Чему равно число групп сцепления диплоидного организма

Основные положения хромосомной теории. Сцепленное наследование, группы сцепление. Полное и неполное сцепление генов. Примеры решения задач со сцепленным наследованием.

Чему равно число групп сцепления диплоидного организма

Хромосомная теория

Хромосомная теория наследственности

Концепция данной теории заключается в том, что передача наследственной информации в ряду поколений осуществляется путем передачи хромосом, в которых в определенной линейной последовательности расположены гены.

Данная теория была сформулирована в начале XX века. Значительный вклад в ее развитие внес американский генетик Томас Морган.

Рекомендую осознать и запомнить следующие положения хромосомной теории:

  • Гены расположены в хромосомах в линейном порядке
  • Каждый ген занимает в хромосоме определенное место — локус
  • Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления
  • Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера
  • Частота кроссинговера между генами прямо пропорциональна расстоянию между ними
  • Расстояние между генами измеряется в морганидах (1 морганида — 1% кроссинговера)

Группы сцепления

В предыдущей статье были раскрыты суть и применение в задачах III закона Менделя, закона независимого наследования, в основе которого лежат гены, расположенные в разных хромосомах. Но что если гены лежат в одной хромосоме? Такие гены образуют группу сцепления, в этом случае говорят о сцепленном наследовании.

Группа сцепления — совокупность всех генов, расположенных в одной хромосоме, вследствие чего они наследуются совместно. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом: у женщины 23 группы сцепления (23 пара — половые хромосомы XX), а у мужчины — 24 группы сцепления (X и Y представляют собой две отдельные группы).

Сцепление генов

Томас Морган в своих экспериментах изучал наследование признаков плодовых мушек дрозофил: серый (A) — черный (a) цвет тела, длинные (B) — зачаточные (b) крылья. В первом эксперименте Морган скрестил чистые линии плодовых мушек: серых с длинными крыльями (AABB) и черных с зачаточными (aabb).

Только что вы видели первый закон Менделя (единообразия) в действии, правда, в несколько ином варианте — при дигибридном скрещивании. Но суть та же: в первом поколении все особи получаются единообразны по исследуемому признаку, с генотипом AaBb — с серым телом и длинными крыльями.

Далее Морган применил анализирующее скрещивание. Полученную в первом поколении дигетерозиготу (AaBb) он скрестил с черной особью с зачаточными крыльями (aabb). Результат весьма удивил Моргана и его коллег: помимо потомства с ожидаемыми фенотипами (серое тело + длинные крылья, черное тело + зачаточные крылья) были получены особи со смешанными признаками.

Потомство со смешанными признаками подразумевает под собой особи Aabb (серое тело + зачаточные крылья) и aaBb (черные тело + длинные крылья). Но откуда они могли взяться, если гены A и B находятся в одной хромосоме? Значит, образовались еще какие-то дополнительные гаметы, помимо AB и ab?

Объясняя полученные в потомстве фенотипы, которые содержали смешанные признаки, Томас Морган пришел к выводу, что между гомологичными хромосомами произошел кроссинговер, в результате которого образовались гаметы Ab, aB — кроссоверные гаметы.

Очевидно, что в данном случае расстояние между генами A и B было 17 морганид, так как каждой кроссоверной гаметы (соответственно и особей) образовалось по 8.5%. Не забывайте, что процент кроссинговера равен расстоянию между генами. Поскольку расстояние было 17 морганид = 17%, то на каждую из кроссоверных гамет приходится половина — 8.5%

Пример решения генетической задачи №1

«Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными генами, расположенными в одной хромосоме. Гены полностью сцеплены. Какова вероятность родить здорового ребенка в семье, где муж нормален, жена гетерозиготна по обоим признакам, мать жены также страдала обеими аномалиями, а отец был нормален».

Очень важно обратить внимание на то, что «гены полностью сцеплены» — это говорит об отсутствии кроссинговера, и то, что мы заметили это, обеспечивает верное решение задачи.

Самое главное, что вам следует усвоить: поскольку гены полностью сцеплены (кроссинговер отсутствует), женщина с генотипом AaBb может образовать только два типа гамет — AB, ab. Кроссоверные гаметы (Ab, aB) не образуются. Всего возможных генотипов потомков получается два, из которых здоров только один — aabb. Шанс родить здорового ребенка в такой семье ½ (50%).

Пример решения генетической задачи №2

«Гены доминантных признаков катаракты и эллиптоцитоза локализованы в 1-й аутосоме. Гены неполностью сцеплены. Женщина, болеющая катарактой и эллиптоцитозом, отец которой был здоров, выходит замуж за здорового мужчину. Определите возможные фенотипы потомства и вероятность рождения больного обеими аномалиями ребенка в этой семье».

Ключевые слова в тексте этой задачи, на которые следует обратить внимание: «гены неполностью сцеплены». Это означает, что между ними происходит кроссинговер.

Генотип женщины остается неясен из текста задачи. Раз она больна, то он может быть: AaBb, AABB, AABb, AaBB. Однако в тексте дано то, что развеет сомнения: «отец которой был здоров». Если ее отец был здоров, то его генотип был aabb, значит он передал дочери гамету ab. Теперь становится очевидно, что генотип дочери AaBb — она дигетерозиготна.

В данном случае между генами A и B произошел кроссинговер, их сцепление нарушилось. В результате образовались кроссоверные гаметы Ab, aB — которые привели к образованию особей с со смешанными признаками (Aabb, aaBb). Вероятность рождения в этой семье ребенка, больного обеими аномалиями, составляет ¼ (25%).

Наследование, сцепленное с полом

Половые хромосомы X и Y определяют пол человека. Генотип XX характерен для женщин, а XY — для мужчин. Мужская Y-хромосома не содержит аллелей многих генов, которые есть в X-хромосоме, вследствие этого наследственными заболеваниями, сцепленными с полом, чаще болеют мужчины.

Природа, несомненно, бережет женских особей. Женщины имеют две гомологичные хромосомы XX, и если ген наследственного заболевания попал в одну из X-хромосом, то чаще всего в другой X-хромосоме окажется «здоровый» ген, доминантный, которой подавит действие рецессивного гена. С генетической точки зрения, женщина будет носительницей заболевания, может его передать по поколению, но сама болеть не будет.

У мужчин если ген заболевания оказался в X-хромосоме, то не проявиться он не может. Именно по этой причине мужчины чаще страдают дальтонизмом, гемофилией и т.д.

Не у всех организмов особь мужского пола характеризуется набором хромосом XY, а женского — XX. У пресмыкающихся, птиц, бабочек женские особи имеют гетерогаметный пол- XY, а мужские — XX. То же самое относится к домашним курам: петух — XX, курица — XY.

Решим несколько задач по теме наследования, сцепленного с полом. Речь в них будет идти о сцепленных с полом признаками — признаками, гены которых лежат не в аутосомах, а в гетеросомах (половых хромосомах).

Пример решения генетической задачи №3

«Рецессивный ген дальтонизма располагается в X-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец был дальтоник) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства».

Подробности о родословной важны и помогают заполнить белые пятна. Если отец женщины был дальтоником (X d Y), то очевидно, что он передал ей хромосому X d , так как от отца дочери всегда передается X-хромосома. Значит женщина гетерозиготна по данному признаку, а у мужчины возможен лишь один вариант здорового генотипа — X D Y. То, что его отец был дальтоником несущественно, ведь отец всегда передает сыну Y-хромосому.

Возможные фенотипы потомства:

  • X D X D , X D X d — фенотипически здоровые девочки
  • X D Y — здоровый мальчик
  • X d Y — мальчик, который болен дальтонизмом
Пример решения генетической задачи №4

«Гипоплазия зубной эмали наследуется как сцепленный с X-хромосомой доминантный признак, шестипалость — как аутосомно-доминантный. В семье, где мать шестипалая, а у отца гипоплазия, родился пятипалый здоровый мальчик. Напишите генотипы всех членов семьи по данным признакам. Возможно ли у них рождение ребенка с двумя аномалиями одновременно?»

Ответ на вопрос: «Каковы генотипы матери и отца?» — лежат в потомстве. Пятипалый здоровый мальчик имеет генотип aaX b Y. Чтобы сформировался такой генотип, от матери должна прийти гамета aX b , а от отца — aY. Выходит, что единственно возможный генотип матери — AaX b X b , а генотип отца — aaX B Y.

Рождение ребенка с двумя аномалиями возможно — AaX B X b , вероятность такого события ¼ (25%).

Пример решения генетической задачи №5

«Рецессивные гены, кодирующие признаки дальтонизма и гемофилии, сцеплены с X-хромосомой. Мужчина с нормальным цветовым зрением и гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой был дальтоником, но не гемофиликом. Известно, что мать женщины была гомозиготна по исследуемым признакам. Какое потомство получится от брака их дочери со здоровым мужчиной?»

Генотип мужчины вопросов не вызывает, так как единственный возможный вариант — X hD Y. Генотип женщины дает возможность узнать ее отец (X Hd Y), который передал ей гамету X Hd (отец всегда передает дочке X хромосому, а сыну — Y), следовательно, ее генотип — X HD X Hd

Как оказалось, возможны два варианта генотипа дочери: X HD X hD , X Hd X hD . Генотип здорового мужчины X HD Y. Следуя логике задачи, мы рассмотрим два возможных варианта брака.

Не забывайте, что на экзамене схема задачи не является ответом. Ответ начинается только после того, как вы напишите слово «Ответ: . «. В ответе должны быть указаны все фенотипы потомства, их описание, что возможно покажется рутинными при большом числе потомков, но весьма приятным, если вы верно решили задачу и получили за нее заслуженные баллы :)

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Общая биология

Рабочая тетрадь для подготовки к экзаменам

В5. Укажите, какие из названных состояний гена соответствуют перечисленным диплоидным организмам (гомозиготе, гемизиготе (ХУ), гетерозиготе):

В6. Определите правильную последовательность эксперимента Г.Менделя по моногибридному скрещиванию:

Вариант 2

А1. Структура одного белка определяется:

А2. Чистой линией называется:

А3. Пчелиный трутень в своих соматических клетках содержит:

А4. Сколько типов гамет даст следующая зигота – АаВbСс:

А5. Закон независимого расщепления объясняет:

А6. При скрещивании двух особей с генотипами АаВb расщепление в потомстве будет:

А7. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (b) ребенка от брака голубоглазого темноволосого (В) отца и кареглазой (А) светловолосой матери?

А8. Частота перекреста хромосом зависит от:

Читайте также  Электропривод сцепления своими руками

А9. Чему равно число групп сцепления генов, если известно, что диплоидный набор хромосом организма равен 48:

А10. Геном – это:

А11. За наследование пола у собак отвечает:

А12. Мужчина дальтоник женился на женщине – носительнице дальтонизма.
Какова вероятность появления девочки-дальтоника в этой семье, если рождаются только девочки?

В1. Дано условие задачи и его следствие. Заполните пропуски в этих следствиях.

1. Гетерозиготный кареглазый отец и голубоглазая мать.

Следствие:

Следовательно, доминирует ген ________________, а рецессивен ген______________ .

В2. Дано условие задачи и его следствие. Заполните пропуски в этих следствиях.

В3. Соотнесите научные открытие со временем их появления.

Время

Авторы и их открытия

В4. Соотнесите процессы митоза и мейоза.

В5. Определите последовательность процедуры дигибридного скрещивания.

1. Самоопыление;
2. Получение гибридов F2;
3. Перекрестное опыление растений;
4. Получение единообразных гибридов;
5. Статистический анализ гибридов второго поколения.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

В1. 1. Парными гомологичными хромосомами ХХ. 2. Негомологичными хромосомами ХУ. 3. Гетерогаметным. В2. 1. Сцеплено с полом. 2. Т.Морганом. 3. Кроссинговер. В3. 1. Морганидах. 2. Группой сцепления. В4. 1 – а, б, г, д; 2 – в, е, ж, з. В5. 1 – б, г; 2 – в; 3 – а, д. В6. 2 3 1 5 4

С1. Элементы ответа: родители чистопородны, признаки контрастны, расщепление отсутствует. С2. Элементы ответа: доминантные и рецессивные признаки. Каким должно быть потомство от двух рецессивных родителей? С3. Элементы ответа: закон чистоты гамет, характер расщепления по каждой паре признаков.

Варинт 2

В1. 1. Карих глаз, голубых глаз. 2. Короткого носа, длинного носа. В2. Доброты, злобности, гомозиготна. В3. 1 – б, д; 2 – а, в, г, е. В4. 1 – а, б, д; 2 – в, г, е, ж. В5. 3, 4, 1, 2, 5.

C1. Элементы ответа: необходимо вспомнить о связи расстояния между генами в хромосоме с процентом кроссинговера. C2. Элементы ответа: наследование, сцепленное с полом; наличие аллельных генов в половых хромосомах; характер доминирования признаков черной и рыжей окраски шерсти у кошек. C3. Элементы ответа: признаки, по которым сравнивались сорта гороха – цвет, рост, форма семян и т.д. Контрастность признаков, выраженность признаков, зависимость проявления признака от действия одного гена.

Тема: «Закономерности изменчивости»

Генотип и среда. Наследственная изменчивость человека

Дополните комментарии к ответам.

А1. Примером зависимости степени проявления признака от условий среды может являться:

Варианты ответов

1) цвет волос человека

Комментарии к ответам

Нет, потому что цвет волос определяется генами. Однако волосы могут выгореть или быть покрашенными

А2. Если фермер хочет получать от овец в три раза больше шерсти, то он должен:

Варианты ответов

1) улучшить условия содержания овец
2) чаще их стричь

Комментарии к ответам

Количество шерсти от этого не увеличится. Она ведь и отрастать должна

А3. Влиянием условий внешней среды обусловлены такие различия между особями одного вида, как:

Варианты ответов

Комментарии к ответам

А4. Из названных признаков наиболее узкой нормой реакции обладает:

Варианты ответов

Комментарии к ответам

А5. При изучении влияния количества воды на рост растений пять делянок поливали по-разному. Через 2 месяца измерили высоту растений. Данные показаны на графике:

Этим экспериментом проверялась гипотеза о том, что:

Варианты ответов

1) изменения во внешней среде изменяют фенотип растений

Комментарии к ответам

В данном случае характер изменений во внешней среде не исследовался. Раз изменялся рост растений, значит, они еще были достаточно молодыми. В противном случае их рост от количества воды не зависел.
Верно

А6. Однояйцевые близнецы, выросшие в разных условиях среды (в городе и деревне) будут отличаться:

Варианты ответа

Комментарии к ответам

А7. В результате хромосомных мутаций у человека возникает:

Варианты ответа

1) серповидноклеточная анемия
2) сахарный диабет

Комментарий к ответу

А8. Мутации передаются детям от родителей через:

Варианты ответа

Комментарий к ответу

А9. Результатом влияния окружающей среды на человека, скорее всего, может быть:

Варианты ответа

Комментарий к ответу

Цвет глаз – наследственный признак

В1. Характеры двух разнояйцевых близнецов, воспитывающихся в одной семье, отличаются в большей степени в результате различий в ____________________________________ .

В2. Комбинативная изменчивость проявляется при ____________________ размножении.

В3. Установите соответствие между количественными и качественными признаками и объясните ответ устно.

Наследственная изменчивость. Генетика человека

Вопросы, отмеченные звездочкой, обсуждаются в профильных классах.

А1. К наследственным изменениям относится:

Варианты ответа

Комментарий к ответу

А2. Примером точковой мутации является:

Варианты ответа

Комментарий к ответу

Это геномная мутация

А3. Выберите правильное утверждение:

Варианты ответа

Комментарий к ответу

А4*. Укажите случай, в котором показан поворот участка хромосомы CDGREW на 180 o С:

3.5. Закономерности наследственности

Успех работы Грегора Менделя был связан с тем, что он правильно выбрал объект исследования и соблюдал принципы, лежащие в основе гибридологического метода:

1. в качестве объекта исследования были взяты растения гороха одного вида.

2. растения заметно отличались по сравниваемым признакам – высокие – низкие, с желтыми и зелеными семенами, с гладкими и морщинистыми семенами.

3. первое поколение от исходных родительских форм всегда было одинаковым: высокие родители давали высокое потомство, низкие родители давали растения маленького роста; во втором поколении происходило расщепление в признаках.

Первый закон Менделя (правило единообразия):

выведен на основе статистических данных, полученных Г. Менделем при скрещивании разных сортов гороха, имевших четкие альтернативные различия по следующим признакам:

– форма семени (круглая / некруглая);

– окраска семени (желтая / зеленая);

– кожура семени (гладкая / морщинистая) и т.д.

При скрещивании растений с желтыми и зелеными семенами Мендель обнаружил, что все гибриды первого поколения оказались с желтыми семенами (назвал этот признак доминантным).

Признак, определяющий зеленую окраску семян, был назван рецессивным (отступающим, подавленным).

1. На основании полученных результатов и их анализа Мендель сформулировал свой первый закон: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения оказываются по этим признакам единообразными и похожими на родителя с доминантным признаком.

В случае неполного доминирования только 25% особей фенотипически похожи на родителя с доминантным признаком и 25% особей будут похожи на рецессивного по фенотипу родителя. Остальные 50% гетерозигот будут от них фенотипически отличаться.

2. Для выявления гетерозиготности особи по определенному аллелю, т.е. наличию рецессивного гена в генотипе, используется анализирующее скрещивание. Для этого особь с доминантным признаком (АА? или Аа?) скрещивают с гомозиготной по рецессивному аллелю особью. В случае гетерозиготности особи с доминантным признаком расщепление в потомстве будет 1:1

Аа × аа → 50% Аа и 50% аа

Второй закон Менделя (закон расщепления).

При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения между собой, во втором поколении обнаруживается расщепление по данному признаку. Это расщепление носит закономерный статистический характер: 3 : 1 по фенотипу и 1: 2 :1 по генотипу. В случае скрещивания форм с желтыми и зелеными семенами в соответствии со вторым законом Менделя получают следующие результаты скрещивания.

Появляются семена как с желтой, так и с зеленой окраской.

Третий закон Менделя

(закон независимого наследования при дигибридном (полигибридном) скрещивании): выведен на основе анализа результатов, полученных при скрещивании особей, отличающихся по двум парам альтернативных признаков. Например: растение, дающее желтые, гладкие семена скрещивается с растением, дающим зеленые, морщинистые семена.

Для дальнейшей записи используется решетка Пеннета.

Во втором поколении возможно появление 4 фенотипов в отношении 9 : 3 : 3 : 1 и 9 генотипов.

В результате анализа выяснилось, что гены разных аллельных пар и соответствующие им признаки передаются независимо друг от друга. Этот закон справедлив:

– для диплоидных организмов;

– для генов, расположенных в разных гомологичных хромосомах;

– при независимом расхождении гомологичных хромосом в мейозе и их случайном сочетании при оплодотворении.

Указанные условия являются цитологическими основами дигибридного (и полигибридного) скрещивания.

В экспериментах Менделя установлена дискретность (прерывистость) наследственного материала, что позже привело к открытию генов, как элементарных материальных носителей наследственной информации.

В соответствии с гипотезой чистоты гамет в сперматозоиде или яйцеклетке в норме всегда находится только одна из гомологичных хромосом данной пары. Именно поэтому при оплодотворении восстанавливается диплоидный набор хромосом данного организма. Расщепление – это результат случайного сочетания гамет, несущих разные аллели.

Так как события случайны, то закономерность носит статистический характер, т.е. определяется большим числом равновероятных событий – встреч гамет, несущих разные (или одинаковые) альтернативные гены.

Тематические задания

А1. Доминантный аллель – это

1) пара одинаковых по проявлению генов

2) один из двух аллельных генов

3) ген, подавляющий действие другого гена

4) подавляемый ген

А2. Часть молекулы ДНК считается геном, если в ней закодирована информация о

1) нескольких признаках организма

2) одном признаке организма

3) нескольких белках

4) молекуле т-РНК

А3. Если признак не проявляется у гибридов первого поколения, то он называется

3) не полностью доминирующим

А4. Аллельные гены расположены в

1) идентичных участках гомологичных хромосом

2) разных участках гомологичных хромосом

3) идентичных участках негомологичных хромосом

4) разных участках негомологичных хромосом

А5. Какая запись отражает дигетерозиготный организм:

А6. Определите фенотип тыквы с генотипом Сс ВВ, зная, что белая окраска доминирует над желтой, а дисковидная форма плодов – над шаровидной

1) белая, шаровидная

2) желтая, шаровидная

3) желтая дисковидная

4) белая, дисковидная

А7. Какое потомство получится при скрещивании комолой (безрогой) гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком.

3) 50% ВВ и 50% Вв

4) 75% ВВ и 25% Вв

А8. У человека ген лопоухости (А) доминирует над геном нормально прижатых ушей, а ген нерыжих (В) волос над геном рыжих волос. Каков генотип лопоухого, рыжего отца, если в браке с нерыжей женщиной, имеющей нормально прижатые уши, у него были только лопоухие, нерыжие дети?

А9. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого (В) отца и кареглазой (А), светловолосой матери, гетерозиготных по доминантным признакам?

А10. Второй закон Менделя – это закон, описывающий процесс

1) сцепления генов

2) взаимного влияния генов

3) расщепления признаков

4) независимого распределения гамет

А11. Сколько типов гамет образует организм с генотипом ААВвСс

Хромосомная теория наследственности.

Основоположник хромосомной теории Томас Гент Морган и его ученики установили, что:

Читайте также  Что такое отцентровать сцепление

– каждый ген имеет в хромосоме определенный локус (место);

– гены в хромосоме расположены в определенной последовательности;

– наиболее близко расположенные гены одной хромосомы сцеплены, поэтому наследуются преимущественно вместе;

– группы генов, расположенных в одной хромосоме, образуют группы сцепления;

– число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом у гомогаметных особей и n+1 у гетерогаметных особей;

– между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер); в результате кроссинговера возникают гаметы, хромосомы которых содержат новые комбинации генов;

– частота (в %) кроссинговера между неаллельными генами пропорциональна расстоянию между ними;

– набор хромосом в клетках данного типа (кариотип) является характерной особенностью вида;

– частота кроссинговера между гомологичными хромосомами зависит от расстояния между генами, локализованными в одной хромосоме. Чем это расстояние больше, тем выше частота кроссинговера. За единицу расстояния между генами принимается 1 морганида (1% кроссинговера) или процент появления кроссоверных особей. При значении этой величины в 10 морганид можно утверждать, что частота перекреста хромосом в точках расположения данных генов равна 10% и что в 10% потомства будут выявлены новые генетические комбинации.

Для выяснения характера расположения генов в хромосомах и определения частоты кроссинговера между ними строятся генетические карты. Карта отражает порядок расположения генов в хромосоме и расстояние между генами одной хромосомы.

Эти выводы Моргана и его сотрудников получили название хромосомной теории наследственности.

Важнейшее следствие этой теории:

современные представления о гене, как о функциональной единице наследственности, его делимости и способности к взаимодействию с другими генами.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

У человека 46 хромосом; 2n – диплоидный набор хромосом.

Половые клетки – 23 хромосомы; n – гаплоидный набор хромосом.

Пол человека зависит от половых хромосом.

Хромосомные наборы разных полов отличаются по строению половых хромосом. У-хромосома мужчин не содержит многих аллелей, имеющихся в Х-хромосоме. Признаки, определяемые генами половых хромосом, называются сцепленными с полом. Характер наследования зависит от распределения хромосом в мейозе. У гетерогаметных полов признаки, сцепленные с Х-хромосомой и не имеющие аллеля в У-хромосоме, проявляются даже в том случае, когда ген, определяющий развитие этих признаков, рецессивен.

У человека У-хромосома передается от отца к сыновьям, а Х-хромосома к дочерям. Вторую хромосому дети получают от матери – это всегда Х-хромосома. Если мать несет патологический рецессивный ген в одной из Х-хромосом (например, ген дальтонизма или гемофилии), но при этом сама не больна, то она является носительницей. В случае передачи этого гена сыновьям они могут оказаться больными данным заболеванием, ибо в У-хромосоме нет аллеля, подавляющего патологический ген.

Пол организма человека определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора образовавшейся зиготы.

Генотип как целостная, исторически сложившаяся система.

Термин генотип предложен в 1909 г. датским генетиком Вильгельмом Иогансеном.

Генотип – это совокупность генов данного организма. У человека по последним данным около 35 тыс. генов.

Генотип, как единая функциональная система организма, сложился в процессе эволюции. Признаком системности генотипа является взаимодействие генов .

Аллельные гены (точнее, их продукты – белки) могут взаимодействовать друг с другом:

в составе хромосом – примером является полное и неполное сцепление генов;

в паре гомологичных хромосом – примерами являются полное и неполное доминирование, независимое проявление аллельных генов.

Между собой могут взаимодействовать и неаллельные гены.

Тематические задания

А1. Сколько пар хромосом отвечает за наследование пола у собак, если диплоидный набор у них равен 78?

3) тридцать шесть

А2. Закономерности сцепленного наследования относятся к генам, расположенным в

1) разных не гомологичных хромосомах

2) гомологичных хромосомах

3) в одной хромосоме

4) негомологичных хромосомах

А3. Мужчина дальтоник женился на женщине с нормальным зрением, носительнице гена дальтонизма. Ребенка с каким генотипом у них быть не может?

А4. Чему равно число групп сцепления генов, если известно, что диплоидный набор хромосом организма равен 36?

А5. Частота кроссинговера между генами К и С – 12%, между генами В и С – 18%, между генами К и В – 24%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены.

А6. Каким будет расщепление по фенотипу в потомстве, полученном от скрещивания черных (А) мохнатых (В) морских свинок, гетерозиготных по двум признакам, сцепленным в одной хромосоме?

А7. У супружеской пары родился сын гемофилик. Он вырос и решил жениться на здоровой по данному признаку женщине, не несущей гена гемофилии. Каковы возможные фенотипы будущих детей этой супружеской пары, если ген сцеплен с Х-хромосомой?

1) все девочки здоровы и не носительницы, а мальчики гемофилики

2) все мальчики здоровы, а девочки гемофилики

3) половина девочек больна, мальчики здоровы

4) все девочки носительницы, мальчики здоровы

Чему равно число групп сцепления диплоидного организма

Подробное решение параграф §53 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Теремов А.В., Петросова Р.А. Углубленный уровень 2017

Вспомните, что происходит с гомологичными хромосомами в мейозе I. К чему приводит происходящий между ними кроссинговер?

Гомологичные хромосомы конъюгируют. Кроссинговер имеет место.

Расходящиеся хромосомы и их хроматиды могут быть неидентичными в результате кроссинговера.

Вопросы и задания

1. Что такое группа сцепления генов? От чего зависит количество групп сцепления у каждого вида организмов? Одинаковое ли количество групп сцепления будут иметь организмы одного вида? Ответ поясните.

Группа сцепления генов – совокупность генов, находящихся в одной хромосоме. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. У человека 23 группы сцепления.

2. Между какими хромосомами может происходить кроссинговер? К чему он приводит? Для ответа используйте рис. 194. Запишите типы гамет.

Аллели разных генов, расположенные в гомологичных хромосомах, разделились, и появились новые соче тания генов, т. е. произошла рекомбинация генов. Появление рекомбинантных сочетаний объясняется тем, что в мейозе между гомологичными хромосомами может происходить кроссинговер – обмен генами. Это явление наблюдается не всегда, поэтому количество кроссоверных особей значительно меньше, чем основных.

Типы гамет: Аа, Вв, Сс, Dd, Ff.

3. Что такое генетическая карта хромосомы? Как она составляется? В чём выражается расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме?

Генети́ческая ка́рта – схема взаимного расположения структурных генов, регуляторных элементов и генетических маркеров, а также относительных расстояний между ними на хромосоме (группе сцепления).

Чем дальше друг от друга располагаются гены в хромосоме, тем больше вероятность кроссинговера. Допустим, частота рекомбинаций между генами А и В составляет 4 %. Это значит, что эти гены находятся на одной хромосоме на расстоянии четырёх морганид. Частота кроссинговера между генами А и С составляет 10 %, значит, ген С находится на расстоянии 10 морганид от гена А. Определить взаимное расположение генов А, В, и С на основании этих данных ещё невозможно, ибо гены В и С могут находиться как справа, так и слева от гена А в хромосоме. Необходимо ещё знать частоту кроссинговера генов С и В. Допустим, она составляет 6%, т. е. гены С и В находятся на расстоянии шести морганид. Вот теперь данных достаточно, чтобы построить генетическую карту трёх генов. Гены А и С наиболее удалены друг от друга, а ген В находится между генами А и С, так как расстояние АВ + ВС = АС.

Для составления генетических карт всегда анализируется частота кроссинговера одновременно нескольких генов.

За единицу расстояния между генами принимается 1 % кроссинговера, эта величина названа морганидой (в честь Моргана).

4. Решите задачи.

1.У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причём высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания растения, гетерозиготного по обоим признакам, с карликовым растением с грушевидными плодами? Следует учесть, что кроссинговер между генами не происходит.

Дано P AaBb x AaBb

ген признак G AB,ab AB,ab

высокий А F AABB, AaBb, AaBb, aabb

карликовый а ответ по фенотипу 3:1,по генотипу 1:2:1

шаровидная B Закон Моргана: полное сцепление генов

2.В лаборатории при неоднократном скрещивании гетерозиготных серых длиннокрылых самок мух дрозофил с чёрным короткокрылым самцом в потомстве оказалось 83 серые длиннокрылые мухи, 79 чёрных короткокрылых, 18 чёрных длиннокрылых, 17 серых короткокрылых. Определите генотип родителей и потомства. Объясните причину возникновения четырёх фенотипических групп особей.

Рассмотрим генотипы родителей. Если в состоянии гетерозиготности у самок проявились признаки «серый цвет» и «длинные крылья», то логично будет предположить, что черный короткокрылый самец гомозиготен по рецессивным признакам «черный цвет» и «короткие крылья». тогда имеем следующие генотипы:

самки – АаВв, самец – аавв.

гаметы, которые дает самка: АВ Ав аВ ав. Гамета самца одна – ав.

Тогда будем иметь следующие варианты потомства:

АаВв – серые длиннокрылые,

Аавв – серые короткокрылые,

ааВв – черные длиннокрылые,

аавв – черные короткокрылые.

Итак, самки дигетерозиготны, самец гомозиготен по рецессивным признакам.

Причина проявления расхождения фенотипов у потомства – гетерозиготность самок, т.к. имеющиеся у них рецессивные признаки получили шанс проявиться при скрещивании с гомозиготным по этим признакам самцом.

3.У человека катаракта (помутнение хрусталика) и полидактилия (шестипалость) обусловлены сцепленными доминантными генами. Ген катаракты может быть сцеплен как с геном, определяющим нормальное строение кисти, так и с геном полидактилии. Мужчина унаследовал катаракту от матери, а полидактилию от отца. Его жена нормальна по всем признакам. Какие аномалии можно ожидать у детей в этой семье? Сцепленные гены кроссинговера не обнаруживают.

— Женщина несет два рецессивных признака. Значит, ее генотип – ав, ав.

— Мужчина страдает обоими заболеваниями, следовательно, содержит доминантные гены А и В и их рецессивные аллели а и в. Одну болезнь он унаследовала от отца, а другую – от матери, значит, доминантные гены расположены не в одной, а в разных гомологичных хромосомах, и генотип мужчины – Ав, аВ.

50% детей будут многопалыми, 50% – унаследуют катаракту.

Чему равно число групп сцепления генов , если известно , что диплоидный набор храмосом организма равен 48?

Биология | 10 — 11 классы

Чему равно число групп сцепления генов , если известно , что диплоидный набор храмосом организма равен 48?

Читайте также  Шум в коробке передач при нажатие сцепления шум пропадает

3 т. е в два раза меньше т.

К. наследуется половина.

Если расстояние между генами в группе сцепления составляет 24, 6 морганид, то чему равна вероятность сцепленного наследования (в%)?

Если расстояние между генами в группе сцепления составляет 24, 6 морганид, то чему равна вероятность сцепленного наследования (в%)?

Чему равен гаплоидный и диплоидный наборы homo sapiens если в кариоьипе человека 46 хромосом?

Чему равен гаплоидный и диплоидный наборы homo sapiens если в кариоьипе человека 46 хромосом.

Совокупность генов в диплоидном наборе хромосом организма человека называют?

Совокупность генов в диплоидном наборе хромосом организма человека называют?

Число хромосом в диплоидном наборе у гороха посевного 14 уменьшилось на единицу?

Число хромосом в диплоидном наборе у гороха посевного 14 уменьшилось на единицу.

Какое число хромосом в граммах данного организма?

При каком виде размножения набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах?

При каком виде размножения набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах?

В результате каких изменений организма диплоидные хромосомы превращаются в гаплоидный набор?

В результате каких изменений организма диплоидные хромосомы превращаются в гаплоидный набор?

Чему равны гаплоидный и диплоидный наборы клеток если в кариотипе этого вида обезьян 48 хромосом?

Чему равны гаплоидный и диплоидный наборы клеток если в кариотипе этого вида обезьян 48 хромосом.

Что образуют гены расположенные в одной хромосомегеном , кариотип, группу сцепления или плазмиду?

Что образуют гены расположенные в одной хромосоме

геном , кариотип, группу сцепления или плазмиду.

От чего зависит частота перекомбинации генов , входящих в одну группы сцепления?

От чего зависит частота перекомбинации генов , входящих в одну группы сцепления.

В каких клетках организма содержится диплоидный, а в каких гаплоидный набор хромосом?

В каких клетках организма содержится диплоидный, а в каких гаплоидный набор хромосом?

На странице вопроса Чему равно число групп сцепления генов , если известно , что диплоидный набор храмосом организма равен 48? из категории Биология вы найдете ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Дрожжи поедают сахар и выделяют углекислый газ. Плесень. Незн.

Плесневые грибы паразитируют на животных растениях и человеке, размножаются спорами, разлагают органические остатки продуктов , токсичны и опасны для живых организмов. Дрожжи размножаются почкованием, не токсичны для человека.

1) дифференцированные зубы 2) наличие диафрагмы 3) теплокровность.

1 2 3 наличие скелета — признак хордовых двухкамерное сердце — признак земноводных дыхание жабрами — рыбы.

Азот, калий, фосфор, магний, сера, бор, медь, цинк, кобальт и др.

Калий Магний фосфор сера железо кальций.

Овчарку загрызут. Пока она с двумя — тремя чихуахуа будет драться остальные или укусят за больное, или же отвлекут. Против 3 — 4 овчарка бы справилась, но против семи. Перебор.

Немецкая обчарка. Потому что она в двое больше чихуахуа и соответственно сильнее.

Мы это проxодили напишу как вспомню.

Нужен, напиши. Сейчас полно источников. Проект подразумевает работу с докладом, презентацией и речью для выступления. Также неоходимо тесно контактировать со своим руководителем. Тема у тебя интересная. Займись глубоко и сам втянешься. Удачи.

2.5. Сцепленное наследование и кроссинговер

Совместное (или сцепленное) наследование генов, находящихся в одной хромосоме, известно как закон сцепления Т. Моргана. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом диплоидного организма. Например, у человека 23 группы сцепления, у дрозофилы — 4, у гороха — 7. Запись генотипов при сцепленном наследовании несколько видоизменяется. Генотип дигетерозиготы при независимом наследовании мы записываем как АаВв. При сцепленном наследовании этот же генотип записывается как авАВ или аВАв. Величина перекреста отражает расстояние между генами в хромосоме и измеряется как отношение кроссоверных особей к общему числу особей в потомстве от анализирующего скрещивания и выражается, в процентах. Единицей перекреста является одна морганида, или 1 % образования гамет, в которых произошел кроссинговер (сейчас используют термин). Сцепление генов может быть полное и неполное. Полное сцепление отмечается у самцов дрозофилы и самочек тутового шелкопряда. В этом случае в потомстве дигетерозиготы при анализирующем скрещивании будут возникать особи, имеющие только родительские сочетания в равном количественном отношении 1:1. При неполном сцеплении в F2 наряду с двумя фенотипическими классами с родительскими сочетаниями признаков в сравнительно небольшом числе будут возникать так называемые кроссоверные особи (особи, возникшие в результате сочетания кроссоверных гамет гибрида с гаметами рецессивной гомозиготы). Их появление связано с делением кроссинговера-обмена идентичными участками гомологичных хромосом в мейозе. Таким образом, образуется четыре фенотипических класса особей, но не в отношении 1:1:1:1, как при дигибридном скрещивании, а с преобладанием родительских классов над рекомбинантами. При решении задач нужно помнить, что особей родительских классов бывает более 50%, меньше всех бывает кроссоверов, возникших как результат двойного кроссинговера.

1. Какие типы гамет и в каком численном соотношении образуются у родителей, имеющих генотип: АаВв, при независимом наследовании, при сцепленном и неполносцепленном наследовании

а) Дигетерозигота АаВв , согласно закону независимого наследования образует 4 типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав) в равных численных отношениях (1:1:1.:1).

При полном сцеплении дигетерозигота АаВв продуцирует только 2 типа гамет (АВ и ав) в равных количественных отношениях. При неполном сцеплении дигетерозигота дает 4 типа гамет, из-за перекреста между генами А и В дополнительно образуется два типа кроссоверных гамет Ав и аВ, причем число их значительно меньше по сравнению с некроссоверными АВ и ав.

б) Гены сцеплены, кроссинговер между нами составляет 40%. Определите, сколько появится в потомстве дигетерозиготы авАВ при ее самооплодотворении форм аавв?

Составим схему скрещивания:

Некроссоверные гаметы Некроссоверные гаметы

Кроссоверные гаметы Кроссоверные гаметы

Оба родителя продуцируют по 4 типа гамет в соотношении 0,3; 0,3; 0,2; 0,2 исходя из величин кроссинговера (сумма некроссоверных равна 60%, или 0,6, а кроссоверных — 40%, или 0,4). По решетке Пеннета находим, что форм с генотипом аавв будет 0,09(0,3 ав х 0,3 ав), или 9%.

2. Организм имеет следующий генотип: АаВв. Расстояние между генами равно 15 морганидам. Напишите все типы гамет, которые образует организм с таким генотипом и укажите количество гамет каждого типа.

3. У человека локус резус-фактора сцеплен с локусом, определяющим форму эритроцитов, и находится от него на расстоянии 3 морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз (эритроциты эллиптической формы) определяются доминантными аутосомными генами. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам. При этом резус-положительность он унаследовал от одного родителя, эллиптоцитоз — от другого. Второй супруг резус-отрицателен и имеет нормальные эритроциты. Определите процентные соотношения вероятных генотипов и фенотипов детей в этой семье.

Признак Определяющий его ген

Нормальная форма эритроцитов а

Генотип супруга, гетерозиготного по обоим признакам, RhrhАа. Генотип второго супруга rhrhaa. У первого супруга образуется 3% гамет с перекрестом (1,5% rha), остальные 97% — без перекреста (48,5% Rha и 48,5% rhA). Второй супруг дает гаметы только одного типа rha. Вероятность рождения детей с различными генотипами выразится в следующих отношениях: 48,5% Rhrhaa, 48,5%rhrhAa, 1,5% RhrhAa, 1,5% rhrhaa, то есть 48,5 резус-положительных с эритроцитами нормальной формой, 48,5% резус-отрицательных с эллиптоцитозом, 1,5 % резус-отрицательных с нормальными эритроцитами.

4. Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется доминантной аллелью гена. На расстоянии 10 морганид от него находится другой ген, определяющий группу крови по системе АВО. Один из супругов имеет II группу крови, другой – III. Тот, у которого II группа крови, страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. Известно, что отец его был с I группой крови и не имел этих аномалий, а мать – с IV группой крови имела оба дефекта. Супруг, имеющий III группу крови, нормален в отношении гена дефекта ногтей и коленной чашечки и гомозиготен по обоим генам. Определите вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектом ногтей и коленной чашечки, и возможные группы их крови.

5. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами( т. е. не обнаруживаемыми кроссинговера генами). Какое потомство можно ожидать в семье, где известно, что матеры обоих супругов страдали только катарактой, а отцы только полидактилией?

5. У человека врожденная глухота может определяться генами а и в. Для нормального слуха необходимо наличие в генотипе обеих доминантных аллелей (А-В-). Определите генотипы родителей в следующих двух семьях: а) оба родителя глухие, а их 7 детей имеют нормальный слух; б) у глухих родителей 4 глухих ребенка.

7. Одна из форм дефекта зубной эмали контролируется доминантным геном, расположенным в первой хромосоме, в этой же хромосоме расположен рецессивный ген расщелины верхней губы. Гены тесно сцеплены между собой. Что можно ожидать в потомстве: отсутствие аномалий, проявление двух или одной аномалии, если у отца присутствуют обе аномалии, а мать здорова и гомозиготна?

8. У человека тремы и нарушение прикуса наследуются сцепленно, как аутосомно-доминантные признаки. Гены данных аномалий расположены в 3 –й паре хромосом на расстоянии 12 морганид. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где отец здоров и гомозиготен, а мать имеет обе аномалии, одну из которых она получила от одного родителя, а другую – от другого?

9. В семье, где родители здоровы, родился ребенок с аномалией полости рта: расщелиной твердого нёба и гипоплазией гортани. Определите, как наследуются признаки, если гены тесно сцеплены и находятся в 22-й хромосоме. Какова вероятность рождения второго ребенка с этими аномалиями?

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: