Устройство ручного запуска генератора

Ручной запуск или электростартер, автоматическое или дистанционное управление генератора? Самая полная информация по каждому типу запуска поможет вам сделать свой выбор.

Устройство ручного запуска генератора

Тип запуска генератора: ручной запуск, электростартер, дистанционный или автоматика

Современная жизнь немыслима без использования электричества. Это милые сердцу просмотры фильмов или развлекательных программ по телевизору, игры на компьютере, мобильные телефоны и многое другое. Бесперебойное снабжение энергией для дома предоставляет либо централизованное энергоснабжение, либо, как альтернативный вариант, миниэлектростанции. Рассмотрим варианты их запуска в работу, чем они отличаются и какой из них можно посчитать идеальным. Тип запуска генератора — это один из основных вопросов на сегодня, подробнее статья: Как выбрать генератор.

Содержание статьи:

  • Ручной запуск
  • Электрический стартер
  • Дистанционный тип
  • Автоматический ввод резерва

РУЧНОЙ ЗАПУСК

Ручной запуск генератора считается самым простым и бюджетным. Используется он, в основном, на генераторах, которые характеризуются небольшой мощностью (бензиновые генераторы для дома до 4 кВт). Более мощные генераторы заводить с помощью ручного стартера достаточно сложно, так как в цилиндре возникает большая компрессия. Дизельные генераторы заводятся на порядок сложнее, чем бензиновые. Необходимо неслабое усилие, чтобы завести с помощью ручного стартера генератор, мощностью более 5 кВт.
Принцип работы ручного стартера очень прост – оператору необходимо дернуть тросик посильнее, в процессе чего произойдет поворот коленвала, и двигатель генератора начнет работать.

Преимущества ручного стартера:

  • основным преимуществом такой простой процедуры является низкая стоимость агрегата;
  • компактное устройство небольшой мощности не требует особых знаний и не нуждается в большой физической силе. При определенной сноровке и качественном топливе ручной пуск не доставляет особых хлопот.

Недостатки:

  • отрицательной стороной запуска вручную является необходимость прикладывать недюжинную силу на бензиновых генераторах повышенной мощности;
  • система может поспорить по части эффективности с электрической, особенно в зимний период времени, когда дизельным двигателям необходим предварительный прогре;
  • нет возможности установки ATS.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТАРТЕР

Запуск электростанции с мощным двигателем происходит при помощи электрического устройства. Внешне электростартер напоминает пуск двигателя автомобиля. Ключ вставляется в замок зажигания и, поворачивая его по часовой стрелке, оператор запускает двигатель – все очень просто. Генераторы с электрическим стартом, стоят дороже, но они (практически все) имеют так же и ручной старт, который может использоваться как резервный. Наличие ручного стартера дает пользователю возможность выбора, каким типом запуска воспользоваться для включения генераторной установки.
В некоторых моделях электростарт бывает выполнен в виде кнопки «СТАРТ». То есть независимо от времени года, пользователь может быть абсолютно уверенным, что генераторная установка запустится. Встроенный аккумулятор отвечает за быстрый и легкий старт двигателя.

Преимущества:

  • благодаря удобству электростарта, с запуском генератора может справиться даже женщина; к тому же для этого не нужно иметь каких-либо специальных навыков;
  • возможность установки системы автоматического запуска.

Некоторые минусы:

  • необходимо следить за зарядным устройством станции – в случае длительно простоя генератора без работы, батарея может разрядиться.

Профессиональные генераторы с бензиновым двигателем до 15 кВт максимальной мощности и дизельные установки до 8 кВт полной мощности укомплектовываются двумя системами запуска. Это предоставляет большую свободу действия для владельца — благодаря комбинированной системе запуска можно запускать генератор с помощью того или иного типа запуска в зависимости от ситуации.

ДИСТАНЦИОННЫЙ ТИП

Тот же запуск от электрического стартера, только более модернизированный. Запуск происходит с помощью небольшого брелка с антенной, которая позволяет управлять установкой на расстоянии. Принцип, как у автомобильной сигнализации — двигатель заводится после нажатия на кнопку, расположенную на брелке. Аналогично происходит и отключение работы.

Положительные моменты:

  • управление электростанцией выполняется очень легко и просто, брелок срабатывает на расстоянии нескольких десятков метров;
  • есть возможность настройки работы генеартора по расписанию или же в зависимости от изменения температуры окружающей среды.

Недостатки дистанционного управления:

  • небольшая ограниченность приема — на очень большом расстоянии пульт запуска не сработает;
  • постоянная поддержка полного заряда аккумуляторных батарей.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВВОД РЕЗЕРВА

Старт двигателя электрогенератора без участия оператора является более совершенной системой. Функция АВР, благодаря встроенному исполнительному блоку и выносному микропроцессору, отвечает за своевременный запуск двигателя миниэлектростанции в случае исчезновения напряжения в стационарной сети энергопитания. Микроконтроллер отслеживает показания тока в сети и работу всех блоков генератора, направляет движение питания от генератора к потребителям. От скорости срабатывания системы резервного ввода зависит стоимость генераторной установки.

На данный момент есть станции со скоростью срабатывания до 5 миллисекунд. Уникальный блок успевает за доли секунды проверить наличие напряжения, запустить двигатель электростанции, причем, дизельный двигатель необходимо прогреть в прохладную погоду, направить движение тока. Сложная система берет полностью всю нагрузку на себя. Электронный блок продолжает отслеживать параметры внешнего напряжения. Как только в центральной сети появится питание, станция отключается от сети и переходит в дежурный режим.

Очевидные достоинства:

  • в стандартный набор функций входит постоянное наблюдение за параметрами сети, переключение, при необходимости нагрузки с внутренней сети на внешнюю и наоборот, подзарядка аккумулятора для автоматического включения двигателя. Усовершенствованные модели могут обладать еще целым рядом дополнительных опций, которые осуществляют контроль моточасов, отключение потребителей, которые вызывают перегрузку, могут управляться через сети интернет ресурсом и через мобильный телефон и многое другое;
  • достижение максимального числа оборотов двигателя через несколько секунд;
  • настройка собственных параметров по желанию потребителя.

Отрицательные стороны:

  • большая стоимость;
  • необходимость в постоянном техническом обслуживании и большим затратам на топливо и масло;
  • поддержка необходимых условий окружающего воздуха: температуры и влажности.

Что выбрать из такого большого разнообразия предложений предстоит разобраться самому владельцу. Учитывая возможности и физические данные домочадцев, если в нужный момент хозяина не будет дома.

Полный видео-обзор «Как выбрать генератор» можно посмотреть тут .

Запуск генератора

Вы приобрели автономный электрогенератор и собираетесь запустить его в первый раз? Будьте осторожны и не допускайте распространённых ошибок, которые могут привести к быстрому износу или поломке агрегата, а порой – даже к беде. Следуйте нашей инструкции, и ваш генератор будет исправно работать и питать ваши электроприборы.

Как следует проводить первый пуск генератора

Перед тем как запускать электрогенератор, первым делом распакуйте устройство, проверьте его комплектность всех запчастей и найдите инструкцию по эксплуатации. Внимательно ознакомьтесь с ней, прежде чем предпринимать дальнейшие действия.

Совет. Не покупайте с рук генераторы без инструкции. Даже если вы ранее пользовались схожим прибором, каждая модель индивидуальна, поэтому при покупке убедитесь, что в коробке имеется руководство по эксплуатации, схема прибора и другая важная документация.

Установка генератора должна производиться на ровную сухую поверхность. Обратите внимание, что некоторые модели предназначены только для использования на открытом воздухе. Включать их в помещении может быть опасно. Убедитесь, что прибор заземлён.

Заливка топлива

Если у вас новый электрогенератор, то заполните его купленным на автозаправке топливом (бензин, газ или дизель). При заправке жидким топливом канистра должна быть чистой и сухой внутри, так как пыль, мелкий мусор и вода, попав в генератор, могут ускорить его износ. Для заправки большинства бензиновых моделей, например марки Fubag, «Хонда» или Pramac, подойдёт обычный автомобильный бензин АИ-92 без присадок и прочих добавок.

Если ваш генератор уже был в употреблении, и вы не знаете, когда его заводили в последний раз, то остаток топлива лучше слить. Дело в том, что спустя 1-2 месяца бензин теряет свои свойства.

Внимание! Ни в коем случае не доливайте топливо непосредственно в работающий генератор.

Проверка масла

Для безопасной работы агрегата нужно моторное масло. Не стоит экономить и покупать дешёвые марки. Масла понадобится совсем немного, поэтому возьмите хорошее синтетическое. Залейте его в соответствующее отверстие до нужного уровня, оценить который помогут риски на щупе. Обязательно заверните пробку обратно, иначе во время работы масло будет брызгать.

Если ваш генератор – б/у, то в нём, скорее всего, есть какое-то масло. Но лучше его полностью слить и добавить новое, так как каждые 70 часов работы прибора требуется замена смазки, и, вероятно, свои 70 часов этот агрегат уже точно отработал.

Совет. Не смешивайте разные марки масла: это ухудшит свойства смазки и сократит срок службы вашего устройства.

Особенности запуска вручную

Большинство недорогих генераторов малой и средней мощности оснащены ручным пуском. Как завести электрогенератор такого типа, знают, пожалуй, все: нужно с усилием потянуть за специальную рукоятку на тросике. Чем выше мощность прибора, тем более интенсивно придётся тянуть тросик.

Ручной старт на бензиновом или дизельном генераторе

  • Убедитесь, что воздушная заслонка закрыта.
  • Потяните пусковую рукоятку на себя с умеренным усилием.
  • Когда почувствуете сопротивление, потяните сильнее одним резким движением.
  • Постепенно и плавно отпускайте рукоятку. Не бросайте её!
  • Если с первого раза осуществить пуск электродвигателя не получилось, повторите действия.
  • Если всё прошло удачно, то дайте работающему двигателю немного прогреться, а затем откройте воздушную заслонку.

Ручной старт на инверторном генераторе

  • Включите питание прибора.
  • Поверните ручку в положение «Включено» и откройте заслонку для доступа воздуха.
  • Потяните за рукоятку тросика и запустите агрегат.

Запуск генератора с электростартером

Электрический стартер более удобен для пуска двигателя, так как не требуется прикладывать усилие. Для включения таких агрегатов достаточно повернуть ключ или нажать кнопку. Имеются также устройства с возможностью удалённого запуска с пульта управления. Вот правильная последовательность действий при включении генератора с электростартером.

  • Если для вашего электрогенератора нужна аккумуляторная батарея, проверьте, есть ли она в комплекте, и если её нет, то приобретите её отдельно.
  • Убедитесь, что клеммы на аккумуляторе надёжно закреплены и имеют правильную полярность.
  • Запустите прибор поворотом ключа или нажатием на кнопку.

Внимание! Время работы стартера не должно превышать 5 секунд. Как быть, если не удалось запустить мотор генератора с первой попытки? Отпустите стартер и попробуйте ещё раз через некоторое время. Количество таких попыток может быть большим, главное – не давать стартеру крутиться дольше 5 секунд.

Как работают генераторы с автоматическим запуском

Электрогенератор с автоматическим запуском позволяет оперативно восстановить электропитание в вашей сети, если оно перестало поступать от основного источника. Его система управления проходит синхронизацию с энергосистемой вашего оборудования и автоматически запускает мотор при отсутствии напряжения в основной сети.

Совет. Хотя при авариях и других внештатных ситуациях хочется как можно быстрее восстановить энергоснабжение, дайте генератору поработать на холостом ходу хотя бы несколько минут, прежде чем запитать от него приборы. Так он прогреется и будет работать стабильно.

Как быстро запустить электрогенератор осенью или зимой

Когда на улице холодно и генератор остыл за ночь, запустить его обычным способом может быть проблематично. Однако есть несколько лайфхаков, которые помогут завести прибор даже в минусовую температуру.

  • При запуске придерживайте форсунку под точным углом, предотвращающим попадание топлива на свечу.
  • Приобретите специальное средство для холодного пуска мотора и впрысните его в карбюратор.
  • Более долгий, но самый простой и надёжный способ – занести генератор в тёплое помещение и постепенно отогреть его.

Как правильно выключить генератор

Помните, что генератор не бытовой электроприбор, и его нельзя отключать, просто нажав на кнопку. Это чревато быстрым износом и выходом из строя как самого агрегата, так и подключенных к нему устройств. Поэтому последовательность действий при отключении должна быть такая.

  • Выключите все синхронно запитанные приборы.
  • Позвольте генератору поработать вхолостую 2–3 минуты.
  • Выключите зажигание.
  • Перекройте подачу топлива.

Правила безопасности при работе с электрогенератором

Даже если вы давно имеете дело с автономными генераторами, не пренебрегайте правилами безопасности. Возгорание агрегата с полным баком неминуемо приведёт к большому пожару. Чтобы защитить себя, окружающих и имущество, следуйте простым рекомендациям.

  • Всегда запускайте прибор только вхолостую, без нагрузки. Чтобы случайно не запустить его с подключенными устройствами, после завершения работы всегда отключайте и запитанную технику и убирайте её.
  • Если имеется функция дистанционного запуска, пользуйтесь ею только после осмотра самого агрегата, проверки уровня масла и топлива, отключения ранее запитанных приборов.
  • У каждого генератора есть показатель мощности двигателя. Не стоит рисковать и заниматься параллельным подключением большего количества устройств, чем он способен «потянуть». Подобная экономия может привести к незапланированным расходам на покупку нового генератора взамен вышедшего из строя.
  • Если ваш аппарат имеет воздушную систему охлаждения, то обеспечьте ему во время работы приток свежего воздуха, чтобы он не перегревался. Этот совет особенно актуален летом на жаре.
  • Слишком частые включения и выключения вредят агрегату. Если вы знаете, что через 10 минут электричество снова понадобится, то не стоит выключать двигатель.
  • Чересчур длительный простой вредит прибору, поэтому включайте его на пару часов каждые 3-4 недели, даже если он вам пока не нужен.
Читайте также  Щетки генератора ваз 2114 90а

Как я делал себе АВР для генератора

Несколько лет назад делал себе АВР (автоматический ввод резерва) для работы на даче от генератора. Сейчас многие ИТ-шники переходят на удалёнку, работают с дач, где качество электропитания может оставлять лучшего. Поэтому решил написать о своем опыте самодельного АВР на микроконтроллере ATmega8A. Если тема интересна, добро пожаловать под кат, будет много букв и кода.

О заземлении

Прежде чем что-либо делать с электричеством, нужно позаботиться о наличии хорошего заземления в вашем доме. Просто так взять и подключить обычный бытовой бензиновый/дизельный/газовый генератор к электросети дома не получится. Нужно соблюдать меры предосторожности. Первая из них – ваш генератор должен быть хорошо заземлен. Тогда у вас есть хорошие шансы не получить удар током, когда статика от вашего любимого свитера пробъёт изоляцию обмотки генератора. Вообще, к работающему генератору не стоит без нужды прикасаться.

Стоит помнить, что в сети не всегда 220В. Коммутация на линиях, грозовые разряды вдалеке, статические разряды дают такие наводки, что в сети нередки короткие импульсы в несколько киловольт. С этим борются установкой разрядников и УЗИП на вводе в дом, но это очень редкая практика в РФ. Так что пусть искра в землю уходит, и не через вас – сделайте по всему дому хорошее заземление. Без этого делать что-либо дальше просто нельзя!

О генераторах

К слову, у многих бытовых бензиновых генераторов обмотки никак не соединены с землёй. И это вполне нормально, когда вы питаете от генератора один электроинструмент. Но когда вам надо подключить генератор к дому, нужно сделать нулевой провод (N) и провод фазы (L). Для этого один из выводов генератора заземляется и из этой точки заземления уже независимо нужно вести в дом два провода – один будет нейтралью N, а второй – защитным заземлением (PE). При выборе генератора нужно обратить внимание, можно ли заземлять его выход, порой это запрещено в инструкции к генератору, тогда такой генератор вам не подойдёт.

Часто в Сети можно увидеть схемы подключения генератора без заземления и разделения линий N и PE. Не делайте так, дольше проживёте. Такие схемы хорошо работают до первого неудачного стечения обстоятельств. В типичных блоках питания современных электронных приборов стоят конденсаторы с линий L, N на землю. Если N не заземлить у генератора, то за счёт этих конденсаторов на линии N будет, если повезёт, 110 вольт относительно земли. Кстати, многие газовые котлы в таком режиме вообще перестают работать. Про влияние статики без присутствия заземления я уже писал выше.

О схемах АВР

Есть несколько разных схем реализации АВР. Дальше я буду писать о наиболее безопасной с моей точки зрения схеме однофазного АВР. Я не советую экономно делать АВР на одном контакторе или же с коммутацией только одного фазного провода. Только вместе с нейтралью.

На приведенной схеме питание от сети и от генератора подаётся через вводы 1 и 2. Они защищены спаренными автоматами. Через дополнительные автоматы питаются схемы коммутации и индикации. Видно, что катушки реле взаимно блокируются электрически. За включение того или иного ввода отвечает для упрощения не показанный на схеме микроконтроллер, который замыкает цепи в точке коммутации ТК1 или ТК2.

Принципиальным моментом является наличие в АВР 2х схем блокировок – взаимной механической блокировки коммутирующих вводы контакторов и взаимной электрической блокировки контакторов. Самодельщики ради экономии, бывает, в своих конструкциях пренебрегают этими блокировками, а зря. Схема без блокировок может проработать некоторое время, но в какой-то момент контакты пригорят, возвратные пружины ослабнут и случится КЗ между вводами. Во-первых, это грозит большим бабахом, если обе линии окажутся под напряжением, но это не самая большая проблема. Гораздо важнее, что ваш генератор неожиданно для ремонтирующих проводку электриков может выдать в общую сеть напряжение – при неблагоприятном стечении обстоятельств ремонтирующие линию электрики могут погибнуть. Для вас это уже уголовная статья.

О контакторах

Таким образом, использование обычных реле для нас отпадает, подойдут только специализированные контакторы. Для больших мощностей есть ещё вариант с моторизованными приводами, но это дорого и для типичного домашнего применения избыточно.

Чтобы сделать механическую блокировку, нужно выбрать контакторы, которые могут работать в паре. Обычно взаимная блокировка достигается установкой одинаковых контакторов рядом друг с другом и установкой дополнительной опции – механического блокиратора. Он продаётся отдельно от контакторов и стоит копейки.

Взаимная электрическая блокировка возможна, если на контакторе есть дополнительные сигнальные контакты, работающие на размыкание. Иногда они сразу встроены в контактор, иногда их можно докупить и установить как опцию.

Ведущие производители контакторов имеют в своих линейках такое оборудование. Так что найти и купить комплект не представляет особого труда. Правда цены на брендовые контакторы на порядок выше наших/китайских. Поскольку количество циклов коммутации не ожидается большим, то выбор китайских контакторов вполне оправдан. К недостаткам можно отнести только то, что катушки контактора во время работы довольно сильно гудят.

Еще по поводу коммутируемой мощности. Контакты контактора должны выдерживать максимальную мощность, которую вам разрешено потреблять в доме. У меня это 10 кВт, поэтому контакторы я выбирал на допустимый ток через один контакт примерно в 50 ампер. Стоит отметить, что по какой-то причине коммутируемая мощность для типичного трехфазного контактора указывается в паспорте суммарная для всех трёх фаз, поэтому надо внимательно смотреть, какой допустимый ток именно через один контакт.

О схеме управления

Когда я занимался созданием АВР у меня было несколько особых требований к его работе:

  • У меня не так часто отключают электричество, поэтому я решил, что мне не нужен автозапуск генератора, а вот от автоматической остановки генератора я решил не отказываться: когда сеть восстанавливается, генератор сам затихает и сразу понятно, что теперь с питанием всё хорошо, да и бензин экономится
  • После старта генератора ему надо дать время прогреться и только после прогрева давать ему нагрузку. Т.е. мне нужен был таймер включения АВР после подачи напряжения от генератора
  • После восстановления напряжения в сети часто происходили повторные отключения через короткий промежуток времени, поэтому мне нужен был таймер, который бы выждал перед переходом с генератора на сеть некоторое время и не глушил сразу генератор
  • Генератору, говорят, полезно перед выключением немного поработать без нагрузки. И для этого мне тоже нужен был таймер

Таким образом вырисовывалась картина, что мне нужен контроллер с несколькими таймерами. В те времена я увлекался кодингом на AVR, поэтому решил сделать такой контроллер на Atmega 8a.

Хорошо бы, чтоб контроллер работал долго и надёжно. Кроме того, чтобы сделать полную гальваническую развязку и снабдить контроллер сторожевым таймером я ничего более не придумал. Ну и сделать схему и программу максимально простыми. Поскольку делалось всё для себя, то все настройки и калибровки решил оставить в коде — весь UI свелся к одному светодиоду )

Основная задача контроллера – мониторить напряжение на вводах и, при необходимости, переключать вводы. При этом приоритетным является ввод от деревенской сети.

Тут стоит отметить, что качество сети таково, что колебания от 150 в до 250 в вполне обычное явление. Поэтому понятие что есть хорошее питание от сети очень размыто. Через какое-то время я решил эту проблему, когда поставил на весь дом один мощный тиристорный стаблизатор напряжения на 11 кВт. Но, важно, стабилизатор можно ставить только до АВР, а не после! Включать стабилизатор для генератора категорически не рекомендуется. Есть опасность, что при определенной комбинации нагрузок, особенно всяких мощных насосов, система из генератора и стабилизатора станет неустойчивой и войдет в автоколебания.

После некоторых раздумий нарисовал такую схему в Eagle.

В схеме есть два идентичных трансформаторных источника питания, при наличии напряжения на любом из вводов схема обеспечена питанием. Между вводами возможно напряжение в 600в, поэтому изоляция трансформаторов должна быть хорошей. Питание берется после пакетников QF3 и QF4 соответственно.

У каждого источника есть резистивный делитель напряжения, защищенный от перенапряжения стабилитроном – с него производится путём нехитрых расчётов измерение напряжение сети с помощью АЦП микроконтроллера.

Для коммутации катушек контакторов применяется стандартная схема из даташита для управления семисторами. 2 штуки ). Катушки — это индуктивная нагрузка, поэтому цепи снаббера на выходе из резистора и конденсатора обязательны.

У меня был релейный модуль с али, который используется для останова генератора. На схеме он просто прямоугольник с тремя выводами.

Из особенностей еще в качестве генератора опорного напряжения использован TL431. В остальном всё включено стандартно для Atmega 8. Есть светодиоды для индикации наличия напряжения питания на вводах и один светодиод статуса устройства. Тактируется схема с помощью внешнего кварца на 16 МГц.

Eagle мне породил вот такую печатную плату. Никаких SMD, симисторы и стабилизатор с легкими радиаторами.

Два тороидальных трансформатора установлены прямо на плате. Плату изготовил традиционным радиолюбительским способом с помощью фоторезиста. После монтажа покрыл тремя слоями акрилового лака. Надеюсь не пробьет его высокое напряжение.

О программе управления

Код программы довольно длинный, извините.

Программа разработана с помощью бесплатного AVR Studio и использует стандартные библиотеки AVR.

В основном цикле программа проверяет напряжение на входах вводов, оценивает состояние включения контакторов, учитывает работу программных таймеров, производит необходимые корректировки включая или выключая реле и контакторы, затем уходит в спячку. Для отладки сделан вывод отладочной печати в последовательный порт микроконтроллера.

Для контроля зависаний предусмотрен сторожевой таймер.

Все циклы измерений сделаны на прерываниях и с использованием аппаратных таймеров. Счетчик секунд сделан на таймере 1. По прерыванию таймера 1 обновляются программные таймеры, отвечающие за задержки включения и отключения контакторов и реле генератора.
Второй таймер используется для создания эффекта мигания светодиода статуса. Предусмотрено три паттерна мигания. Значения из паттерна мигания берутся в прерывании таймера 2. По миганию можно судить о состоянии контроллера.

Два АЦП также работают по таймерам и усредняют по 2500 сэмплов измерений напряжения. Для перевода измерений в реальные вольты предусмотрены калибровочные константы. Их значения надо исправить в ходе настройки АВР.

Кроме того, есть еще ряд констант, которые нужно определить в ходе наладки.

Реле останова генератора при работе от генератора держится включенным, блокируя поступление напряжения на цепь останова генератора. После завершения работы таймера работы генератора на холостом ходу, реле выключается и на цепь останова генератора через это реле начинает поступать ток. На самом генераторе стоит специальный блок, который после появления напряжения с некоторой задержкой замыкает цепь зажигания на массу, что приводит к останову генератора. Этот же блок содержит цепь подзаряда аккумулятора генератора. Если кому интересны детали, напишите в комментах, я сделаю отдельный пост об этом блоке. В нём нет кода, всё аппаратно.

Если кто-то надумает повторить АВР, то стоит подкорректировать значения настроек. Готовую прошивку не публикую, так как программу всё равно надо править в ходе настройки АВР.

Надо сказать, что мой АВР работает уже 4 года без проблем, так что схема можно считать проверенная как и код.

Типы запуска генератора: ручной, электростарт, автоматика или дистанционный

Одним из главных аспектов современной комфортной жизни – это наличие электросети. На сегодняшний день для человека сложно представить себе нормальную жизнь без большинства оборудования и техники, которые мы все применяем в повседневной жизни, начиная от банального освещения в доме и на улице, и заканчивая сложными персональными приборами, такими как компьютеры и телефоны, техника в доме и на работе.

Читайте также  Форд транзит 2020 года замена ремня генератора

В основном мы обеспечиваемся центральным электроснабжением, но к сожалению данные электросети частенько нас подводят своей некачественной работой, так как они уже давно устарели и у тех, кто живет в загородном доме или на даче есть альтернативный источник питания, они могут купить для себя миниэлектростанцию или генератор. Такое оборудование также часто применяется и на профессиональном уровне, не только в быту. В промышленности и строительстве это также часто используемая техника.

Сегодня мы будем говорить о том, как подобрать генератор для тех или иных условий эксплуатции исходя из типа запуска генератора, поговорим о возможных типах запуска, об их преимуществах и недостатках.

Ручной запуск генератора

Бензиновый генераторы с ручным стартером – это самые распространенные модели генераторов для бытового применения. Ручным типом старта в основном оборудуют именно на тех генераторах, чья мощность относительно невелика и в основном это более простые генераторы. Они обладают низкой стоимостью, в эксплуатации они очень удобны и практичны, идеально подходят для работы в домашних условиях и на более высоких уровнях.

Что касается самой работы такого типа запуска, то стоит учитывать то, что более слабые модели, с мощностью до 4кВт запустить вручную довольно просто, тем более что современные производители стараются оборудовать свои генераторы системой «легкий старт», которая рассчитана на упрощение запуска двигателя. Сто же до более мощных генераторов, свыше 5кВт, то их запустить при помощи ручного старта намного сложнее из-за высокой компрессии возникаемой в цилиндре двигателя. Также при выборе модели с таким стартером стоит учесть, что дизельный двигатель сложнее завести ручным стартером, нежели бензиновый.

Принцип ручного стартера очень прост, Вы вытягиваете трос стартера, и происходит проворачивание коленвала, вследствие чего двигатель заводится.

Основные преимущества ручного стартера заключаются в том, что такой агрегат очень прост в экспликации. Имея опыт работы с таким оборудованием, и применяя качественное топливо, Вы никогда не будете сталкиваться с проблемой запуска двигателя. Также стоит отметить и низкую стоимость такого агрегата из-за простоты его конструкции, так что такой генератор доступен каждому.

У такого типа запуска есть и недостатки, запустить двигатель большой мощности вручную будет очень затруднительно, а в зимний период времени, особенно если говорить о дизельном генераторе, запуск будет очень непростой задачей. Также такой генератор несовместим с системой ATS.

Запуск генератора с помощью электростарта

Более дорогие модели генераторов оборудованы электростартером. Такая система просто необходим тем моделям, которые имеют двигатель большой мощности, свыше 5кВт, так как вручную запустить его будет довольно сложно и поэтому они оборудованы именно таким типом запуска.

Стоит сказать что такая система запуска двигателя напоминает запуск двигателя автомобиля, также необходимо произвести поворот ключа и двигатель запускается. Так запустить генератор очень просто, в разы проще, чем при помощи ручного стартера, Вы не будете вкладывать в это процесс совсем никаких усилий. Более дорогие модели имеют улучшенную, более современную систему электростартера, достаточно лишь гадать кнопку пуска и работа генератора начнется, Вы будете уверены в запуске агрегата в любое время года, даже в холодную зиму. Стоит отметить то, что практически все модели с электростартером имеют и ручной стартер, который служит в качестве резервного способа запустить агрегат в случае неполадки первого.

Среди главных достоинств генератора стоит выделить возможность эксплуатации такого генератора любым человек, вне зависимости от того каким опытом или знанием оборудования он обладает, даже женщины и дети справятся с такой задачей. Также стоит отметить совместимость такого генератора с системой автоматического включения, так что при наличии желания можно автоматизировать Ваш генератор.

Среди недостатков стоит выделить зависимость такого генератора от аккумулятора, без которого электрический стартер двигателя не работает. Необходимо постоянно следить за зарядом батареи, так как, особенно при длительном простое агрегата, он будет терять свой заряд.

Функция автоматического ввода резерва

Система ATS – это самая современная и надежная система запуска, которой может быть оборудован Ваш генератор. Она примечательно тем, что работает абсолютно в автономном режиме и не требует вмешательства оператора в работу, что позволит Вам не отвлекутся от своих дел при отключении электричества, генератор запустится автоматически.

Блок ATS имеет главную задачу, которая заключается в том, чтобы запустить генератор сразу же после отключений центрального энергоснабжения в доме, что позволит наладить эффективную систему резервного питания для дома. Стоимость генератора напрямую зависит от скорости срабатывания автоматического запуска, чем быстрее, тем дороже. Самые современные модели могут срабатывать за доли секунды. Блок моментально отслеживает исчезновение питания от центральной сети и запускает генератор, причем все это без Вашего участия и после того, как питание от центральной сети возобновится, генератор прекратит свою работу и отключится от сети и перейдет в режим ожидания, будучи готовым к любым авариям на линии.

Главное достоинство – это высокое качество работы. Генератор при помощи системы ATS в автономном порядке отслеживает параметры работы центрального электроснабжения и включается и отключаются в случае необходимости. Некоторые модели могут управляться с мобильных устройств при помощи интернета, может быть возможность установки персональных параметров работы в случае необходимости.

Такое оборудование чувствительно к внешним условиям, к влажности и температуре. Они сложны в плане обслуживания, необходимо постоянно проверять уровень топлива и масла, заряд аккумулятора и главная отрицательная сторона – это высокая стоимость генератора.

Дистанционный запуск электростанции

Такой тип запуска – это дополнение для электростартера, он позволит Вам дистанционно включать Ваш генератор по необходимости. Пульт похож на брелок от автомобильной сигнализации, так что его можно носить всегда при себе на ключах. С него как запустить, так и остановить генератор не составит никакого труда. Такой запуск очень удобный, хоть и не такой удобный, как автоматический стартер, но есть и минусы, радиус действия пульта ограничен и может быть совсем небольшим в зависимости от самой модели, а также стоит постоянно следить за зарядом батареек на пульте.

Изучив подробнее все виды запуска генератора, Вы без особого труда сможете подобрать ту модель, которая подходит именно Вам для работы в определенных условиях.

Статьи

Как запустить генератор?

Современные бензиновые, дизельные и газовые генераторы — это надежное оборудование со множеством степеней защиты. Специальные устройства обеспечивают безопасность питаемой техники и предотвращают поломку самих генераторов по каким-либо причинам. Несмотря на защищенность генераторов от всевозможных негативных факторов, в том числе и тех, которые спровоцированы действиями человека, важность правильного запуска бензогенератора или дизельгенератора не теряет своей актуальности.

Запуск оборудования, а также его эксплуатация по правилам, предписанным производителем, снижает вероятность возникновения неисправностей и является гарантией максимально продолжительного срока службы.

Первые действия

После того как вы извлекли генератор из упаковки, тщательно осмотрите его, проверив, не получила ли техника каких-нибудь повреждений в процессе доставки. Убедитесь, что все элементы присутствуют и располагаются на своих местах, все шланги прочно присоединены к соответствующим патрубкам.

Если вы решили купить генератор, не бывший в употреблении, то он в обязательном порядке будет комплектоваться детальной инструкцией по эксплуатации. Настоятельно рекомендуется изучить ее. Даже если у вас есть опыт работы с жидкотопливными или газовыми генераторами, не пренебрегайте инструкцией. Данное оборудование является довольно сложным, и практически каждая модель имеет какие-то свои особенности, которые в процессе эксплуатации необходимо учитывать.

Первое, что следует сделать в качестве подготовки к запуску, — залить моторное масло в необходимом количестве. Для генератора не нужно много масла, так что экономить на покупке хорошего синтетического варианта не стоит, ведь от качества используемого масла напрямую зависит срок службы устройства. При выборе моторного масла желательно учитывать температурный режим, характерный для окружающей среды того района, в котором будет осуществляться эксплуатация вашего генератора.

Второе — выбор подходящего топлива. Если вы купили бензиновый генератор, то для его заправки следует приобретать неэтилированный бензин, причем высокого качества. Поскольку заправка бака генератора осуществляется не на автозаправке, а с использованием промежуточной тары, очень важно следить за чистотой емкостей, в которые вы будете наливать бензин. Присутствие грязи, пыли или воды в них недопустимо. Вода, попавшая в бак бензинового генератора даже в малых количествах, может привести к поломке устройства.

Используйте только чистый бензин без каких-либо примесей. Приобретать топливо с самым высоким октановым числом не нужно — бензогенератор работает на 92 бензине, 87 и 95 не подойдут. Сегодня в продаже можно найти большое количество добавок, повышающих октановое число. Такие вещества нельзя применять, так как они в своем составе содержат спирт. Идеальный вариант — приобретать 92 бензин на проверенной АЗС и наливать его в чистую тару.

Перед запуском убедитесь, что генератор стоит на ровной поверхности. Под ним не должно быть воды или какой-либо другой жидкости. Если устройство не оборудовано системой отвода продуктов сгорания топлива (выхлопа), то такой бензогенератор следует запускать вне помещения. Не забывайте про заземление: его наличие является обязательным условием для безопасной эксплуатации.

Запуск бензинового и дизельного генератора

Внешний осмотр следует проводить перед каждым запуском оборудования. Если есть какие-либо неисправности, повреждения, которые могут повлиять на работу, — нельзя запускать генератор до их устранения.

При запуске генератора необходимо осуществить следующие действия:

1. Проверьте уровень масла при помощи специального щупа. Если его недостаточно — долейте. Рекомендуется всегда иметь некоторый запас масла.
2. Проверьте уровень топлива в баке.
3. Запуск генератора следует осуществлять без нагрузки. Т. е. если к устройству подключены какие-либо приборы, которые он питает, отключите их.
4. Произведите включение зажигания.
5. Воздушная заслонка должна находиться перед запуском в положении «Закрыто» (CLOSED).

В дальнейшем процесс будет зависеть от того, какой системой запуска оборудован генератор.
Это может быть автоматическая система, электростартер или механический запуск (ручной).

1. Механическая система.

Для того чтобы запустить бензиновый или дизельный электрогенератор с механической системой запуска, следует потянуть на себя рукоять пускового шнура до того момента, пока не появится сопротивление. Далее потяните одним резким движением рукоять. Не отпускайте ее сразу: возврат шнура в обратное положение должен осуществляться постепенно. Если вдруг двигатель не запустился с первого раза, повторите операцию. После того как ДВС достаточно прогреется, можно открыть воздушную заслонку.

Инверторный генератор запускается несколько иначе. Перед запуском следует включить питание, затем установить ручку в положение «Вкл.» и открыть воздушную заслонку. После того как вы осуществите данные операции, можно дергать шнур запуска стартера.

Перед тем как осуществить запуск бензогенератора или дизельгенератора, оборудованного электростартером, следует убедиться в том, что клеммы аккумулятора хорошо закреплены и соблюдена полярность. Если вы решили купить генератор с электрической системой запуска, проверьте, комплектуется ли он аккумуляторной батареей. Не все производители выпускают генераторы, укомплектованные батареей. В некоторых случаях ее придется приобретать отдельно. Запуск генератора с электрическим стартером выполняется при помощи специальной кнопки на панели управления либо поворотом ключа, как в автомобиле.

3. Автоматическая система запуска.

Электрогенератор с автоматической системой запуска включается сразу же после того, как основной источник питания прекратит подачу электроэнергии. На только что включенный генератор не следует сразу подавать нагрузку. Нужно дать ему поработать на холостом ходу некоторое время, чтобы двигатель достаточно прогрелся и его работа стабилизировалась.

Запуск газового генератора

В случае с газовыми генераторами также важно перед запуском проверить уровень масла и полностью отключить нагрузку.

После этого необходимо осуществить следующие действия:
1. Откройте кран подачи газа.
2. Установите выключатель двигателя в положение «ON».
3. Воздушная заслонка должна находиться перед запуском в положении «Закрыто» (CLOSED).
4. В остальном действия по запуску аналогичны работе с любыми другими генераторами.

Читайте также  Хороший ремень генератора рено логан

Обкатка двигателя

Если запуск генератора осуществляется впервые, следует выполнить обкатку двигателя. Данная операция способствует правильному введению оборудования в эксплуатацию и продлевает срок его службы. Обкатка начинается с двухчасовой работы электрогенератора с 50% нагрузкой. На начальном этапе следует регулярно (каждые 4 часа работы) проверять уровень масла. При обкатке масло следует заменить после первых 20 часов работы.

Остановка генератора

1. Отключите нагрузку полностью.
2. Дайте двигателю несколько минут поработать в режиме холостого хода.
3. Отключите зажигание.
4. Перекройте кран подачи топлива.

Регулярная эксплуатация: советы

1. Длительный простой вреден для оборудования, так как способствует сокращению срока его службы. Любой электрогенератор должен работать не менее двух часов в течение каждого месяца.
2. Частые запуски-остановки вредны.
3. Генераторы с воздушным охлаждением нуждаются в притоке свежего воздуха. Особенно это важно при эксплуатации в условиях высоких температур.

Как обеспечить автоматический запуск генератора при отключении электричества

Отправим материал на почту

  • ABP для генератора
  • Про ABP в деталях
  • Виды ABP
  • Устройство ABP
  • Описание возможных методов подключения ABP
  • Можно ли подключать сварку при работе ABP
  • Заключение

Когда в доме пропадает свет, люди ведут себя по-разному, так как для кого-то это просто невозможность посмотреть телевизор, а для кого-то блокировка деятельности, особенно, если у человека есть какая-то мастерская, оборудованная электроприборами. Понятно, что во втором случае автоматическое включение генератора при отключении электричества будет насущной потребностью. И в этой статье речь пойдет именно об автоматическом, а не ручном запуске резерва.

ABP для генератора

Аббревиатура ABP, с которой вам придется сталкиваться, если вы хотите наладить автоматический запуск генератора, расшифровывается как автоматическое включение (ввод) резерва. Необходимо ли подобное устройство для дома – решать, конечно, придется вам, но если в хозяйстве имеется мастерская, оборудованная электроприборами, и она приносит доход, то, скорее всего, решение будет положительным.

Современные ABP, обеспечивающие бесперебойную подачу электроэнергии при помощи дизельного, газового или карбюраторного устройства, абсолютно не нуждаются во вмешательстве человека в запуск и работу на протяжении всего процесса обслуживания. При выборе ABP вам придётся обратить внимание на скорость его реагирования, то есть, это может быть мгновенный запуск или с незначительной задержкой. Но, как бы там, ни было, какая-то пауза будет в любом случае, так как двигатель должен запуститься, хотя для автозапуска генератора уйдет не больше секунды.

Про ABP в деталях

Автоматический ввод резерва представляет собой устройство автозапуска для генераторов, которое переключает потребление энергии с основного источника питания на резервный и наоборот. На рынке электротехники можно встретить дизельные, газовые и карбюраторные модели двухфазных и трехфазных генераторов, в которых интеграция ABP предусмотрена заводом-производителем. Все, что потребуется от пользователя, это установка специального переключателя, где положение клемм управляется трансформаторной подстанцией от основного источника электроэнергии.

Установить блок ABP можно не только для карбюраторного, дизельного или газового генератора, но и для источника бесперебойного питания (ИБП), работающего от аккумуляторов. Для этого понадобиться специальный шкаф для ввода резерва, но также его можно разместить на общем щите в электрическом шкафу. Примечательно, если используется газовый генератор, то шкаф с выносным ABP можно размещать в непосредственной близости к такому агрегату.

Если говорить об основной задаче ввода резерва, то она состоит в переключении клемм с основного источника питания при его отключении на клеммы от резерва, а также включение клемм для автозапуска генератора. Когда основная сеть возобновляет подачу электроэнергии, двигатель агрегата отключается, а контакты перебрасываются обратно, на централизованное распределение электроэнергии.

Видео описание

Генератор с автозапуском для дома и дачи. Автономное и практичное решение.

Виды ABP

Все блоки автоматического ввода резерва можно классифицировать по следующим признакам:

  • напряжение;
  • секции ввода резерва (количество);
  • тип сети (одно- и двухфазные);
  • мощность.

Схему подключения автоматического запуска генератора можно настроить так, чтобы запускалась не вся разводка, питаемая основным источником, а лишь те блоки, где отключение может быть критичным. Например, в больнице так подключают реанимацию и операционную, а в частном секторе – мастерскую и/или пилораму. Сделать это несложно: при монтаже разводки жизненно важные или технически критичные блоки выводятся отдельно от всех остальных, поэтому ABP врезают непосредственно в эту цепь.

Устройство ABP

Все системы автоматического запуска генератора состоят из трех основных блоков.

  • Контакторы или клеммы, для коммутации входных и нагрузочных цепей;
  • Логические и индикационные устройства.
  • Блоки реле, ответственных за управление (пуск/стоп) генератором.

ABP может стать палочкой-выручалочкой не только при отключении основной ЛЭП, но и при провалах напряжения, что иногда может происходить на загородных участках из-за слабых трансформаторных подстанций. То есть, включение в схему функции запуска при падении напряжения до 90% (вместо 220 V — 200 V) от потребности. Это позволит работать электродвигателям без перебоев и лишней нагрузки. При таком варианте системы автозапуска генератора позволяют сэкономить на ремонте и закупке нового оборудования. За пуск схемы резерва отвечает контактная группа, а за входным напряжением наблюдает РКФ или реле контроля фаз.

Теперь при помощи схемы, расположенной выше, немного подробнее рассмотрим, как дизель или бензогенератор с автоматическим запуском позволяет устранять провалы (полное отключение или понижение) в напряжении от основного источника питания. Здесь тоже все очень просто: когда стабильно поступает ≈220 V, реле контроля фаз удерживает клеммы в обычном замкнутом состоянии. При какой-либо поломке со стороны ЛЭП насыщение соленоида РКФ становится слабым и не может удержать эти клеммы, следовательно, они размыкаются. В тех ситуациях, когда присутствует инвертор, как это указано на вышеприведенной схеме, он начитает генерировать ≈220 V, которые необходимы потребителю. Если основное питание не могут восстановить в течение времени, установленного в зависимости от мощности аккумуляторов, то контроллер подает команду для автозапуска к генератору.

Как только на контакторный блок поступает напряжение от основной трансформаторной подстанции, система автоматического запуска генератора срабатывает в обратном порядке – клеммы переключаются и вся схема запитывается по предусмотренному проекту. Если говорить проще, то сигнал при восстановлении трансформатора от ЛЭП дает команду на заслонку топливного шланга, будь то бензин, соляр или газ. Заслонка блокирует подачу топлива и двигатель останавливается.

Важно! В тех случаях, когда для критического оборудования, запуск которого будет осуществляться от автоматического ввода резерва, нужна чистая синусоида, возникает потребность в инверторе, который конвертирует аппроксимацию в чистую линию. Об этом вы сможете узнать из другой статьи.

Когда по схеме запрограммирован полный автоматический запуск генератора, то необходимость присутствия оператора в процессе не потребуется, если не считать планового техобслуживания устройства. Вся система ввода резерва полностью защищена от встречных токов и короткого замыкания. Но на схеме, которую мы использовали для рассмотрения работы ABP, не показаны вспомогательные реле и блокирующие устройства, отвечающие за безопасность. Вы просто ознакомились с принципом работы в общих чертах.

Все перечисленное выше вовсе не означает, что автоматическое управление запуском генераторов без участия оператора не допускает стороннего вмешательства человека. При возникновении внеплановой ситуации такое вмешательство не только возможно, но и необходимо. Это говорит о том, что на пульте управления ABP есть специальные кнопки, которыми можно менять настройки, то есть, самостоятельно переводить устройство из одного режима работы в другой и обратно.

В ABP, как минимум, можно реализовать три режима работы:

  • Ручной запуск.
  • Автоматический запуск.
  • Полуавтоматический запуск.

Видео описание

Переделка генератора под автозапуск.

Описание возможных методов подключения ABP

Когда осуществляется подключение генератора с автозапуском, самое главное в этом процессе позаботиться о том, чтобы исключить малейшую возможность попадания в схему встречных токов. Это может случиться при неправильном срабатывании контакторов, то есть, питание пойдет с двух источников. Вверху есть простенькая схема с клеммами K1 и K2, которые всегда должны находиться в разном положении. Когда включается один, другой обязательно размыкается и наоборот. На данный момент в интернете можно найти не одну схему, указывающую, как происходит автозапуск для бензогенератора, но общий принцип с учетом положения K1 и K2 никогда не изменится.

Также никогда не меняется место расположения ABP на схеме, хотя физически его можно повесить где угодно – даже на потолке. Суть врезки заключается в том, что автомат всегда будет между электросчетчиком и подстанцией и никто не станет ставить его после счетчика, чтобы не пришлось платить за электроэнергию, которую вы сами и производите.

Когда речь идет о частном доме, то автозапуск для генератора можно собрать по схеме, расположенной выше. Да, вы видите именно принципиальный варрант установки ABP, но для того, чтобы составить конкретную схему монтажа, нужно в точности знать расположение, вид и мощность оборудования, которое должно запускаться от резерва. Так что, если проявите немного смекалки, то подтянете эту схему к потребностям вашего здания и электроприборов, расположенных в нем.

Прежде чем самостоятельно собирать систему по принципиальной схеме, изучите этот вариант в деталях, как показано на изображении вверху. Здесь K1 и K2, это контакторы, о которых мы говорили выше, а обведенные окружностями цифры показывают номера клемм. То есть, если вы разберетесь с тремя схемами, приведенными в этом разделе (Описание возможных методов подключения ABP), то сами сможете установить автоматический запуск генератора для своего дома.

Можно ли подключать сварку при работе ABP

Вы, наверное, понимаете, что автозапуск бензогенератора, это хорошо, только вот не все мощное оборудование карбюраторный агрегат сможет вытянуть. Для примера мы рассмотрим выбор такого устройства, которого будет достаточно для работы электрической сварки, как одного из самых мощных потребителей энергии, возможных в бытовых условиях. При этом будем рассматривать компромиссные решения, когда главным прибором будет не только сварочный аппарат, но и генератор с дизелем, газом или карбюратором. Кстати, не меньшая мощность потребуется для столярной мастерской, если она укомплектована профессиональным оборудованием.

Итак, если ваша система автозапуска бензинового генератора оборудована инвертором и при этом выходная мощность агрегата, указанная в документах или на корпусе, совпадает с потребляемой мощностью сварки, это еще не все. Существуют не только основные, но и дополнительные величины, влияющие на напряжение:

  • потребляемая мощность сварочного аппарата;
  • диапазон напряжения;
  • maximum инвертора по сварочному току;
  • параметры вольтажа дуги;
  • предполагаемая длительность рабочего процесса;
  • КПД.

Примечание: также важно учитывать состояние электрической проводки в здании и режимы сварочных работ, предусмотренные на то время, когда осуществится автоматический запуск генератора при отключении электричества.

Очень важно учитывать фактор ложной информации, то есть не особо мощные инверторы, подключенные в схему ABP не всегда способны выдать 220 V. Но в таких случаях обращаемся к техническим параметрам сварочного аппарата и, если агрегат способен работать при напряжении 150-200 V, значит, все в порядке и проблем у вас не возникнет.

Когда заранее известно, что при отключении основного источника питания будет совершен автоматический ввод резерва, и при этом будут производиться сварочные работы, не лишним будет изучить таблицу, приведенную выше. Так вы сможете подобрать оптимальное соотношение для генератора с ABP и аппарата электросварки.

Совет: при выборе соотношения мощности генератора и сварочного аппарата лучше всего, если на выходе будет запас, то есть, при вводе резерва вы получите больше, чем нужно для работы оборудования.

Заключение

Следовательно, автозапуск генератора не представляет какой-то особой сложности, особенно, если заводом-изготовителем на агрегате предусмотрен интегрированный блок ABP. Если приобретение такой модели покажется вам дорогим удовольствием, то всегда можно установить наружный ввод резерва, используя схемы, предложенные в этой статье.

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: