Щетки генератора ямз 238

Щетки генератора ямз 238 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д Электрооборудование работает в однопроводной системе постоянного тока

Щетки генератора ямз 238

Щетки генератора ямз 238

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Электрооборудование работает в однопроводной системе постоянного тока с номинальным напряжением 24В. Отрицательный полюс источника тока соединяется с корпусом.

ГЕНЕРАТОРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

На силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации могут устанавливаться генераторы нескольких моделей (см. раздел «Комплектация»).

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 1322.3771

Генераторная установка 1322.3771 состоит из трехфазного генератора переменного тока, встроенных конденсатора емкостью 2,2 мкФ и интегрального регулятора напряжения Я120М12И, предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 1322.3771

температуре окружающей среды и генератора

25±10ºС и напряжении 26 В, об/мин, не более:

при токе нагрузки 28 А

25±10ºС, частоте вращения ротора 5000 мин-1 и токе нагрузки 16 А с подключенной аккумуляторной батареей должно быть 28,4±0,6 В.

На генераторе имеются следующие выводы:

« + » – для соединения с аккумуляторной батареей (АКБ) и нагрузкой;

« +Д » – для подключения лампочки контроля зарядки АКБ и для соединения со счетчиком моточасов;

« Ш » – для соединения с включателем стартера и приборов (замок зажигания);

« W » – вывод фазы для соединения с тахометром.

В крышке со стороны контактных колец установлены: выпрямительный блок; пластмассовый щеткодержатель с регулятором напряжения, закрепленный на крышке двумя винтами; помехоподавляющий конденсатор, установленный сверху на крышке.

Интегральный регулятор напряжения Я120М12И – изделие неразборное и неремонтоспособное.

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ Г-273В2

Генераторная установка Г-273В2 состоит из трехфазного синхронного генератора переменного тока с электромагнитным возбуждением, встроенных выпрямительного блока БПВ 46-65-02 и интегрального регулятора напряжения Я120М1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА Г-273В2

Номинальное напряжение, В 28

Выпрямленный ток, А, не менее 45

Частота вращения ротора при температуре

напряжении 26 В, мин-1, не более:

Напряжение генератора (напряжение настройки интегрального устрой- ства) в положении посезонной регулировки «лето» при токе нагрузки 10±0,5 А, частоте вращения ротора генератора 3500±105 мин-1, температуре окружающей среды 25±10ºС и включенной аккумуляторной батарее должно находиться в пределах 27…28 В, а при положении посезонной регулировки «зима» должно быть на 1,5…3 В выше.

Давление на щетки при сжатии пружин до 17,5 мм, Н (кгс)

Масса генератора без шкива, кг, не более 5,2

Генераторная установка Г-273В2 имеет устройство посезонной регулировки напряжения, которая осуществляется винтом, находящимся на кожухе щеткодержателя. При вывернутом винте обеспечивается летняя регулировка, при ввернутом до упора винте – зимняя регулировка.

Интегральный регулятор напряжения Я120М1 – изделие неразборное и неремонтоспособное.

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 1702.3771

Генераторная установка 1702.3771 состоит из трехфазного генератора переменного тока, встроенных конденсатора емкостью 2,2 мкФ и регулятора напряжения 2712.3702 предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 1702.3771

Номинальное напряжение, В 28

Максимальный ток нагрузки генератора, А 50

Частота вращения ротора при температуре окружающей среды и генератора 25±10ºС и напряжении 28 В, об/мин, не более:

без нагрузки 1100

при токе нагрузки 30 А 1900

На генераторе имеются следующие выводы:

« + » – для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;

« – » – для соединения с регулятором напряжения;

« +Д » – для соединения со счетчиком моточасов;

« Ш » – для соединения с регулятором напряжения и пусковой кнопкой (два вывода);

« W » – вывод фазы для соединения с тахометром.

Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором и щеткодержателем с протяжной вентиляцией.

Генератор состоит из следующих частей: статора; ротора; крышки со стороны контактных колец со встроенным выпрямительным блоком и конденсатором; щеточного узла, устанавливаемого на крышке со стороны контактных колец; крышки со стороны привода; вентилятора и шкива.

Статор набран из отдельных пластин, соединенных в пакет и имеет 36 пазов, в которые заложена трехфазная обмотка.

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной на каркасе, с установленной внутри втулкой, к торцам которой примыкают два полюсных наконечника, образующих двенадцатиполюсную магнитную систему, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Втулка с катушкой возбуждения, полюсные наконечники, контактные кольца и подшипник напрессованы на вал.

Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу для крепления генератора на двигателе.

Крышка со стороны привода изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и две лапы для крепления генератора на двигателе. В крышке установлен подшипник.

Вентилятор и шкив установлен на вал генератора на шпонке и закреплен гайкой с шайбой.

ГЕНЕРАТОР МОДЕЛИ 6582.3701-03

Генераторная установка 6582.3701-03 состоит из трехфазного синхронного генератора переменного тока с электромагнитным возбуждением, встроенных выпрямительного блока БПВ-17-100-02 и интегрального регулятора напряжения типа Я120М1, предназначенные для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА 6582.3701-03

Номинальное напряжение, В 28

Максимальный ток нагрузки генератора, А 80

Частота вращения ротора при температуре окружающей среды и генератора 25±10ºС и напряжении 26 В, об/мин, не более:

без нагрузки 1180

при токе нагрузки 60 А 2200

Ток возбуждения, А 3,2±0,2

Давление на щетки при сжатии пружины до

При токе нагрузки 30 А, частоте вращения ротора генератора 3500±175 об/мин, температуре окружающей среды 25±10ºС и включенной аккумуляторной батарее напряжение генератора должно находиться в пределах 27,0…28,0 В в положении посезонной регулировки «лето», а при положении посезонной регулировки «зима» должно быть 28,8…30,2 В.

Генератор состоит из следующих частей: статора; ротора; крышки со стороны контактных колец со встроенным выпрямительным блоком, имеющим три дополнительных диода; крышки со стороны привода; щеткодержателя с интегральным регулятором напряжения; вентилятора и шкива.

Статор набран из отдельных пластин, соединенных в пакет и имеет 36 пазов в которые заложена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда». Ротор состоит из напрессованных на вал стальной втулки с катушкой возбуждения и стальных полюсов, прилегающих к втулке и перекрывающих обмотку. Крышка со стороны контактных колец, имеет вентиляционные окна. В крышку вмонтирован выпрямительный блок. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные окна. В крышке установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из щеткодержателя со щетками и интегрального регулятора напряжения. Вентилятор и шкив установлен на вал генератора на шпонке и закреплен гайкой с шайбой.

Генераторная установка имеет устройство посезонной регулировки напряжения, которая осуществляется винтом, находящимся на кожухе щеткодержателя. При вывернутом винте обеспечивается летняя регулировка, при ввернутом до упора винте – зимняя регулировка.

Ремонт и подключение генератора на грузовых автомобилях МАЗ

Генератор МАЗ является источником электроэнергии бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. Питание потребителей осуществляется параллельно с аккумуляторной батареей (АКБ). Сеть устроена так, что при напряжении генератора более 24 В начинается заряд аккумуляторов, а менее — наоборот. На автомобилях МАЗ устанавливаются агрегаты различных типов, отличающихся между собой мощностью и способом подключения. Однако их конструкция и принцип действия одинаковы.

Читайте также  Что такое тормозной момент генератора

Устройство

Генераторная установка (ГУ) представляет собой трехфазную синхронную машину с возбуждением от постороннего источника питания и выпрямительным блоком. Для контроля величины выходного напряжения и поддержания его в заданных пределах, установлен интегральный регулятор напряжения.

Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. Вращающееся магнитное поле ротора, пересекая обмотки статора, наводит в них ЭДС, которая через выпрямительный блок подключается к нагрузке. Основными элементами генератора являются:

  • ротор;
  • статор;
  • передняя и задняя крышки со встроенным выпрямителем;
  • щеткодержатели с интегральным регулятором напряжения;
  • шкив и крыльчатка вентилятора.

Ротор генератора представляет собой вал из электротехнической стали, на который намотана обмотка возбуждения (индуктор). Питание к ней подводится через 2 контактных кольца, установленных со стороны задней крышки. На вал напрессованы 12 клювообразных магнита. На обоих концах ротора установлены шарикоподшипники.

Обмотка статора трехфазная, состоит из 36 катушек. Каждая фаза имеет по 12 последовательно соединенных обмоток, расположенных в пазах статора и смещенных одна относительно другой на 120°. Электрическое соединение полюсов выполнено по принципу «звезда». Выходные клеммы фаз соединены с выпрямительным блоком.

На задней крышке генератора установлены выпрямительный блок, регулятор напряжения и щеткодержатели. Элементы корпуса отлиты из алюминиевого сплава. В центре каждой крышки имеется место для установки подшипника. Крыльчатка вентилятора устанавливается на задний конец вала, удерживается от проворачивания шпонкой и фиксируется гайкой. Подобным способом крепится двухручейковый шкив на валу якоря в передней части ГУ. Устройство генераторов различных моделей автомобилей МАЗ одинаково и отличаются только способом подсоединения к сети.

Как подключить генератор МАЗ

Исправная работа приборов бортовой сети во многом зависит от правильности подключения ГУ. Если МАЗы знаменитой пятисотой серии могли работать, обходясь одной батареей, то на современных машинах такое невозможно. Наличие большого количества электронных приборов и гаджетов увеличило энергопотребление сети и требует дополнительного источника питания.

Схема подключения генератора МАЗ зависит от его типа. Однако во всех случаях должно осуществляться питание индуктора и подключение нагрузки, в качестве которой выступает бортовая сеть и АКБ. Клеммы для соединения находятся на задней крышке и обозначаются буквами «Ш» и «+Д» для обмотки возбуждения и «+» — для нагрузки (замок зажигания).

Выход одной из фаз ГУ подключается к тахометру. Вывод «В» соединен с реле блокировки генератора и контрольной лампой заряда батареи. Схема включения проста, однако требует внимания при выполнении работ.

Неисправности

Поломки ГУ могут быть как в электрической, так и в механической части. Признаками дефектов являются отсутствие зарядного тока при работе двигателя автомобиля или падение напряжения в момент включения большой нагрузки. В первом случае неисправность чаще всего связана с отсутствием тока возбуждения или выходом из строя регулятора напряжения, а во втором — с пробуксовкой приводного ремня.

Все дефекты устраняемые, кроме тех, которые связаны с повреждением обмоток статора и ротора. В этом случае необходима агрегатная замена механизма.

Ремонт

Для устранения неисправностей ГУ необходимо демонтировать со штатного места. Выявить неисправность можно только разобрав устройство. В результате должно получиться 2 половины: первая, состоящая из передней крышки со шкивом и якорем, вторая — из задней крышки и статора. Для проведения проверок и замеров обмотку статора отсоединяют от выпрямительного блока. Катушки проверяют на целостность и пробой на корпус.

Для измерения сопротивления обмоток используют тестер, а замыкания на корпус — мегаомметр на 100 В.

Использование контрольных ламп на 220 В запрещено по требованиям безопасности. Аналогично проверяется обмотка возбуждения. Поврежденные элементы подлежат замене.

При проверке выпрямителя прозванивают все диоды в прямом и обратном направлении. Дефектные детали выпаиваются и заменяются исправными. Обязательной проверкой является тестирование работоспособности регулятора напряжения, который часто называют «шоколадка». Для этой цели используется контрольная лампа на 24 В. Этими действиями проверяется целостность цепи подачи тока возбуждения на обмотку ротора.

Обслуживание

Уход за генератором должен быть регулярным. В связи с тем что его демонтаж связан с дополнительными сопутствующими работами, во время нормальной эксплуатации ограничиваются периодическим наружным осмотром. При этом следят за тем, чтобы на корпус ГУ не попадала вода, а соединительные провода не касались вращающихся частей. Проводники с поврежденной изоляцией должны быть заменены или заизолированы. Уход за подшипниковыми узлами, контроль износа и замену щеток совмещают с ремонтом во время полной разборки ГУ.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 1.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 1.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740

Часть 1

Генератор является основным источником электрической энергии на автомобиле. Вал генератора приводится во вращение от шкива на коленчатом валу двигателя клиновидным ремнем. Передаточное число клиноременной передачи 1,7-2,0. При движении автомобиля частота вращения коленчатого вала при холостом ходе у современных двигателей составляет 450-600, а максимальная частота — до 3000 мин-1. Таким образом, кратность изменения частоты вращения вала дизельного двигателя, а следовательно, и вала генератора может достигать 4,5-6,0.

Напряжение генератора зависит от частоты вращения его вала. Чем выше частота, тем больше напряжение генератора. Однако все приборы электрооборудования автомобиля, особенно лампы и контрольно-измерительные приборы, рассчитаны па питание от постоянного напряжения 24 В. Поддержание постоянства напряжения генератора независимо от изменения частоты вращения и нагрузки генератора (включения потребителей) выполняет специальный прибор, называемый регулятором напряжения.

При снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 700-800 мин-1 напряжение генератора становится меньшё напряжения аккумуляторной батареи. Если батарею не отключить от генератора, она начнет разряжаться на генератор, что может привести к перегреву изоляции обмоток генератора и разряду аккумуляторной батареи. При увеличении частоты вращения вала двигателя необходимо вновь включить генератор в систему электрооборудования. Включение генератора в систему электрооборудования, когда его напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключение генератора от сети, когда его напряжение ниже напряжения аккумуляторной батареи, выполняет специальный прибор, называемый реле обратного тока.

Генератор рассчитан на отдачу определенной максимальной для данного генератора силы тока, однако при неисправности в системе электрооборудования (разряженная аккумуляторная батарея, короткое замыкание и т.д.) генератор может отдавать ток больший, чем тот, на который он рассчитан.

Длительная работа генератора в таком режиме приведет к его перегреву и сгоранию изоляции обмоток. Для защиты генератора от перегрузки служит специальный прибор, называемый ограничителем тока.

Все три прибора: регулятор напряжения, реле обратного тока и ограничитель тока объединены в одном устройстве, называемом реле-регулятором.

В генераторах переменного тока реле обратного тока и ограничитель тока могут отсутствовать, но конструкция генератора предусматривает устройства, выполняющие функции этих приборов.

На современных автомобилях «устанавливают генераторы переменного тока, что вызвано преимуществами их конструкции перед генераторами постоянного тока: меньшая масса при той же мощности, большой срок службы, меньший расход меди (в 2-2,5 раза), возможность повышения передаточного числа от двигателя к генератору до 2,5-3,0. В этом случае при частоте вращения холостого хода двигателя генератор отдает до 25-50% своей мощности, что улучшает условия заряда аккумуляторной батареи на автомобиле, а следовательно, ее срок службы и пуск двигателя.

Читайте также  Хендай портер натянуть ремень генератора

На рис. 44 показано устройство генератора Г-272 переменного тока. Генератор имеет статор 6 с трехфазной обмоткой, выполненной в виде отдельных катушек, насаженных на зубцы статора. В каждой фазе имеется по шесть катушек, соединенных последовательно. Фазные обмотки статора соединены звездой и их выходные зажимы подключены к выпрямительному блоку 10.

Пакет статора набран из отдельных пластин электротехнической стали. Обмотка возбуждения 4 генератора выполнена в виде катушки и помещена на стальной втулке внутри клювообразных полюсов ротора 13. Втулка, клювообразные полюса ротора и контактные кольца 5 жестко закреплены на валу 3 ротора (прессовая посадка на накатку). Магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, проходя через торцы клювообразных полюсов, образует северные и южные полюса на роторе (рис. 44, б). При вращении ротора магнитное поле полюсов ротора пересекает витки катушек обмотки статора, индуктируя в каждой фазе переменную э.д.с.

Ток к обмотке возбуждения подводится через щетки 8 и контактные кольца, к которым припаяны концы обмотки возбуждения. Щетки укреплены в щеткодержателе 9. У генераторов переменного тока в контакте между щеткой и контактным кольцом отсутствует коммутация и значительно меньше сила тока, проходящего через щетку. Поэтому срок службы щеток у генераторов переменного тока значительно выше, чем у генераторов постоянного тока.

Статор генератора с помощью стяжных болтов закреплен между крышками 1 и 7, которые имеют кронштейны крепления генератора к двигателю. В крышке 1 со стороны привода вверху имеется резьбовое отверстие для крепления натяжной регулировочной планки приводного ремня генератора. Крышки отлиты из алюминиевого сплава.

С целью уменьшения износа посадочное место под шарикоподшипник в крышке 7 и отверстие в кронштейнах крышек армированы стальными втулками 11. В крышках установлены шариковые подшипники 2 и 12 с двусторонним уплотнением и смазкой, заложенной на весь срок службы подшипника.

На выступающий конец ротора крепятся наружный вентилятор 14 и шкив 15. В крышках имеются вентиляционные окна для прохода охлаждающего воздуха. Направление потока воздуха — от крышки 7 к вентилятору. Приводной шкив в зависимости от типа автомобиля может иметь различные диаметр и сечение ручья под ремень. Этим достигается унификация генераторов для различных типов автомобилей.

В крышке 7 устанавливается выпрямительный блок 10, собранный из кремниевых вентилей (диодов), допускающих рабочую температуру +150°С.

Установка генератора ямз 238

Устройство и принцип функционирования генератора на автомобилях марки МАЗ. Схема подключения генераторной установки. Особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта ГУ на грузовиках производства Минского автомобильного завода. Основные причины возникнове

  1. Схема генератора МАЗ
  2. Блок монтажный МАЗ — БСК-4
  3. Советы по эксплуатации
  4. Технические характеристики генераторных установок
  5. Система электроснабжения и электропуска
  6. Аккумуляторные батареи
  7. Генераторная установка
  8. Стартер
  9. Выключатель массы батарей
  10. Электрофакельное устройство (ЭФУ)
  11. Электрооборудование предпускового подогревателя
  12. Схема подключения замка зажигания маз
  13. Схемы и замены генераторов на КАМАЗ. 1312.3771 на Г273В1
  14. Необходимость ухода за КПП
  15. Модификации
  16. – –
  17. Дополнительное оборудование
  18. Схема подключения стартера ямз 238

Схема генератора МАЗ

Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы. Наличие постоянных магнитов обеспечивает надежное самовозбуждение генератора при пуске, как при работе с аккумуляторной батареей, так и без нее.

Наличие постоянного напряжения на выводе может использоваться в целях сигнализации о начале работы генератора, для чего к нему могут подключаться контрольные лампы, реле блокировки стартера и прочее.

На другой малогабаритной керамической плате расположены структуры кристаллы транзистора предоконечного каскада Т2, выходного транзистора Т3 и гасящего диода Д1. Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею.

При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды. Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца.

Страница 1 из 3 Особенности системы электроснабжения автомобиля МАЗ Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Генератор ЯМЗ вырабатывает ток.

Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу крепления генератора на двигателе. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора.

Ротор установлен в подшипниках КС9 Международное обозначение
Ремонт генератора Г 273 Камаз,МАЗ …

Блок монтажный МАЗ — БСК-4

В системе электрооборудования современных автомобилей МАЗ-6430 применяется монтажный блок предохранителей и реле (блок бортовой системы) марки БСК-4 (ТАИС.468322.003) производства Минского завода ОАО “МПОВТ”. В конструкции монтажного блока для крепления электронных компонентов, реле и предохранителей используется многослойная, печатная плата. При коротких замыканиях в электропроводке автомобиля и токопроводящих жгутах происходит выход блока из строя. Так-же может применятся аналог БСК-4 с наименованием БКА-4.

Ремонт монтажного блока БСК-4 при дефектах в многослойной печатной плате производится нашими специалистами. При невозможности ремонта, требуется замена. Чтобы избежать выхода из строя монтажного блока БСК-4 нужно следить в первую очередь за соответствием номиналов предохранителей, а так-же состоянием электропроводки грузового автомобиля.

Автоэлектрика (электрика) и электроника автомобиля МАЗ имеет свои особенности, недостатки и достоинства, и эти особенности надо учитывать при эксплуатации грузовой машины МАЗ. Мастер, специализирующийся на ремонте автоэлектрики МАЗ имеет большой опыт работы по ремонту автоэлектрики (электрики) и знает слабые места в электрике автомобилей марки МАЗ. Навыки и опыт очень важны в работе хорошего грузового автоэлектрика (электрика) на выезде, чтобы минимизировать финансовые потери заказчика из-за простоя.

Советы по эксплуатации

Генератор автомобиля МАЗ необходимо периодически проверять. При использовании придерживайтесь следующих правил:

  1. Не проверяйте состояние схем генератора МАЗ лампочкой либо мегомметров с напряжением более 26 В;
  2. Не допускайте осмотра агрегата замыканием клемм;
  3. Не отключайте провода от вывода, а также аккумулятор при работающей установке.

Согласно схеме подключения генератора МАЗ строго соблюдают полярность. Натяжение ремней проверяют только после остановки двигателя и аккумулятора.

Во время мойки автомобиля следует соблюдать осторожность. Поэтому следите за тем, чтобы вода не попала в деталь. Иначе со временем возникнут поломки, которые приведут к ремонту запчасти.

Электрооборудование

На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 до июля 1968 г . устанавливались генераторы постоянного тока: экранированный Г-107Б и не-экранированный Г-105Б. С июля 1968 г . двигатели комплектовались генераторами переменного тока Г-270А, а с марта 1971 г .— генераторами переменного тока Г-271.

Генераторы постоянного тока

Генераторы Г-105Б и Г-107Б одинаковы по конструкции и имеют одну техническую характеристику. Проверку работы генератора можно производить непосредственно на двигателе или на специальном контрольно-испытательном стенде. К генератору нужно подсоединить амперметр, вольтметр и реостат, как показано на схеме (рис. 93, а), и проверить соответствие параметров генератора технической характеристике. Для проверки генератора, работающего в режиме электродвигателя, необходимо включить приборы по схеме, указанной на рис. 93, б. Генератор при работе на холостом ходу в режиме электродвигателя должен потреблять ток не более 7,2 А при напряжении на клеммах 24 В. Если при проверке работы генератора обнаружены значительные отклонения от технической характеристики, следует найти причину и отремонтировать генератор. Разборка. Прежде всего очищают генератор от грязи, масла, протирают сухой салфеткой, вывертывают стяжкой винт, снимают защитную ленту 3 (рис. 94), вывертывают винты крепления наконечников щеточных проводов, приподнимают крюком рычажки щеток и извлекают щетки. Если щетки пригодны для дальнейшей эксплуатации, необходимо их пометить, чтобы при последующей сборке установить в свои щеткодержатели. Отвернув гайку 10 крепления шкива генератора, специальным съемником снимают шкив 9 и вынимают из паза вала якоря шпонку.

Читайте также  Щетки генератора киа сид 2008 артикул

Расшплинтовав и вывернув винты крепления крышки 19, снимают крышку с прокладкой, отвертывают гайку 18, снимают шайбу, вывертывают стяжные болты и снимают крышку / генератора. Для удобства снятия крышки на ней против отверстий под стяжные болты выполнены щели для отверток. Затем извлекают якорь 6 в сборе с крышкой 8, спрессовывают крышку 8 с вала якоря и разбирают крышки 1 и 8.

После разборки генератора металлические детали промывают в керосине или бензине, а детали, имеющие изоляцию, протирают салфеткой, слегка смоченной бензином. Якорь и корпус после чистки необходимо просушить. Якорь генератора заменяют при наличии межвиткового замыкания, обрыва секций, замыкания обмотки на массу и невозможности устранения неисправностей без перемотки якоря. Определение межвиткового замыкания производится на индукционном аппарате ППЯ-5. При проворачивании якоря на индукционном аппарате и прикосновении стальной пластины последовательно к отдельным секциям якоря дребезжание пластины укажет на секцию с корот-козамкнутыми витками.

Замыкание на массу проверяется подключением витков якоря через лампочку к сети переменного тока (рис. 95). Определение обрыва или межвиткового замыкания, а также выявление замкнутой на массу секции производится пропусканием тока от аккумуляторной батареи через обмотку якоря и замером напряжения на коллекторных пластинах чувствительным милливольтметром. Если коллектор имеет значительную выработку или биение рабочей поверхности более 0,05 мм относительно опорных шеек вала, его необходимо проточить. После проточки специальным шабером следует выбрать изоляцию между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм по всей ширине (рис. 96), затем коллектор шлифуют мелкой стеклянной шкуркой, а щетки притирают к коллектору.

Катушки возбуждения в сборе с корпусом проверяют на отсутствие обрыва обмотки, замыкания обмотки или выводной клеммы на корпус и на отсутствие межвиткового замыкания. Для проверки обмотки на отсутствие обрыва необходимо конец обмотки отсоединить от щеткодержателей и соединить его и клемму Ш с контрольной лампой. При отсутствии обрыва лампа должна гореть. Для проверки обмотки возбуждения и выводной клеммы на отсутствие замыкания на корпус необходимо наконечники контрольнон лампы соединить с клеммой Ш и корпусом генератора (см. рис. 97). При отсутствии замыкания лампа гореть не должна. Необходимо следить, чтобы во время проверки наконечник провода обмотки, отсоединенный от щеткодержателей, не касался корпуса генератора.

Обмотки возбуждения на отсутствие межвитковых замыканий следует проверить при помощи омметра (лучше всего на приборе ППЯ-5). Обшее сопротивление соединенных последовательно четырех катушек должно быть 17,48—19,32 Ом.

Если в результате проверки обнаружится обрыв обмотки, замыкание на корпус или межвитковое замыкание, нужно убедиться, где находится неисправность. При невозможности устранить повреждение

без перемотки катушки заменяют. Для снятия неисправных катушек с корпуса генератора необходимо сделать метки на полюсах и корпусе генератора с тем, чтобы при сборке устанавливать полюсы на места, откуда они были сняты; при помощи прессотвертки вывернуть винты, крепящие полюсы к корпусу и снять полюсы; снять катушки с полюсов.

Установка новых катушек на полюсы должна быть свободной, без применения значительных усилий во избежание повреждения обмотки. Установка полюсов в корпус должна производиться по меткам. Головки винтов после затяжки закернивают с двух сторон. Щетки заменяются, если имеются трещины, сколы и другие механические повреждения, отсутствуют щеточные провода, если высота щетки в результате износа менее 17 мм , а поверхность щетки насыщена маслом. Перед установкой новых щеток их следует притереть к коллектору. Притирка выполняется па специальном приспособлении, состоящем из крышек генератора, укрепленных на панели. Для притирки нужно проволочным крючком оттянуть рычаг щеткодержателя и между щеткой и коллектором ввести полоску мелкой стеклянной бумаги абразивной стороной к щетке. Затем, отпустив щетку, протаскивают полоску против направления рабочего вращения якоря до тех пор, пока щетка не будет прилегать к коллектору. При движении по направлению вращения щетку следует приподнимать.

Изолированные щеткодержатели проверяют при помощи контрольной лампы на отсутствие замыкания на крышку со стороны коллектора.

При исправной изоляции лампа гореть не должна. Неисправную изоляцию или крышку в сборе заменяют. Щетки в щеткодержателях должны передвигаться легко, без заедания. Шарикоподшипники не должны иметь заметного люфта. Радиальный люфт в шарикоподшипниках допускается не более 0,1 мм . Изношенные шарикоподшипники заменяют новыми.

объема закладывают свежую консистентную смазку ЛЗ-158 (ВТУ ТНЗ № 100—61) пли соответствующую ей по свойствам. На вал якоря со стороны шкива надевают упорную чашку и запрессовывают до упора подшипник в сборе с крышкой. Якорь в сборе с крышкой вставляют в корпус генератора и собирают крышку со стороны коллектора с фланцами, сальником и шарикоподшипниками. Сальник должен быть промыт и пропитай маслом, шарикоподшипник на 2/3 объема заполнен консистентной смазкой. Установив в корпус генератора крышку со стороны коллектора, стягивают крышки с корпусом стяжными болтами, проверяют легкость вращения якоря, затягивают и зашплпнтовывают гайку крепления подшипника со стороны коллектора. На вал со стороны привода устанавливают шпонку, напрессовывают шкив генератора, надежно затягивают гайку крепления, устанавливают прокладку и фланец крышки со стороны коллектора. Затем вставляют щетки в щеткодержатели, привертывают к щеткодержателям наконечники щеточных канатиков и обмотки возбуждения и динамометром проверяют давление пружин на щетки. Во время проверки под щетку подкладывают полоску бумаги и, постепенно оттягивают динамометр, пытаются протянуть полоску. В момент, когда полоска бумаги начнет двигаться, отмечают показания динамометра. Прижимное усилие щеточных пружин должно быть 650—1300 гс. Установив защитную ленту, генератор обкатывают на стенде в течение 5—10 мин без нагрузки при 2000 об/мнп После обкатки на холостом ходу генератор должен проработать под нагрузкой 5 мин. Нагружать генератор следует постепенно, начиная с 0 до номинального значения тока. По окончании обкатки проверяют техническую характеристику генератора.

Яков Кузнецов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные ремонтом автомобилей и подбором для них запасных частей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Яков Кузнецов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NEVINKA-INFO.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: