Что такое тон генератор в синтезаторе

Архитектура модульного синтезатора Простейший синтезатор, который можно себе представить, будет состоять из осциллятора, например, пилообразного сигнала, который будет подавать сигнал на

Что такое тон генератор в синтезаторе

Архитектура модульного синтезатора

Простейший синтезатор, который можно себе представить, будет состоять из осциллятора, например, пилообразного сигнала, который будет подавать сигнал на аудио-выход, подключенный к акустической системе. Высота генерируемого сигнала будет управляться клавиатурой.

Пример звучания такого синтезатора:

Отдельные компоненты синтезатора, выполняющие простые законченные функции, такие как осцилляторы или фильтры, называются модулями. Модульный синтезатор представляет собой соединение в единую цепь множества таких модулей. На рисунках линии, соединяющие модули, это виртуальные кабели, передающие между ними сигнал так же, как настоящие кабели в настоящем «железном» синтезаторе.

Управление громкостью

Одна из проблем нашего простейшего синтезатора это отсутствие управления громкостью осциллятора, т.е. наш инструмент будет непрерывно производить звук! Чтобы исправить этот недостаток, добавим модуль, который называется Voltage Controlled Amplifier (управляемый напряжением усилитель) или VCA. Функция усилителя состоит в том, чтобы увеличивать или уменьшать громкость (иными словами, амплитуду или уровень) сигнала. Можно сказать, что VCA это регулятор громкости. Осцилляторы и другие генерирующие звук модули (например, генераторы шума) непрерывно создают звук, а VCA держит его уровень на нуле, пока вы не нажимаете клавиши.

В аналоговых синтезаторах VCA действительно управляются электрическим током. В виртуальных синтезаторах нет никаких электрических проводов, однако модуль, управляющий амплитудой сигнала, по традиции называется VCA. Во многих синтезаторах большинство VCA работают «под капотом», так что не нужно думать о том, где они находятся и как управляются, однако важно знать, как они устроены.

Добавим VCA в наш синтезатор, т.е. подключим новый модуль и еще пару проводов.

Пример звучания синтезатора с модулем VCA (обратите внимание, появилась возможность делать паузы регулировать громкость):

Кабель gate передает с клавиатуры на VCA сигнал, который означает note on (клавиша нажата), отсутствие же сигнала означает note off (клавиша отпущена). Когда сигнал gate отсутствует, мы ничего не слышим, а когда он есть, VCA передает сигнал осциллятора на аудио-выход.

Кабель velocity передает сигнал, управляющий уровнем громкости усилителя, который зависит от того, как быстро мы нажали клавишу. В случае сильного или быстрого нажатия звук на выходе будет громче, чем в случае слабого или медленного.

Фильтры

Пример использования низкочастотного фильтра:

Пример использования высокочастотного фильтра:

Фильтры это инструменты для обработки сигнала. Любое устройство, как-либо модифицирующее сигнал, технически представляет собой фильтр. Однако, когда говорят о фильтрах, обычно имеются в виду фильтры, изменяющие спектральный состав сигнала, изменяющие частотные характеристики звука. В этом смысле термин «фильтр» будет использоваться и здесь.

Фильтры позволяют усилить или, наоборот, подавить в звуке определенный частотный диапазон. Ослабление высоких или усиление низких частот делает звук более «темным» или приглушенным, а усиление высоких или ослабление низких частот — наоборот, более «ярким».
Такого рода фильтрация постоянно встречается и в реальной жизни. Если вы будете говорить, держа перед лицом, например, большую книгу, она отфильтрует некоторую часть высоких частот вашего голоса, так что он станет более «темным» и приглушенным.

Низкочастотный и высокочастотный фильтры

Низкочастотный фильтр пропускает низкие частоты и подавляет высокие, делая тембр звука более приглушенным. Диапазон частот, который блокируется фильтром, называется stop band. Диапазон частот, который фильтр пропускает — pass band (полоса пропускания). Эти диапазоны разделены постепенным переходом, который называется transition band. Ширина этого перехода зависит от силы (rate), с которой фильтр подавляет сигнал, она называется slope (наклон) и измеряется в децибелах на октаву. Частота, на которой фильтр подавляет сигнал до значения в 0,7 от его уровня, называется частотой среза (cutoff frequency).

Высокочастотный фильтр работает противоположным образом: пропускает высокие частоты и подавляет низкие.

Техническое замечание: точное значение уровня подавления, который определяет частоту среза фильтра — 0,707 от максимального уровня сигнала. Мощность сигнала пропорциональна квадрату амплитуды сигнала, и на 0,707 максимального уровня мощность падает вдвое. Поэтому частоту среза также называют «точкой половины мощности», а поскольку это падение мощности приводит к уменьшению громкости приблизительно на 3 децибела, частоту среза можно также назвать «точкой 3dB».

Полосовые фильтры: пропускающий (band pass) и режекторный (band reject)

Пример использования полосового пропускающего фильтра:

Пример использования полосового режекторного фильтра:

Полосовой пропускающий фильтр напоминает комбинацию низкочастотного и высокочастотного фильтров, и пропускает только определенную частотную полосу, подавляя всё остальное. Полосовой режекторный фильтр, наоборот, подавляет определенную полосу частот, пропуская всё остальное.

Свойства фильтров

Рассмотренные фильтры имеют ряд характеристик, которыми можно управлять. В низкочастотном и высокочастотном фильтре мы можем регулировать частоту среза, изменяя тем самым частотный диапазон сигнала. Пропускание синтезаторного лида (одноголосной мелодической линии) через фильтр нижних частот и медленное перемещение частоты среза вверх-вниз — популярный прием, часто используемый в электронной музыке.

В полосовых фильтрах, вместо частоты среза, можно изменять центральную частоту и ширину полосы.

В некоторых фильтрах можно регулировать крутизну (slope).

Многие фильтры позволяют устанавливать значение резонанса или Q. Резонанс возникает, когда частотные компоненты, находящиеся вблизи частоты среза подаются обратно на вход фильтра, создавая обратную связь. Количество циклов обратной связи влияет на относительную громкость этих частотных компонентов и, соответственно, на тембр звука. Например, эффект вау-вау — это резонансный фильтр нижних частот с педалью, управляющей частотой среза.

Пример звучания низкочастотного фильтра с резонансом:

Добавим модуль низкочастотного фильтра в наш воображаемый синтезатор, и поместим его между осциллятором и VCA. Этот фильтр поможет внести разнообразные изменения в звук нашего синтезатора, от мягкого уменьшения резкости тембра до, наоборот, создания брутальных спецэффектов.

Пример звучания синтезатора с низкочастотным фильтром:

Управляющие сигналы

Чтобы получить максимальную отдачу от нашего синтезатора, нам необходима возможность управления каждым из его модулей. Хотя у многих синтезаторов есть множество ручек и кнопок, у большинства людей только две руки, кроме того, довольно трудно точно настраивать более одной или двух ручек одновременно. К счастью, почти каждый модуль в синтезаторе может управляться другим модулем. И кстати, наш воображаемый синтезатор уже делает это: частота генератора и уровень громкости VCA контролируются клавиатурой.

Генераторы огибающей

Один из способов управления сигналами, проходящими внутри синтезатора — использование модуля envelope generator (генератор огибающей). Когда генератор огибающей получает gate-сигнал «note on», он в свою очередь генерирует сигнал, управляющий другим модулем. В отличие от осциллятора, который повторяет свой сигнал снова и снова, генератор огибающей передает свой сигнал один раз. Как и сигнал осциллятора, огибающая может быть представлена в виде графика:

Генератор огибающей отправляет управляющий сигнал, который может быть использован для управления другим модулем. Огибающую можно представить, как автоматическую последовательность команд, управляющих регуляторами громкости. Например, изображенная выше огибающая начинается с отправки сигнала, который постепенно движется вверх от нуля до единицы, что соответствует повороту ручки из крайнего левого положения в крайнее правое. Затем, сигнал движется вниз до значения 0,7, т.е. ручка поворачивается немного влево, и т.д.

Огибающие вроде той, что изображена выше, называются ADSR-огибающими, поскольку состоят из четырех стадий: Attack, Decay, Sustain и Release. При подключении модуля ADSR-огибающей мы назначаем параметры каждой из 4 стадий огибающей, которая запускается при получении gate-сигнала «on». Например, огибающая на картинке выше начинается со стадии атаки (Attack) продолжительностью 250 миллисекунд, в течение которой уровень сигнала возрастает от 0 до 1. Затем наступает стадия «спада» (Decay) продолжительностью 200 миллисекунд, когда уровень уменьшается до значения 0,7. В течение всей стадии «поддержки» (Sustain) уровень остается на этом значении, пока генератор огибающей получает gate-сигнал «on». Стадия Sustain не имеет заранее определенной продолжительности, для нее задается уровень сигнала относительно максимального (в данном случае он равен 0,7). Когда gate-сигнал меняет значение на «off», наступает стадия снятия (Release), она продолжается 200 миллисекунд, в течение которых уровень сигнала падает до нуля.

ADSR-огибающая обычно используется для модуляции громкости сигнала, однако, она может быть использована для управления почти любым модулем. Например, эта же огибающая может управлять низкочастотным резонантным фильтром, создавая эффектный «sweep» при взятии каждой ноты.

Добавим генератор огибающей в наш синтезатор и подключим его ко входу модулирующего сигнала усилителя (VCA):

Пример звучания синтезатора с генератором огибающей:

Низкочастотные осцилляторы (LFO)

Еще один тип модулей, часто используемых для управления другими модулями — низкочастотный осциллятор или LFO. Это обычный осциллятор, который может генерировать сигналы различной формы волны и амплитуды, но очень низкой частоты (меньше 20 Гц). Эти сигналы обычно используются для управления другими модулями синтезатора. Например, LFO может смещать общий уровень громкости усилителя (VCA) вверх-вниз, создавая эффект тремоло. Можно рассматривать его как маленького робота, который крутит ручки регулятора громкости с заданной частотой и амплитудой.

Добавим модуль LFO в наш синтезатор и подключим его к осциллятору, чтобы слегка колебать его частоту вверх-вниз, как это делает левой рукой скрипач, создавая эффект вибрато. Кроме того, используем генератор огибающей для модуляции частоты нашего фильтра, таким образом мы получим «sweep»-эффект на каждой ноте, особенно при высоком значении резонанса. Использование управляющего сигнала для изменения частоты другого сигнала называется «частотной модуляцией» или FM (frequency modulation):

Пример звучания синтезатора с модулем LFO:

Что такое тон генератор в синтезаторе

Автор: qwe1994qwe, [email protected]
Опубликовано 23.01.2014
Создано при помощи КотоРед.

Доброго времени суток!
Хочу представить вам самодельный одноголосный музыкальный синтезатор.

В функциональный состав синтезатора входят:

  • делитель напряжения;
  • генератор низкой частоты(ГНЧ);
  • тон-генератор;
  • генератор шума(ГШ);
  • блок регистровых делителей(регистры);
  • фильтр НЧ/ВЧ;
  • усилитель управляемый напряжением(УУН);
  • коммутатор;
  • внешний вход;

Делитель напряжения используется для питания микросхем 5 Вольт, в схеме тон-генератора и регистровых делителей.

Расчёт сопротивление производится по формуле:

R1 = 820 Ом; R2 = 4,7 кОм; R3 = 820 Ом;

Читайте также  Что меняют в генераторе щетки ваз 2110

R4 = 4,7 кОм; R5 = 820 Ом; R6 = 4,7 кОм;

R7 = 47 кОМ; R8 = 8,2 кОм; R9 = 8,2 кОм;

R10 = 910 кОм; R11 = 8,2 кОм; R12 = 8,2 кОм;

C1 = C2 = C3 = C4 = C5 = 4,7 мкФ 10В; C6 = 0,1 мкФ;

VT1 = VT2 = VT3 = КТ315;

Резисторами R2, R4, R6 изменяют частоту генератора.

Резисторы R2, R4, R6, могут быть расположены как каждый отдельно, или могут быть спарены, так как показано на схеме:

Также можно применит трёхсекционный переменный резистор(если такой имеется, ха))).

R1 = 22 кОм; R3 = 1 кОм; R4 = 100 кОм;

C1 = C2 = C3 = 0,5 мкФ;

Колличество R2.n и S3.n зависит от колличества клавиш. R1 используется для опускания частоты генератора, при нормальной игре он должен быть в верхнем положении(R=0). Резистор R1 лучше всего применят ползункового типа и разместить в крайней левой части корпуса синтезатора.

Резистор R4 регулирует глубину частотной модуляции.

Переключатели S1 уменшает частоту в 2 раза. Переключатель S2 повышает частоту в 2 раза, если S1 находится в разомкнутом положении.

R1 = 82 кОм; R2 = 430 кОм; R3 = 220 кОм;
C1 = 0,1 мкФ; VD1 = КС168А;

Резистор R3 регулирует уровень выходного сигнала.

R1 = R3 = R5 = R7 = R9 = 430 кОм;

R2 = R4 = R6 = R8 = R10 = 4,7 кОм;

DD1 = DD2 = К155ТМ2;

выв. 14 DD1, DD2 = +5 Вольт;

выв. 7 DD1, DD2 = -5 Вольт;

Резисторами R2, R4, R6, R8, R10, производят плавную регулировку уровня регистров 1′, 2′, 4′, 8′, 16′, соответственно.

R1 = 33 кОм; R2 = 82 кОм; R3 = 22 кОм;

R4 = 470 кОм; R5 = 1 кОм; R6 = 47 кОм;

R7 = 430 кОм; R8 = 47 кОм; R9 = 430 кОм;

R10 = 47 кОм; R11 = 47 кОм; R12 = R13 = 1 кОм;

C1 = 0,1 мкФ; C2 = 1000 пФ; C3 = 3000 пФ;

C4 = 0,1 пф; C5 = 3000 пФ; C6 = 0,1 мкФ;

VT1 = VT2 = VT3 = КТ315;

Резистрор R5 регулирует уровень резонанса. ВНИМАНИЕ, При малом сопротивлении R5, начинается самовозбуждение фильтра на высших частотах.

Резисторы R8, R10 производят регулировку по низким частотам. В разрывы схемы желательно поставить резисторы сопротивлением по 100 Ом.

Резистор R6 производит регулировку по высоким частотам, а резистор R11 служит для глубины модуляции по высоким частотам.

Усилитель управляемый напряжением:

R1 = 24 кОм; R2 = 22 кОм; R3 = 3 кОм;
R4 = 4,7 кОм; R5 = 2 кОм; R6 = 100 кОм;
C1 = 0,1 мкФ; C2 = 4,7 мкФ; C3 = 0,1 мкФ;
VT1 = КТ315;

Резистор R6 регулирует глубину амплитудной модуляции.

Переключение функциональных узлов осуществляется с помощью перемычек(в моём случае), вы можете использовать другой способ коммутации, например с помощью переключателей ил иразьёмов. я использовал перемычки от переключателя диапозонов телевизора.

Ещё немаловажным условием является, то чтобы перемычки легко достовались и вынимались, чтоб несоздовать неудобства во время игры.

Коммутатор можно разместить в правой части корпуса синтезатора.

Резисторы также могут быть спарены, так как в моей конструкции.

Примеры звучания(АМ, фильтр, регистры, шум):

Самодельный музыкальный синтезатор

Идея в том, чтобы разработать и собрать электронный синтезатор с некоторыми функциями, эффектами и т.д. Это мой старый школьный проект, и я переделал и изменил его. Это интересно.

В интернете есть много схем любительских синтезаторов. Большинство основано на 555 или какой — то схеме генератора. Ограничение таких решений в том, что такая схема генерирует только один тон одновременно. Чтобы играть реальные аккорды, необходимо нажимать несколько клавиш одновременно, соответственно получая несколько тонов одновременно. То есть, для 12 тонов, необходимо 12 генераторов частоты. Если клавиатура имеет 48 клавиш, то требуется 48 генераторов тонов.

Спасением может быть логическая CMOS микросхема 4060. 4060 представляет собой 14 канальный двоичный счётчик/делитель со сквозным переносом и генератор. Блок схема внутренних функций 4060 из даташита выглядит так. Выход Qn является n-ным значением счетчика, представленным как 2^n, например Q4 2^4 = 16(1/16 тактовой частоты) и Q5 2^5 = 32 (1/32 тактовой частоты).

О частотах хроматизмов можно прочесть здесь

Масштабы октав связаны. Первая октава C1 (16.3Hz) составляет половину второй октавы C2 (32.7Hz) и так далее. Микросхема 4060 может разделить их тактовую частоту через Qn выходы. Нам понадобится 12х4060 генераторов тона, и будет поддерживаться 7 октав(12×7 = 96 тонов, бинго).

Таким образом, первоначальный проект такой. Конструкция состоит из 12×4060 генераторов тона, dsPIC для звуковых эффектов и контроля, усилителей.

На первой схеме показаны генераторы тона 4060. Тактовая частота может быть рассчитана по формуле f = 1 / (2xPixR2xC1). Я планирую использовать 4 октавы (48 тонов) начиная с С3 (130Hz) до B6 (1975Hz). Вы можете сами выбрать требуемые величины. Я подготовил схему с 6 выходным тонам.

Следующие схемы являются простым блоком питания 7805 и усилителем LM386. Ничего особеннного.

Первый шаг заключается в подготовке физических кнопок и ПП. Кнопки взяты от клавиатуры выброшенной китайской игрушки. К сожалению, в игрушке использовались матричные кнопки. Я также сделал ПП для кнопок.

Подготовленная плата для кнопок с оригинальным размером кнопок:

Схемы и провода:

Первоначальная сборка закончена.

Для настройки частоты я использовал свой Nexus 7 и приложение-тюнер gStrings. Спасибо разработчику за такое полезное приложение. Необходимо настроить только одну октаву. Когда C3, C4 или любая другая нота настроена, остальные настроятся автоматически из-за делителя частоты.

Наконец, после выходных и большого количества кофе, первая фаза проекта получилась такой:

Следующие шаги:
-Вы можете заметить пустое пространство между платами. Да, это место для звуковых эффектов и контроля dsPIC.
-Также мне нужно сделать верхнюю крышку.

Мысли:
— Кнопки не такие мягкие, как оригинальная клавиатура. Необходимо найти более подходящее решение для конечного варианта устройства.
— Усилитель на LM386 не сочетается с тонами. Я заметил некоторые искажения при низком уровне громкости. Позже я заменю его на подходящий стерео усилитель. Я хочу иметь левые и правые октавы с разделенными эффектами и звуковым выходом.

Как выбрать синтезатор

Какие бывают синтезаторы? Какой лучше подойдет для начинающего?

Среди многообразия моделей синтезаторов существует несколько типов, различающихся по назначению и стоимости.

Синтезаторы начального уровня — инструменты, которые предназначены для обучения или развлечения, но не подходят для профессиональных целей. Это наиболее популярный класс синтезаторов, обычно их покупают для домашних занятий. Даже самые недорогие современные синтезаторы имеют достаточный для начинающего набор звуков и стилей, функцию автоаккомпанемента и содержат обучающие программы (например Yamaha PSR-E263, Yamaha YPT-260, Casio LK-240, Casio CTK-7200), более продвинутые – возможность создавать и записывать собственные несложные произведения (Casio LK-240, Casio CTK-7200, Yamaha YPT-360, Yamaha PSR-E363 ). Также следует отметить синтезаторы для обучения с подсветкой клавиатуры (Casio LK-240 и Casio LK-280) и с фунцией караоке (Casio LK-280). Большинство синтезаторов начального уровня имеют клавиатуру из 5 октав (61 клавиша), но также выпускаются сравнительно недорогие модели на 76 (Yamaha DGX-230, Casio LK-240, Casio WK-7600) и 88 клавиш (Yamaha DGX-660 WH, Yamaha DGX-660 B).

Синтезатор для обучения Casio LK-240

Полупрофессиональные синтезаторы. Качество звучания этих инструментов достаточно для того, чтобы с ними можно было выступать на публике. Поэтому они являются выбором профессиональных индивидуальных исполнителей в кафе, ресторанах и др. Наиболее популярными моделями данного класса являются Yamaha PSR-S775 , Yamaha PSR-S975 , Yamaha PSR-S670

Синтезатор полупрофессионального уровня Yamaha PSR-S975

Профессиональные синтезаторы. Они обладают самым высоким качеством звучания, большой функциональностью и достаточно высокой ценой. Их выбирают профессиональные музыканты, аранжировщики, композиторы. Для разных целей существуют различные инструменты, например исполнительские синтезаторы – для исполнения партии клавишных в составе музыкальной группы, рабочие станции – для создания профессиональных звуков, аранжировок. Наиболее известные производители профессиональных электронных клавишных инструментов – это компании Korg, Roland, Yamaha и Kurzweil.

Профессиональная рабочая станция Kurzweil K-2661

Цифровые пианино. Основным отличием этих инструментов от других синтезаторов в том, что звучание и ощущения от игры на них максимально приближены к звучанию и ощущениям игры на обычном пианино. Это очень важно для тех, кто учится в музыкальной школе или исполняет музыку на фортепиано. Поэтому в этих инструментах:

используется 76- или 88-клавишная клавиатура, поскольку для исполнения многих классических произведений недостаточно 5 октав (61 клавиша);основное внимание уделено качеству звучания фортепианных и рояльных тембров;используется клавиатура с полноразмерными клавишами (в синтезаторах клавиши укорочены и иногда сужены);используется клавиатура с эффектом сбалансированной молоточковой механики.

Цифровые пианино бывают двух видов:

  • электропианино – по внешнему виду напоминают синтезатор и ставятся на металлическую стойку или деревянные ножки, которые легко снимаются. Эти цифровые пианино удобны тем, что их можно легко складывать и перевозить с места на место. Наиболее популярные модели электропианино – Yamaha DGX-660 B, Casio PX-350 BK
  • корпусные цифровые пианино – корпус этих инструментов изготовлен из ДСП, и по внешнему виду копирует акустическое фортепиано. Они предназначены для стационарной установки в помещении, и, кроме удовольствия от игры, являются красивым дополнением к интерьеру. Цифровое пианино Yamaha DGX-660 B

Миди-клавиатуры – электронные устройства для управления виртуальными синтезаторами на компьютере. Сама по себе миди-клавиатура не производит звуков, при нажатии клавиш она пересылают команды компьютеру. Качество звучания и возможности зависят от звуковой карты и установленных на компьютере программ. Преимущество миди-клавиатур – в невысокой стоимости, поэтому если у Вас есть компьютер, то, подключив к нему миди-клавиатуру, Вы получите домашнюю музыкальную студию на базе ПК.

Несмотря на большое количество видов клавишных электроинструментов для начинающего клавишника подойдут только два – цифровое пианино или синтезатор с автоаккомпанементом. При этом цифровое пианино следует приобрести, если Вы учитесь играть классическую фортепианную музыку. Во всех остальных случаях лучшим решением будет покупка синтезатора с автоаккомпанементом на 5 октав.

Что означают характеристики в описании синтезаторов: полифония, количество тембров и прочее?

Читайте также  Что будет с автомобилем если генератор вышел из строя

Давайте остановимся на некоторых основных параметрах синтезатора.

Количество клавиш. Количество черных и белых клавиш в клавиатуре синтезаторе (61-клавиша — 5 октав, 76 — 6 октав, 88 — клавиатура рояльного типа).

Размер клавиатуры. Полноразмерная клавиатура — клавиатура, размеры клавиш которой совпадают с размерами клавиш акустического пианино и рояля. Малоразмерная клавиатура — клавиатура, размер клавиш которой меньше размера клавиш акустического пианино и рояля. Полноразмерная клавиатура используется в синтезаторах, где необходимо обеспечить соответствие размерам акустического пианино – цифровыx пианино.

Чувствительность клавиатуры к скорости нажатия. Различают пассивную и активную клавиатуру. Пассивная клавиатура не чувствительна к скорости нажатия клавиш, т.е. громкость звука будет одной и той же как в случае осторожного медленного нажатия, так и сильного удара по клавишам. Активная клавиатура чувствительна к скорости (силе) нажатия — звук будет тем громче, чем быстрее (сильнее) будет нажата клавиша. Пассивная клавиатура присутствует только в моделях Yamaha PSR-E213 и R200, во всех других моделях, представленных на нашем сайте клавиатура – активная (чувствительная к нажатию).

Тип механики. По степени жесткости при нажатии на клавиши электронные клавишные инструменты различают по типам:

с клавиатурой синтезаторного типа – клавиши нажимаются легко, имитация фортепиано отсутствует;с полувзвешенной (полутяжелой) клавиатурой – используется в недорогих электропиано. со взвешенной (молоточковой) клавиатурой — используется в цифровых пианино и дорогих синтезаторах, когда необходимо получить ощущения от игры как на обычном фортепиано.

Полифония. Этот параметр определяет максимально возможное количество одновременно звучащих голосов. Учтите при звучании автоаккомпанемента синтезатор «забирает» определенное количество голосов на аккомпанемент. Если превысить данное количество, то часть звуков (из нажатых Вами клавиш или что-то из автоаккомпанемента) пропадет. Поэтому для синтезаторов используется полифония 32 голоса и выше.

Автоаккомпанемент — возможность играть аккомпанемент левой рукой при нажатии аккорда или одной, двух клавиш. При нажатии аккорда в этом режиме синтезатор в зависимости от выбранного стиля сам начинает проигрывать партии инструментов — басовую партию, ритм-партию, фоновые звуки и др.

Тембры — количество заложенных в синтезатор звучаний различных инструментов.

Стили — количество ритмов автоаккомпанемента. Выбранный Вами стиль задает автоаккомпанемент в стиле диско, техно, кантри, латина, рок и др.

Эффекты. С помощью эффектов звуку придается некоторое дополнительное звучание (хорус, гармонизация и др.) или пространственный эффект (реверберация, эхо и др.).

Секвенсор. Позволяет осуществлять многодорожечную запись, редактирование и воспроизведение. Важная характеристика секвенсора — память, которую обычно выражают в количестве нот, который он может хранить.

Дисковод. С помощью дисковода можно сохранять из синтезатора на внешние носители (Flash-карта или 3,5-дискета) или загружать из них в синтезатор музыкальные композиции, стили и настройки.

Колесо модуляции — позволяет во время игры понижать или повышать высоту тона.

Разъемы. Служат для подключения внешнего оборудования – педалей, наушников, компьютера или звукоусиливающей аппаратуры.

Какие дополнительные принадлежности нужны к синтезатору?

Блок питания. Синтезаторы, как правило, продаются без блока питания, поэтому его нужно приобретать отдельно. При покупке синтезатора наши консультанты всегда предложат Вам подходящий блок питания.

Стойка для клавиш. Она предназначена для установки на неё синтезатора. Существуют обычные (с одной х-рамой) и усиленные стойки (с двумя х-рамами, для тяжелых инструментов), одноуровневые и двухуровневые (для двух синтезаторов).

Педали для клавиш. Необходимы в том случае, если Вы привыкли играть на пианино с педалями. Существуют педали “сустейн” для увеличения длительности послезвучания и педали “громкость” для управления громкостью.

Клавишный комбик. Это специальная портативная звуковоспроизводящая система. Он требуется только в том случае, когда необходимо существенно увеличить громкость синтезатора, например, на репетиции в составе ансамбля. Для домашних занятий будет вполне достаточно громкости встроенной в синтезатор звуковоспроизводящей системы.

Чехол для клавиш. Служит для переноски синтезатора. Поскольку синтезаторы различаются по размерам, то и подбирать чехол нужно с учетом выбранного Вами синтезатора. Подбирать чехол лучше не самому, а проконсультироваться у продавца.

Надеемся, что наши простые советы помогут выбрать ту модель синтезатора, который лучше всего подойдет именно Вам.

Синтез звука и работа с синтезаторами

Успешное творчество во многом зависит от вдохновенья, которое может зародиться в душе от прослушивания новых звуков. Но не каждый может позволить себе приобрести новые синтезаторы или звуковые модули. Ниже Вашему вниманию приведено несколько советов Саймона Лаузера, с помощью которых можно решить эту проблему без денежных трат.

Старые раздражающие звуки вызывают уныние и, кажется, что решить эту проблему могут только деньги. Не спешите с выводами! Может быть, достаточно просто использовать по максимуму возможности своего оборудования.

Для программирования звуков можно или слепо наугад повертеть ручки, или все детально и вдумчиво проанализировать и рассмотреть. Оба эти способы будут иметь различные последствия, но оба они вполне реальны и результативны.

1. Разные параметры синтеза по-разному влияют на звук. Некоторые из них, имея громадное значение, в то же время отличаются легкостью в изучении и применении.

С помощью варьирования среза фильтров, атаки и затухания огибающей, а также глубины и количества LFO можно создать большое количество разнообразнейших звуков. Если Вы желаете получить более густое, теплое звучание, попробуйте поэкспериментировать с взаимной расстройкой генераторов.

2. Рассмотрим несколько простых, но действенных методик. Самого широкого спектра новых звуков можно достичь с помощью настройки параметров фильтров. В первую очередь обратите внимание на параметры среза фильтров и источники модуляции, которые оказывают немалое влияние на них.

Начните с формы и параметров огибающей, трекинга клавиатуры, скорости нажатия клавиш или velocity. Работая с таблично-волновыми синтезаторами, нужно также не забывать о фактически обрабатываемых сэмплах или волновых формах. Вряд ли Вы когда-нибудь прослушивали все волновые формы, доступные в Вашем синтезаторе.

3. В некоторых случаях целесообразно подготовиться заранее, чтобы в случае появления вдохновения или оказавшись в ситуации, требующей быстрых результатов, Вы смогли бы предпринять нужные шаги.

Создание новых звуков можно начать с ознакомления с шаблонами для их редактирования, которыми снабжены некоторые инструменты. Саймон Лаузер в этом случае отдает предпочтение мультитембральным установкам, которые имеют предустановленные звуки, MIDI-каналы, параметры громкости и уровней эффектов. С их помощью можно довольно быстро начать создавать песню.

В процессе работы с аранжировкой можно удалить определенный шаблон, а вместо него внести свои данные, в которых нуждается этот проект. Чтобы легко найти нужный звук, фрагменты для каждой песни целесообразно сохранять в отдельном файле или даже на отдельном диске.

4. Достичь хороших результатов помогает комбинирование уже существующих звуков. Поэкспериментируйте с импортированием звуковых слоев из тембра в тембр. В синтезаторах, поддерживающих мультитембральный режим, можно также настроить несколько разных тембров на один канал. Такой трюк позволит получить абсолютно новый звук.

5. Аранжировка обычно выделает мелодию над всем остальным, и звучание в этом процессе играет не последнюю роль. При программировании тембра для мелодии или аранжировки, не фокусируйтесь слишком на недвижимых мелодических и басовых звуках. Воспринимайте все это в разрезе взаимодействия времени и тембра.

Сосредоточьтесь на «долгосрочных» звуках. Чтобы сделать Вашу аранжировку пространственной, используйте амбиентные свипы, то есть звуки с разверткой фильтров, и остальные подвижные подклады. Такое развитие звуков подходит не только для музыки New Age, смело применяйте этот подход для Ваших работ в любом стиле.

6. Главной особенностью танцевальной музыки является ее темп. Чтобы очистить звучание, зачастую нужно провести синхронизацию LFO и других источников модуляции с музыкальным темпом. В разных моделях синтезаторов эта функция выглядит или называется по-разному.

В синтезаторах типа Kurzweil K2000 может применяться запрос на выбор «MIDI Clock» для источника модуляции, в инструментах других производителей могут использоваться такие названия, как «External Clock» или «Tempo Sync», последнее определение часто встречается в Roland MC505.

Не забывайте, что в оркестровой музыке часто происходит связывание вибрато с темпом, но в то же время допускается небольшое варьирование его скорости, что только прибавляет выразительности.

7. Если после создания миди-записи исполнения и одновременного изменения тембра при воспроизведении проявляются не все детали Вашей работы, следует проверить настройки параметров MIDI transmit/receive. В большинстве случаев найти их Вы сможете в меню MIDI или в глобальном меню.

Такие инструменты, как Roland JD800, Juno 106 и некоторые другие, имеют специальные настройки, с помощью которых можно экономить память и полосу пропускания, или MIDI-интерфейса.

8. Если Вы хотите сделать исполнение более динамичным и выразительным, «повертите» звуковые параметры во время игры инструмента. Используйте колеса модуляции и высоты тона, не забывайте о кнопках, педалях, послекасании или aftertouch и клавиатурной динамике или velocity.

Экспериментируйте, назначайте на контроллеры любые интересные Вам параметры. В первую очередь это касается громкости, высоты тона, а также панорамы, глубины LFO, начать можно и с параметров среза фильтра.

9. Для оживления звука можно также использовать секвенсор, как управляющий модуль. Очень часто контроллеры и ноты записывают по отдельности. В программах-секвенсорах существует функция графического редактирования контроллеров. Ее использование поможет расширить Ваш звук и добавить в него больше мощности и энергии, или наоборот, лиричности.

Создание паттерна с периодическими изменениями громкости позволит получить эффект гейта, а паттерн с формой LFO можно применить к фильтру или высоте тона. Кроме того, приветствуется преобразование одного контролера в другой. CC#10 или панораму, например, можно трансформировать в CC#91 или глубину эффекта.

10. Часто музыканты попадают в ситуацию, когда атака определенного звука не сходится с музыкой, что вызывает кажущееся отставание треков от всего материала. В таких случаях бывает тяжело понять, почему даже абсолютная квантизация не может решить эту проблему.

Если подобное произошло и с Вами, в первую очередь проверьте, насколько длина звуковой активности соответствует аранжировке, особенно это важно, если ранее Вы изменяли темп в своей работе. Помните, начальная атака является самой важной составляющей звука, именно она несет слушателям основную информацию.

Читайте также  Что будет если перепутать полярность генератора

11. Не бойтесь новых или каких-либо непривычных методов программирования звука. С их помощью Вы можете выйти на новый творческий уровень в своей работе, а Ваша музыка станет более интересной для потенциальных слушателей. Поэкспериментируйте с модулированием нестандартных назначений, если, конечно, это под силу Вашему синтезатору.

Как пример, с помощью клавиатурной динамики можно провести модулирование резонанса low-pass фильтра с крутизной 24dB/октава. В случае невысоких значений velocity этот способ позволит ослабить атаку, тогда как при больших значениях динамики может произойти самовозбуждение фильтра, о чем он подаст внятный сигнал.

Для создания более жесткого звука можно модулировать высоту или фильтр с помощью генератора звуковой частоты. Если вы привыкли к быстрой развертке LFO, попробуйте использовать медленную, и наоборот.

Ниже приведен список некоторых направлений модуляции, которые особенно нравятся Саймону Лаузеру.

  • Для басов и пэдов отлично подходит модуляция среза фильтра, которая вызывает неторопливое циклическое изменение тембра.
  • Трекинг клавиатуры или влияние размещения нот на клавиатуре на панораму. Если звук имеет два слоя, можно панорамировать их навстречу друг к другу.
  • Для струнных тембров и подкладов хорошо подойдет изменение параметров огибающей с помощью колеса модуляции.
  • Для больших оркестровых слоев можно применить слайдергромкости, который базируется на двухслойном звуке. Один слой будет традиционно реагировать на перемещения слайдера, а другой с точностью до наоборот. Таким путем можно создать межслойный кроссфейд и постепенно высветлять или затемнять нужные слои в некоторых местах.
  • При модуляции параметров фильтров с помощью изменения уровня динамики, звуки, в зависимости от скорости нажатия, изменяют не только громкость, но и тембр. Не стоит игнорировать и послекасание, с помощью которого можно создавать отличные «развертки» (sweep) и «выпуклости» (swell). Иногда и обычное вибрато может приятно разнообразить статичное звучание.

12. Хорошо изучите свой синтезатор, особенно это касается процессора эффектов и настроек клавиатурной реакции. Не забудьте исследовать режимы работы фильтров. Проштудируйте всю волновую таблицу, если она, конечно, используется Вашим синтезатором.

13. Чтобы создать «убийственный» бас, обойдя фильтр, смешайте треугольную или синусоидальную волну с ярким звучанием. Если это не под силу Вашему инструменту в пределах одного патча, то можно поэкспериментировать с использованием двух или даже более параллельных тембров.

14. Для успешного создания винтажных звуков на синтезаторе нужно учитывать спецификацию инструмента, которому вы хотите подражать. Постарайтесь узнать, с помощью каких особенных элементов создается этот оригинальный звук.

Например, общеизвестно об отсутствии реакции на динамику в Minimoog, о нетрадиционном устройстве его двух огибающих, в которых одна ручка регулирует время спада и затухания, а с помощью выключателя можно отключить затухание вообще.

Многие знают, что в Minimoog есть три генератора, но при использовании LFO только два из них доступны. Очень часто копируют звук Roland TB303. Его особенностями являются присутствие одного генератора квадратных или пилообразных волн, наличие необычного low-pass фильтра с крутизной 18dB и одного простого генератора огибающей.

15. Чтобы добиться оригинального аутентичного звучания нужно или использовать сам оригинальный инструмент, или пробовать засэмплировать его. Не обманывайте сами себя: некоторые особенные звуки могут издать только определенные инструменты.

16. Быстро добиться нового звучания можно с помощью отключения т.с. бортовых эффектов и использования внешних процессоров. Что касается эффектов, то для получения более твердых и пробивных звуков в последнее время все чаще стали применять лёгкий дисторшн

17. Если звуковая многослойность не приносит ожидаемого результата, упростите Ваши звуки. Этот метод прибавит эффектный контраст в Вашу работу.

18. Если у Вас несколько инструментов, поэкспериментируйте с изменением их ролей. Например, попробуйте выжать из аппарата для басов пэды или даже пиано.

19. Досконально изучите свой синтезатор, не спешите менять его на новый. Приобретение нового инструмента может и разбудит Ваше вдохновенье, но вопрос в том, насколько быстро и легко Вы сможете получить неизбитый результат.

История знает много примеров подобного. Это и заезженные Yamaha DX7, и надоевшие «Fantasia» и «Digital Native Dance» из Roland D50, и пэтчи типа «Pole» из Korg M1. Нет сомнений, что и low-pass фильтры в дальнейшем будут казаться заезженными и отсталыми.

20. Не игнорируйте фабричные пресеты, звуки сторонних производителей. Не относитесь с презрением и к звуковому набору General MIDI, много профессионалов своего дела время от времени использует его. Прослушивайте качественные демо-аранжировки от производителей MIDI-файлов коммерческого характера. Так Вы сможете понять, чего можно достичь, используя стандартные звуки и некоторые сторонние размышления.

Синтезатор

Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Относится к типу клавишных, но существуют версии с альтернативными способами ввода.

Устройство

Классический клавишный синтезатор представляет собой корпус с электроникой внутри и клавиатурой снаружи. Материал корпуса — пластмасса, металл. Изредка используется дерево. Размер инструмента зависит от количества клавиш и электронных элементов.

Обычно синтезаторы управляются с помощью клавиатуры. Она может быть встроенной и подключаемой, например через midi. Клавиши чувствительны к силе и скорости нажатия. Клавиша может иметь активный молоточковый механизм.

Также инструмент может быть оборудован сенсорными панелями, реагирующими на касания и скольжение пальцев. Духовые контроллеры позволяют извлекать звук из синтезатора подобно флейте.

Верхняя часть содержит кнопки, дисплеи, регуляторы, переключатели. Они модифицируют звучание. Дисплеи бывают аналоговые и жидкокристаллические.

Сбоку или сверху корпуса находится интерфейс для подключения внешних устройств. В зависимости от модели синтезатора, через интерфейс можно подключать наушники, микрофон, педали звукового эффекта, карту памяти, usb носитель, компьютер.

История

История синтезатора началась в начале XX века с массовым распространением электричества. Одним из первых электронных музыкальных инструментов стал терменвокс. Инструмент представлял собой конструкцию с чувствительными антеннами. Производя движение руками над антенной, музыкант извлекал звук. Устройство оказалось популярным, но сложным в эксплуатации, поэтому эксперименты с созданием нового электронного инструмента продолжились.

В 1935 году был выпущен орган Хаммонда, внешне похожий на рояль. Инструмент представлял собой электронную вариацию органа. В 1948 канадский изобретатель Хью Ле Кейн создал электрическую свирель с высокочувствительной клавиатурой и возможностью применять вибрато и глиссандо. Звукоизвлечением руководил генератор управляемый напряжением. Позже такие генераторы будут использовать в синтах.

Первый полноценный электрический синтезатор был разработан в США в 1957 году. Название — «RCA Mark II Sound Synthesizer». Инструмент считывал перфоленту с параметрами нужного звучания. За функцию звукоизвлечения отвечал аналоговый синт содержащий 750 вакуумных трубок.

В середине 60-х годов появился модульный синтезатор разработанный Робертом Мугом. Устройство состояло из нескольких модулей, создающих и изменяющий звук. Модули соединялись коммутационным штуром.

Муг разработал средство управления высотой звука через напряжение электричества, называемое осциллятором. Также он первым использовал генераторы шума, фильтры и секвенсоры. Изобретения Муга стали неотъемлемой частью всех будущих синтезаторов.

В 70-х американский инженер Дон Бухла создал Модулярную Электрическую Музыкальную Систему. Вместо стандартной клавиатуры, Бухла использовал чувствительные к касанию панели. Характеристика звука изменялась от силы нажатия и позиции пальцев.

В 1970 году Муг запустил серийное производство маленькой модели, которая стала называться «Minimoog». Это был первый профессиональный синт, продававшийся в обычных музыкальных магазинах, и предназначался для живых выступлений. Минимуг стандартизировал идею самодостаточного инструмента со встроенной клавиатурой.

В Великобритании производством полноразмерного синта занималась компания Electronic Music Studios. Продукция EMS стала отличаться низкой ценой, из-за чего обрела популярность среди клавишников прогрессивного рока и в оркестре. Pink Floyd стали одной из первых рок-групп использовавших инструменты от EMS.

Ранние синтезаторы были монофоническим. Первая полифоническая модель вышла в 1978 году под названием «OB-X». В этом же году вышел «Prophet-5» – первый полностью программируемый синтезатор. Prophet использовал микропроцессоры для извлечения звука.

В 1982 году появился стандарт MIDI и полноценные сэмплерные синты. Их главная особенность — модификация заранее записанных звуков. Первый цифровой синтезатор «Yamaha DX7» вышел в 1983.

В 1990-х появились программные синтезаторы. Они умеют извлекать звук в реальном времени и работают как обычные программы запущенные на компьютере.

Различие видов синтезаторов заключается в способе синтеза звука. Существует 3 основных вида:

  1. Аналоговый. Звук синтезируется аддитивным и субтрактивным методом. Достоинство — плавная смена амплитуды звучания. Недостаток — высокая громкость сторонних шумов.
  2. Виртуально-аналоговый. Большинство элементов схожи с аналоговым. Отличие — звук генерируется цифровыми сигнальными процессорами.
  3. Цифровой. Звук обрабатывается процессором по логическим схемам. Достоинство — чистота звучания и большие возможности для его обработки. Могут быть как физическими автономными, так и полностью программными инструментами.

Как выбрать синтезатор

Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.

Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.

Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.

Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: