно танками Порше начал заниматься еще во второй половине 20-х годов. 26 марта 1927 года был подписан контракт с Daimler-Benz на разработку среднего танка Armeewagen 20. Так вот, главным конструктором A.W.20 на Daimler-Benz стал Фердинанд Порше, вместе с которым разработкой руководил Рудольф Мертц. Машина, более известная как Großtraktor, получилась самой заумной из трех вариантов данного танка, но и остальные получились не сильно лучше. Далее пути Daimler-Benz и Порше несколько разошлись, поскольку тот открыл собственное дело — Porsche K.G. Инжиниринговая компания занималась различными разработками, в основном связанными с автомобилестроением. При этом Порше всё же продолжал сотрудничество с Daimler-Benz, но первое время не по танкам.
Снова Порше понадобился во второй половине 30-х годов, когда выяснилось, что Z.W., он же Pz.Kpfw.III, явно не получился с точки зрения ходовой части. Между тем, Porsche K.G. в 1933 году разработала торсионную подвеску для танков, которую впервые применили на Landsverk L-60. Детище Карла Рабе, правой руки Порше, оказалось для немецкого танкостроения эпохальным. Уже вскоре эту подвеску применили на Z.W.38, ну а далее торсионная подвеска стала основополагающей для большинства немецких танков. Для Гитлера данное событие не осталось без внимания. Дело в том, что эксперименты Генриха Книпкампа не всегда заканчивались удачно, тот же Z.W.38 встал в производство с большим скрипом. У нас бы за такое Книпкампу сделали цугундер, причем два раза, а тут божья роса. Тем не менее, в 1939 году образовалась Танковая комиссия. Инициаторами ее создания стали Гитлер и Тодт. Возглавил ее Порше, заместителем стал Оскар Хакер, глава фирмы Steyr. Так образовалась своеобразная «австрийская группировка»: помимо австрийского происхождения большинства членов комиссии, многие из них ранее работали на Austro-Daimler. Была у Panzerkomission и производственная база: в этой роли выступал завод Nibelungenwerk, построенный Steyr после аншлюса и выпускавший ряд немецких танков. Также «в деле» оказались несколько немецких промышленных гигантов, включая Krupp и Siemens. А в 1941 году там же оказалась Škoda. Вот в таком составе и была создана первая самостоятельная разработка Порше как танкостроителя — тяжелый танк Typ 100, он же VK 30.01(P).

Причины, по которым Posche K.G. занялась разработкой именно тяжелого танка, лежат на поверхности. С легкими танками дела обстояли вполне хорошо, со средними тоже, причем их имелось сразу два. А вот с тяжелыми танками дела обстояли сложно. Танк прорыва D.W. у Книпкампа и Henschel не выходил, аки каменный цветок. Развитие этого проекта получило обозначение VK 30.01 (H), причем конструкция его шасси, которое разрабатывалось совместно Henschel и Книпкампом, постоянно переделывалась. Судя по всему, кому-то в немецком военном руководстве стало ясно, что затягивание работ над проектом создания тяжёлого танка 30-тонного класса может привести к негативным последствиям. Посему в декабре 1939 года началась разработка Sonderfahrzeug I (спецмашина I), он же Typ 101, возглавил ее Франц-Ксавье Раймшпис. Правда, сформировалась машина далеко не сразу. Дело в том, что ТТТ оказались крайне странными. Боевая масса машины должна была составлять 25–30 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать орудие калибра 75 либо 105 мм. Летом 1940 года работу по танку тормознули, но в начале 1941 года разморозили. Причина всё та же — каменный цветок у Книпкампа и Henschel всё еще не выходил.


Опытный образец VK 30.01(P) на испытаниях.

Вторая итерация Typ 100 получилась примерно в стиле «да пошли бы в пень, герр Книпкамп, со своими идеями, вы сами не знаете, что хотите». Ну да, танк имел индекс VK 30.01(P), только вот зря его некоторые записывают в средние по массе. Там было совсем не 30 тонн, а где-то в районе 45. То есть Порше делал однозначно тяжелый танк. Послали в пень и придурковатые идеи типа «а давайте дадим тяжелому танку плевательницу по типу Pz.Kpfw.IV». Вместо этого была выбрана 88-мм зенитная пушка Flak 18. Новое орудие требовало и новой башни, причем с внушительным для того времени диаметром погона – 1900 мм. Разработкой этой башни занималась Krupp. Впрочем, более поздний вариант башни получил диаметр погона 1800 мм, да и сама ее форма оказалась другой. Толщина брони лобовой части башни составила 80 мм, а бортов – 60 мм. Что касается корпуса, то его точная толщина неизвестна, но, судя по записям совещания, которое прошло 26 мая 1941 года, его борта уже тогда были толщиной 60 мм. Вероятнее всего, лоб корпуса имел толщину 80 мм, то есть в лобовой проекции танк был защищен от огня противотанковой пушки 5 cm Pak 38. Вот это уже было похоже на тяжелый танк, а не на некое недоразумение, которое лабали Книпкамп и компания.


Машина так и не получила башню, вместо нее стоял массогабаритный макет.

Танк получился радикально отличающимся от всего того, что делалось под надзором 6-го отдела Департамента Вооружений. Он имел классическую компоновку с довольной необычной моторно-трансмиссионной группой. Вместо одного бензинового двигателя водяного охлаждения Typ 100 оснащался спаркой бензиновых моторов воздушного охлаждения. Суммарно два 10-литровых мотора Typ 100, выполненных по схеме V-10, выдавали 420 лошадиных сил. Их делали на заводе Simmering-Graz-Pauker AG из Вены. Работали моторы совместно с электромеханической трансмиссией, которую спроектировал Отто Цадник в плотном сотрудничестве с Siemens. Двигатели сгруппировали с генераторами, которые передавали энергию на электродвигатели в носовой части корпуса. Ведущие колеса также находились спереди. По-своему оказалась сделана и ходовая часть. Инженеры-конструкторы Порше отказались от концепции торсионной подвески, которую сами же в свое время и создали. Вместо этого была разработана новая торсионная подвеска, рабочие элементы которой были вынесены за пределы корпуса. Получилась своеобразная помесь блокированной и торсионной подвески: как и у B.W., опорные катки здесь блокировались в тележки по два, но в качестве упругого элемента использовался укороченный торсион. Подобная конструкция заметно упрощала конструкцию корпуса – не требовалось делать многочисленные отверстия и крепления под торсионы. Кроме того, при подрыве на мине теперь требовалось всего лишь поменять тележку. Кстати говоря, изготавливались элементы ходовой части на Skodawerk. Не менее интересно выглядела и моторно-трансмиссионная группа. Наконец,


«Банда Порше» в ходе езды неподалеку от Nibelungenwerk, 1942 год.

Общая сборка танка отводилась заводу Nibelungenwerk, который был построен Steyr. В принципе, уже весной 1941 года имелся полный набор смежников, так что Typ 100 вполне могли запустить в серию еще с 1941 года. И машина эта была бы очень опасной. Но она утонула в разных требованиях по улучшению характеристик. Посему единственный образец танка был построен в районе октября 1941 года и использовался как тестовая лаборатория. Благодаря его постройке удалось получить массу полезной информации, которая позже сильно пригодилась при проектировании VK 45.01(Р). Башню, впрочем, ставить на шасси не стали, установив вместо неё массо-габаритный макет.

Ferdinand [Гайд устарел]

  • Пожалуйста, авторизируйтесь для того, чтобы ответить

Guider #25241 Отправлено 02 фев 2012 — 22:03


Популярное сообщение!

История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру, проведя показательные стрельбы. Оба образца показали близкие результаты, и решение о выборе образца для серийного производства не было принято. Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля. В апреле — июне испытания были продолжены, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений.
Несмотря на принятое решение, Порше не прекращал работы над совершенствованием своего танка. 21 июня 1942 года рейхсминистерство вооружения и боеприпасов на основании личного распоряжения Гитлера дало указание об установке на танк мощной 88-мм пушки с длиной ствола 71 калибр. Однако, установка данной пушки в существующую башню оказалась невозможной, о чём руководство завода «Нибелунгенверке» сообщило 10 сентября 1942 года. Параллельно также по инициативе Гитлера прорабатывался вопрос об установке на шасси танка трофейной французской 210-мм мортиры в неподвижной рубке.
Ещё в марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооружённую мощной 88-мм пушкой PaK 43. 22 сентября 1942 года фюрер высказался о необходимости переделки шасси «Тигра» Порше в такую установку, одновременно усилив лобовое бронирование до 200 мм. Официально Порше был уведомлён о переделке танка в самоходное орудие 29 сентября, однако проигнорировал это указание, надеясь на принятие на вооружение своего танка с новой башней для размещения длинноствольной 88-мм пушки. Однако, 14 октября 1942 года Гитлер потребовал немедленно начать работы по переделке шасси танков Порше в противотанковые САУ. Для ускорения работ к проектированию штурмовых орудий была привлечена фирма «Алкетт», имевшая большой опыт в данной области.
При проектировании «Фердинанда» Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12,8 cm K 40 (Sf) auf VK3001 (H). Эти тяжёлые машины, вооружённые 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году. Проект «конверсии» танков в САУ делался КБ «Порше» и фирмой «Алкетт» в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины — в частности, по причинам технологического характера (необходимость изготовления выреза в 200-мм броне, к тому же ослаблявшего лобовую плиту) построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования. Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом, в кормовой части; в то же время, общая компоновка машины подверглась существенным переделкам. Поскольку новое орудие имело значительную длину ствола, бронированную рубку с пушкой было решено установить в кормовой части корпуса, ранее занятой двигателями и генераторами, которые, в свою очередь, были перемещены в середину корпуса. Механик-водитель и радист, оставшиеся на своих местах в передней части корпуса, оказывались таким образом «отрезанными» от всего остального экипажа. Вместо не доведённых и не находящихся в серийном производстве двигателей Порше были установлены двигатели «Майбах», что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения. Также, были заново спроектированы бензобаки увеличенной ёмкости. 28 декабря 1942 года проект САУ был рассмотрен и в целом одобрен (в ходе обсуждения проекта были высказаны требования к снижению веса машины, которые были удовлетворены рядом мероприятий, в частности уменьшением боекомплекта).
В январе 1943 года на фирме «Нибелунгенверке» началась переделка танковых шасси в САУ. К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. В знак уважения к создателю Гитлер в феврале 1943 года приказал присвоить новым самоходкам его имя

Читайте также  Что такое коэффициент трансмиссии

Информация взята с Википедии
Кого интересует, можете почитать в нашей танковой вики перейти

ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Сверхтяжелый немецкий танк прорыва «Мышь» (Порше-205): Почему в Третьем Рейхе дело не дошло до серийной сборки этого детища выдающегося инженера Фердинанда Порше — создателя «Тигра» и «Фердинанда»!

При произнесении названия автомобильной марки Порше, воображение человека сразу рисует элегантный дорогой седан, предназначенный для передвижения по дорогам наиболее обеспеченных жителей планеты. При этом редкий историк знает, что самый тяжелый танк времен Второй Мировой войны с ироничным называнием «Мышь», также был разработан по личному распоряжению Гитлера компанией Порше.

Мало кому известно и то, что в 30-х годах Фердинанд Порше был приглашён в СССР и побывал на авиационных и танковых заводах. Ему было предложено переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР и работать по специальности в области танкостроения, авиационной и автомобильной промышленности. Но он отказался. Позже, уже во время Второй мировой войны германская военная разведка потребовала от него данных о русской военной промышленности: об оборудовании, технологических секретах, о выплавке стали.

Порше 205

Самое интересное, что танк, имевший рекордную для подобных машин массу 188 тонн, официально именовался Порше 205. В его создании принимал личное участие владелец фирмы — Фердинанд Порше. Свое прозвище «Маус», танк получил, несколько позже, за свои огромные размеры. Возможно устав от громких названий танков «Тигр» и «Пантера», которые то и дело становились жертвами не имевших звучных прозвищ советских машин, немцы на этот раз решили пойти от обратного, назвав свой самый тяжелый танк — мышью.

Впрочем, истинным отцом танка, все же, следует считать не его непосредственных создателей, а Адольфа Гитлера, который на одном из совещаний 8 июля 1942 года поручил Фердинанду Порше и Альберту Шпееру разработать «танк прорыва». По замыслу фюрера данная военная машина должна была иметь максимально возможную бронезащиту и две пушки калибром 128мм и 150мм. Учитывая особую важность данной работы в создании танка кроме Порше, участвовало еще несколько крупных немецких компаний.

Двигатель для танка был предоставлен фирмой «Даймлер-Бенц», «Сименс» создала трансмиссию, а башню и корпус танка отливали на заводах фирмы «Крупп». Сборка отдельных частей «Мауса» в единое целое проходила на заводе фирмы «Алкетт». Технические характеристики танка впечатляли. Тяжелая машина имела гусеницы шириной 1,1 метра и многокатковую ходовую часть. Данное сочетание, несмотря на большой вес танка, обеспечивало удельное давление на грунт, не превосходившее показатели классических тяжелых танков. При этом машина обладала толстой круговой броней и сразу двумя пушками. Интересным нововведением стала электромеханическая независимая трансмиссия правой и левой гусениц танка. Экипаж танка состоял из пяти человек. Трое располагались в башне и вели бой, тогда как двое других находились в кабине водителя.

Редкий трофей

Несмотря, на то, что распоряжение об изготовлении танка отдал лично Гитлер, работы по его созданию продвигались не так быстро, как хотелось бы военным Германии. Деревянный макет был изготовлен и представлен Гитлеру лишь в мае 1943 года. Следом за ним в декабре того же года провели испытания ходовой части танка. Причем, если сама движущаяся платформа была выполнена из металла в натуральную величину с установленным на ней авиационным двигателем МВ 509, то вместо башни опытный образец танка имел деревянный муляж.

Тем не менее, испытания прошли удачно, и рабочие приступили к изготовлению самого танка для поставки в войска. Но, поскольку дела на фронте шли все хуже и хуже, а на предприятиях катастрофически не хватало людей, первые два танка проекта «Маус» сошли с конвейера лишь в августе 1944 года. Боевым машинам были присвоены порядковые номера 205/1 и 205/2. На этом дело и закончилось. В конце 1944 года, когда немцы «считали каждый литр бензина» Гитлер отдал распоряжение свернуть все работы по производству первых 10 серийных танков проекта «Маус». Причем даже уже изготовленные первые два танка в войска так и не поступили. Чтобы они не достались в качестве трофеев советским войскам, оба танка 21 апреля 1945 года были взорваны неподалеку от железнодорожной станции около городка Куммерсдорф. Тем не менее, танк, имевший серийный номер 205/2 имел настолько сильную броню, что оказался, разрушен лишь наполовину.

Впоследствии произошло то, чего так опасались нацисты. Останки танков в качестве трофеев достались частям Красной Армии. Их вывезли сначала в Ленинград, а затем в Кубинку под Москвой. На танковом полигоне из сохранившихся частей двух немецких машин был собран один полноценный танк проекта «Маус». В 1951-1952 годах он даже участвовал в учениях и был обстрелян на танковом полигоне. Сегодня танк проекта «Мышь» с корпусом от танка 205/1 и башней от 205/2 находится в бронетанковом музее в Кубинке и доступен для обозрения всем желающим.

Ferdinand/История

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger конструкции доктора Фердинанда Порше. Изначально САУ имела хороший потенциал, однако тактика применения и неблагоприятные условия местности, на которой применялись «Фердинанды», во многом помешала реализовать преимущества этой САУ. Фердинанды участвовали в боях на северном фасе Курской дуги, на осенних боях 1943 на Восточном фронте, в Италии и на западной Украине в 1944, а оставшиеся в строю немногочисленные САУ — в боевых действиях в Польше и Германии в 1945. В Советской Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

История создания

История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру, проведя показательные стрельбы. Оба образца показали близкие результаты, и решение о выборе образца для серийного производства не было принято. Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля. В апреле — июне испытания были продолжены, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений.

Несмотря на то, что военные отдали предпочтение «Тигру» фирмы «Хеншель», не прекращались работы и над VK 4501 (Р). Так, 21 июня 1942 года Ф. Порше получил указание вооружить свой танк более мошной 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр, созданной на основе зенитки Пак 41. Это задание было выдано рейхсминистерством вооружения и боеприпасов на основе личного распоряжения фюрера, который никак не хотел отказаться от очень ему понравившегося танка своего любимца Порше. Однако выполнить это не удалось, и 10 сентября 1942 года руководство завода «Нибелунгенверке» направило письмо в рейхсминистерство. в котором сообщало о невозможности установки на VK 4501 (Р) башни с 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Параллельно с этой задачей, конструкторское бюро Порше рассматривало вариант вооружения своего «Тигра» трофейной французской 210-мм мортирой в неподвижной рубке. Эта идея также принадлежала А. Гитлеру, который высказывался о необходимости иметь на вооружении панцерваффе самоходные артиллерийские установки больших калибров, необходимые для поддержки танковых частей.

Читайте также  Шкода кодиак тип трансмиссии

На совещании 22 сентября 1942 года, где среди прочих вопросов поднималась и судьба VK 4501 (Р), Гитлер высказался о необходимости переделки этого шасси в тяжелое штурмовое орудие, вооруженное 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр или 210-мм французской мортирой, установленных в неподвижной рубке. Кроме того, фюрер высказал пожелание об усилении лобовой брони машины до 200 мм — такая защита не пробивалась даже орудием «Тигра». При этом он предлагал использовать для этого «плиты морской брони». Однако никакого официального решения о судьбе VK 4501 (Р) на этом совещании не принималось. Лишь спустя неделю. 29 сентября, последовало официальнее указание фирме Порше от управления вооружений сухопутных войск о переделке танка его конструкции в «тяжелое штурмовое орудие». Однако конструктор мягко сказать проигнорировал это, так как еще не оставлял надежды увидеть свой танк на вооружении. Тем более что 10 октября 1942 года фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» получили распоряжение о разработке башни с 88-мм пушкой в 71 калибр для ее установке на шасси танков «Тигр» Порше и «Хеншель». Однако на заседании 14 октября 1942 года А. Гитлер потребовал, не ожидая завершения проектирования, немедленно начать работы по разработке и производству штурмовых орудий с 88-мм пушками на шасси танков VK 4501 (Р) и Pz.IV.

Для ускорения работ по переделке «Тигра» Порше была привлечена фирма «Алкетт» (Almerkische Kettenfabrik или сокращенно Alkett) в пригороде Берлина Шпандау — единственная в Рейхе, имевшая опыт изготовления штурмовых орудий. А на заводе «Нибелунгенверке» под руководством Ф. Порше в спешном порядке перерабатывали конструкцию силовой установки и электротрансмиссии для установки в новую самоходку. При этом кроме вооружения — 88-мм пушка и толщины брони в лобовой части — 200 мм, ограничивалась только боевая масса машины — не более 65 тонн. Остальные характеристики остааляли на усмотрение проектировщиков. Несмотря на заявление Порше о готовности начать серийный выпуск «тигров» с 12 мая 1942 года, заводы «Нибелунгенверке» и «Обердонау» были готовы к производству VK 4501 (Р) лишь к концу июля — потребовалось время на отработку технологического процесса, необходимой документации, инструмента и приспособлений. Но. несмотря на это, к началу августа на этих предприятиях имелся задел для сборки нескольких десятков шасси (бронекорпуса, раскрой броневых листов, детали ходовой части). После принятия решения о переделке «Тигра» конструкции Ф. Порше в тяжелое штурмовое орудие работы по сборке корпусов и шасси активизировались. В середине октября 1942 года два шасси (№ 15010 и 15011) передали фирме «Алкетт» для облегчения проектирования новой машины.

Проект переделки, разработанный «Алкеттом», был готов 30 ноября 1942 года (во всяком случае, именно эта дата стоит на эскизном проекте нового штурмового орудия). 11 декабря 1942 года его рассмотрели на заседании представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов и управления вооружений сухопутных войск. Самой значительной переделке подверглась общая компоновка машины. Большой вылет ствола артсистемы не позволял установить рубку с вооружением на месте боевого отделения танка VK 4501 (Р) в передней части корпуса. Поэтому была принята схема с кормовым расположением рубки с пушкой, для чего пришлось сдвинуть вперед двигатели силовой установки с генераторами, которые оказались в середине корпуса. Из-за этого механик-водитель и радист оказались «отрезанными» от остального экипажа, находящегося в рубке. Пришлось отказаться и от использования двигателей воздушного охлаждения Тур 101 конструкции Ф. Порше, установленных на VK4501 (Р) — они оказались достаточно капризными, к тому же не находившимися в серийном производстве. В результате пришлось прибегнуть к установке проверенных и надежных двигателей «Майбах» (Maybach HL 120TRM) мощностью 265 л.с., что потребовало полной переделки системы охлаждения (такие двигатели ставились на танки Pz.III и штурмовые орудия StuG III). Кроме того, для повышения запаса хода пришлось заново спроектировать бензобаки увеличенной емкости.

Проект в целом получил одобрение, правда, военные потребовали уменьшить массу машины до 65 т, как планировалось по заданию. 28 декабря 1942 года рассматривался переделанный и упрощенный проект тяжелого штурмового орудия на шасси «Тигра» Порше. Согласно приведенных представителями «Алкетта» более точных расчетов, боевая масса машины должна была составить 68,57 т: переделанный корпус, включая 1000 л горючего — 46,48 т, броневая рубка — 13,55 т, пушка с установкой броневым шарообразным щитком — 3,53 т, дополнительная защита лобовой части и передней части днища — 2,13 т, укладки боеприпасов и снаряды — 1,25 т и экипаж с инструментами и запасными частями -около 1,63 т. Некоторые инженеры и «Нибелунгенверке». и «Алкетта» опасались, что ходовая часть, рассчитанная на 55-тонную боевую машину, может не выдержать дополнительной массы. В результате обсуждения было принято решение облегчить самоходку за счет уменьшения боекомплекта, изъятия пулемета в лобовом листе рубки, части инструмента и запасных частей, а также дополнительной 30-мм брони на нижнем переднем листе корпуса. В результате этих мероприятий удалось уложиться в заданный 65 т, проект был одобрен и рекомендован к серийному производству. Одновременно поступило указание об изготовлении 90 таких машин и формировании из них двух батальонов.

Инспекторы управления вооружения сухопутных сил в апреле 1943 года приняли 30 «Фердинандов», оставшиеся 60 машин были приняты в мае. Один из них остался в распоряжении военной приемки (WafPruef) на «Нибелунгенверке» для испытания и проверки вооружения, а 89 передали в распоряжение управления артиллерийско-технического имущества сухопутных сил. Там «фердинанды» получат и боеприпасы, инструменты, запасные части и радиостанции. 29 машин передали в войска в апреле. 56 — в мае, остальные 5 отправили в июне, когда подразделения уже выдвигались к линии фронта. 1 мая 1943 года фирма «Нибелунгенверке» получила заказ на изготовление пяти машин на шасси «Тигра» Порше, предназначенных для эвакуации поврежденных или застрявших «фердинандов». Проект, получивший обозначение Bergepanzer Tiger (Р), был закончен в начале июля 1943 года. Он представлял собой шасси «Фердинанда», но без дополнительной брони, в кормовой части которого располагалась небольшая рубка в форме усеченной пирамиды с люками и шаровой пулеметной установкой в лобовом листе. Машина не имела никакого оборудования, кроме 10-тонной лебедки, которая могла монтироваться на корпусе снаружи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: