Щетки генератора гс 18мо

Вопрос № 3. Конструкция и основные характеристики генераторов постоянного тока применяемых на вертолете Ми-8 Система электроснабжения вертолёта Ми – 8Т запитывается от двух генераторов

Щетки генератора гс 18мо

Вопрос № 3. Конструкция и основные характеристики генераторов постоянного тока применяемых на вертолете Ми-8

Система электроснабжения вертолёта Ми – 8Т запитывается от двух генераторов постоянного тока ГС – 18ТО (модификации ГС – 18ТП, ГС – 18МО). Генераторы установлены на задних крышках коробок приводов двигателей и приводится во вращение валом турбокомпрессора.

Генератор – стартёр ГС-18ТО (ГС – 18ТП, ГС – 18МО) является основным источником постоянного тока на вертолёте Ми-8Т (в генераторном режиме) и одновременно используется в качестве электростартера при запуске двигателя от бортовых аккумуляторных батарей или аэродромного источника питания (в стартерном режиме).

Рис. 1. Разрез генератора ГС-18МП со снятой клеммной крышкой

Генератор ГС – 18ТО.Г – генератор, С – стартерный, 18 – мощность (в кВт), Т – теплостойкое исполнение, О – отсутствует патрубок (принудительное охлаждение).

Основные технические данные

Напряжение, В 28,5

Мощность, кВт 18

Ток нагрузки, А 600

Частота вращения якоря, об/мин 4200 – 900

Режим работы длительный

Напряжение, В 30

Потребляемый ток, А 600

Частота вращения выходного вала, об/мин 2400±10%

Нагрузочный момент, Н/см 5

Охлаждение генератора принудительное, от вентилятора вертолёта.

Включение в бортовую сеть производится выключателями ВГ-15К-2С «ГЕНЕРАТОРЫ – ЛЕВЫЙ» и «ГЕНЕРАТОРЫ – ПРАВЫЙ» на правой панели электропульта лётчиков.

Генератор ГС – 18ТО представляет собой шестиполюсную машину постоянного тока, с шунтовым возбуждением, теплостойкого исполнения и состоят из корпуса с полюсами и обмотками, якоря с коллектором, коллекторного щита, щита со стороны привода и защитной ленты.

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема шестиполюсного генератора.

Корпус стальной и является магнитопроводом. К нему закреплены шесть основных и шесть дополнительных полюсов с обмотками. Основные полюса набраны из листовой электротехнической стали и имеют в полюсных наконечниках пазы для закладки компенсационной обмотки, дополнительные – цельные, выполнены также из электротехнической стали. На основных полюсах расположены шунтовая обмотка возбуждения ОВ, на дополнительных – обмотка дополнительных полюсов ОДП.

Компенсационная обмотка (КО) выполняет следующие функции:

— обеспечивает постоянство магнитного поля в воздушном зазоре при переходе генератора (Г) с режима холостого хода на режим нагрузки, т.е. компенсирует реакцию якоря и способствует повышению перегрузочной способности генератора;

— устраняет явление перемагничивания полюсов при повышенных частотах вращения;

— позволяет уменьшить размеры обмотки возбуждения и снизить ток обмотки возбуждения;

— обеспечивает устойчивость работы генератора при повышенных скоростях и малых нагрузках;

— даёт возможность увеличить линейную нагрузку и окружную скорость генератора.

Обмотка дополнительных полюсов создаёт магнитное поле, которое воздействует на поле якоря, не скомпенсированное компенсационной обмоткой. Применение дополнительных полюсов и компенсационной обмотки позволяет повысить линейную нагрузку, уменьшить массу и габариты генератора, повысить его надёжность.

Чтобы компенсация выполнялась при любой нагрузке и была пропорциональна ей, а следовательно, пропорциональна реакции якоря, компенсационную обмотку и обмотку дополнительных полюсов соединяют последовательно между собой и с обмоткой якоря таким образом, чтобы их магнитодвижущая сила МДС была направлена встречно с МДС обмотки якоря.

Пакет якоря набран из отдельных, изолированных друг от друга листов электротехнической стали и запрессован на стальную втулку. В пазы якоря заложена обмотка петлевого типа. Концы секций обмотки припаяны к пластинам коллектора тугоплавким припоем. В петлевой обмотке в связи с возможной магнитной асимметрией могут возникнуть уравнительные токи, ухудшающие коммутацию машины и увеличивающие потери в обмотке якоря. Для предотвращения этого явления в генераторе применяют уравнительные соединения.

Коллектор набран из пластин хромовой бронзы, изолированных друг от друга слюдяными прокладками. Якорь имеет полый и гибкий валы, изготовленные из высокопрочной стали. На вал насажен алюминиевый вентилятор турбинного типа.

Коллекторный щит выполнен из алюминиевого сплава. Щит прикреплён к корпусу генератора болтами. На внутренней поверхности щита размещены шесть латунных щёткодержателей с тремя гнёздами у каждой установки щёток. Щётки соединены между собой с помощью щёточных канатиков и общей контактной пластиной. Чтобы избежать ослабления контакта между щётками и поверхностью коллектора, в авиационных генераторах применяют щёткодержатели реактивного типа.

Щит со стороны привода изготовлен из стали и прикреплён к корпусу генератора. С внутренней стороны к щиту приклёпан специальный кожух, для защиты от попадания через вентиляционные окна во внутреннюю полость генератора посторонних предметов.

Защитная лента служит для прикрытия окон в коллекторном щите. С внутренней стороны к ленте приклёпана прокладка из стеклотекстолита, для изоляции щёточных канатиков от защитной ленты. Защитную ленту затягивают с помощью двух болтов и валиков. Лента по ширине перекрывает окна не полностью, оставляя отверстия, через которые часть охлаждённого воздуха выходит наружу. В генераторе применено принудительное охлаждение воздухом, отбираемым от компрессора двигателя

Генератор работает с большим избытком мощности.

На вертолёте МИ-8МТ (МТВ) источником электроэнергии постоянного тока служит генератор СТГ – 3, установленный на ВСУ АИ-9В. После запуска основных двигателей АИ -9В выключается, в этом случае источником постоянного тока на вертолёте являются преобразователи переменного тока в постоянный ток.

Вывод: На вертолёте Ми-8Т для обеспечения током постоянного напряжения применяются два генератора ГС-18ТО, это шести полюсные коллекторные машины с принудительным охлаждением. Генераторы ГС-18ТО используется в качестве электростартера при запуске двигателей от бортовых аккумуляторных батарей или аэродромного источника питания (работа в стартерном режиме) затем работают в генераторном режиме.

На вертолёте МИ-8МТ (МТВ) источником электроэнергии постоянного тока служит генератор СТГ – 3, установленный на ВСУ АИ-9В. После запуска основных двигателей АИ -9В выключается, в этом случае источником постоянного тока на вертолёте являются преобразователи.

Таблица подбора щеток стартера и генератора по размерам

Всем доброго времени суток!
Жизнь заставила) во время поиска натолкнулся на такую таблицу, думаю пригодится многим)

Внимание! Уже было несколько случаев несоответствия! Перепроверяйте загуглив найденный артикул!

Высота (мм) Толщина (мм) Длина (мм) Крепление провода к щетке Артикул Производитель Применение щетки

8 5 12,5 бок 140134 Cargo Щетка генератора
8 5 24 верх 140135 Cargo Щетка генератора
7 4 37,5 торец 140161 Cargo Щетка генератора
9,93 7,94 19,5 бок 140164 Cargo Щетка генератора
7,5 4 12,5 верх 140191 Cargo Щетка генератора
7 5 21 торец 140343 Cargo Щетка генератора
8 6 19 верх 140344 Cargo Щетка генератора
12 6,8 17 бок 140347 Cargo Щетка генератора
7 6 17 торец 140350 Cargo Щетка генератора
7 6 17 торец 140351 Cargo Щетка генератора
7 6 18 бок 140352 Cargo Щетка генератора
7 6 18 бок 140353 Cargo Щетка генератора
7 6 23 бок 140354 Cargo Щетка генератора
8 5 17,6 торец 140365 Cargo Щетка генератора
10 5 18,5 верх 140366 Cargo Щетка генератора
4 5 17,5 торец 140367 Cargo Щетка генератора
8 5 22,5 торец 140368 Cargo Щетка генератора
8 5 25,8 верх 140369 Cargo Щетка генератора
8 5 19,5 торец 140370 Cargo Щетка генератора
7 5 15 торец 140371 Cargo Щетка генератора
7 5 21 торец 140380 Cargo Щетка генератора
8 6 18 торец 140392 Cargo Щетка генератора
8 5 18 торец 140437 Cargo Щетка генератора
8 5 26 верх 140575 Cargo Щетка генератора
8 5 23 торец 140576 Cargo Щетка генератора
8 5 18 верх 140577 Cargo Щетка генератора
22,5 5 22,5 бок 140598 Cargo Щетка генератора
7 5 8 бок 140599 Cargo Щетка генератора
7 6 14 торец 140607 Cargo Щетка генератора
7 4 21 верх 140613 Cargo Щетка генератора
9,5 5,56 15,5 торец 140744 Cargo Щетка генератора
8 6 торец 140809 Cargo Щетка генератора
8 5 23 торец 140817 Cargo Щетка генератора
7 5 18 торец 140818 Cargo Щетка генератора
8 4 22 торец 140895 Cargo Щетка генератора
7 4,5 22 торец 140912 Cargo Щетка генератора
7 4 19,5 торец 140914 Cargo Щетка генератора
6 4 23 верх 140923 Cargo Щетка генератора
20,5 5 22 торец 140924 Cargo Щетка генератора
8 5 8 торец 140925 Cargo Щетка генератора
8 5 16,5 торец 140926 Cargo Щетка генератора
9 4,5 22 торец 141033 Cargo Щетка генератора
8 5 18 торец 141085 Cargo Щетка генератора
7,5 12 48 бок 141169 Cargo Щетка генератора
6,5 4 12 бок 141171 Cargo Щетка генератора
7,5 5 16 бок 141172 Cargo Щетка генератора
7,5 4 18 бок 141173 Cargo Щетка генератора
12,5 4 18 торец 141175 Cargo Щетка генератора
6,5 7,5 44 торец 141177 Cargo Щетка генератора
5 4,5 13,5 торец 141192 Cargo Щетка генератора
8 8 25 торец 141195 Cargo Щетка генератора
8 5 22 торец 141229 Cargo Щетка генератора
8,9 5 24,5 торец 141239 Cargo Щетка генератора
8 5,9 12 верх 141240 Cargo Щетка генератора
10 4,5 16 верх 141042 Cargo Щетка генератора
8 5 17 верх BX198/2 Cargo Щетка генератора
8 5 22,5 торец BX2012 Cargo Щетка генератора
10 5 19,5 верх BX202/2 Cargo Щетка генератора
8 5 22 торец BX203/2 Cargo Щетка генератора
10 5 19,5 верх BX204/2 Cargo Щетка генератора
8 5 26,5 торец BX2062 Cargo Щетка генератора
6 5 17,5 торец BX2102 Cargo Щетка генератора
6 4 17,5 верх BX2132 Cargo Щетка генератора
6,5 4 17,5 торец BX220/2 Cargo Щетка генератора
6,5 5 12,5 верх FX42 Cargo Щетка генератора
8 5 12,5 верх FX42/2 Cargo Щетка генератора
8 5 14,5 торец JX30-31/2 Cargo Щетка генератора
7,5 5 14,5 торец JX32/2 Cargo Щетка генератора
4,6 4,2 17,5 торец JX422 Cargo Щетка генератора
6,4 4,6 12,7 торец LAX31-32/2 Cargo Щетка генератора
6,95 4,5 14.5 торец MX12 Cargo Щетка генератора
7 4,9 18.85 верх P52 Cargo Щетка генератора
10 5 14 торец PX50/2 Cargo Щетка генератора
5 10 17 торец PX582 Cargo Щетка генератора
4,6 6,35 15,4 торец PX602 Cargo Щетка генератора
8 5 13,2 бок RX103E/2 Cargo Щетка генератора
6,4 5 13,2 бок RX103F/2 Cargo Щетка генератора
6,4 4,5 14,5 торец SVX52 Cargo Щетка генератора
4,5 14,5 торец SVX7/2 Cargo Щетка генератора
11 7 18 бок 140334 Cargo Щетка стартера
16 7 16 верх 140336 Cargo Щетка стартера
16 12 14 торец 140340 Cargo Щетка стартера
14 7 16 торец 140341 Cargo Щетка стартера
12 6 16,5 верх 140345 Cargo Щетка стартера
20 7 16 бок 140356 Cargo Щетка стартера
12 8 22 торец 140358 Cargo Щетка стартера
25 7 1925 верх 140359 Cargo Щетка стартера
10 12 21 верх 140361 Cargo Щетка стартера
25 6,5 16 верх 140363 Cargo Щетка стартера
10 12 21 верх 140361 Cargo Щетка стартера
10 6,5 16 верх 140363 Cargo Щетка стартера
10 5 18 верх 140372 Cargo Щетка стартера
17 6,8 14 верх 140385 Cargo Щетка стартера
18 6,8 18 верх 140387 Cargo Щетка стартера
17 6,8 14 верх 140391 Cargo Щетка стартера
25 8 20 верх 140395 Cargo Щетка стартера
16 7 13,5 верх 140396 Cargo Щетка стартера
9,4 6,8 19,8 верх 140509 Cargo Щетка стартера
13,8 6,8 9,4 верх 140510 Cargo Щетка стартера
13,8 6,8 9,4 верх 140511 Cargo Щетка стартера
13,8 6,8 9,4 верх 140512 Cargo Щетка стартера
13,8 6,8 9,4 верх 140513 Cargo Щетка стартера
19,2 8,8 13 верх 140548 Cargo Щетка стартера
25 8 20 верх 140549 Cargo Щетка стартера
11,73 6,46 17,5 верх 140566 Cargo Щетка стартера
12 4,5 17.5 верх 140561 Cargo Щетка стартера
9 6 12 верх 140566 Cargo Щетка стартера
19 7 16 верх 140567 Cargo Щетка стартера
12 6,5 17,5 верх 140591 Cargo Щетка стартера
18 8 18 верх 140597 Cargo Щетка стартера
19,9 8,95 24,5 торец 140716 Cargo Щетка стартера
25 8 20 верх 140732 Cargo Щетка стартера
16 6 14 верх 140814 Cargo Щетка стартера
16 6 14 бок 140815 Cargo Щетка стартера
38,1 9,5 21 торец RX122/4 Cargo Щетка стартера
19 9,5 19,2 торец RX69/8 Cargo Щетка стартера

Читайте также  Щетки для генератора golf 2

Щетки генератора гс 18мо

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ И ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТВ2-117А (АГ)

10.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Запуск двигателя представляет собой процесс вывода его на режим малого газа.

Для того, чтобы осуществить запуск двигателя, необходимо:

— посторонним источником энергии раскрутить ротор турбокомпрессора до такой частоты вращения, при которой компрессор будет в состоянии всасывать, сжимать и подавать в камеру сгорания количество воздуха, необходимое для устойчивого горения топливовоздушной смеси, а турбина компрессора будет развивать мощность, потребную для вращения ротора компрессора;

— обеспечить подачу необходимого количества топлива в камеру сгорания, воспламенение топливо-воздушной смеси и устойчивость ее горения.

Раскрутка ротора турбокомпрессора в процессе запуска на земле и в полете осуществляется электрическим стартером-генератором ГС-18МО, а воспламенение топливовоздушной смеси — электрической системой зажигания. Подача топлива в камеру сгорания регулируется автоматом запуска в соответствии с заданным законом изменения температуры газа перед турбиной.

Процесс запуска двигателя протекает в соответствии с пусковыми характеристиками, под которыми понимается зависимость мощности (Nn), потребной для вращения компрессора, и мощности (Nmу, развиваемой турбиной компрессора, от частоты вращения Мик в процессе запуска при заданном законе изменения температуры газа перед турбиной компрессора. На пусковой характеристике двигателя можно выделить три основных этапа.

Первый этап начинается с момента включения стартера (NmK-О) и продолжается до момента подачи в камеру сгорания и воспламенения

в ней рабочего топлива (NmK=Nl=17. 21°Xo). Раскрутка ротора турбокомпрессора на этом этапе запуска осуществляется только стартером.

Второй этап начинается с момента, когда вступает в работу турбина компрессора (NmK=Nl = 17. 21%), а также развивается положительный крутящий момент, и заканчивается в момент отключения стартера (NniK=N2=57. 63%). Раскрутка ротора турбокомпрессора на этом этапе запуска осуществляется совместно стартером и турбиной компрессора. При достижении NmK=N2=57. 63%> турбина компрессора развивает мощность, достаточную как для собственного вращения, так и для вращения компрессора, т. е. частота вращения турбокомпрессора, при которой отключается стартер, выбирается такой, чтобы при ее достижении мощность турбины была достаточна для вывода двигателя на режим малого газа.

Третий этап начинается с момента отключения стартера (NmK-N2=57. 63%) и заканчивается в момент выхода двигателя на режим малого газа (NmK=Njvta-63. 66%) Раскрутка ротора турбокомпрессора на этом этапе осуществляется только турбиной компрессора

Особенности запуска двигателя ТВ2-117А определяются наличием на нем свободной турбины, не имеющей кинематической связи с турбиной компрессора. Так, в начальный момент запуска, когда степень повышения давления воздуха в компрессоре и степень подогрева его в камере сгорания незначительны, весь теплоперепад срабатывается в турбине компрессора. При этом ротор свободной турбины и связанный с ним несущий винт практически не поворачиваются. С увеличением NmK растут степень повышения компрессора и температура газа. Это приводит к увеличению теплоперепада, срабатываемого в свободной турбине, и плавной раскрутке трансмиссии вертолета.

При запуске двигателя на земле и в воздухе участвуют электрическая система, система зажигания и пусковая топливная система.

10.2 ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ТВ2-117А (АГ)

Электрическая система питания и запуска СПЗ-15 предназначена для:
1. Питания бортсети вертолета постоянным током напряжением 27 В ± 10%;

2. Автоматизации процессов, связанных с запуском двигателя на земле, в полете, холодной прокрутки и прекращения процессов запуска;

3. Выполнения блокировки в следующих случаях:

а) при невозможности включения в бортсеть бортовых или аэродромных

источников питания с неправильной полярностью;

б) для автоматического отключения бортовых аккумуляторов и генераторов от

бортсети при подключении аэродромных источников питания;

в) для автоматического отключения генераторов от бортсети в случае

г) при невозможности включения генератора в стартерный режим на работающем

д) при невозможности включения генераторов на запуск двух двигателей

К агрегатам системы СПЗ-15, участвующим в процессе запуска двигателей, относятся:

— стартер-генераторы постоянного тока (ГС-18МО);

— пусковая панель (ПСГ-15);

— шесть аккумуляторных батарей (12САМ-28)

— аэродромная розетка (ШРА-500)

— переключающие контакторы и блокировочные реле.

Из перечисленных агрегатов на двигателе устанавливается только стартер-генератор ГС-18МО. Все остальные агрегаты устанавливаются на вертолете. Дополнительно к агрегатам, участвующим в запуске, в систему СПЗ-15 входят установленные на вертолете комплексный аппарат (ДМР-6007), регулятор напряжения

10.2.1 Стартер-генератор ГС-18МО

Стартер-генератор ГС-18МО представляет собой шестиполюсную электрическую машину постоянного тока с шунтовым возбуждением теплостойкого исполнения. Охлаждение стартер-генератора принудительное от вентилятора вертолета с полным напором охлаждающего воздуха на входе в патрубок стартер-генератора не менее 400 мм.вод.ст.

Стартер-генератор предназначен для раскрутки ротора компрессора двигателя при запуске (стартерный режим) и для питания бортсети вертолета (генераторный режим). В стартсрном режиме стартер-генератор ГС-18МО обеспечивает мощность на валу двигателя до 26 кВт. Мощность ГС-18МО в генераторном режиме 18 кВт при напряжении 30 В. Направление вращения — левое.

Стартер-генератор установлен на задней крышке коробки приводов и связан с валом ротора компрессора зубчатой передачей.

3 — щит со стороны патрубка

4 — клеммовая панель

5 — клеммовые болты

8 — якорь
9 — корпус

11- шунтовая обмотка возбуждения

12 — щит со стороны привода

13 — крыльчатка вентилятора

14 — полый вал якоря

15 — приводной гибкий вал

10.2.2 Комплексный аппарат ДМР-600Т

Аппарат ДМР-600Т предназначен для автоматического включения стартер-генератора в бортовую сеть, когда напряжение стартер-генератора превышает напряжение сети, и для отключения стартер-генератора от бортовой сети, когда напряжение его ниже напряжения сети. Аппарат выполнен в виде коробки, внутри которой смонтированы дифференциальное реле, включающий контактор, а также защитные и блокировочные реле.

ДМР-600Т установлены в распределительных коробках (РК) левого и правого генераторов, которые размещены за сиденьями пилотов на шпангоуте №5Н.

10.2.3 Регулятор напряжения PH-180 (II серия)

Угольный регулятор PH-180 предназначен для поддержания постоянного напряжения стартер-генератора в генераторном режиме в пределах 26,5. 30 В при изменении оборотов и нагрузки стартер-генератора. Напряжение регулируется угольным сопротивлением регулятора, включенным последовательно в обмотку возбуждения стартер-генератора.

Конструктивно регулятор выполнен в виде укрепленного на плите ребристого цилиндра, внутри которого расположен столб угольных шайб, сжатых пружиной электромагни та. PH-180 установлены за сиденьем правого пилота на этажерке ши. №5Н.

10.2.4 Автомат защиты АЗП-8М (IV серия)

Автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М применяется для защиты от перенапряжения параллельно работающих стартер-генераторов постоянного тока с аккумуляторными батареями. Автомат работает только при работе стартер-генератора в генераторном режиме.

Выполнен автомат в виде коробки, внутри которой смонтированы реле защиты, контактор и блокировочные реле. Устанавливаются автоматы за сиденьями правого и левого пилотов на этажерке шпангоута №5Н.

10.2.5 Пусковая панель ПСГ-15М

Пусковая панель предназначена для автоматического управления запуском двигателя вертолета. В системе СПЗ-15 панель обеспечивает запуск двигателей на земле и в полете, холодную прокрутку двигателя и прекращение процессов запуска как от аэродромных источников питания, так и от аккумуляторов, установленных на борту вертолета.

Внутри панели смонтированы программный механизм ПМ, регулятор тока РТ, пусковые сопротивления и реле включения схемы. Программа работы панели рассчитана на 40-секундный цикл запуска.

Читайте также  Универсальный генератор мужских ответов бинго

Тема № 9. Система запуска двигателя ТВ2-117 (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Еще одним способом изменения напряжения, подаваемого к стартеру, является изменение схемы включения источников постоянного тока, например, аккумуляторных батарей. На рисунке 9.3,б видно, что при нижнем положении контактов (контактор К5 обесточено) батареи Ак1 и Ак2 включены параллельно. Так как напряжение на каждой из батарей равно 24 В, то к стартеру будет подавать такое же напряжение 24 В. При подаче напряжения на К5 контакты занимают верхнее положение — аккумуляторные батареи будут включены последовательно и к стартеру будет подаваться напряжение 24+24=48 В.

Рис. 9.3. Способы изменения напряжения, подаваемого к стартеру:

а)— включением добавочного сопротивления (Rд);

б)— изменением схемы включения аккумуляторных батарей (Ак1 и Ак2)

Для сохранения величины тока, проходящего через якорь стартера, включение стартера осуществляется через регулятор тока. На вертолете Ми-8 применен угольный регулятор тока РУТ-600Д.

РУТ-600Д обеспечивает поддержание постоянной мощности стартера при запуске двигателя. Регулятор включается в схему на I участке работы электродвигателя (стартера), когда по токовой обмотке 8 (рис. 9.4) протекает ток большой величины. Под действием магнитного поля, создаваемого током обмотки 8, якорь 3, преодолевая сопротивление пружины 4, сжимает угольный столбик 1. В результате этого по обмотке возбуждения стартера (ОВ) будет протекать ток определенной величины и создается магнитный поток. По мере возрастания скорости вращения увеличивается противоэлектродвижущая сила якоря стартера. Ток в цепи якоря будет уменьшаться (Iя¯), что приведет к уменьшению магнитного потока обмотки 8. Следовательно, якорь 3 будет сжимать угольный столбик 1 с меньшей силой, сопротивление столбика увеличится, а ток в цепи возбуждения стартера и магнитный поток уменьшатся. Это вызовет увеличение тока, проходящего через якорь стартера (Iя­), и скорости вращения ротора стартера.

Таким образом, регулятор тока РУТ-600Д, поддерживая потребляемый якорем стартера ток постоянным (Iя=const), поддерживает мощность стартера неизменной. Управляющая обмотка 7 и сопротивление 11 предназначены для коррекции тока якоря по напряжению источника питания. Стабилизирующая обмотка 6 обеспечивает устойчивую работу РУТ (без колебаний) при переходных процессах.

Регулятор тока может быть выключен из работы при замыкании контактов К7, при этом угольный столбик шунтируется и РУТ-600Д не влияет на работу стартера.

Рис. 9.4.Принципиальная электрическая (а) и конструктивная схемы регулятора тока:

1— угольный столбик; 2— упорный винт; 3— якорь; 4— пружина; 5— магнитопровод; 6— стабилизирующая обмотка: 7— управляющая обмотка; 8— токовая (рабочая) обмотка; 9— контактный винт; 10— электростартер; 11— регулировочное сопротивление

9.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТВ2-117

9.3.1. Общая характеристика системы запуска

Система запуска двигателей ТВ2-117 на вертолете Ми-8 обеспечивает:

— автоматический запуск на земле и в полете;

— холодную прокрутку ротора турбокомпрессора;

— прекращение процесса запуска.

Запуск может быть осуществлен:

а) от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ-28;

б) от аэродромного источника питания;

При запуске двигателя ТВ2-117 принимать участие несколько систем:

При запуске от аккумуляторных батарей без их подзарядки разрешается производить не более 5 запусков. Продолжительность запуска при использовании аккумуляторных батарей не более 50 с, аэродромного источника питания — не более 40 с.

9.3.2. Агрегаты электрической системы, обеспечивающие запуск двигателя*

К агрегатам электрической системы (рис.9.5), участвующим в процессе запуска двигателей, относятся:

— стартеры-генераторы постоянного тока (ГС-18МО), по одному на каждый двигатель;

— пусковая панель (ПСГ-15), одна панель на оба двигателя;

— шесть аккумуляторных батарей (12САМ-28), разбитых на две группы (AK1 и АК2);

— две аэродромные розетки (ШРАП-500), обозначенные на рис. 9.5 AP1 и АР2;

— переключающие контакторы и блокировочные реле.

*Электрическая система запуска входит в состав более сложной системы электропитания и запуска (СПЗ-15). В данном пособии будет рассмотрено только ее работа при запуске двигателя

Размещение агрегатов СПЗ-15 см. на рисунке 15 приложения.

Рис. 9.5. Электрическая схема питания и запуска двигателя ТВ2-117 на вертолете Ми-8 (упрощенная):

AP1 и АР2— розетки аэродромного питания; AK1 и АК2— бортовые аккумуляторные батареи; ,K1 и К2— силовые контакторы; ПСГ-15— пусковая панель; Л1— световое табло «Автомат включен»;

1— автомат защиты сети «Зажигание»; 2— переключатель «Запуск — Холодная — прокрутка»; 3— переключатель выбора запускаемого двигателя; 4кнопка «Запуск»; 5—кнопка «Прекращение запуска»; 6— агрегат зажигания; 7— запальная свеча; 8— реле включения клапанов подачи пускового топлива, продувки и регулятора тока; 9— контакт №1 агрегата КА-40; 10— стартер-генератор ГС-18МО; 11— электроклапан продувки; 12— электроклапан подачи пускового топлива;13 контакт №2 агрегата КА-40

(ДМР, РН— агрегаты, обеспечивающие питание бортовой сети вертолета постоянным током)

Рис. 9.6. Стартер-генератор ГС-18МО (разрез):

1 — фланец; 2 — шарикоподшипники; 3 — щит со стороны патрубка; 4 — клеммная панель; 5 — клеммные болты; 6 — щетки; 7 —коллектор; 8 — якорь; 9 — корпус; 10 — полюс; 11 —шунтовая обмотка возбуждения; 12 — щит со стороны привода; 13 — крыльчатка вентилятора; 14 — полный вал якоря; 15—приводной гибкий вал

Стартер-генератор ГС-18МО (рис. 9.6 и 9.7) представляет собой шестиполюсную электрическую машину постоянного тока с шунтовым возбуждением теплостойкого исполнения. Охлаждение стартера-генератора принудительное — от вентилятора вертолета, с полным напором охлаждающего воздуха на входе в патрубок стартера-генератора, не менее 400 мм вод. ст.

Стартер-генератор предназначен для раскрутки ротора турбокомпрессора двигателя при запуске. При раскрутке ротора стартер-генератор работает как электродвигатель постоянного тока (стартерный режим)

В стартерном режиме стартер-генератор ГС-18МО обеспечивает мощность на валу двигателя до 26 кВт. Направление вращения — левое.

Стартер-генератор установлен на задней крышке коробки приводов и связан с валом ротора компрессора зубчатой передачей.

Рис. 9.7. Стартер-генератор ГС-18МО (внешний вид)

Пусковая панель ПСГ-15 (см. рис. 9.5) предназначена для автоматического управления запуском двигателя вертолета. В системе СПЗ-15 панель обеспечивает запуск двигателей на земле и в полете, холодную прокрутку двигателя, ложный запуск и прекращение процессов запуска, как от аэродромных источников питания, так и от аккумуляторов, установленных на борту вертолета.

Панель представляет собой комплект элементов, размещенных на литом алюминиевом основании и закрытых штампованной алюминиевой крышкой, крепящейся к основанию винтами. Внутри панели смонтированы программный механизм (ПМЖ-2), регулятор тока (РУТ-600Д), добавочное сопротивление (Rд) и контакторы управляющие работой схемы (К6, К7).

Программный механизм ПМЖ-2 представляет собой моторное реле времени, предназначенное для управления процессом запуска по времени. Началом отсчета временной программы считается нажатие летчиком кнопки «Запуск». После этого включается в работу механизм ПМЖ-2 и в определенные моменты времени выдает в систему запуска электрические сигналы. Программный механизм состоит из следующих основных элементов (рис.9.8):

— электродвигателя постоянного тока (1), снабженного регулятором скорости вращения;

— редуктора (2), обеспечивающего вращение вала;

— профильных кулачков (3), жестко закрепленных на валу (4);

— рычагов (5), обеспечивающих включение и выключение микровыключателей в соответствии с профилем кулачков;

Кулачки установлены на валу таким образом, что при определенном положении вала через рычаги замыкают и размыкают контакты различных микровыключателей. Это позволяет при стабильной угловой скорости вращения электродвигателя выдавать в систему электрические сигналы по времени от начала отработки программы запуска.

Программа работы панели рассчитана на 40-секундный цикл запуска.

Рис.9.8. Принципиальная схема программного механизма управления запуском двигателя:

1— электродвигатель; 2— редуктор; 3— кулачек; 4— вал; 5— микровыключатель; 6— рычаг

9.3.3. Система зажигания

Система зажигания обеспечивает воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания при запуске двигателя на земле и в полете. Состав системы зажигания:

— два агрегата зажигания СКНА-22-2А, по одному на каждый двигатель;

— четыре полупроводниковые свечи зажигания СП-18УА, по две на каждый двигатель.

Агрегат зажигания СКНА-22-2А установлен на вертолете (рис.9.9). Он представляет собой низковольтную конденсаторную систему зажигания, которая является источником электрической энергии, необходимой для образования электрического разряда, между электродами запальной свечи.

В основу работы агрегата положен принцип накопления электрического заряда на накопительном конденсаторе, пробой газонаполненного разрядника и мгновенного разряда накопленной энергии по полупроводниковому слою запальной свечи. С целью предотвращения выхода из строя агрегата при превышении нормы пробивного напряжения свечи в систему введен активизатор.

Читайте также  Частота импульсов кварцевого генератора

Пробивное напряжение разрядника 1,5¸2,5 кВ, количество разрядов на свечах при напряжении питания агрегата 27 ±1 В от 6 до 31 в секунду.

Проверка срабатывания автомата от переключателя проверки разрешается только на земле

Электрооборудование представляет собой комплекс электрических агрегатов и устройств, которые вырабатывают, регулируют, распределяют и потребляют электроэнергию постоянного и переменного тока на вертолете.

На вертолете МИ-8 имеются системы электроснабжения постоянным и переменным током. Основной системой является система электроснабжения постоянным током напряжением 27 В ± 10 %.

Электрическая сеть вертолета выполнена в основном по однопроводной схеме, за исключением электрических сетей однофазного переменного тока 200 В частотой 400 Гц и трехфазного переменного тока 36 В частотой 400 Гц, которые выполнены соответственно по двухпроводной и трехпроводной схеме.

Электрическая сеть состоит из отдельных участков, соединенных между собой силовыми контакторами. Электроэнергия от источников тока к потребителям поступает через систему распределительных шин. Наличие отдельных участков сети и распределительных шин обеспечивает надежную работу потребителей и увеличивает живучесть бортовой сети вертолета.

Все потребители электроэнергии разделяются на группы целевого назначения — фидеры. Каждый фидер защищен предохранителем или автоматом защиты сети, что позволяет производить включение, а также проверку каждого фидера независимо от других.

Устройства распределения электроэнергии и аппаратура защиты сосредоточены в основном на распределительных щитах (РЩ) и в распределительных коробках (РК), а также на электропульте летчиков. Органы управления большинством потребителей электроэнергии и приборы контроля также расположены на электропульте летчиков. Конструктивно агрегаты и элементы электрооборудования размещены с учетом удобства в эксплуатации и возможности быстрой замены неисправной электроаппаратуры.

Общие сведения об источниках постоянного тока.

Источниками электроэнергии постоянного тока на вертолете являются два генератора-стартера ГС-18МО и шесть аккумуляторных батарей 12-САМ-28.

Для питания постоянным током сети вертолета при стоянке на аэродроме служат два штепсельных разъема аэродромного питания ШРАП-500К.

Генераторы-стартеры и аккумуляторные батареи подключены параллельно. Нормальные условия параллельной работы источников электроэнергии постоянного тока на вертолете обеспечиваются регулирующими устройствами.

Основные технические данные

Генераторный режим (номинальные данные): Напряжение Ток нагрузки Мощность (при напряжении 30 В) Диапазон изменения оборотов Режим работы 28,5 В 600 А 18 кВт 4200. 9000 об/мин продолжительный
Стартерный режим: Напряжение питания Нагрузочный момент Потребляемый ток Мощность Режим работы 24/48 В 5 кгс*м не более 600 А до 27 кВт 5 включений подряд по 40 сек каждое, с перерывами между включениями 3 мин, после чего полное охлаждение не менее 30 мин
Вес 40 кгс

Генератор-стартер ГС-18МО является основным источником постоянного тока на вертолете (в генераторном режиме) и одновременно используется в качестве электростартера при запуске двигателя от бортовых аккумуляторных батарей или аэродромного источника питания (в стартерном режиме).

ГС-18МО переходит на работу в генераторном режиме на запуске при частоте вращения турбокомпрессора Nтк = 63%.

Генератор-стартер представляет собой шестиполюсную электрическую машину постоянного тока с шунтовым возбуждением. Охлаждение генератора — принудительное, от вентилятора вертолета.

Генератор установлен на задней крышке коробки приводов двигателя и приводится во вращение валом турбокомпрессора через ведущее зубчатое колесо и набор зубчатых колес коробки приводов.

Включение генераторов в бортсеть производится выключателями «ГЕНЕРАТОРЫ — ЛЕВЫЙ» и «ГЕНЕРАТОРЫ — ПРАВЫЙ», установленными на правой панели электропульта летчиков. Генераторы включены в бортсеть параллельно, и с помощью регулирующих устройств включенная нагрузка распределяется между ними поровну. При отказе одного генератора другой берет всю нагрузку на себя. Генераторы-стартеры в генераторном режиме работают с большим избытком мощности, поэтому при отказе одного из них нет необходимости отключать какие-либо потребители в полете. Если генератор не работает (не подключен или отказал) горит красное табло «ОТКАЗАЛ ЛЕВЫЙ ГЕНЕРАТОР», «ОТКАЗАЛ ПРАВЫЙ ГЕНЕРАТОР».

Нормальную работу генераторов ГС-18МО обеспечивают регулирующие устройства:

два регулятора напряжения РН-180 2-й серии;

Угольный регулятор напряжения РН-180 2-й серии служит для автоматического поддержания постоянного заданного напряжения на зажимах генератора ГС-18МО при изменении нагрузки и скорости вращения якоря генератора в диапазоне рабочих оборотов. Одновременно регулятор обеспечивает правильное распределение нагрузки при параллельной работе генераторов.

Регулятор — электромагнитный, реостатного типа, с плавным изменением сопротивления угольного столба.

Регулирование напряжения осуществляется путем изменения сопротивления угольного столба, включенного в цепь обмотки возбуждения генератора, в результате чего ток возбуждения генератора увеличивается (или уменьшается) и напряжение генератора возрастает (или снижается) до заданного уровня.

два трансформатора устойчивости ТС-9АМ12;

Трансформатор устойчивости ТС-9АМ12 предназначен для повышения устойчивости работы системы регулирования генератора ГС-18МО. Трансформатор вступает в работу в моменты, соответствующие изменению режимов работы генератора как при изменении частоты вращения, так и при резком изменении тока нагрузки. Роль трансформатора в момент нестационарных процессов работы системы заключается в гашении автоматических колебаний при колебаниях напряжения генератора и тока нагрузки бортсети.

два выносных сопротивления ВС-25Б;

два дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т 2-й серии (ДМР-600Т 4-й серии);

Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т 2-й серии (ДМР-600Т 4-й серии) выполняет следующие функции: — автоматически подключает генератор к бортсети, если напряжение на его зажимах на 0,2. 1 В больше напряжения бортсети; — автоматически отключает генератор от бортсети при обратном токе 25. 50 А; — предотвращает подключение генератора к бортсети при обратной полярности

два автомата защиты сети постоянного тока от аварийного повышения напряжения АЗП-8М 6-й серии (АЗП-А2).

АЗП-8М 6-й серии АЗП-А2

Автомат защиты сети от перенапряжения АЗП-8М 6-й серии (АЗП-А2) предназначен для защиты сети постоянного тока от аварийного повышения напряжения (в случае отказа регулятора напряжения РН-180), связанного с перевозбуждением любого из параллельно работающих генераторов. В цепь каждого генератора включено по одному автомату защиты сети от перенапряжения, который автоматически отключает генератор от бортсети через силовые контакты дифференциально-минимального реле ДМР-600Т при напряжении (31,5 ± 0,5) В.

Автомат не срабатывает при кратковременных коммутационных перенапряжениях, возникающих на клеммах генератора, вызванных, например, сбросом тока нагрузки.

Проверка срабатывания автомата от переключателя проверки разрешается только на земле.

Запасные части к генераторам серии ГС

Наименование Марка генератора Размеры, мм. (дл. х шир. х выс.) Вес, гр. Применение, описание
Набор комплектующих блока транзистора ГС (ЗИП)
Блок выпрямителей БЦЖИ 656121.003 со сборкой выпрямителей СВ8.5-В6-40-6 ГС БЦЖИ 656121.003
Амортизационные пальцы для муфты ГС
Блок аппаратуры генератора ГС-100БП-ЗУ-О
Блок возбуждения генераторов ГС-Б Генераторы ГС-30Б, ГС-60Б, ГС-100Б, ГС-200Б
Блок выключателей (ВМ-40Р-1 + Д703) ГС
Блок выпрямителей А1 ГС БЦЖИ 656121.501-02
Блок защиты напряжения БЗН ГС-Б, ГС-У2 ЖШТИ 656111.165 (плата ЖШТИ 758725.034)
Блок контроля изоляции ГС ЖШТИ 656121138
Блок контроля частоты БКЧ ГС-У2 ЖШТИ 656111.071 (плата ЖШТИ 754722.021)
Блок отключения нагрузки БОН-2 ГС
Блок с аппаратурой (БП) ГС БЦЖИ 656131501-06
Блок с транзисторами ГС БЦЖИ 656119001, БЦЖИ 656119001-02, БЦЖИ 656119001-04
Блок снятия возбуждения БСВ-2 ГС-Б БЦЖИ 687281.501-02
Блок снятия возбуждения БСВ-3 ГС
Блок снятия возбуждения БСВ-4 ГС
Блок транзисторов генератора ГС
Блок фильтров напряжения БФН ГС-Б БЦЖИ 687281.503 (плата БЦЖИ 758724.502,БЦЖИ 687281503-01 )
Выпрямительная сборка СВ8,3-М3-40-6 и СВ8,3-М3-40Х-6 ГС-Б и ГС-У2
Диодный мост (блок выпрямителей) СВ8,10-М3-80-6, СВ8,10-М3-80Х-6 ГС-Б и ГС-У2
Диодный мост (блок выпрямителей) СВ8,6-В6-80-6 ГС-Б и ГС-У2
Диодный мост (блок выпрямителей) СВ8,1-М2-10-6
Диодный мост (блок выпрямителей) СВ8,5-В6-40-6 ГС-Б, ГС-У2
Диодный мост (блок выпрямителей) СВ8,7-М2-25-6
Защитное устройство БСВ-3 ГС БЦЖИ 651462502
Кабель ГС ЖШТИ 685631016-06, ЖШТИ 685631021-02, ЖШТИ 685631023, ЖШТИ 685631074-06, ЖШТИ 685632013, ЖШТИ 685632063-01, ЖШТИ 685633011-06, ЖШТИ 685633013
Конденсаторы МБГЧ-1
Корректор автономной работы КАР-4 ГС
Крепежная пластина для муфты генератора ГС ГС
Крыльчатка вентилятора генератора ГС
  • О компании
  • Каталог товаров
  • Склады
  • Условия оплаты
  • Доставка
  • Контакты

© 2005-2021,
ГК «Эффективные технологии»

Копирование, перепечатка и тиражирование

материалов с сайта eftechno.ru возможно

только с согласия ГК «Эффективные технологии».

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: